Психологическая сущность игры дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение психологической сущности и развитие детей – дошкольников в игре.

Задачи исследования:

1.Проанализировать научную литературу по проблемам формирования игровой деятельности у детей – дошкольников.
2.Определить влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка.
3.Изучить характеристику игровой деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3


1.Влияние игровой деятельности на развитие личности дошкольника…………..5


1.1. Происхождение и сущность игры………………………………….……5

1.2. Влияние игры на психологическое и личностное развитие ребенка….....7

2.Психологическая характеристика игры дошкольника……………….……………..10

2.1. Психологическая характеристика игровой деятельности

дошкольников…………………………………………………………….…12

2.2. Виды игр, их характеристика. Рекомендации по организации игр с

правилами……………………………………...……………………..….….12

Заключение……………….…………….…..………………………………….………...16

Глоссарий…………………………………………………….……………..…..…….….18

Список использованных источников ……………….………………….……….……22

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 46.58 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал Дзержинский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Психология  развития и возрастная психология
Тема Психологическая сущность игры дошкольника
Фамилия студента Горохова
Имя студента Ирина
Отчество  студента Павловна
№ контракта 12800080701001

 

     Содержание

  Введение……………………………………………………………………….3 

  1.Влияние игровой  деятельности на  развитие личности  дошкольника…………..5 

            1.1.     Происхождение и сущность игры………………………………….……5

            1.2. Влияние игры на психологическое и личностное развитие ребенка….....7

2.Психологическая  характеристика игры дошкольника……………….……………..10

            2.1. Психологическая характеристика игровой деятельности  

             дошкольников…………………………………………………………….…12

            2.2. Виды игр, их характеристика. Рекомендации по организации игр с    

                   правилами……………………………………...……………………..….….12     

Заключение……………….…………….…..………………………………….………...16

Глоссарий…………………………………………………….……………..…..…….….18

Список  использованных источников ……………….………………….……….……22

Приложение

     Введение                                                                                          Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.                      Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». 
            Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими. 
            Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. 
           Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве.

        Объектом исследования являются: дети дошкольного возраста.

       Предметом исследования данной работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей у детей в дошкольном возрасте в процессе игры.

       Цель исследования - изучение психологической сущности и развитие детей – дошкольников в игре.

       Задачи исследования:

  1. Проанализировать научную литературу по проблемам формирования игровой деятельности у детей – дошкольников.
  2. Определить влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка.
  3. Изучить характеристику игровой деятельности.

     Основная  часть

     1. Влияние игровой деятельности на развитие личности   школьника

 
 
    1. Происхождение и сущность игры
 

       Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов [12;10].

       Г. В. Плеханов, теоретик и пропагандист марксизма, доказывает, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание. В играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в пляске. Таким образом, игра связана с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного  искусства. Иногда играм приписывали магическое действие. 

       В жизни же отдельного индивидуума наблюдается обратное соотношение: ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе. Плеханов доказывает закономерность такого явления: игра служит средством подготовки к труду, средством воспитания.

       Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра – образное, действенное отражение жизни; она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду.

       В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной  жизни впервые было высказано великим педагогом К.Д.Ушинским. Окружающая  обстановка, говорит он, имеет сильнейшее влияние на игру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и действительное того, который предлагается игрушечной лавкою» [21;439-440]. 

       К.Д. Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка [21;439-440] .

       В создании теории игры особенно велика роль Н.К.Крупской. Она  считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремление ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. «Игра для дошкольников – способ познания окружающего» [9;244].

       Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр [1;25]. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания [2;10]. 
            Что дает право называть игру творческой деятельностью? 
Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдешний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. 
            Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. 
            Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация. Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.

       А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра – осмысленная деятельность, а радость игры – «радость творческая», «радость победы» [11;42].

       Игра – социальная деятельность, возникшая в ходе исторического развития из трудовых процессов; игра всегда отражает действительную жизнь, поэтому ее содержание меняется с изменением общественных условий; игра – сознательная, целенаправленная деятельность, которая имеет много общего с трудом и служит подготовкой к труду.  
 
 
 
 

              1.2 Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка 

       Влияние игры на развитие личности ребенка  заключается в том, что через  нее он знакомится с поведением и  взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для  его собственного поведения, и в  ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для  установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя  его подчиняться правилам, соответствующим  взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции  поведения. Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие. Начинает формироваться произвольность психических процессов. Прежде всего, развивается произвольное восприятие, внимание и память.

       Впервые семь лет ребенок проходит большой  и сложный путь развития. Это ярко отражается в играх, которые год  от года становятся богаче по содержанию, сложнее по организации, разнообразнее  по характеру.

       Изучение  детских игр обнаруживает закономерности их развития, связанные с общими закономерностями развития в дошкольном возрасте, формирование мышления, воображения, нравственных качеств, количественных навыков, творческих способностей. В  то же время в игре проявляются  индивидуальные особенности детей, различные интересы, характеры. Чтобы  понять сущность игры и закономерности их развития, важно проследить возникновение  игры, изучить ее начальные формы [12;25].

       В первые два года жизни, когда воображение  ребенка еще не развито, игры в  настоящем смысле слова нет. В  этом возрасте можно говорить о подготовительном периоде игры, который часто называют «предметной деятельностью».

       К двум годам в детских играх  прослеживаются те черты, которые ярко проявляются в более позднем  возрасте: подражанием взрослым,  создание воображаемых образов, стремление активно действовать, знакомиться  с окружающем.

       На  третьем году жизни начинает развиваться  воображение, в играх появляется несложный сюжет.

       Потребность в общении со сверстником вынуждает  ребенка точно выполнять правила  игры, а это требует специальных  усилий и целенаправленности. Развитие мышления - осуществляется переход  от мысли в действии к мысли  в плане представлений. Действуя с предметом-заместителем, ребенок  учится мыслить о реальном предмете. Для развития воображения игра имеет  определяющее значение, поскольку в  игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и "примерять" на себя различные роли,  образы и  действия.  Влияние игры на развитие личности заключается в том, что  в ней ребенок осваивает взаимоотношения  между людьми по образу и подобию  взрослых, приобретая, таким образом, навыки общения и способы волевой  регуляции своего поведения.  В  игре развивается знаковая функция  речи (предмет - знак - его наименование). Игра способствует развитию рефлексии  как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими  ценностями. В игре эта возможность  открывается потому, что ребенок  находится в двойной позиции - исполняющего роль и контролирующего  качество (правильность) ее исполнения. В игре же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной трудовой деятельности. 
            Игра - это самостоятельная, творческая, свободная деятельность ребенка [16;53].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.  Психологическая характеристика игры дошкольника

 

2.1 Психологическая характеристика игровой деятельности   дошкольников 

            В рамках отечественной психологической школы игра рассматривается как ведущая деятельность дошкольника, в которой формируются основные новообразования возраста: мотивация учебной деятельности, когнитивная сфера. [15;55]

            Все большее внимание уделяется вопросам психологической характеристики игровой деятельности дошкольников. Так под руководством проф. А.Н.Леонтьева в отделе детской психологии Института психологии Академии педагогических наук, был проведен ряд экспериментальных исследований, осветивших, в частности, вопрос о значении игры для развития психических процессов.

            Так З.М. Истомина подвергла специальному исследованию процессы возникновения произвольной памяти в дошкольном возрасте.

Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника