Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:57, доклад
Множество, казалось бы, самых различных свойств личности связано относительно устойчивыми зависимостями в определенные динамические структуры. Особенно отчетливо это проявляется в характере человека.
Характер - это стержневое психическое свойство человека, накладывающее отпечаток на все его действия и поступки, свойство, от которого, прежде всего, зависит деятельность человека в различных жизненных ситуациях.
Общность может выполнять
— закреплять групповые особенности;
— обособлять одну группу от другой;
— выражать и утверждать специфические групповые интересы и ценностные ориентации.
Общность служит средством
Условием консолидации
Общность обычно проявляется в:
— идентификации людей друг с другом или с кем-либо;
— согласованности действий, мыслей, чувств людей, входящих в данную общность;
— взаимопонимании;
— кооперации деятельности.
Итак, общность — это характеристика
состояния социальной группы
как совокупного субъекта
5. Социально-психологические процессы общности (адаптация, коммуникация, идентификация, интеграция).
Адаптация – это процесс приспособления поведения человека к условиям труда, к людям, к нормам коллектива и его традициям (т.е. к социально-психологическим условиям коллектива). Выделяют следующие виды адаптации:
Адаптация сопровождается формированием у работника конкретных впечатлений и представлений о коллективе, выработкой своего поведения на уровне как формальных, так и неформальных отношений.
Особое значение адаптация имеет для молодых людей, только что вступающих в трудовую жизнь (наибольший процент текучести наблюдается среди молодых работников, которые в качестве основной причины увольнения называют не сложившиеся отношения в трудовом коллективе).
Коммуникация. Общение немыслимо без
постоянного обмена информацией, духовного
взаимообогащения. С повышением культурно-образовательного
уровня людей коммуникационная сторона
их общения становится более динамичной
и многогранной.
Коммуникация
– процесс обмена информацией при
общении между людьми.
Идентификация. Межличностное восприятие способствует процессу идентификации, т.е. уподоблению, отождествлению кого-то с кем-то.
Существует несколько видов идентификации:
Для идентификации характерны три механизма воспроизводства личностью чувств, мыслей, действий:
Интеграция в коллективе выступает
в виде психологической совместимости
людей. Она возможна при благоприятном
протекании адаптации, коммуникации и
идентификации.
Интеграция ведет к установлению
в коллективе ценностно-ориентированной
общности людей, к возрастающей удовлетворенности
их своим коллективом, совместной трудовой
деятельности.
6. Соотношение понятий коллектив и малая социальная группа.
Психология и поведение
Непосредственным проводником
Высшей формой организованной группы считается коллектив. Коллектив — это группа людей, представляющая собой часть общества, объединенную совместной деятельностью, подчиненную целям этого общества.
Для того чтобы назвать малую
группу коллективом, она
Психологически развитой как
коллектив считается такая
7. Социально-психологические характеристики малой группы.
Малая группа - немногочисленная группа людей, которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствующем возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.
Отличительными признаками малой группы являются:
Малые группы делятся на условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, диффузные, референтные и нереферентные.
Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т.д.
Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными.
Естественные — это группы, реально существующие в обществе.
Лабораторные — это группы, созданные в интересах их научного изучения.
Формальные группы — это группы, которые имеют официально заданную извне структуру.
Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений.
Формальная группа
Слаборазвитые группы — это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования.
Высокоразвитые группы — это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, организации, сплоченности и т.д.
Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.
Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.
Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально включены и трудятся.
8. Официальные и неофициальные роли в группе и коллективе.
Отношения в группе возникают
между людьми как носителями
определенных социальных ролей,
Роли — это ожидаемое поведение, система прав и обязанностей, вытекающих из объективных потребностей общества.
У каждого из нас есть свои профессиональные роли. Помимо того, что в должностных инструкциях прописаны определенные права и обязанности сотрудников, в любой команде необходимо, чтобы каждый четко знал свою роль и выполнял свойственные этой роли действия.
Существует ряд критерий, определяющих закономерности распределения ролей в группах:
- Роль определяет действия сотрудника с членами группы
- Каждая роль подразумевает свои права и обязанности
- В случае, когда членом группы не выполняются функции роли, случаются конфликты и сбои в работе
- Группа работает на ура только тогда, когда все сотрудники честко знают свои роли и добросовестно исполняют свои обязанности
- Когда меняется лидер - меняется распределение ролей
- Человек может выполнять одновременно несколько ролей
- Для того, чтобы достигнуть
успеха в коллективной работе,
необходимо избежать
Роли в коллективе подразделяются на «инструментальные», связанные с решением «производственных» задач, и «социальные», которые люди играют в межличностном общении. «Инструментальных» ролей специалисты выделяют восемь.
Координатор — обладает наибольшими организаторскими способностями и становится обычно в силу этого руководителем коллектива независимо от своих знаний и опыта. Его главная задача — уметь работать с теми, кто такими знаниями и опытом обладает, и направлять их активность на достижение поставленных целей.
Генератор идей — как правило, самый способный и талантливый член коллектива. Разрабатывает варианты решения любых, стоящих перед ним проблем, но в силу своей пассивности, несобранности и т.п. не способен реализовать их на практике.
Контролер — сам творчески мыслить не способен, но в силу глубоких знаний, опыта, эрудиции может должным образом оценить любую идею, выявить ее сильные и слабые стороны, подтолкнуть других к работе по ее дальнейшему совершенствованию.
Шлифовальщик — обладает широким взглядом на проблему и поэтому при необходимости умеет «увязать» ее решение с другими задачами в коллективе.
Энтузиаст — самый активный член коллектива; увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели.
Искатель выгод — посредник во внутренних и внешних отношениях, придающий определенное единство действиям членов коллектива.
Исполнитель — добросовестно реализует чужие идеи, но нуждается при этом в постоянном руководстве и подбадривании.