Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:33, контрольная работа
Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
1. Введение……………………………………………………………………….3
2.Соотношение понятий “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Общее и индивидуальное в психике человека. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии………………………..5
3. Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального……………………………………………………………………...7
4. Направленность личности……………………………………………………10
5. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности……………………………………………………………….13
6. Заключение…………………………………………………………………...18
7. Список литературы………………………………………………………….19
Таким образом, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад.
Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека.
Направленность
личности всегда социально обусловлена
и формируется путём
Направленность
включает несколько связанных
Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:
влечение – малодифференцированное, смутное стремление направленное на какой- либо предмет или действие вследствие той или иной маловыраженной потребности. Для влечения характерно отсутствие чётко понимаемой, осознанной цели;
желание
- более высокая форма
стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента;
интерес
– ещё более высокая и
склонность – стремление к определённой деятельности. На основе интересов и склонностей формируются идеалы;
идеал – форма направленности, воплощённая в определённом, конкретном образе, на который человек, имеющий данный идеал, хочет походить;
мировоззрение – это система взглядов, представлений и понятий о мире, егозакономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе;
убеждение
– высшая форма направленности личности
– это система мотивов
Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам.
Потребностно
– мотивационная сфера
двигательное возбуждение – бесцельное и неупорядоченные реакции;
апатия;
агрессия и деструкция;
стереотипия – тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;
регрессия,
которая понимается либо «как обращение
к поведенческим моделям, доминированным
в более ранние периоды жизни
индивида», либо как «примитивиация»
поведения, проявляющаяся в падении
«конструктивности» поведения.
Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности.
Основной источник активности личности – это потребности.
Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека.
Потребность – это побуждение к деятельности, которая осознается и переживается человеком, как нужда в чем-то, или недостаток чего-либо.
Потребности бывают:
естественные (природные) - непосредственно обеспечивают существование человека в пище, одежде, отдыхе, жилище и т.д. Это биологические потребности, но они отличаются от потребностей животных, Способ их удовлетворения у человека носит общественный характер.
духовные или социальные потребности (чисто человеческие). Это потребность в; словесном общении с другими людьми, в знаниях культуры (чтение книг, посещение театров, музыка и т.д.).
Очень важное значение имеет потребность в труде.
Уровень развития потребностей влияет на уровень развития личности.
Нормальное состояние человека (если только он не спит) – активное, деятельное.
Активность бывает:
внешней (движение, мышечные усилия).
внутренней (психическая активность), которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, что-то вспоминает и т.д.
Деятельность – активность человека направленная на удовлетворение его собственных потребностей, а также требований к нему со стороны общества и государства.
Без деятельности невозможна человеческая жизнь.
В процессе деятельности человек познает окружающий мир.
Создает материальные условия жизни для себя – жилище, одежду, пищу.
В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, живопись, музыка. Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир. Деятельность человека формирует и изменяет его самого.
Для всякой деятельности необходимы психические процессы:
внимание.
память.
мышление.
воображение.
С другой стороны все эти психические процессы формируются и развиваются в деятельности, такова взаимосвязь психических процессов и деятельности.
Различают три основных вида деятельности:
учебную.
трудовую.
игровую.
Они отличаются друг от друга по:
результатам.
мотивам.
организациям.
Труд основной вид деятельности и его результатом является создание общественно-полезного продукта (заводская и с/х продукция, написанная книга, музыка и т.д.)
Творческая деятельность – ее результатом является создание нового оригинального продукта высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание нового музыкального или художественного произведения, выведение новых сортов и т.д.)
Она требует наличия способностей, глубоких знаний, большого интереса к делу, но главным образом – напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий.
Ошибочно мнение, что талантливому человеку все достается без труда. Наоборот многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде (Чайковский, Толстой, Репин и др.).
“Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых”.Чайковский.
Учение - деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности.
Учение дает полезный продукт лишь на производственной практике, при обучении профессии.
Игра не дает общественно значимого продукта.
Различны и мотивы этих видов деятельности: мотивом труда является осознание общественной необходимости. Игра мотивированна интересом.
Различны и организация этих видов деятельности.Труд и учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной организацией, ребенок играет в отведенное для этого время как хочет и сколько хочет.
Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение.
С точки зрения структуры различают цели и мотивы деятельности:
цель – то ради чего действует человек.
мотив – то почему, он так действует.
Составную
часть или отдельный акт
Например: пошить пальто – деятельность, которая складывается из отдельных действий (снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка и т.д.) все эти действия состоят из отдельных движений, которые диктуются сигналами из окружающего мира.
Действия бывают вполне осознанными и не вполне осознанными, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие мало осознанные действия производятся под влиянием сильных чувств и называют импульсивными.
Различают практические и умственные действия. Они тесно связаны между содой.
Интерес
– избирательное отношение
Бывают разные виды интересов:
материальные – стремление к жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства), типичный пример - Плюшкин.
духовные – характеризуют высокий уровень развития личности. Это, прежде всего познавательные интересы.
непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества.
опосредованный – интерес к результатам деятельности. Например: к приобретению профессии, служебному и общественному положению или материальным результатам труда.
пассивный - интерес созерцательный, когда человек ограничивается наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по TV).
активный – интерес действенный, когда человек действует, овладевая объектом интереса (играет в футбол, хоккей).
В зависимости от широты и глубины интереса, находится уровень развития личности.
К основным факторам формирования личности относятся:
среда — важнейший фактор социализации человека и его становления.
Среда — это окружение, условия, обстоятельства, в которых растет, живет и работает человек.
Выделяют:
микросреду — контактное, т.е. непосредственное окружение человека (родители, воспитатели, родственники, школа, “улица” и т.п.);
социальную среду — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек;
естественную
среду — определенные климатические,
географические условия, формирующие
этнопсихологические
наследственность — генетическая передача определенных качеств и свойств личности от поколения к поколению;
обучение, воспитание, образование;
степень адекватности включения человека в трудовую деятельность.
Можно
иметь хорошую
Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития. Но конституирующий характеристикой личности человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике; литература. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен. В этом сходятся научные и интуитивные концепции личности в сознании людей. “То чего не достаёт рабу, - писал Гегель- это признания его личности; принцип же личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится “Я”, его “ Я” есть господин”.