Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 19:14, реферат
Основой любой организации являются люди (коллектив), и без их функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив - формальная (формализированная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания). Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия.
Сущность и структура производственного конфликта 4
Функции конфликта 4
Структурные элементы и характеристики конфликта 7
Факторы возникновения и развития конфликтов 12
Причины конфликтов 12
Конфликтные личности. поведение в конфликтных ситуациях 16
Способы управления конфликтами в организации 22
Основные стратегии управления конфликтом: 22
Основные принципы и тактики разрешения конфликта. 23
Заключение 27
Источники 29
Поведение на первой (дословесной) фазе беседы: дать выговориться, не пытаться перекричать, перебивать собеседника; внимательно слушать; сделать паузу, если собеседник излишне активен; показать мимически, двигательными средствами (без слов), что Вы заметили состояние собеседника; уменьшить социальную дистанцию с собеседником (улыбнуться, резко приблизиться, оказаться лицом к лицу, коснуться, наклониться).
Оперативные приемы поведения на второй (словесной) фазе беседы: доброжелательно поприветствовать собеседника (если беседа проходит без дословесной фазы); отвлечь или переключить внимание собеседника с конфликтной темы (например, предложить закурить, высказать комплимент, спросить о чем-либо); предложить сесть (причем садиться по возможности под острым углом к собеседнику на расстоянии не более 0,5 метра); сказать о своем самочувствии, состоянии, которые вызвали у Вас слова собеседника, если его статус выше и позиция сильнее, чем у Вас; спросить о состоянии, самочувствии собеседника, если его статус ниже и позиция слабее, чем у Вас; обратиться к фактам; признать свою вину, если она есть; признать правоту собеседника в тех пунктах, где он несомненно прав; дать понять собеседнику, что Вы понимаете, насколько важен вопрос, о котором он говорит; показать собеседнику свою заинтересованность в решении его проблемы; подчеркнуть общность интересов, целей, задач с собеседником; разделить с ним ответственность за решение проблемы; подчеркнуть свое доверие к собеседнику; подчеркнуть лучшие качества партнера, которые помогут ему самому справиться со своим состоянием; подчеркнуть значимость партнера, его место, роль в группе, его сильные стороны, хорошее отношение к нему со стороны значимых людей; попросить у собеседника совет, как Вам поступать с ним, как Вам помочь решить его проблему; спросить у собеседника, как он сам собирается решать свою проблему; обещать поддержку, если это не противоречит Вашим принципам и интересам общего дела; если есть возможность, решать вопрос сразу или пообещать это сделать в кратчайший срок.
Специальные оперативные приемы. Здесь важно знать об «уязвимых местах» собеседника и всегда давать ему возможность сохранить «свое лицо»: повторить самые неразумные слова собеседника «как бы с недоумением» (типа того, что он наверное «просто ошибся» или Вы сами его «не поняли»); тактично показать, что собеседник излишне резок (через сухое, холодное, формальное обращение, увеличение психологической дистанции, через подчеркнутую «вежливость»); сделать комплимент агрессору (по принципу «доброта с красотой вместе спасут мир»); свести проблему к юмористической или даже гротескно-сатирической стороне (и по возможности, вместе посмеяться над «недоразумением»); проявить по отношению к партнеру более сильную агрессию, чем продемонстрировал он Вам (естественно, если у Вас есть для этого «таланты»); сказать собеседнику о негативных сторонах и последствиях конфликтной ситуации лично для него (как бы «отрезвить» его); показать, что удовлетворение его требований может привести к негативным последствиям для людей, мнением которых он дорожит (или которых опасается), и эти люди могут порвать с ним отношения.
В целом выделяются следующие основные подходы по осуществлению вмешательств в конфликтные ситуации22:
Экспертный метод, направленный на решение конкретной проблемы уже сформировавшейся организации.
Процедурный метод, где консультант управляет процессом изменений в организации, посредством указания достижимых процедур и их конкретного места вместе с самим клиентом.
Консультационный подход - это, прежде всего, обучение клиента (заказчика); развивает его интуицию, способность понимать и решать свои проблемы. При реализации консультационного подхода психологу особенно важно продемонстрировать свою независимость и беспристрастность. В ходе работы с противоборствующими сторонами важно структурировать их взаимоотношения, а также обеспечить равное влияние сторон на процесс разрешения конфликта. Важную роль играет рассмотрение так называемых «безысходных ситуаций», когда в ходе их детализации и анализа вырабатываются конкретные рекомендации по преодолению конфликта в целом.
Реально
консультациорнный подход включает в
себя элементы самых разнообразных консультационных,
процедурных, экспертных и даже психотерапевтических
технологий. Все это лишний раз свидетельствует
о том, что в современной психологии действуют
интегративные тенденции, когда происходит
взаимообогащение разных подходов и направлений.
Происходит даже переориентация с технологии
(психотехнологии), на саму цель (задачу,
смысл) психологической помощи, в том числе
и в помощи в урегулировании конфликтов
и проблем в условиях производства.
Заключение
Все разнообразие взглядов
на конфликт можно свести к двум вариантам:
конфликт - это явление негативное или
это ресурс для развития. Наиболее распространенный
научный подход состоит в понимании конфликта
как «столкновения», «противоречия», «борьбы»,
«противодействия» личностей, сил, интересов,
позиций по причине их противоположности,
несовместимости и противостояния. При
таком подходе конфликт - скорее явление
негативное. В рамках этого взгляда понятия
«управление конфликтом», «управление
конфликтной ситуацией» трактуются скорее
как манипулирование с целью получения
для себя максимальной выгоды. В последнее
время большинство социальных психологов
и оргконсультантов склоняется к другому
взгляду: конфликт - это «система отношений»,
«процесс развития взаимодействия». Причем
развитие взаимодействия происходит именно
из-за различий по интересам, ценностям
или видам деятельности. Иными словами,
конфликт - это процесс развития взаимодействия
субъектов по поводу различий. В рамках
этого подхода профилактика конфликтов
заключается в создании условий бескризисного
и быстрого перехода от одной фазы к другой
для всех потенциально возможных конфликтов.
А управление конфликтом становится отдельной
деятельностью по обеспечению развития
конфликтного взаимодействия. Причем
такого развития, чтобы был возможен переход
от одной фазы конфликта к другой: от конфронтационной
фазы через компромиссную к коммуникативной.
При таком понимании конфликт становится
естественным условием существования
людей и превращается в инструмент развития
организации. Как бы мы ни учили людей
общаться, какие бы тренинги по сплочению
сотрудников и командообразованию ни
проводили, как бы ни шлифовали должностные
инструкции, в итоге приходим к пониманию,
что конфликты в организации все равно
неизбежны. Всегда были, есть и будут противоречия,
как между отдельными людьми, так и подразделениями,
которые рано или поздно приведут к конфликтам.
И задача «руководить без конфликтов»
-не более, чем миф. Получается, что конфликт
- это естественное состояние для любой
системы: личности, фирмы, страны или семьи.
А задача специалистов - использовать
внутреннюю энергию конфликта для продвижения
вперед.
Источники
Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: Конфликт. Новосибирск, Наука, 1983.
ДольникВ.Р. Непослушное дитя природы: беседы о человеке в компании птиц и зверей. М.: Педагогика-пресс, 1994
Кабанченко Т.С. Психология управления, в 2-х ч. Российское педагогическое общество, 1997.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф.. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: ИНФРА-М, 1996.
Методы практической психологии общения (под ред. В.П. Захарова, Е.П. Сидоренко), Л.: ЛГТУ, 1990.
Методы практической психологии общения (под ред. В.П. Захарова, Е.П. Сидоренко), Л.: ЛГТУ, 1990.
Методы практической психологии общения (под ред. В.П. Захарова, Е.П. Сидоренко), Л.: ЛГТУ, 1990.
Пономарев И.Б. Избранные труды. М.: ИМЦ ГУК МВД РФ, 2002.
Пряжников
Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда.
www.ido.edu.ru/psychology/
Ролз Д. Теория справедливости. Новосибирск, изд-во Новосибирского университета, 1995.
Управление персоналом, 1998. М.: Банк и биржи, ЮНИТИ, 1998.
Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты: Учебное пособие. М.: Юристъ, 1997
Информация о работе Профилактика и разрешение межличностных конфликтов в организации