Личность в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:33, контрольная работа

Краткое описание

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………….3
2.Соотношение понятий “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Общее и индивидуальное в психике человека. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии………………………..5
3. Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального……………………………………………………………………...7
4. Направленность личности……………………………………………………10
5. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности……………………………………………………………….13
6. Заключение…………………………………………………………………...18
7. Список литературы………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

личность в психологии.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Таким образом, направленность выступает  как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический  склад.

Совокупность  устойчивых мотивов, ориентирующих  деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека.

      Направленность  личности всегда социально обусловлена  и формируется путём воспитания. Направленность- это установки, ставшие свойствами личности.

Направленность  включает несколько связанных иерархически форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами её деятельности.

Кратко  охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:

влечение  – малодифференцированное, смутное  стремление направленное на какой- либо предмет или действие вследствие той или иной маловыраженной потребности. Для влечения характерно отсутствие чётко понимаемой, осознанной цели;

желание - более высокая форма направленности, при которой человек осознаёт то, к чему он стремится, т. е. цель своего стремления;

стремление - возникает при включении в  структуру желания волевого компонента;

интерес – ещё более высокая и осознанная форма направленности на предмет, однако являющаяся только стремлением к  его познанию;

склонность  – стремление к определённой деятельности. На основе интересов и склонностей  формируются идеалы;

идеал – форма направленности, воплощённая  в определённом, конкретном образе, на который человек, имеющий данный идеал, хочет походить;

мировоззрение – это система взглядов, представлений  и понятий о мире, егозакономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе;

убеждение – высшая форма направленности личности – это система мотивов личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Мотивы  могут быть в большей или меньшей  мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

Потребностно  – мотивационная сфера характеризует  направленность личности лишь частично, является как бы исходным её звеном, фундаментом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. Следует различать цель деятельности и жизненную цель. Человеку приходится выполнять в течении жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определённая цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую – то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве общего интегратора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. Реализация каждой из них есть вместе с тем частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности её осуществления рассматривается как перспектива личности. Состояние расстройства, подавленности, противоположное переживаниям, свойственным человеку, осознающему перспективу, называется фрустрацией. Она возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами, или когда они воспринимаются как таковые. Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации является ярко выраженная мотивированность достижения цели (удовлетворения потребности) и возникновение преграды, препятствующей этому достижению. В подобной ситуации человек может преодолевать значительные трудности, не впадая в состояние фрустрации. Но в критические моменты, когда трудности непреодолимы, возникает состояние фрустрации, которое в определённой мере деформирует целеполагающее поведение человека. Ф.Е.Василюк выделяет следующие виды фрустрационного поведения:

двигательное  возбуждение – бесцельное и неупорядоченные  реакции;

апатия;

агрессия  и деструкция;

стереотипия – тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;

регрессия, которая понимается либо «как обращение  к поведенческим моделям, доминированным в более ранние периоды жизни  индивида», либо как «примитивиация»  поведения, проявляющаяся в падении «конструктивности» поведения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Активность личности. Связь личности  с деятельностью.  Формирование       и развитие личности.

Основной  источник активности личности – это  потребности.

Все стороны  личности проявляются в деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека.

Потребность – это побуждение к деятельности, которая осознается и переживается человеком, как нужда в чем-то, или недостаток чего-либо.

Потребности бывают:

естественные (природные) - непосредственно обеспечивают существование человека в пище, одежде, отдыхе, жилище и т.д. Это биологические потребности, но они отличаются от потребностей животных, Способ их удовлетворения у человека носит общественный характер.

духовные  или социальные потребности (чисто  человеческие). Это потребность в; словесном общении с другими людьми, в знаниях культуры (чтение книг, посещение театров, музыка и т.д.).

Очень важное значение имеет потребность  в труде.

Уровень развития потребностей влияет на уровень  развития личности.

Нормальное  состояние человека (если только он не спит) – активное, деятельное.

Активность  бывает:

внешней (движение, мышечные усилия).

внутренней (психическая активность), которая  наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, что-то вспоминает и т.д.

Деятельность  – активность человека направленная на удовлетворение его собственных  потребностей, а также требований к нему со стороны общества и государства.

Без деятельности невозможна человеческая жизнь.

В процессе деятельности человек познает окружающий мир.

Создает материальные условия жизни для  себя – жилище, одежду, пищу.

В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, живопись, музыка. Своей  деятельностью человек изменяет окружающий мир. Деятельность человека формирует и изменяет его самого.

Для всякой деятельности необходимы психические  процессы:

внимание.

память.

мышление.

воображение.

С другой стороны все эти психические  процессы формируются и развиваются  в деятельности, такова взаимосвязь  психических процессов и деятельности. 

Различают три основных вида деятельности:

учебную.

трудовую.

игровую.

Они отличаются друг от друга по:

результатам.

мотивам.

организациям.

Труд  основной вид деятельности и его  результатом является создание общественно-полезного  продукта (заводская и с/х продукция, написанная книга, музыка и т.д.)

Творческая  деятельность – ее результатом является создание нового оригинального продукта высокой общественной ценности (техническое  изобретение, создание нового музыкального или художественного произведения, выведение новых сортов и т.д.)

Она требует  наличия способностей, глубоких знаний, большого интереса к делу, но главным  образом – напряженный труд, настойчивость  и упорство в преодолении препятствий.

Ошибочно  мнение, что талантливому человеку все достается без труда. Наоборот многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде (Чайковский, Толстой, Репин и др.).

“Вдохновение  – это такая гостья, которая  не любит посещать ленивых”.Чайковский.

Учение - деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности.

Учение  дает полезный продукт лишь на производственной практике, при обучении профессии.

Игра  не дает общественно значимого продукта.

Различны  и мотивы этих видов деятельности: мотивом труда является осознание общественной необходимости. Игра мотивированна интересом.

Различны  и организация этих видов деятельности.Труд и учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной организацией, ребенок играет в отведенное для этого время как хочет и сколько хочет.

Человеку  почти в любом возрасте свойственны  все три вида деятельности, но в  разные периоды жизни они имеют разное значение.

С точки  зрения структуры различают цели и мотивы деятельности:

цель – то ради чего действует человек.

мотив – то почему, он так действует.

Составную часть или отдельный акт деятельности называют действием. Они состоят  из движений

Например: пошить пальто – деятельность, которая  складывается из отдельных действий (снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка и т.д.) все эти действия состоят  из отдельных движений, которые диктуются  сигналами из окружающего мира.

Действия  бывают вполне осознанными и не вполне осознанными, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие мало осознанные действия производятся под влиянием сильных чувств и называют импульсивными.

Различают практические и умственные действия. Они тесно связаны между содой.

Интерес – избирательное отношение личности к объекту, в силу его эмоциональной  привлекательности.

Бывают  разные виды интересов:

материальные – стремление к жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства), типичный пример - Плюшкин.

духовные – характеризуют высокий уровень развития личности. Это, прежде всего познавательные интересы.

непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества.

опосредованный – интерес к результатам деятельности. Например: к приобретению профессии, служебному и общественному положению или материальным результатам труда.

пассивный - интерес созерцательный, когда человек ограничивается наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по TV).

активный – интерес действенный, когда человек действует, овладевая объектом интереса (играет в футбол, хоккей).

В зависимости  от широты и глубины интереса, находится уровень развития личности.

К основным факторам формирования личности относятся:

среда — важнейший фактор социализации человека и его становления.

Среда — это окружение, условия, обстоятельства, в которых растет, живет и работает человек.

Выделяют:

микросреду — контактное, т.е. непосредственное окружение человека (родители, воспитатели, родственники, школа, “улица” и т.п.);

социальную  среду — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и  правовые устои, при которых рождается  и живет человек;

естественную  среду — определенные климатические, географические условия, формирующие  этнопсихологические особенности  личности.

наследственность  — генетическая передача определенных качеств и свойств личности от поколения к поколению;

обучение, воспитание, образование;

степень адекватности включения человека в трудовую деятельность.

Можно иметь хорошую наследственность, находиться в благоприятной среде, получить квалифицированных учителей, но оставаться при этом умной ненужностью. Только в процессе трудовой деятельности происходит становление и развитие личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Заключение.

Проблема  личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития. Но конституирующий характеристикой личности человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике; литература. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен. В этом сходятся научные и интуитивные концепции личности в сознании людей. “То чего не достаёт рабу, - писал Гегель- это признания его личности; принцип же личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится “Я”, его “ Я” есть господин”.

Информация о работе Личность в психологии