Психологическая сущность межличностных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

При содержательном анализе психологической литературы авторы исходили из логики понятийной схемы описания конфликта. Такой подход в отечественной психологии предложен Л.А. Петровской. Ею выделены четыре категориальных группы: структура конфликта, его динамика, функции и типология. Было предложены семь, а затем — одиннадцать групп понятий в психологическом анализе конфликта. К ним отнесены: сущность конфликта; его генезис; эволюция конфликта; классификация; структура; динамика; функции; информация в конфликте; предупреждение; разрешение конфликта; методы диагностики и исследования конфликта.

Файлы: 1 файл

1.1.docx

— 53.94 Кб (Скачать)

ГЛАВА I. Психологическая сущность межличностных конфликтов. 

    1. Теоретические подходы к изучению межличностного конфликта в отечественной и  зарубежной литературе.
 

     По количеству публикаций психология занимает выраженное лидирующее положение среди отраслей конфликтологии. Более четверти публикаций по проблеме конфликта подготовлено психологами.

     При содержательном анализе психологической литературы авторы исходили из логики понятийной схемы описания конфликта. Такой подход в отечественной психологии предложен Л.А. Петровской. Ею выделены четыре категориальных группы: структура конфликта, его динамика, функции и типология. Было предложены семь, а затем — одиннадцать групп понятий в психологическом анализе конфликта. К ним отнесены: сущность конфликта; его генезис; эволюция конфликта; классификация; структура; динамика; функции; информация в конфликте; предупреждение; разрешение конфликта; методы диагностики и исследования конфликта.

     В психологии пока не сложилось общепризнанного понимания сущности конфликта. Часть авторов трактует его как столкновение, противодействие, противоречие. Иногда конфликт понимается как вид общения, ситуационная несовместимость, ситуация ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. Среди сущностных черт конфликта выделяют: наличие противоречия между субъектами; их противодействие; негативные эмоции по отношению друг к другу.

     Проблема эволюции конфликта поставлена одним из авторов несколько лет назад. Эволюция предположительно имеет девять видов: макроэволюция; межвидовая; внутривидовая у животных; в онтогенезе у животных; в антропогенезе; общественно-историческая; эволюция конфликтов в XX в.; в онтогенезе человека; эволюция конкретных конфликтов.

     Наличие многих общих и частных классификаций конфликта говорит о том, что их может быть столько, сколько различных сторон выявляет в нем психология. К признакам, на основе которых предлагаются различные типологии, относятся: объект конфликта; особенности сторон; длительность; функции; формы проявления; тип отношений; последствия и т.п.

      Информация в конфликте представлена главным образом информационными   моделями   конфликтной   ситуации,   которые имеются у каждой из участвующих сторон, информационным обменом оппонентов и информационной средой, в которой протекает конфликт.

     В психологической литературе по проблеме конфликта выделяются несколько направлений. Первая попытка их систематизации изложена в работе Р.Л. Кричевского и Е.М. Дубовской. Исходя из схемы анализа межличностного конфликта «организационный контекст — совместная реализуемая деятельность — целеполагание — когнитивные процессы», выделяются четыре направления: организационное, деятельностное, мотивационное, когнитивное. Мотивационное направление представлено работами только западных психологов. Удачным является выделение таких направлений, как организационное и деятельностное. Что касается мотивационного и когнитивного, то в отечественной психологии они являются, несмотря на различия, подходами одного направления, которое можно назвать личностным. Личность в нем рассматривается как центральное звено конфликтного взаимодействия.

     В психологии сложилась определенная неравномерность в изучении различных видов конфликта. Около 83% работ приходится на изучение межличностных конфликтов. Внутриличностным конфликтам посвящено около 8% публикаций. Психологическая характеристика конфликтов между малыми, средними и большими группами, международных конфликтов представлена в 3—4% работ. Около 5% работ носят методологический и общетеоретический характер.

     Кроме того, психологи исследуют конфликты в различных видах человеческой деятельности и сферах отношений:

в трудовых коллективах;

в научно-исследовательских  коллективах;

в деятельности правоохранительных органов;

в воинских коллективах;

в спорте;

в среде осужденных;

в педагогической деятельности;

конфликтность семейно-брачных отношений.

     Изучаются конфликты на разных этапах социализации личности:

в дошкольном возрасте (А.А. Рояк, Т.И. Юферова и др.);

в школьном возрасте (В.М. Афонькова, Л.С. Славина и др.);

в подростковый период (Т.В. Драгунова, Е.В. Первышева  и др.);

в молодежных, студенческих группах (В.М. Басова, А.И. Шкиль и  др.).

     В целом можно утверждать, что в период с 30-х до середины 70-х годов психологические исследования конфликта носили фрагментарный характер. Отсутствовали обобщающие работы, необходимые для формирования методологической и теоретической базы изучения конфликта. Во второй половине 70-х годов появляются работы, в которых предприняты попытки теоретического осмысления накопившегося эмпирического материала. Предложена понятийная схема психологического анализа конфликта. К середине 80-х годов сформировалось три подхода к изучению конфликта: организационный, деятельностный и личностный. На рубеже 80-х — 90-х годов стала осознаваться необходимость междисциплинарного изучения конфликта. 

     Зарубежная психология имеет значительные традиции в изучении внутриличностностных и социальных конфликтов. Большой теоретический и эмпирический материал, накопленный почни за 100 летний период, отражается в разнообразии подходов и теоретических платформ. Можно условно выделить два этапа в истории изучения конфликта: начало 20 в.-50 е. годы. Конец 50-х годов, основанием различения служит степень выделения проблемы конфликта из ряда других проблем, рассматриваемых психологией. В первой половине века конфликт не выделялся в отдельный объект исследования, а рассматривался как составная часть более широких концепций (например, в психоанализе или социометрии). Психологов интересовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из причин, приводящие к нему, но не сам конфликт как центральное звено исследования.

     На рубеже 50-х — 60-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену. Выделяются основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта. В этот период появляются публикации отечественных ученых, по анализу зарубежных исследований конфликта. Количество публикаций менялось в зависимости от отношения к конфликтам в нашей стране. Работы носили критический характер. Пик критики приходится на годы застоя, когда интенсивно пропагандировалось бесконфликтное развитие нашего общества.

     В данном параграфе рассмотрим психологические теории преимущественно межличностного конфликта. Взгляды зарубежных психологов на природу внутриличностных и межгрупповых конфликтов рассмотрены далее в соответствующих главах.

     Среди направлений зарубежных психологических  исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются: 

           -психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);

    -социотропное (У. Ма.к-Дугалл, С. Сигеле и др.);

    -этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);

    -теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);

    -фрустрационно-агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Мил-лер);

    -поведенческое (А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс);

    -социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додц, Г. Гурвич);

    -интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).

     австрийского  психолога 3. Фрейда (1856—1939), создавшего одну из первых концепций человеческой конфликтности. Несмотря на то, что 3. Фрейд  занимался преимущественно внутриличностными  конфликтами, его заслугой является указание на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере  бессознательного. Последователь 3. Фрейда Альфред Адлер (1870—1937) содержание конфликтов личности с микросредой видел  в попытках индивида освободиться от чувства неполноценности и доминирования  одних над другими.

     Американские психологи К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен расширили понимание природы конфликта, попытались внести в нее социальный контекст. Так, К. Хорни (1885—1952) основной причиной конфликтов между индивидом и его окружением считала недостаток доброжелательности со стороны близких людей, в первую очередь родителей. По мнению Э. Фромма, конфликты возникают из-за невозможности реализовать в обществе личностные стремления и потребности.

     В 20 — 30-е годы конфликт начинает привлекать внимание социальных психологов. По мнению англо-американского психолога У. Мак-Дугалла (1871—1938), конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения и т.д. Они передаются по наследству, поэтому люди постоянно конфликтуют, вступают в противоборство. Опираясь на утверждение Ч. Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выживание обеспечивает существование, развитие вида, У. Мак-Дугалл распространил его и на человеческое общество. Созданная им теория социальных инстинктов имела сторонников, определивших социотропное направление в изучении конфликтов (С. Сигеле и др.).

     Начало  этологического подхода к конфликту  было положено в 30-х годах работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца (1903—1989). Впервые в мировой науке  им была высказана гипотеза о том, что главной причиной социальных конфликтов является агрессивность  индивида и толпы. По мнению К. Лоренца, механизмы возникновения агрессивности  у животных и человека однотипны, а агрессия — постоянное состояние  живого организма. Этологические идеи К. Лоренца получили развитие в исследованиях  нидерландского этолога Н. Тинбергена (1907—1988).

     Исследуя  проблемы групповой динамики, германо-американский психолог Курт Левин (1890—1947) разработал концепцию динамической системы  поведения, которая находится под  напряжением, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это  напряжение проявляется в виде конфликтов. Источником конфликта может быть неблагоприятный стиль деятельности лидера группы. К. Левин видел пути разрешения конфликтов в реорганизации  мотивационных полей личности и  структуры взаимодействия индивидов.

     Группа  психологов Йельского университета (США) во главе с Д. Доллардом, опираясь на труды 3. Фрейда и К. Левина, предложила новую гипотезу конфликта — фрустрационно-агрессивную. В этой концепции интегрирована  биосоциальная причина конфликтов — агрессивность индивида и социальная причина — фрустрация. Агрессия всегда следует за фрустрацией, а  случаи агрессивного поведения обычно предполагают существование фрустрации.

     Известным представителем поведенческого направления  является американский психолог Арнольд  Басс. Причины конфликтов он ищет не только в биологии человека, его  врожденных качествах, но и в социальном окружении, которое изменяет эти качества в результате взаимодействия личности с окружающей социальной средой.

     В соответствии с теорией социометрии, разработанной социальным психологом Я. Морено (1892—1974), межличностные конфликты  определяются состоянием эмоциональных  отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Я. Морено пришел к выводу, что все конфликты, от межличностных  до международных, могут быть разрешены  путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями, так чтобы «социометрическая  революция» позволила гармонизировать  общественные отношения.

     Вслед за работами основателя символического интеракционизма — американского  психолога и социолога Д. Мида (1863— 1931) — широкий резонанс получили исследования представителя чикагской  школы Т. Щибутани. По его мнению, причины конфликтов кроются в  процессе социального взаимодействия. При возникновении возмущений в  отношениях «индивид — среда» субъект  начинает ощущать внутреннюю дисгармонию  и дискомфорт. Стремясь устранить  их, индивид совершает активные действия для того, чтобы приспособиться к  среде. В ходе приспособления и возникают  конфликты.

     Анализ  подходов к исследованию конфликта  в рассматриваемый период показывает, что они формировались в русле  традиционных направлений психологии, отражая теоретические конструкции, свойственные данному течению. Эти  подходы стали основой, на которую  опираются западные психологи при  изучении конфликтов в последние 40—45 лет. Например, в 60-е годы были опубликованы работы американского психотерапевта Эрика Берна (1902—1970), который на основе синтеза идей психоанализа и интеракционизма  создал теорию трансактного анализа. По Э. Берну структура личности («Я») включает в себя три компонента-состояния: «ребенок» (источник спонтанных эмоций, побуждений и переживаний), «родитель» (тяготение к стереотипам, предрассудкам, обобщениям, поучениям) и «взрослый» (рациональное и ситуативное отношение к жизни). В ходе взаимодействия людей осуществляются трансакции. Если реализуется непересекающаяся трансакция, то она обеспечивает бесконфликтные отношения. Если возникает пересекающаяся трансакция, то это сигнализирует о нарушении процесса общения, что может привести к конфликтам.

     В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям:

     -теоретико-игровое (М. Дойч);

     -теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);

     -теория   и   практика   переговорного   процесса   (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри).

Информация о работе Психологическая сущность межличностных конфликтов