Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:36, курсовая работа
При содержательном анализе психологической литературы авторы исходили из логики понятийной схемы описания конфликта. Такой подход в отечественной психологии предложен Л.А. Петровской. Ею выделены четыре категориальных группы: структура конфликта, его динамика, функции и типология. Было предложены семь, а затем — одиннадцать групп понятий в психологическом анализе конфликта. К ним отнесены: сущность конфликта; его генезис; эволюция конфликта; классификация; структура; динамика; функции; информация в конфликте; предупреждение; разрешение конфликта; методы диагностики и исследования конфликта.
Учителя часто торопятся принять меры, наказать учеников, не считаясь с их позицией и самооценкой поступка, в результате ситуация теряет свой воспитательный смысл, а иногда и переходит в конфликт.
Характерная для подростка потребность в равноправном общении со взрослыми выражается в протесте против приказных форм разговора с ним. В ответ он, как правило, не выполняет требований взрослых, идет на открытый конфликт с учителем.
Итак,
подросток трудновоспитуем, упрям,
строптив. Из-за биологических изменений
легко возбудим, капризен, раздражителен.
Это приводит к душевному недомоганию,
недовольству собой и частой смене
настроения. В этот период и возникают
конфликты с родителями, учителями
и сверстниками. Родители все еще
контролируют подростка, как маленького,
все запрещают и не хотят понять,
что он «взрослый», не видят того,
что ребята своим поведением хотят
привлечь внимание и показать, как
им плохо в душе. Конфликты с
учителями происходят в основном
из-за невыполнения учеником учебных
заданий, успеваемости, внеучебной деятельности,
из-за нарушения учеником правил поведения
в школе, чаще на уроках, и вне
школы. Также имеются конфликты,
возникающие в сфере
Конфликты
между подростками возникают
в основном из-за расхождения взглядов.
Они разделяются на группы по интересам.
Редко когда весь класс общается
между собой. Обычно имеется разделение
на несколько групп.
1.3. Возрастные особенности подросткового
возраста.
Подростковый возраст — это возраст от 11-12 до 16-17 лет, что соответствует возрасту учащихся VI—XI классов.
Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток — полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие, и все виды его деятельности: учебную, трудовую и игровую.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых, сложившихся форм взаимоотношений с людьми. Школьники переходят к систематическому изучению основ наук. А это требует от их психической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. У школьника существенно меняется его общественная позиция, его положение в коллективе. Ученик начинает играть значительно большую роль в школе и семье, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны общества и коллектива, со стороны взрослых.
Подростковый возраст - период бурного и в то же время неравномерного физического развития, когда происходит усиленный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет интенсивный процесс окостенения скелета. Особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка и таз отстают в развитии, отсюда впечатление угловатости, нескладности подростка.
Наблюдается возрастное несоответствие и в развитии сердечно-сосудистой системы. Это часто приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности, следствием чего являются наблюдающиеся у некоторых подростков головокружения, сердцебиение, головные боли, слабость, сравнительно быстрая утомляемость и т. д.
Указанные особенности развития сердечно-сосудистой системы и начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции приводят обычно к некоторым скоропреходящим нарушениям и деятельности нервной системы подростка. У него может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, которые иногда выражаются в склонности к бурным и резким реакциям типа аффектов. Несмотря на то, что организм к 13—15 годам становится половозрелым, говорить о физической, а тем более духовной, идейной, социальной, гражданской зрелости в этом возрасте, разумеется, нельзя.
Также усложняется сама учебная деятельность: увеличивается количество учебных предметов, вместо одного учителя с классом работают 5—6 учителей, у которых разные требования, разный стиль ведения урока, разное отношение к учащимся. Подростки стремятся теперь излагать материал своими словами и протестует, когда учитель требует точного воспроизведения (формулы, закона, определения). При этом делает вид, что к успехам в учении он совершенно безразличен и равнодушен.
Совершенствуется и мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы.
Проявляется способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним.
Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой — обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости.
Подростки очень охотно трудятся. В серьезном труде они получают возможность реализовать формирующееся у них чувство взрослости, и этой возможностью ребята очень дорожат. Труд обычно проходит в коллективе, а значение жизни и деятельности в коллективе для подростка весьма велико. При этом формируются ценные качества личности: целеустремленность, коллективизм, настойчивость, трудолюбие, инициативность. В процессе труда у подростков рождаются новые чувства: радость за свой труд, гордость за созданное, чувство удовлетворения от трудовых достижений. Появляется стремление активно участвовать в жизни коллектива.
В коллективе развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы, когда это нужно, интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения подростка для него очень важны. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на дружное воздействие коллектива товарищей. Именно в этом возрасте они организуют уличные, дворовые компании.
Также происходит интенсивное формирование и развитие:
а) нравственного (морального) сознания
б) самосознания,
в) чувства взрослости
г) деятельности, общения.
Теперь
для подростка основное значение
приобретают собственные
В
тесной связи с формированием
убеждений складываются и нравственные
идеалы. Происходит формирование самосознания,
появляется потребность осознать себя
как личность. У подростка возникает
интерес к себе, своей внутренней
жизни, качествам собственной
Формируется чувство взрослости. Сознание собственной взрослости возникает у подростка не случайно. Он замечает, как быстро увеличиваются его рост, вес, физическая сила и выносливость, замечает у себя признаки наступающей половой зрелости. Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, что кое в чем в этом отношении он превосходит многих взрослых, например своих родителей, а порой (в частных вопросах) и отдельных учителей. Наконец, подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительно большим, он активно участвует в школьной общественной жизни. Переоценивая свои возросшие возможности, подростки нередко приходят к убеждению, что они уже мало, чем отличаются от взрослых людей, и претендуют, чтобы и взрослые относились к ним как к равным. Возникает противоречие между потребностью подростков участвовать в жизни взрослых в качестве полноправных членов и несоответствие этому их реальных возможностей.
Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности и известной независимости. Отсюда их чувствительность к оценке взрослых, их обидчивость, острая реакция на попытки взрослых (действительные или кажущиеся) умалить их достоинство, принизить их взрослость. Подросток добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями, уважали их.
Чувство взрослости проявляется и в стремлении подростков быть относительно независимыми от взрослых, и в наличии собственных взглядов и суждений, и в подражании внешнему облику и манере поведения взрослых. Отрицательные проявления чувства взрослости выражаются в том, что подростки склонны сопротивляться влиянию старших, часто не признают их авторитета, игнорируют предъявляемые им требования, критически относятся к словам и поступкам родителей, учителей.
В стремлении к общению с товарищами, к жизни в коллективе сверстников, заметно развивается чувство личной дружбы, потребность в дружбе на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности. Дружат уже на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности, взаимного уважения, доверия и понимания, родственных взглядов и вкусов. Дружеские отношения в подростковом возрасте более устойчивы, носят эмоционально-напряженный характер. Прекращение дружеских отношений часто воспринимается очень болезненно.
Заметно развиваются в подростковом возрасте волевые черты характера: настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Подросток способен к волевой деятельности.
Подростковый
возраст — важный период характерообразования.
характер постепенно стабилизируется,
становится устойчивым, нарастает способность
управлять своим поведением. Следует отметить
обычную
для подросткового возраста повышенную
возбудимость, которая
в соединении с бурной энергией и активностью
при недостаточной выдержке приводит
нередко к нежелательным поступкам,
нарушениям дисциплины, возне, крикливости,
беготне.
Развиваются интересы подростков, и, прежде
всего, интересы познавательного характера
(интерес к различным отраслям современной
физики, астрономии, биологии), интерес
к технике (особенно к ракетной технике
и космическим аппаратам, новейшей авиационной
технике, кибернетическим устройствам,
в частности типа «роботов»). Также появляются
интересы к спорту, шахматам, читательские
интересы, интересы к кино, театру. Заметно
развиваются общественно-политические
интересы.
Интересы в подростковом возрасте часто приобретают форму серьезных увлечений, подлинной страсти, которая буквально захватывает школьников, нередко в ущерб всем другим занятиям.
Активная любознательность и любопытство, жадное стремление познать больше, характерные для подростков, могут породить разбросанность и неустойчивость их интересов. Наличие одновременно многих интересов, равно как и частая и неоправданная смена их, обычно приводят лишь к удовлетворению поверхностного любопытства, выработке легкого, несерьезного отношения к различным областям.
В подростковом возрасте начинают формироваться и ярко проявляться способности (музыкальные, художественно-изобразительные, литературно-творческие).
Рост самосознания, как следствие усложнения общения со взрослыми и сверстниками, также отмечается склонность к самонаблюдению и самоанализу. Возрастает самоинтерес подростка, более дифференцированными и осознанными становятся его эмоциональные реакции, его самооценочные суждения приобретают относительную устойчивость и независимость от оценок других, а самоуважение характеризуется более позитивной окраской. Фактически, большая часть описываемых изменений в самосознании подростка приходится на долю его самоотношения (как функционального аспекта самосознания), или эмоционально-ценностного отношения к себе
Мальчикам
присуща большая
Информация о работе Психологическая сущность межличностных конфликтов