Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 12:43, курсовая работа
Цель исследования - изучение психологической сущности и развитие детей – дошкольников в игре.
Задачи исследования:
1.Проанализировать научную литературу по проблемам формирования игровой деятельности у детей – дошкольников.
2.Определить влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка.
3.Изучить характеристику игровой деятельности.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Влияние игровой деятельности на развитие личности дошкольника…………..5
1.1. Происхождение и сущность игры………………………………….……5
1.2. Влияние игры на психологическое и личностное развитие ребенка….....7
2.Психологическая характеристика игры дошкольника……………….……………..10
2.1. Психологическая характеристика игровой деятельности
дошкольников…………………………………………………………….…12
2.2. Виды игр, их характеристика. Рекомендации по организации игр с
правилами……………………………………...……………………..….….12
Заключение……………….…………….…..………………………………….………...16
Глоссарий…………………………………………………….……………..…..…….….18
Список использованных источников ……………….………………….……….……22
Версия шаблона | 1.1 |
Филиал | Дзержинский |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Психология развития и возрастная психология |
Тема | Психологическая сущность игры дошкольника |
Фамилия студента | Горохова |
Имя студента | Ирина |
Отчество студента | Павловна |
№ контракта | 12800080701001 |
Введение…………………………………………………………
1.Влияние игровой
деятельности на
развитие личности
дошкольника…………..5
1.1. Происхождение и сущность игры………………………………….……5
1.2. Влияние игры на психологическое и личностное развитие ребенка….....7
2.Психологическая
характеристика игры
2.1. Психологическая характеристика игровой деятельности
дошкольников………………………………………………
2.2. Виды игр, их характеристика. Рекомендации по организации игр с
правилами……………………………………...…………
Заключение……………….…………….…..…………
Глоссарий…………………………………………………….
Список использованных источников ……………….………………….……….……22
Приложение
Объектом исследования являются: дети дошкольного возраста.
Предметом исследования данной работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей у детей в дошкольном возрасте в процессе игры.
Цель исследования - изучение психологической сущности и развитие детей – дошкольников в игре.
Задачи исследования:
Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов [12;10].
Г. В. Плеханов, теоретик и пропагандист марксизма, доказывает, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание. В играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в пляске. Таким образом, игра связана с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магическое действие.
В жизни же отдельного индивидуума наблюдается обратное соотношение: ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе. Плеханов доказывает закономерность такого явления: игра служит средством подготовки к труду, средством воспитания.
Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра – образное, действенное отражение жизни; она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду.
В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К.Д.Ушинским. Окружающая обстановка, говорит он, имеет сильнейшее влияние на игру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и действительное того, который предлагается игрушечной лавкою» [21;439-440].
К.Д. Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка [21;439-440] .
В создании теории игры особенно велика роль Н.К.Крупской. Она считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремление ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. «Игра для дошкольников – способ познания окружающего» [9;244].
Игра – явление многогранное, ее можно
рассматривать как особую форму существования
всех без исключения сторон жизнедеятельности
коллектива. Столь же много оттенков появляется
с игрой в педагогическом руководстве
воспитательным процессом. Воспитательное
значение игры во многом зависит от профессионального
мастерства педагога, от знания им психологии
ребенка, учета его возрастных и индивидуальных
особенностей, от правильного методического
руководства взаимоотношениями детей,
от четкой организации и проведения всевозможных
игр [1;25]. В игре формируются все стороны
личности ребенка, происходят значительные
изменения в его психике, подготавливающие
переход к новой, более высокой стадии
развития. Этим объясняются огромные воспитательные
возможности игры, которую психологи считают
ведущей деятельностью дошкольника. Особое
место занимают игры, которые создаются
самими детьми, их называют творческими
или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники
воспроизводят в ролях все то, что они
видят вокруг себя в жизни и деятельности
взрослых. Творческая игра наиболее полно
формирует личность ребенка, поэтому является
важным средством воспитания [2;10].
Что
дает право называть игру творческой деятельностью?
Игра – отражение жизни. Здесь все «как
будто», «понарошку», но в этой условной
обстановке, которая создается воображением
ребенка, много настоящего; действия играющих
всегда реальны, их чувства, переживания
подлинны, искренни. Ребенок знает, что
кукла и мишка – только игрушки, но любит
их как живых, понимает, что он не «поправдешний»
летчик или моряк, но чувствует себя отважным
пилотом, храбрым моряком, который не боится
опасности, по-настоящему гордится своей
победой.
Подражание
взрослым в игре связано с работой воображения.
Ребенок не копирует действительность,
он комбинирует разные впечатления жизни
с личным опытом.
Детское
творчество проявляется в замысле игры
и в поиске средств для его реализации.
Сколько выдумки требуется, чтобы решить,
в какое путешествие отправиться, какой
соорудить корабль или самолет, какое
подготовить оборудование! В игре дети
одновременно выступают как драматурги,
бутафоры, декораторы, актеры. Однако они
не вынашивают свой замысел, не готовятся
длительное время к выполнению роли, как
актеры. Они играют для себя, выражая свои
мечты и стремления, мысли и чувства, которые
владеют ими в настоящий момент. Поэтому
игра – всегда импровизация. Дошкольный
возраст – первоначальный этап усвоения
общественного опыта. Игра – наиболее
доступный ребенку вид деятельности, своеобразный
способ переработки полученных впечатлений.
А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра – осмысленная деятельность, а радость игры – «радость творческая», «радость победы» [11;42].
Игра – социальная деятельность, возникшая
в ходе исторического развития из трудовых
процессов; игра всегда отражает действительную
жизнь, поэтому ее содержание меняется
с изменением общественных условий; игра
– сознательная, целенаправленная деятельность,
которая имеет много общего с трудом и
служит подготовкой к труду.
1.2 Влияние игры
на психическое и личностное
развитие ребенка
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие. Начинает формироваться произвольность психических процессов. Прежде всего, развивается произвольное восприятие, внимание и память.
Впервые семь лет ребенок проходит большой и сложный путь развития. Это ярко отражается в играх, которые год от года становятся богаче по содержанию, сложнее по организации, разнообразнее по характеру.
Изучение детских игр обнаруживает закономерности их развития, связанные с общими закономерностями развития в дошкольном возрасте, формирование мышления, воображения, нравственных качеств, количественных навыков, творческих способностей. В то же время в игре проявляются индивидуальные особенности детей, различные интересы, характеры. Чтобы понять сущность игры и закономерности их развития, важно проследить возникновение игры, изучить ее начальные формы [12;25].
В первые два года жизни, когда воображение ребенка еще не развито, игры в настоящем смысле слова нет. В этом возрасте можно говорить о подготовительном периоде игры, который часто называют «предметной деятельностью».
К двум годам в детских играх прослеживаются те черты, которые ярко проявляются в более позднем возрасте: подражанием взрослым, создание воображаемых образов, стремление активно действовать, знакомиться с окружающем.
На третьем году жизни начинает развиваться воображение, в играх появляется несложный сюжет.
Потребность
в общении со сверстником вынуждает
ребенка точно выполнять
Игра
- это самостоятельная, творческая, свободная
деятельность ребенка [16;53].
2.1
Психологическая характеристика
игровой деятельности
дошкольников
В рамках отечественной психологической школы игра рассматривается как ведущая деятельность дошкольника, в которой формируются основные новообразования возраста: мотивация учебной деятельности, когнитивная сфера. [15;55]
Все большее внимание уделяется вопросам психологической характеристики игровой деятельности дошкольников. Так под руководством проф. А.Н.Леонтьева в отделе детской психологии Института психологии Академии педагогических наук, был проведен ряд экспериментальных исследований, осветивших, в частности, вопрос о значении игры для развития психических процессов.
Так З.М. Истомина подвергла специальному исследованию процессы возникновения произвольной памяти в дошкольном возрасте.
Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника