Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:08, курсовая работа
Цель: определить причину возникновения и завершения межличностных конфликтов в трудовом коллективе.
Задачи: 1. провести исследование межличностных отношений, направленности личности членов данного коллектива; 2. определить внешние и внутренние факторы возникновения и завершения конфликтов в коллективе;
Введение 2
Глава 1. Возникновение конфликтов в организации. 5
1.1 Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов. 5
1.2 Межличностные конфликты. 13
1.3 Оснавные стадии протекания конфликта в организации. 18
1.4 Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации. 20
Глава 2. Практическое применение исследования конфликтных ситуаций. 25
2.1 Диагностика предрасположенности работников к конфликтному поведению(по К.Томасу) 25
2.2 Тест на выявление степени агрессивности. 27
2.3 Анализ полученных результатов. 28
Глава 3. Пути урегулирования и разрешения конфликтов и стресса. 30
Заключение. 39
Приложение. 42
Список литеретуры. 54
Стремление выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий, возражений оппоненту, высказывания своей позиции. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой (такое бывает редко, но все же бывает), если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся.
Тест К. Томаса можно использовать при групповых обследованиях. Испытуемым было предложено 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому нужно выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению.
По методики К.Томаса были опрошены 6 работников одной организации, таблица №2.
Таблица 2.Участники эксперимента.
Испытуемые | Возраст | Стаж работы | Должность |
Юрий Иванович | 39 | 9 лет | Директор |
Сергей Иванович | 27 | 5 лет | Охранник |
Юлия Ильинична | 31 | 1 год | Кассир |
Владимир Петрович | 36 | 8 лет | Зам. Директора |
Евгений Максимович | 24 | 3 года | Менеджер |
Светлана Петровна | 21 | 1 год | Кассир |
Методом бальной оценки определены их типы поведения в конфликтной ситуации. Проведенные исследования подтвердили, что руководитель финансового и материально-технических отделов расположены к сотрудничеству. Руководитель службы охраны труда типичный соглашатель, предрасположенный к тактики избегания в конфликтной ситуации. Руководитель службы контроля качества привержен аргессивной конкуренции. Результаты обработки и обследования приведены в таблице №3.
Таблица 3.Результаты обработки полученных результатов в ходе иследования.
Тип поведения | Результаты проведенного теста. |
Конкуренция | 1 |
Приспособление | 0 |
Компромисс | 1 |
Избегание | 1 |
Сотрудничество | 3 |
Итого | 6 |
Таким образом, можно сделать вывод, что в целом большая часть работников имеет позитивный поведенческий тип в конфликтной ситуации. Поэтому производственный процесс не останавливается и психологическая ситуация на предприятии не кризисная. Результаты исследования дали возможность руководителю предприятия по новому оценивать ситуацию в управлении.
2.2 Тест на выявление степени агрессивности «Не слишком ли вы агрессивны?»
В иследовании принемали участие 6 работников одного и того же предприятия, таблица №4:
Таблица 4. Участники эксперимента.
Испытуемые | Возраст | Стаж работы | Должность |
Юрий Иванович | 39 | 9 лет | Директор |
Сергей Иванович | 27 | 5 лет | Охранник |
Юлия Ильинична | 31 | 1 год | Кассир |
Владимир Петрович | 36 | 8 лет | Зам. Директора |
Евгений Максимович | 24 | 3 года | Менеджер |
Светлана Петровна | 21 | 1 год | Кассир |
Испытуемым было предложено с помощью теста попробовать определить, достаточно ли вы корректны в отношении со своими сотрудниками и легко ли им общаться с вами. Для этого необходимо ответить на предложенные вопросы ответив на них одим из предложенных вариантов- А, В, С.
В результате проведения теста были получены следующие данные таблица №5:
Таблица 5. Полученные данные степени агрессивности.
Тестируемые | Количество баллов | Результат теста |
Юрий Иванович | 36 | Умеренно агрессивны |
Сергей Иванович | 40 | Умеренно агрессивны |
Юлия Ильинична | 30 | Чрезмерно миролюбивы |
Владимир Петрович | 38 | Умеренно агрессивны |
Евгений Максимович | 36 | Умеренно агрессивны |
Светлана Петровна | 48 | Излишне агрессивна |
Из результатов проведенного тестирования видно, что наиболее агрессивным в коллективе является один человек т.к набрал наибольшее количество баллов, один - «мягкий» и остальные являются умеренно агрессивными.
Это поможет вам понять, насколько верна ваша самооценка. Подчеркните ответ. Если вам не приходилось бывать в какой либо ситуации, то вообразите ее и представьте свое поведение в ней.
2.3 Анализ полученных результатов.
Современная жизнь любого человека связано с большими перегрузками, возникающие в результате формирования в стране новых социально-трудовых отношений в условиях становления рыночной системы хозяйствования и адаптации к ней работников. Способ противостояния этим перегрузкам известен - это превентивная подготовка к новым условиям и новому режиму деятельности. Для этого надо знать саму технологию подготовки и конкретные методы и приемы защиты человека от перегрузок, от критических ситуаций. Считается, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. Занятия по выработке различных стратегий решения жизненных задач повышают психологическую устойчивость человека в условиях, требующих напряжения духовных сил. Главную роль при этом играют не знания, а гибкость, которая позволяет своевременно изменять и тем самым нормализовать поведение. Основными симптомами стресса являются бессонница, повышенное кровяное давление, проблемы с сердцем, чрезмерное курение; спокойный тип - это беззаботные и спокойные люди, ориентированные на прошлое, мечтательная и неактивный. Они отличаются низкой склонностью к стрессам. Причиной стресса могут стать люди или требования профессиональной деятельности, которые нарушают размеренным течение их жизни; добросовестный тип. Они верят авторитетом и подчиняются традициям. Для них причинами конфликта являются люди, которые нарушают их планы и стереотипы поведения. Они имеют средний степень склонности к стрессам, но очень чувствительны к изменениям их привычной жизнедеятельности; тип, который не отстаивает - это люди, которые не могут постоять за себя и отстоять свои права. Они угождают другим избегают межличностных конфликтов, боятся проблемных отношений друг с другом. Внутреннее напряжение, возникающее на почве межличностных отношений, является частой причиной стрессов; жизнелюбивыйтип. В результате проделанной работы мы получили данные, о том, что среди 6 человек испытуемых, 1 работник имеет самую агрессивную степень поведения, 1 из них очень мягким, а остальные имеют умеренную степень агрессивности. Таким образом можно сделать вывод, что причиной межличностных конфликтов причина межличностных конфликтов в трудовом коллективе состоит в несовместимости ценностей и идеалов членов данного коллектива.