Личность в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:33, контрольная работа

Краткое описание

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………….3
2.Соотношение понятий “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Общее и индивидуальное в психике человека. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии………………………..5
3. Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального……………………………………………………………………...7
4. Направленность личности……………………………………………………10
5. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности……………………………………………………………….13
6. Заключение…………………………………………………………………...18
7. Список литературы………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

личность в психологии.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

                                                Содержание 

1. Введение……………………………………………………………………….3

2.Соотношение понятий “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Общее и индивидуальное в психике человека. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии………………………..5

3. Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального……………………………………………………………………...7

4. Направленность  личности……………………………………………………10

5. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности……………………………………………………………….13

6. Заключение…………………………………………………………………...18

7. Список литературы………………………………………………………….19

 

                                                   Введение.

Личность  выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

В широком  плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных  и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную  систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное  “измерение” личности обусловливается  влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное “Я”, то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное “Я”, то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка  самой человеческой природы. В каких  только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.

Существенная  трудность состоит в том, что  между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним  видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются  попытки понять всю сложность  человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            
 
 
 
 
 

  Соотношение понятий “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Общее и индивидуальное в психике человека.

Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Личность  – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.

Индивидуальность  – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.

Индивид – человек как единица общества.

Одни  ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все  стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются  как цвет глаз, волос.

Другие  ученые считают, что каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.

Но и природные биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, чтобы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека.

Развиваясь  вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Большинство психологов полагает, что человек  личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и  развития личности. Рассмотрим кратко некоторые из них, например:

биогенетический подход – (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает  основой развития личности биологические  процессы созревания организма,

социогенетический - (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) структуру  общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д.

психогенетический - (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) не отрицая  ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений. 

Отечественная общепсихологическая теория личности развивается под влиянием научных работ: К.А Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выготского, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и др.

Эта теория базируется на понимании психологии личности как единства деятельности, сознания личности и детерминирующих  ее внешних условий, действующих  через внутренние причины. 

  
 
 
 
 
 
 
 

                                  
 
 

                       Психологическая структура личности.

В отечественной  психологии существует ряд попыток  представить структуру личности (А.Г.Ковалёв, В.С.Мерлин, К.К.Платонов, В.А.Крутецкий, А.И.Щербаков). Наиболее обоснованную и  развёрнутую структуру личности предложил К.К.Платонов. В предложенной им динамической функциональной структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях ) принципы построения. На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности в её структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры:

направленность  личности;

опыт;

индивидуальные особенности психических процессов;

включает  биопсихические свойства.

Кроме того, в структуре личности выделены две общие интегративные подструктуры (характер и способности), которые, в  отличие от иерархических подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня. В то же время каждая из общих подструктур отражает определённый аспект изучения поведения личности: устойчивость проявления черт в различных видах деятельности (тогда речь идёт о характере личности) или в каком - то конкретном виде деятельности (речь идёт о способностях личности к данному виду деятельности);

1) подструктура  личности, названная «направленность  личности», объединяет качества  направленности и отношения личности, проявляющиеся как моральные черты. Черты личности, входящие в эту подструктуру, в своём подавляющем большинстве не имеют непосредственных врождённых задатков (исключая влечения и склонности), а отражают индивидуально преломленное общественное сознание. Направленность личности включает в себя такие её формы, как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. В этих формах направленности личности проявляются и отношения и моральные качества личности, и различные потребности. Эта подструктура формируется путём воспитания.

2) подструктура  личности, названная «опыт» объединяет  знания, навыки, умения, привычки, приобретённые  в личном опыте путём обучения, но уже с заметным влиянием  и биологически и даже генетически  обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью.

3) подструктура  личности, названная «особенности  психических процессов», объединяет  индивидуальные особенности отдельных  психических процессов, или психических  функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.

4) подструктура  личности, названная «биопсихические  свойства», объединяет свойства  темперамента, возрастные свойства  личности и её патологические.

Свойства  личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических  особенностей мозга, а социальные влияния  их только субординируют и компенсируют. Активность этой подструктуры определяется основными свойствами нервной системы.

А.В.Петровский и В.А.Петровский понимали структуру  личности, когда она рассматривается  как «сверхчувственное» системное  качество индивида. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, они выделяют три типа атрибуции (приписывания, наделения) личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности).Первый аспект рассмотрения-интраиндивидная личностная атрибуция : личность трактуется как свойство,присущее самому субъекту: личностная оказывается погруженным во внутреннее пространство бытия индивида.

Второй  аспект – интериндивидная личностная атрибуция как способ понимания  личности, когда сферой её определения  и существования становится «пространство  межиндивидных связей».

Третий  аспект рассмотрения –метаиндивидная  личностная атрибуция. Здесь обращается внимание на воздействие , которое вольно или невольно индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения:её важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качестве индивида, предлагается искать не только в нём самом, но и в других людях. В этом случае личность выступает в качестве идеальной представленности индивида в других людях, его инобытия в них его персонализации .Сущность этой идеальной представленности –в тех реальных действенных изменениях интеллектуальной и аффективно -потребностной сферы другого человека, которые производит деятельность субъекта или его участие в совместной деятельности . «Инобытие» индивида в других людях –не статичный отпечаток .Речь идёт об активном процессе , о своего рода продолжении себя в другом , вследствие которого личность обретает вторую жизнь в других людях . Продолжаясь в других людях , со смертью индивида личность полностью не умирает. Индивид как носитель личности уходит из жизни , но персонализированный в других людях, продолжает жить. В словах «он живёт в нас и после смерти» нет мистики ,ни метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения. Таким образом, личность может быть характеризуема только в единстве всех трёх предложенных аспектов рассмотрения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              

                                    Направленность личности.

Несмотря  на различие трактовок личности, существующее в отечественной психологии ,во всех подходах в качестве её ведущей характеристики выделяется её направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по разному: как «динамическая тенденция» ( С.Л.Рубинштейн ), «смыслообразующий мотив» ( А.Н.Леонтьев ), «доминирующее отношение» ( В.Н.Мясищев ), «основная жизненная направленность»( Б.Г.Ананьев ),динамическая организация сущностных сил человека» (А.С. Прангишвили ). Она так или иначе выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентаций, убеждений.

Информация о работе Личность в психологии