Психологическая сущность межличностных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

При содержательном анализе психологической литературы авторы исходили из логики понятийной схемы описания конфликта. Такой подход в отечественной психологии предложен Л.А. Петровской. Ею выделены четыре категориальных группы: структура конфликта, его динамика, функции и типология. Было предложены семь, а затем — одиннадцать групп понятий в психологическом анализе конфликта. К ним отнесены: сущность конфликта; его генезис; эволюция конфликта; классификация; структура; динамика; функции; информация в конфликте; предупреждение; разрешение конфликта; методы диагностики и исследования конфликта.

Файлы: 1 файл

1.1.docx

— 53.94 Кб (Скачать)

  Учителя часто торопятся принять меры, наказать учеников, не считаясь с их позицией и самооценкой поступка, в результате ситуация теряет свой воспитательный смысл, а иногда и  переходит в конфликт.

  Характерная для подростка потребность в  равноправном общении со взрослыми  выражается в протесте против приказных  форм разговора с ним. В ответ  он, как правило, не выполняет требований взрослых, идет на открытый конфликт с  учителем.

  Итак, подросток трудновоспитуем, упрям, строптив. Из-за биологических изменений  легко возбудим, капризен, раздражителен. Это приводит к душевному недомоганию, недовольству собой и частой смене  настроения. В этот период и возникают  конфликты с родителями, учителями  и сверстниками. Родители все еще  контролируют подростка, как маленького, все запрещают и не хотят понять, что он «взрослый», не видят того, что ребята своим поведением хотят  привлечь внимание и показать, как  им плохо в душе. Конфликты с  учителями происходят в основном из-за невыполнения учеником учебных  заданий, успеваемости, внеучебной деятельности, из-за нарушения учеником правил поведения  в школе, чаще на уроках, и вне  школы. Также имеются конфликты, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в  сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

  Конфликты между подростками возникают  в основном из-за расхождения взглядов. Они разделяются на группы по интересам. Редко когда весь класс общается между собой. Обычно имеется разделение на несколько групп. 
 
 

     1.3. Возрастные особенности подросткового возраста. 

     Подростковый возраст — это возраст от 11-12 до 16-17 лет, что соответствует возрасту учащихся VI—XI классов.

  Подростковый  возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход  от  детского  к  взрослому  состоянию,  от  незрелости  к зрелости. В этом смысле подросток — полуребенок и полувзрослый: детство уже  ушло,  но  зрелость  еще  не  наступила.  Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие, и все виды его деятельности:  учебную, трудовую и игровую.

  В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке  психики, ломке старых, сложившихся  форм взаимоотношений с людьми. Школьники  переходят к систематическому изучению основ наук. А это требует от их психической деятельности более  высокого уровня: глубоких обобщений  и доказательств, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. У школьника существенно меняется его общественная позиция, его положение в коллективе. Ученик начинает играть значительно большую роль в школе и семье, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны общества и коллектива, со стороны взрослых.

  Подростковый  возраст - период бурного и в то же время неравномерного физического развития, когда происходит усиленный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет интенсивный процесс окостенения скелета. Особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка и таз отстают в развитии, отсюда впечатление угловатости, нескладности подростка.

  Наблюдается возрастное несоответствие и в развитии сердечно-сосудистой системы. Это часто приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности, следствием чего являются наблюдающиеся у некоторых подростков головокружения, сердцебиение, головные боли, слабость, сравнительно быстрая утомляемость и т. д.

  Указанные особенности развития сердечно-сосудистой системы и начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции приводят обычно к некоторым скоропреходящим нарушениям и деятельности нервной системы подростка. У него может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, которые иногда выражаются в склонности к бурным и резким реакциям типа аффектов. Несмотря на то, что организм к 13—15 годам становится половозрелым, говорить о физической, а тем более духовной, идейной, социальной, гражданской зрелости в этом возрасте, разумеется, нельзя.

  Также усложняется сама учебная деятельность: увеличивается количество учебных предметов, вместо одного учителя с классом работают 5—6 учителей, у которых разные требования, разный стиль ведения урока, разное отношение к учащимся. Подростки стремятся теперь излагать материал своими словами и протестует, когда учитель требует точного воспроизведения (формулы, закона, определения). При этом делает вид, что к успехам в учении он совершенно безразличен и равнодушен.

  Совершенствуется и мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы.

  Проявляется способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним.

  Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять  ими. Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой — обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости.

  Подростки очень охотно трудятся. В серьезном труде они получают возможность реализовать формирующееся у них чувство взрослости, и этой возможностью ребята очень дорожат. Труд обычно проходит в коллективе, а значение жизни и деятельности в коллективе для подростка весьма велико. При этом формируются ценные качества личности: целеустремленность, коллективизм, настойчивость, трудолюбие, инициативность. В процессе труда у подростков рождаются новые чувства: радость за свой   труд,   гордость   за  созданное,   чувство  удовлетворения   от трудовых достижений. Появляется стремление активно участвовать в жизни коллектива.

  В коллективе развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи,   солидарности,   привычка   подчинять  личные  интересы, когда   это   нужно,   интересам   коллектива.   Мнение   коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения подростка  для  него  очень  важны.  Как  правило,  общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на дружное воздействие коллектива товарищей. Именно в этом возрасте они организуют уличные, дворовые компании.

  Также происходит интенсивное формирование и развитие:

  а) нравственного (морального) сознания

    б) самосознания,

  в) чувства взрослости

    г) деятельности, общения.

  Теперь  для подростка основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения

  В тесной связи с формированием  убеждений складываются и нравственные идеалы. Происходит формирование самосознания, появляется потребность осознать себя как личность. У подростка возникает  интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении  себя с  другими  людьми.  Он  начинает всматриваться в самого себя, стремится познать  сильные  и  слабые  стороны  своей  личности.

  Формируется чувство взрослости. Сознание собственной взрослости возникает у подростка не случайно. Он замечает, как быстро увеличиваются его рост, вес, физическая сила и выносливость, замечает у себя признаки наступающей половой зрелости. Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, что кое в чем в этом отношении он превосходит многих взрослых, например своих родителей, а порой (в частных вопросах) и отдельных учителей. Наконец, подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительно большим, он активно участвует в школьной общественной жизни. Переоценивая свои возросшие возможности, подростки нередко приходят к убеждению,  что они уже  мало, чем отличаются от взрослых людей,  и претендуют, чтобы и взрослые относились к ним как к равным. Возникает противоречие между потребностью подростков участвовать   в   жизни   взрослых   в   качестве   полноправных   членов   и несоответствие этому их реальных возможностей.

  Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности и известной независимости. Отсюда их чувствительность к оценке взрослых, их обидчивость, острая реакция на попытки взрослых (действительные или кажущиеся) умалить их достоинство, принизить их взрослость. Подросток добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями, уважали их.

  Чувство взрослости проявляется и в стремлении подростков быть относительно независимыми от взрослых, и в наличии собственных взглядов и суждений, и в подражании внешнему облику и манере поведения взрослых. Отрицательные проявления чувства взрослости выражаются в том, что подростки склонны сопротивляться влиянию старших, часто не признают их авторитета, игнорируют предъявляемые им требования, критически относятся к словам и поступкам родителей, учителей.

  В стремлении к общению с товарищами,  к жизни в коллективе сверстников, заметно развивается чувство личной дружбы,  потребность в дружбе на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности. Дружат уже на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности, взаимного уважения, доверия и понимания, родственных взглядов и вкусов. Дружеские отношения в подростковом возрасте более устойчивы, носят   эмоционально-напряженный   характер.   Прекращение  дружеских отношений часто воспринимается очень болезненно.

  Заметно развиваются в подростковом возрасте волевые черты характера: настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Подросток способен к волевой деятельности.

  Подростковый  возраст — важный период характерообразования. 
характер постепенно стабилизируется, становится устойчивым, нарастает способность управлять своим поведением. Следует отметить обычную 
для подросткового возраста повышенную возбудимость, которая 
в соединении с бурной энергией и активностью при недостаточной выдержке приводит нередко к нежелательным поступкам, 
нарушениям дисциплины, возне, крикливости, беготне.  
Развиваются интересы подростков, и, прежде всего, интересы познавательного характера (интерес к различным отраслям современной физики, астрономии, биологии), интерес к технике (особенно к ракетной технике и космическим аппаратам, новейшей авиационной технике, кибернетическим устройствам, в частности типа «роботов»). Также появляются интересы к спорту, шахматам, читательские интересы, интересы к кино, театру. Заметно развиваются общественно-политические интересы.

  Интересы  в подростковом возрасте часто приобретают  форму серьезных увлечений, подлинной  страсти, которая буквально захватывает школьников, нередко в ущерб всем другим занятиям.

  Активная  любознательность и любопытство, жадное стремление познать больше, характерные для подростков, могут породить разбросанность и неустойчивость их интересов. Наличие одновременно многих интересов, равно как и частая и неоправданная смена их, обычно приводят лишь к удовлетворению поверхностного любопытства, выработке легкого, несерьезного отношения к различным областям.

  В подростковом возрасте начинают формироваться  и ярко проявляться способности (музыкальные, художественно-изобразительные, литературно-творческие).

  Рост  самосознания, как следствие усложнения общения со взрослыми и сверстниками, также отмечается склонность к самонаблюдению и самоанализу. Возрастает самоинтерес подростка, более дифференцированными и осознанными становятся его эмоциональные реакции, его самооценочные суждения приобретают относительную устойчивость и независимость от оценок других, а самоуважение характеризуется более позитивной окраской. Фактически, большая часть описываемых изменений в самосознании подростка приходится на долю его самоотношения (как функционального аспекта самосознания), или эмоционально-ценностного отношения к себе

  Мальчикам присуща большая демонстративность поведения, нарочитое лихачество. Девочек же, в свою очередь, отличает выраженная самокритичность и «нестеснение своих слабостей».

Информация о работе Психологическая сущность межличностных конфликтов