Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:36, курсовая работа
При содержательном анализе психологической литературы авторы исходили из логики понятийной схемы описания конфликта. Такой подход в отечественной психологии предложен Л.А. Петровской. Ею выделены четыре категориальных группы: структура конфликта, его динамика, функции и типология. Было предложены семь, а затем — одиннадцать групп понятий в психологическом анализе конфликта. К ним отнесены: сущность конфликта; его генезис; эволюция конфликта; классификация; структура; динамика; функции; информация в конфликте; предупреждение; разрешение конфликта; методы диагностики и исследования конфликта.
Самоотношение включает в себя самопринятие, самоуверенность, самопонимание, ожидание положительного отношения других, самоинтерес, самоуважение, самообвинение.
Мальчики: более уверены в себе, имеют более высокое самопринятие и глобальную самооценку, и более низкое самообвинение. Они более адаптированы к своему «Я», чем девочки. Однако у них отмечается менее выраженный «внутренний» самоконтроль и меньше признаков проникновенного внутреннего диалога, поскольку они имеют низкий самоинтерес и склонны к ожиданию антипатичного отношения других к собственному «Я».
Девочки: более самокритичные, склонны к частым сомнениям по поводу правильности принимаемых решений. Они обладают высоким внутренним самоконтролем: их действия, направленные в «адрес» своего «Я», в большей степени скоординированы, управляемы и обоснованы; в качестве причины своих удач или поражений они видят самих себя, а не других людей или случайные события. Они имеют, несмотря на сравнительно низкое самопонимание, больше признаков проникновенного («погружение в себя») внутреннего диалога, выраженного посредством высокого самоинтереса (самоценности) и ожидания положительного отношения других.
Ощущения, восприятие, память, внимание, чувства, мышление по мере развития становятся произвольными. Усвоение научных теоретических знаний приводит к развитию мышления, за счет чего у подростков появляется доказательность в рассуждениях, способность к дедуктивным умозаключениям, критическое восприятие учебного материала и моральных требований.
Осознает себя как субъекта учебной деятельности и своего развития. Трудновоспитуемость, трудности с учителями, взрослыми, негативизм, упрямство, строптивость, безразличие к оценке взрослого. Перенос отношений с учебной деятельности и взрослых в область общения со сверстниками. Подражание компании. Хочет быть взрослым, а не как взрослый, но взрослые не принимают в свой мир, отсюда негативизм.
Понимание своей индивидуальности. Приобщается к культуре взрослой жизни. Сам себя формирует. Особая субкультура.
Биологические изменения: половое созревание (влечение) (легковозбудимы, капризны, раздражительны). Физическое недомогание вызывает душевное. Недовольство собой. Частая смена настроения. Низкая работоспособность.
Овладение представлений о своем телесном «Я», качественные и количественные изменения в интеллектуальной сфере.
Развитие воли. Смотрит на будущее с позиции настоящего. Строит планы на будущее. Чувство взрослости. Неумение вести себя, как взрослый. Подростковая депрессия. Большую роль играют индивидуальные особенности, а не возрастные.
00000
Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, обиды, смена настроения и т. п.
ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
ситуации (конфликты) поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы;
ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
В последнее время наблюдается увеличение подобных конфликтов из-за того, что учителя часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке. Тем самым искажается подлинный мотив учебной деятельности, такие ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.
Педагогическая ситуация может приобрести характер конфликта в том случае, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может вызываться совершенно различными мотивами.
Учителя,
оценивая поступки учеников, не всегда
ответственно относятся к последствиям
таких оценок для ученика и
недостаточно заботятся о том, как
повлияют такие оценки на последующие
взаимоотношения учителя с
Исходя из внешнего восприятия поступка и упрощенной трактовки его мотивов, учитель часто дает оценку не только поступку, но и личности ученика, чем вызывает обоснованное возмущение и протест у учеников, а иногда стремление вести себя так, как нравится учителю, чтобы оправдать его ожидания. В подростковом возрасте это приводит к конфликту в поведении, слепому подражанию образцу, когда ученик не затрудняет себя стремлением «заглянуть в себя», самому оценить свой поступок.
Учителя часто торопятся принять меры, наказать учеников, не считаясь с их позицией и самооценкой поступка, в результате ситуация теряет свой воспитательный смысл, а иногда и переходит в конфликт
В этот противоречивый период взросления наблюдается активная реакция ребят на многие события окружающей жизни. В этом проявляется потребность быть участником, а не просто свидетелем происходящих событий, заявить о себе делом, поступком выразить свое отношение к происходящему, хотя ученики не всегда ясно представляют себе последствия своих поступков.
потребность в самовыражении проявляется у подростка в повышенном интересе и уважении к себе, стремлении отстоять свое мнение, защититься от грубости в обращении с ним ответной грубостью, но отнюдь не молчаливым смирением;
усиление половой идентификации приводит к тому, что мальчики стремятся демонстрировать «мужское поведение», а девочки — «женское», что при феминизации школы не всегда одобряется женщинами-учителями, и это создает конфликтогенные ситуации;
— потребность уметь «что-то делать», а не только учиться,
потребность «что-то значить» для других, быть кому-то нужным со всеми своими индивидуальными качествами, достоинствами и недостатками, не чувствовать себя «ничтожеством» в глазах взрослых и сверстников.
Для подростка важно быть принятым группой сверстников: они подчеркнуто демонстрируют поведение и общение, усвоенные в подобной группе. В этом принятии его другими складывается и собственная оценка своих личностных качеств. Объединяясь со сверстниками, он чувствует силу коллективной сплоченности, пытается демонстрировать что-то свое, оригинальное. Это первая серьезная попытка заявить о себе как о личности;
—
характерная для подростка
Послушание
ребенка сменяется
В силу отмеченных закономерностей психического развития подростков характер взаимодействия с ними значительно усложняется.
Следовательно, увеличение сложных педагогических ситуаций, доходящих до конфликтов, объясняется объективными причинами, а именно: обострением противоречий в кризисный период психического развития подростка.
Особую сложность представляет для учителя отношения с подростками, которых обычно зачисляют в различные группы «трудных».
В подростковом возрасте дети очень болезненно воспринимают все замечания, критику в свой адрес
Подростки
часто конфликтуют между собой
в связи с разными статусами,
занимаемыми ими и
Информация о работе Психологическая сущность межличностных конфликтов