Личность и служебный коллектив

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:57, доклад

Краткое описание

Множество, казалось бы, самых различных свойств личности связано относительно устойчивыми зависимостями в определенные динамические структуры. Особенно отчетливо это проявляется в характере человека.
Характер - это стержневое психическое свойство человека, накладывающее отпечаток на все его действия и поступки, свойство, от которого, прежде всего, зависит деятельность человека в различных жизненных ситуациях.

Файлы: 1 файл

уц.docx

— 156.73 Кб (Скачать)

     Общность может выполнять следующие  функции:

     —  закреплять групповые особенности;

     —  обособлять одну группу от другой;

     —  выражать и утверждать специфические групповые интересы и ценностные ориентации.

     Общность служит средством внутригрупповой  солидарности, спаянности и взаимопонимания,  направленных против центробежных  тенденций, ведущих к разрушению  общности.

     Условием консолидации общности  является совпадение групповых  интересов, целей, ценностей, а  также признание факта принадлежности  к данной группе, ощущение своей  личной причастности к деятельности  группы. Эффект общности зависит  от того, в какой мере ее  интересы созвучны интересам  входящих в эту общность людей.

     Общность обычно проявляется  в:

     —  идентификации людей друг с другом или с кем-либо;

     —  согласованности действий, мыслей, чувств людей, входящих в данную общность;

     —  взаимопонимании;

     —  кооперации деятельности.

     Итак, общность — это характеристика  состояния социальной группы  как совокупного субъекта общения.

5. Социально-психологические процессы общности (адаптация, коммуникация, идентификация, интеграция).

     Адаптация – это процесс приспособления поведения человека к условиям труда, к людям, к нормам коллектива и его традициям (т.е. к социально-психологическим условиям коллектива). Выделяют следующие виды адаптации:

  •  
    профессиональная;
  •  
    нравственная;
  •  
    правовая.

     Адаптация сопровождается формированием у работника конкретных впечатлений и представлений о коллективе, выработкой своего поведения на уровне как формальных, так и неформальных отношений.

     Особое значение адаптация имеет для молодых людей, только что вступающих в трудовую жизнь (наибольший процент текучести наблюдается среди молодых работников, которые в качестве основной причины увольнения называют не сложившиеся отношения в трудовом коллективе).

     Коммуникация. Общение немыслимо без постоянного обмена информацией, духовного взаимообогащения. С повышением культурно-образовательного уровня людей коммуникационная сторона их общения становится более динамичной и многогранной. 
     Коммуникация – процесс обмена информацией при общении между людьми.

     Идентификация. Межличностное восприятие способствует процессу идентификации, т.е. уподоблению, отождествлению кого-то с кем-то.

     Существует несколько видов идентификации:

  •  
    эмоциональная, для которой характерны общность переживаний, образование идентичных чувств;
  •  
    ценностно-мировоззренческая – когда кто-то воспринимает взгляды, точку зрения другого человека;
  •  
    поведенческая, когда один человек воспроизводит образ действия другого человека.

     Для идентификации характерны три механизма воспроизводства личностью чувств, мыслей, действий:

  •  
    подражание (копирование, повторение);
  •  
    сличение («сверка» личностью каких-то своих качеств с качествами другого лица и внесение на этой основе коррекции в проявление своих качеств);
  •  
    увлечение (это неосознаваемая ориентация на поступки того или иного лица).

      Интеграция в коллективе выступает в виде психологической совместимости людей. Она возможна при благоприятном протекании адаптации, коммуникации и идентификации. 
     Интеграция ведет к установлению в коллективе ценностно-ориентированной общности людей, к возрастающей удовлетворенности их своим коллективом, совместной трудовой деятельности.

 

6. Соотношение понятий коллектив и малая социальная группа.

 

     Психология и поведение отдельного  человека как личности, его жизнь  в целом очень сильно зависят  от социальной среды. Последняя  представляет собой сложно устроенное  общество, в котором люди объединены  друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее  устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

     Непосредственным проводником влияния  общества и больших социальных  групп на индивида (как в общем  и наоборот: индивида на общество) является малая группа . Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек) , занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом.  Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п.

     Высшей формой организованной группы считается коллектив. Коллектив — это группа людей, представляющая собой часть общества, объединенную совместной деятельностью, подчиненную целям этого общества.

     Для того чтобы назвать малую  группу коллективом, она должна  соответствовать ряду весьма  высоких требований: успешно справляться  с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении  основной для нее деятельности), иметь высокую мораль, хорошие  человеческие отношения, создавать  для каждого своего члена возможность  развития как личности, быть способной  к творчеству, т.е. как группа  давать людям больше, чем может  дать сумма того же количества  индивидов, работающих в отдельности.

     Психологически развитой как  коллектив считается такая малая  группа, в которой сложилась дифференцированная  система различных деловых и  личных взаимоотношений, строящихся  на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать  коллективистскими.

7. Социально-психологические характеристики малой группы.

 

     Малая группа - немногочисленная группа людей, которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствующем возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

     Отличительными признаками малой группы являются:

  1. Пространственное и временное соприсутствие людей, которое дает возможность личных контактов, включая интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия.
  2. Наличие постоянной цели совместной деятельности.
  3. Наличие в группе организующего начала, которое может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (лидере, руководителе). Однако если такого лидера или руководителя нет, это не означает, что организующего начала нет. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы и лидерство носит ситуативно-специфический характер, когда в определенной ситуации человек, более компетентный и подготовленный в данной сфере принимает на себя функции лидера.
  4. Разделение персональных ролей.
  5. Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений.
  6. Выработка специфической групповой культуры, то есть норм, правил, стандартов жизни, поведения, определяющих ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающих групповую динамику.

     Малые группы делятся на условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, диффузные, референтные и нереферентные.

     Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т.д. 

     Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. 

     Естественные — это группы, реально существующие в обществе. 

     Лабораторные — это группы, созданные в интересах их научного изучения.

     Формальные группы — это группы, которые имеют официально заданную извне структуру.

     Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений.

     Формальная группа функционирует  в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми  целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается  на основе личных симпатий  и антипатий ее членов.

     Слаборазвитые группы — это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования.

     Высокоразвитые группы — это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, организации, сплоченности и т.д.

     Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.

     Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.

     Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально включены и трудятся.

 

8. Официальные и неофициальные роли в группе и коллективе.

    

        Отношения в группе возникают  между людьми как носителями  определенных социальных ролей,  предполагающих постоянство поведения  в соответствии с более или  менее четко установленным эталоном. Роль предопределяет, как нужно вести себя по отношению к другим и что можно ожидать от них. С ролью всегда связываются определенные права, обязанности и ожидания, и индивид, не оправдывающий их, подвергается санкциям, а оправдывающий—поощрению. Разные люди часто имеют различные ценности, представления об одной и той же роли и неодинаково ведут в ней себя.

     Роли — это ожидаемое поведение, система прав и обязанностей, вытекающих из объективных потребностей общества.

     У каждого из нас есть свои профессиональные роли. Помимо того, что в должностных инструкциях прописаны определенные права и обязанности сотрудников, в любой команде необходимо, чтобы каждый четко знал свою роль и выполнял свойственные этой роли действия.

Существует ряд критерий, определяющих закономерности распределения ролей  в группах:

- Роль определяет действия сотрудника с членами группы

- Каждая роль подразумевает  свои права и обязанности

-  В случае, когда членом группы не выполняются функции роли, случаются конфликты и сбои в работе

- Группа работает на ура только  тогда, когда все сотрудники  честко знают свои роли и  добросовестно исполняют свои   обязанности

- Когда меняется лидер - меняется распределение ролей

- Человек может выполнять одновременно несколько ролей

- Для того, чтобы достигнуть  успеха в коллективной работе, необходимо избежать доминирования  какой либо из роли.

         Роли в коллективе подразделяются на «инструментальные», связанные с решением «производственных» задач, и «социальные», которые люди играют в межличностном общении. «Инструментальных» ролей специалисты выделяют восемь.

     Координатор — обладает наибольшими организаторскими способностями и становится обычно в силу этого руководителем коллектива независимо от своих знаний и опыта. Его главная задача — уметь работать с теми, кто такими знаниями и опытом обладает, и направлять их активность на достижение поставленных целей.

     Генератор идей — как правило, самый способный и талантливый член коллектива. Разрабатывает варианты решения любых, стоящих перед ним проблем, но в силу своей пассивности, несобранности и т.п. не способен реализовать их на практике.

Контролер — сам творчески мыслить не способен, но в силу глубоких знаний, опыта, эрудиции может должным образом  оценить любую идею, выявить ее сильные и слабые стороны, подтолкнуть  других к работе по ее дальнейшему совершенствованию.

     Шлифовальщик — обладает широким взглядом на проблему и поэтому при необходимости умеет «увязать» ее решение с другими задачами в коллективе.

     Энтузиаст — самый активный член коллектива; увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели.

     Искатель выгод — посредник во внутренних и внешних отношениях, придающий определенное единство действиям членов коллектива.

     Исполнитель — добросовестно реализует чужие идеи, но нуждается при этом в постоянном руководстве и подбадривании.

Информация о работе Личность и служебный коллектив