Психологическая сущность игры дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение психологической сущности и развитие детей – дошкольников в игре.

Задачи исследования:

1.Проанализировать научную литературу по проблемам формирования игровой деятельности у детей – дошкольников.
2.Определить влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка.
3.Изучить характеристику игровой деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3


1.Влияние игровой деятельности на развитие личности дошкольника…………..5


1.1. Происхождение и сущность игры………………………………….……5

1.2. Влияние игры на психологическое и личностное развитие ребенка….....7

2.Психологическая характеристика игры дошкольника……………….……………..10

2.1. Психологическая характеристика игровой деятельности

дошкольников…………………………………………………………….…12

2.2. Виды игр, их характеристика. Рекомендации по организации игр с

правилами……………………………………...……………………..….….12

Заключение……………….…………….…..………………………………….………...16

Глоссарий…………………………………………………….……………..…..…….….18

Список использованных источников ……………….………………….……….……22

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 46.58 Кб (Скачать)

           В специальном экспериментальном исследовании З.В. Мануйленко убедительно показала, что сознательный контроль движений в игре у детей значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию.

            Наконец, исследованиями А.В. Запорожца и Я.З. Неверович, посвященными развитию движений, было показано, что игра имеет ближайшее отношение к формированию моторики ребенка дошкольного возраста.

            Второй ряд фактов относится к сравнительному исследованию игры у детей, стоящих на различных уровнях интеллектуального развития.

           Уже Трошин указывал, что у детей с недостаточным интеллектуальным развитием игра не достигает того уровня, который типичен для нормальных детей. Наоборот, наблюдения над игрой у детей с ранними проявлениями специальной одарённости (музыкантов, художников, математиков, поэтов) и высоким общим интеллектуальным развитием показывают, что игра у этих детей является особенно богатой.[22;5]

            Конечно, эти факты соответствия между уровнем развития личности ребенка и уровнем развития личности ребенка и уровнем развития игры еще ничего не говорят сами по себе. Они указывают лишь на наличие известной связи, но что здесь первично, а что вторично – остается еще не выясненным, и это является предметом дальнейших исследований.

            Оба ряда факторов с убедительностью показывают, что игра имеет значение не только для тех психических процессов, которые в нее непосредственно включены, как, например, воображение, мышление, но и для таких, которые в ней непосредственно могут не принимать участия, или, во всяком случае связаны с ней косвенно, например память.

            В процессе игры не только развиваются отдельные психические функции, но и происходит изменение психики ребенка в целом.

           В основе почти всех попыток устранить игру из практики дошкольного воспитания или ограничить ее роль для развития ребенка – дошкольника лежит точка зрения на игру как на деятельность, в которой упражняются лишь отдельные психические процессы и которая, следовательно, может быть заменена другими видами упражнений или занятий игрового характера. В противовес этой точке зрения практика дошкольного воспитания и специальные экспериментальные исследования, показывают, что значению отдельных психических процессов. Ее значения для развития ребенка дошкольного возраста определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности ребенка в целом, развития его сознания.

             Большинство педагогов знают, что организовывать и стимулировать творческую игру детей – дошкольников значительно труднее, чем организовывать любое занятие. Эти трудности связаны, прежде всего, с тем, что при организации игры роль и функции не так ясны и определены, как в организации занятий. Трудности организации творческого игрового процесса, неумение руководителя найти своё место в детской игре и руководить ее иногда приводят к тому, что педагог вместо того, чтобы организовывать творческую игру детей, которая к тому же нередко приводит к нарушению внешнего порядка, к шуму и т.д.,

предпочитает  устроить занятия, при которых все  идет спокойно и гладко.

            Раскрытие психологической природы дошкольной детской игры заключается в том, чтобы понять и выяснить в игре то, что определяет собой психологическое развитие личности ребенка и его сознания, симптомом которого является развитие отдельных психических процессов – мышления, воображения, восприятия, памяти, воли . Изменения этих отдельных процессов в игре ясно видны и даже могут быть изменены , но за ними скрываются и их определяют более существенные, хотя не так ясно видимые, более глубокие изменения личности и сознания ребенка. Для того чтобы понять эти наиболее существенные изменения, необходимо подвергнуть психологическому анализу игру на той ступени, когда она уже достаточно сформировалась и развилась, т. е. тогда, когда она содержит уже в себе все компоненты, характерные для игрового процесса, для творческой ролевой игры ребёнка-дошкольника.

            Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечают, что игра является наиболее свободной деятельностью ребенка-дошкольника. Этот непринужденный характер игры выражается не только в том, что ребенок свободно выбирает сюжет игры, но и в том,  что его действия с предметами, вовлекаемыми в игру отличаются от обычного употребления предметов значительной независимостью от конкретного значения этих предметов и определяются теми значениями, которые сам ребенок придаёт им в игре. [22;5] 

                2.2 Виды игр, их характеристика 

       В средней группе игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различный видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности соответствующие игровые способы и средства.

       Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; в дидактических играх помогает им выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат, во время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовительного этапа игры.

    • Сюжетно – ролевые игры дошкольников

В первом полугодии учебного года воспитатель  интенсивно формирует у детей  игровые умения и главным образом  ролевое поведение. Он включает ребят  в совместную игру или предлагает сюжет в виде небольшого рассказа.

            В младших группах у детей уже сформированы основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли).

            Перед  педагогом стоит задача – стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Например, воспитатель детского сада и милиционеров, пожарник и баба-яга, Буратино и врач.

Включение в общий сюжет таких ролей  активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать  новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным  совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При  этом воспитатель учитывает игровые  интересы детей, которые в обычных  совместных играх часто не могут  реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как  можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.

           Создание обстановки для сюжетно-ролевой игры или конструирование недостающих предметов в ходе уже развернувшегося сюжета помогает четче обозначить игровую ситуацию интереснее осуществить игровые действия, точнее согласовать замысел игры между ее участниками. Обычно для этой цели используют строительный материал готовые детали игрушек. При этом важно помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым  играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.

    • Театрализованные игры

Театрализованные  игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений. Все это для детей среднего дошкольного возраста является нелегкой задачей.

    • Творческие игры

Творческие  игры – игры, в которых проявляются  образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего. Переживания в игре влияют на ее характер [14;96].

    • Дидактические игры

В средней  группе воспитатель организует и  проводит дидактические игры, как  на занятиях, так и вне их, упражнения детей в узнавании, различении и  определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. С помощью  дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них  воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются  познавательные способности.

    • Музыкально – дидактические игры

Музыкально-дидактические  игры  осваиваются  детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время  музыкальных  занятий. Педагог знакомит детей  с правилами игры, ставит перед  ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором  проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди  своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических  игр, позволяют им более успешно  выполнять задания, связанные с  различными видами музыкальной деятельности.

     Заключение

     В работе были проанализированы основные направления отечественных исследований по данному вопросу. Исследования отечественных  ученых: А.Н. Леонтьева З.М. Истомина,  З.В. Мануленко и А.В. Запорожца доказывают влияние игры на психическое развитие ребенка. Все  качества, свойства личности формируются в активной деятельности тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие.

       Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.

       Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.

       Необходимо подчеркнуть, что игра занимает центральное место в жизни ребенка старшего дошкольного возраста, в процессе игры он чувствует себя  в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор, свободу. Важна роль и педагога, который организует игровое пространство, игровую ситуацию. Умение пригласить в игру, объяснить процесс и организовать игру – все это требует от педагога высокого профессионализма, знание технологий проведения игр.

       Освоение детьми старшего дошкольного возраста основ игр поможет им в дальнейшем использовать накопившийся опыт в своей будущей деятельности, причем не только в играх с более сложными правилами, где нежно придумывать или  видоизменять свои собственные, но и в повседневной жизни, в школе, в общении со сверстниками и т.д. овладение этими навыками в конечном итоге приведет к развитию самостоятельности, сформирует произвольное поведение.

       Со временем при переходе к более старшему возрасту, сформированные навыки, становятся внутренним состоянием ребенка, поэтому потребность во внешних средствах отпадает, а успешность непосредственной деятельности поднимается до уровня непосредственной.

         Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие.

       Необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребенку можно было организовать игру. Для детей в первую очередь нужны куклы, изображающие взрослых людей разных профессий, или персонажей из известных сказок. Для игры с куклой необходима подходящая по размеру мебель, посуда. Мягкие игрушки, изображающие животных. Машины и разнообразный транспорт. Механические заводные игрушки развивают интерес к технике.

Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника