Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 19:14, реферат
Основой любой организации являются люди (коллектив), и без их функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив - формальная (формализированная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания). Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия.
Сущность и структура производственного конфликта 4
Функции конфликта 4
Структурные элементы и характеристики конфликта 7
Факторы возникновения и развития конфликтов 12
Причины конфликтов 12
Конфликтные личности. поведение в конфликтных ситуациях 16
Способы управления конфликтами в организации 22
Основные стратегии управления конфликтом: 22
Основные принципы и тактики разрешения конфликта. 23
Заключение 27
Источники 29
федеральное агентство по образованию
ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
Институт
педагогики, психологии и социологии
Реферат
Профилактика
и разрешение межличностных конфликтов
в организации
Красноярск, 2008
Содержание
Сущность и структура производственного конфликта 4
Функции конфликта 4
Структурные элементы и характеристики конфликта 7
Факторы возникновения и развития конфликтов 12
Причины конфликтов 12
Конфликтные личности. поведение в конфликтных ситуациях 16
Способы управления конфликтами в организации 22
Основные стратегии управления конфликтом: 22
Основные принципы и тактики разрешения конфликта. 23
Заключение 27
Источники 29
Введение
Основой
любой организации являются люди (коллектив),
и без их функционирование организации
невозможно. Трудовой коллектив - формальная
(формализированная) общность людей, объединенных
совместной деятельностью для достижения
определенных целей (производство продукции,
ремонт зданий, научные изыскания). Совокупность
объектных условий, в которых оказываются
люди в процессе совместной деятельности,
предопределяет и ограничивает способы
их взаимодействия. Количество потребностей,
которые могут быть удовлетворены в общении,
также оказывается ограниченным сложившимися
обстоятельствами. В связи с этим в коллективах
часто возникают производственные ситуации,
в ходе которых между людьми обнаруживаются
противоречия по широкому кругу вопросов.
Сами по себе эти разногласия и противоречия
могут выступать в качестве положительного
фактора движения творческой мысли. Конфликтные
ситуации, переходящие часто в конфликты,
являются неотъемлемой частью человеческих
отношений.
Сущность и структура производственного
конфликта
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - рассматривается в разных науках. В философии конфликт - понятие, отражающее стадию развития категории «противоречие», когда существующие противоположности доходят до своей крайности (полярность, антагонизм). В обществоведении (истории, политологии, социологии, социальной психологии) - процесс развития и разрешения противоречивых целей, отношений и действий людей, определяющийся объективными и субъективными причинами. В психологии конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными переживаниями.
Функции конфликта
Различными авторами выделяются основные функции и возможные результаты конфликта1. При этом главная функция конфликта - выявление проблем и противоречий в жизнедеятельности социального субъекта, определенной психологической системы (человека, группы, организации, общества), а также - определение путей разрешения этих противоречий и развития данного социального субъекта (психологической системы).
В целом можно выделить следующие функции:
Сигнальная функция - характеризует конфликт как показатель определенного состояния общества (что-то в системе расстроилось и нуждается в преобразованиях);
Информационная функция - отражение и выявление причин неблагополучия в системе;
Дифференцирующая функция - это процесс социальной дифференциации, отражающий переориентацию и перегруппировку задействованных в конфликте социальных сил;
Динамическая функция - способствование социальному прогрессу, где конфликт - это толчок развития и способ разрешения накопившихся противоречий.
Выделяется также функциональная противоречивость конфликта. Эта противоречивость основана на взаимодействии противоположно направленных тенденций. На основе такого понимания функциональной противоречивости польский ученый Я. Штумпски выделил следующие пять противоположных пар функций социального конфликта2:
различающая и отождествляющая функция (когда, например, в ходе конфликта интересы могут сблизиться или, наоборот, еще больше разойтись);
интегрирующая и дезинтегрирующая (либо противоборствующая сторона сплачивается, либо разрушается);
маскирующая и демаскирующая;
прогрессивная и регрессивная;
позитивная и негативная функции.
Ниже представлены более конкретные функции конфликта и его возможные последствия:
Позитивные (конструктивные) функции конфликта:
Выявление противоречий в системе (на уровне осознания и переживания).
Снятие напряжения («выпускание пара») во взаимосвязи, во взаимоотношениях между различными составляющими системы (между людьми, между различными ценностно-смысловыми ориентациями и т.п.).
Проверка для участников конфликта своих реальных и потенциальных возможностей, а также выявление недостатков (формирование более адекватной самооценки).
Мобилизация ресурсов и выявление скрытых возможностей системы.
Сплочение участников конфликта, обусловленное совместным разрешением (преодолением) значимой для всех проблемы (по принципу: «Настоящие друзья проверяются в беде», а также - «Настоящие друзья обретаются в совместных испытаниях»).
Выявление скрытых и потенциальных противников, недоброжелателей, предателей и т.п. (по принципу: «Истинные враги проявляются в трудные моменты»).
В случае успешного преодоления трудностей у участников конфликта повышается чувство собственного достоинства и самоуважение (что в психологическом плане очень существенно, т.к. позволяет человеку переходить к решению более сложных и интересных проблем);
В целом система, преодолевшая (или хотя бы пережившая) конфликтную ситуацию, получает шанс измениться к лучшему;
Страх возможного конфликта может мобилизовать к упреждающим (профилактическим) шагам и еще до возникновения опасности для системы также способствовать ее развитию…
Негативные (деструктивные) функции конфликта:
Обнаружение своих недостатков и соответствующая потеря чувства собственного достоинства.
Обнаружение несостоятельности (нежизнеспособности) системы и соответствующее ее разрушение.
Усугубление противоречий между элементами системы или между конфликтующими сторонами (например, «врагов стало еще больше, друзей - еще меньше»).
Потеря уважения и статуса (в случае неудачного поведения в конфликте).
Порождение новых конфликтов (эффект «цепочки», например, не желая разрешать данный конфликт, человек как бы «уходит» от него и часто специально создает для себя новые проблемы) и т.п.
Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк выделяют функции конфликта в условиях производства3:
балансирование рабочих мест;
формирование необходимых производственных связей (которых не было до конфликта);
выявление и фиксация отдельных частей системы и связей между частями;
отбор рабочей силы необходимого качества и т.п.
Т.С. Кабанченко выделяет основные функции организационного конфликта:4
группообразование, установление и поддержание нормативных и физических параметров группы;
установление и поддержание (стабилизация) системы внутригрупповых и межличностных отношений, интеграция и идентификация, социализация и адаптация как индивидов, так и групп;
получение информации об окружающей среде (насколько она враждебна или доброжелательна по отношению к организации);
создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти, социальный контроль за властью;
нормотворчество, построение новых систем взаимоотношений;
создание новых социальных институтов;
диагностика нарушений функционирования организации.
Структурные элементы и характеристики конфликта
Для анализа и лучшего понимания конфликта полезно выделить основные структурные элементы и основные характеристики конфликта5:
Инцидент (информационный) - событие, которое помогло обозначить хотя бы одному из взаимодействующих субъектов отличие его интересов и ценностей от интересов и ценностей других участников взаимодействия.
Инцидент (деятельностный) - повод для объявления конфронтационных действий по поводу различия интересов и ценностных ориентаций.3) Конфликтная ситуация - развитие конфликта в конкретный временной период.
Субъекты конфликта - участники конфликтного взаимодействия, которые могут быть представлены индивидом, группой индивидов, социальной организацией.
Предмет конфликта - конкретные интересы и ценностные ориентации, по поводу различия которых происходит конфликтное взаимодействие (то, из-за чего возник конфликт).
Конфликтные отношения - форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия по разрешению конфликта.
Выделяются также условия, определяющие конфликтную ситуацию6:
технические условия (количество лидеров в группах, степень организованности и сплоченности групп и т.п.);
политические условия (определяются отношениями зависимости и власти);
социальные условия (система коммуникации внутри группы, уровень взаимопонимания);
психологические условия (зависят от личностных особенностей конфликтующих сторон, например, от адекватности их самооценки и т.п.).
Ниже представлены основные характеристики конфликта, позволяющие адекватно оценивать конкретные конфликтные ситуации7:
Острота конфликта.
Факторы, влияющие на остроту конфликта: степень решенности/нерешенности проблем; возможность/невозможность решения проблем; вмешательство третьих (и четвертых, и пятых, и т.п.) заинтересованных сторон, что часто усугубляет конфликт.
Рациональные конфликты как правило, имеют меньшую остроту, чем эмоциональные конфликты (эмоциями сложнее управлять).
Временные характеристики конфликта.
Перечень временных характеристик: длительность; частота проявления; повторяемость; продолжительность участия в конфликте каждого из участников; временные параметры отдельных этапов конфликта.
Факторы длительности (продолжительности) конфликта:
сущность целей противоборствующих сторон, их острота (если «до победного конца», то конфликт обычно затягивается);
количество ресурсов и их качество для ведения борьбы в конфликтной ситуации;
концентрация усилий вокруг лидера, т.к. много зависит от позиции лидера (в частности, от его стремления поскорее завершить/ или подольше растянуть конфликт);
Информация о работе Профилактика и разрешение межличностных конфликтов в организации