Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:33, реферат
В коллективе лидерство представляет собой отношения доминирования и подчинения, причем ведомые идут за лидером добровольно. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера в зависимости от характера деятельности (лидер-вдохновитель, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).
Введение...............................................................................................................3
1. В чем различия между лидером и руководителем.......................................5
2. Лидерство, влияние и власть..........................................................................7
3. Концепции руководства................................................................................12
4. Стили управления..........................................................................................26
5. Деловые качества персонала и стиль руководителя..................................30
Заключение.........................................................................................................33
Список литературы.............................
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РГГРУ
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Социология
и психология труда
тема: Лидерство и стили руководства
2010год
Содержание:
Введение......................
1. В чем различия
между лидером и руководителем.................
2. Лидерство,
влияние и власть..............
3. Концепции руководства...................
4. Стили управления....................
5. Деловые качества
персонала и стиль руководителя..................
Заключение....................
Список литературы.............
Введение.
Работа руководителя связана с отношениями лидерства и власти. В отечественной литературе традиционно выделяют формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер обладает официальным положением руководителя, имеет власть. Неформальный лидер властью не располагает, его влияние базируется лишь на его личностных качествах.
В коллективе лидерство представляет собой отношения доминирования и подчинения, причем ведомые идут за лидером добровольно. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера в зависимости от характера деятельности (лидер-вдохновитель, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).
Зарубежные специалисты такой классификации лидерства обычно не используют, считая, что человек, находящийся во главе коллектива или предприятия, заведомо является лидером. В этом случае исчезает разница между понятием лидерства, власти и влияния, а она имеется.
Лидерство - это способность влиять людей друг на друга в процессе межличностного общения. Лидер доминирует по отношению к другим членам коллектива.
Власть - это возможность влиять на поведение других людей с помощью каких - либо средств: авторитета, права, насилия и т.д.
Влияние - это поведение одного человека, изменяющее поведение другого. Конкретные средства влияния различны: просьба, требование, приказ, угроза, убеждение.
Поэтому более корректно все - таки выделять лидеров, имеющих официальный статус, и не имеющих его. Надо отметить, что еще Анри Файоль проводил различия между официальными полномочиями, даваемыми должностью, и авторитетом, который зависит не от формального статуса, а от интеллекта, опыта, способности влиять на людей, сложившейся репутации в коллективе.
Говоря о различных приведенных понятиях,
надо подчеркнуть, что не всегда лидер
обладает властью, а человек, имеющий влияние,
является лидером.
Менеджмент - не только
наука, но и искусство, практика, опыт.
Такая неоднозначность отражается на
лидерстве и стиле управления: речь идет
о формальном и не формальном лидерстве,
а также методах управления.
Понятие интереса к лидерству
в менеджменте персонала по своему характеру
аналогично понятию интереса к качеству
продукции в экономике.
Лидерство неотделимо от управления персоналом,
сложившейся на предприятии ситуации,
личности, коммуникаций.
Стиль вообще есть проявление
и выражение индивидуальности руководителя,
он «подбирается» как личный гардероб:
чтобы было, во-первых, удобно, а во-вторых
- соответствовало ситуации.
Но то, что удобно и привычно
руководителю, вовсе не обязательно является
таковым для его окружения. Вот здесь-то,
на стыке взаимных требований и ожиданий
управляющего и его окружения, возникают
многочисленные психологические проблемы,
способные существенно затруднить деловое
общение и снизить эффективность руководства,
особенно если это связано с проблемным
коллективом и различными интересами
кредиторов.
Научиться понимать их
природу и заранее принимать необходимые
меры в виде коррекции стиля руководства
— задача непростая, но вполне разрешаемая,
особенно если прислушиваться к рекомендациям
социальной и управленческой психологии.
В связи с вышесказанным тема носит достаточно
актуальный характер.
1.
В чем различия между
лидером и руководителем?
Проблемы лидерства и управления имеют давнее и тесное взаимодействие. Впервые лидерство как явление попало в фокус экспериментального исследования в начале 30-х годов XX в. в научной школе известного психолога Курта Левина, которая занималась изучением влияния группы на индивидуальное поведение человека. Выяснилось, что группа может оказывать значительное управляющее влияние, как на действия, так и на мнение отдельного ее члена и что становление и развитие группы происходит, в том числе через постепенную кристаллизацию функций ее лидера- человека, на которого ориентируются другие члены группы и который успешнее других выражает групповое мнение.
Часто даже в профессиональной литературе авторы смешивают понятия «лидер» и «руководитель», употребляя их через запятую как синонимы. Так поступать некорректно, поскольку лидерство и управление - явления, различающиеся по целому ряду оснований.
Первое отличие - это происхождение. Лидерство возникает естественным образом в том смысле, что является результатом внутригрупповых процессов в малой группе, определяющих ее структурирование. Назначение руководителя чаще всего происходит извне, например, с более высокого уровня управления, и новый руководитель вообще может не принадлежать к данной группе людей.
Второе важное отличие касается способов осуществления лидерских и руководящих функций. Лидерские функции чаще всего носят неформальный характер. Они нигде не прописаны, распоряжения лидера никем не оформляются письменно в приказы, что, впрочем, не означает, что их исполнение не обязательно для членов группы. Иногда они более эффективны и действенны, а санкции за неисполнение могут наступить с гораздо большей оперативностью и неотвратимостью. В то же время руководитель обязан официально оформлять свои распоряжения.
Третье отличие связано со сферами влияния лидеров и руководителей. Как правило, граница влияния лидера проходит не только в физическом, но и в ментальном пространствах. Если человек не считает себя членом какой-либо малой группы, то влияние ее лидера на него не распространяется. Подчиненный же может внутренне не считать себя лояльным по отношению к данному подразделению, но это нисколько не снижает влияния на него распоряжений его формального начальника.
Три указанных отличия можно подытожить с помощью различения понятий «формальный» и «неформальный» аспекты группы. Каждая реально взаимодействующая группа имеет формальную и неформальную структуры, которые могут совпадать или не совпадать. Для каждой из названных структур есть лицо или лица, осуществляющие координирующие функции, являющиеся своего рода «цементом», удерживающим других людей в составе группы. Для формальной структуры таковым является руководитель, а для неформальной - лидер. Наиболее простой для рассмотрения случай, когда формальная и неформальная структуры совпадают. В этом случае можно говорить о руководителе-лидере. Быть таким человеком - большая удача и для него, и для членов подобной группы. Такой руководитель-лидер обладает более широким спектром инструментов воздействия на членов группы. Для выполнения его указаний нет нужды использовать официальные санкции, группа гораздо лучше управляема.
На
практике, однако, чаще всего бывает иначе.
Формальные и неформальные аспекты не
совпадают, и более компетентный руководитель
нуждается в установлении и поддержании
хороших отношений с неформальными лидерами
групп, входящих в руководимую им организацию.
Менее компетентный руководитель вынужден
наиболее полно использовать властные
полномочия, предоставленные ему сверху,
для того чтобы добиваться решения внешних
по отношению к группе и ее членам управленческих
задач. Это приводит к разным стилям руководства.
2.
Лидерство, влияние
и власть.
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. Метод управления на основе лидерства в коллективе позволяет быстро решать наиболее сложные задачи и оперативно реагировать в неожиданных ситуациях.
Лидерство — это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство преимущественно строится на отношениях типа «лидер - последователи», а не «начальник—подчиненный». Не каждый менеджер может быть лидером. В коллективе может появиться и неформальный лидер.
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных:
- лидерских качеств (ум, преобладание над другими, уверенность в себе, активность, знание дела, способность управлять вниманием других, способность получать доверие от подчиненных, способность управлять собой и т.д.);
- лидерского поведения (авторитарного, демократического, пассивного, (К. Левин), с ориентацией на формальное структурирование рабочих отношении в коллективе или на сами отношения с подчиненными (исследования Университета штата Огайо); с ориентацией на проблемы в работе или на отношения с подчиненными (решетки Блэйка и Моутона); четыре стиля лидерства Р. Ликерта (1 — ориентация на выполнение задания, авторитарный стиль, 2 — стиль, близкий к Теории Х Д. Мак-Грегора, 3 — стиль, близкий к Теории Y Д. Мак-Грегора; 4 — ориентация на развитие отношений с подчиненными и групповую совместную работу с ними); четыре стиля лидерства на основе матрицы «вознаграждение—наказание; в связи с ситуацией—без связи с ситуацией»; с помощью заменителей лидерства (Керр, Джермейер) на уровне личных качеств подчиненных (когда лидерство не требуется и даже вредит из-за личных качеств подчиненных, например высокого профессионализма), на уровне содержания работы (когда оно не требуется из-за ясности, беспроблематичности работы) и на уровне организационного окружения (когда оно не требуется из-за высокой формализованности или специализации работы и тесной взаимосвязи подчиненных между собой);
- ситуации, в которой действует лидер.
“Народ является главным в государстве, а правитель занимает последнее место. Поэтому только завоевав расположение народа, можно стать правителем” (Мэн Цзы, IV в. до н.э.)
Лидером называют работника, за которым другие члены коллектива признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие характер группы. Лидер - это наиболее референтное лицо, хотя он может и быть социометрической “звездой”. Существует три основных подхода в понимании происхождения лидерства.
Согласно “теории черт” лидером может быть человек, обладающий определенным набором личностных качеств. Однако задача составления их перечня оказалась трудно разрешимой.
Ситуационная теория определяет лидерство как продукт ситуации: человек, став лидером в одном случае, приобретает авторитет, который начинает на него “работать” вследствие воздействия стереотипов. Поэтому он может рассматриваться группой как “лидер вообще”. Отдельным людям свойственно “искать посты”, поэтому они и ведут себя соответствующим образом.
Синтетическая теория рассматривает лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидера - как субъекта управления этим процессом, то есть феноменом лидерства рассматривается в контексте совместной групповой деятельности. Исследователи разграничивают лидера ситуационных и постоянных.
При рассмотрении проблемы лидерства необходимо различать содержание понятий “лидер” и “руководитель”.
Наиболее полно этот вопрос освещен в работах Б.Д. Парыгина, который выделяет следующие основные различия:
1) “лидер в основном признан осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель - официальных;
2) лидерство возникает стихийно, руководитель же реальной социальной группы назначается или избирается;
3) выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство - явление более стабильное;
4) руководство подчиненными в отличие от лидера обладает гораздо более определенной системой санкций, которых в руках лидера нет;
5) сфера действия лидера - в основном малая группа людей, поле деятельности руководителя шире, поскольку он представляет трудовой коллектив в более широкой социальной системе”.