Кризис личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 03:47, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе мы обращаемся к сложному и весьма актуальному вопросу в психологии – кризис личности.
Мы поговорим о видах кризиса личности, причинах их возникновения и путях их преодоления. Углубимся в суть кризисных состояний, встречающихся на разных этапах развития личности. Мы будем рассматривать данную проблему с разных точек зрения, через призму разных школ психологии, убедимся в важности и актуальности вопроса о кризисе личности.

Оглавление

Введение. …….……………………………………………………….….…….....3
Глава 1. Парадигмальная обусловленность кризиса личности…….…....4
1.1. Физиологическая психология ……...………………………….………....5
1.2. Психоанализ …….……………………………………………….………...10
1.2.1 Классический психоанализ З. Фрейда …..…..…….…….………....10
1.2.2 Аналитическая психология К.Юнга …………..…….…….……….16
1.2.3 Индивидуальная психология А.Адлера …...…………….………...19
1.2.4.Теория Эрика Эриксона……………………...…...……….………...20
1.3. Бихевиоризм……………….………………………...……….…………….25
1.4. Гуманистическая психология ….………………...………….…………..27
1.5. Трансперсональная психология …….…………...………….……....…..30
1.6.Коммуникативная психология……………………...……….…….…..…33
1.7. Интегративная психология ……………….……………………………..36
Глава 2. Основные виды кризиса личности..................................................37
2.1. Кризисы в материальном и социальном «Я».........................................39
2.2. Кризисы духовного «Я»……………………………………….…….…….45
2.2.1. Одиночество как форма духовного кризиса……….….…..………..48
2.2.2. Рефлексия ........................................................................……....…….54
Глава 3. Связь рефлексивности с уровнем социальной изолированности личности………………………………………………………………………….57
3.1.Программа эмпирического исследования ……….…...………...…...57
3.2. Результаты исследования………………………….….………...…..58
Заключение ……………………………………………………………………...63
Список литературы…………………………………………………...………...64

Файлы: 1 файл

образей работы виталика.docx

— 155.63 Кб (Скачать)

В отечественной  психологии термин «кризисы возрастные» был введён Л.С. Выготским. Сам Л.С. Выготский под возрастным кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным...» [2, с. 384]

 

 

 

 

 

 

В нашей работе мы выделяем следующие кризисы:

Кризис  новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.

Кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений».

Меняется мотивация поведения  ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Ярко проявляется  тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и  решать сам. В принципе это положительное  явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию.

Кризис 3 лет связан с осознанием себя как активного субъекта в  мире предметов, ребенок впервые  может поступать вопреки своим  желаниям.[14]

Кризис 7 лет. Выделение этого кризиса в развитии ребенка связано с именем Л. С. Выготского. Он отметил, что старшего дошкольника характеризуют манерничание, капризность, нарочно вычурное, искусственное поведение, вертлявость и паясничание. И в целом его отличают общая немотивированность поведения, упрямство, негативизм.

Анализируя эти  проявления, Л. С. Выготский объяснил их утратой детской непосредственности, непроизвольности поведения, которая исчезает как результат начинающейся дифференциации внешней и внутренней жизни. Другой отличительной особенностью этого критического периода Л. С. Выготский считал возникновение осмысленной ориентировки в собственных переживаниях: ребенок вдруг сам открывает факт наличия собственных переживаний, открывает их принадлежность ему и только ему, и сами переживания приобретают для него смысл.  

Л. И. Божевич писал, что у ребенка этого возраста появляется осознание своего «социального "Я"». Именно в это время появляются игры "в школу" и имитация "работы" взрослых. По мнению Л. И. Божович, в основе кризиса 6—7 лет лежит конфликт, возникающий в результате столкновения образовавшихся в процессе развития качественно новых потребностей с неизменившимся образом жизни ребенка и отношения к нему взрослых. Последнее препятствует удовлетворению возникающих у ребенка потребностей и вызывает у него явления фрустрации, депривации потребностей, которые порождаются возникающими к этому времени психическими новообразованиями.[1]

Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Подросток стремится к эмансипации.

Так же этом возрасте формируется  «Я- Концепция».   Она включает в себя «Я-реальное» и «Я-идеальное». «Я-идеальное» это некий «идеальный образ», с которым себя ассоциирует подросток.«Я-реальное» это то, кем на самом деле является подросток в социальной среде.Несоответствие «Я-реального» и «Я-идеального» приводит к пубертатному кризису.

Ведущей Деятельностью в  этот период становится интимно-личностное общение. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Ценность образования – большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное  напряжение может резко возрасти.

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные  страхи. Ответственность перед собой  и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже  большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед  возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность  и на этом фоне выраженный страх  могут привести к возникновению  невротических реакций, таких как  повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.

Резкая смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая  жизненная ситуация требует адаптации  к ней. Помогают адаптироваться в  основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.

Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это  время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в  нем – мировоззрение. Известны связанные  с этим юношеский максимализм  в оценках, страстность в отстаивании  своей точки зрения. Центральным  новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и  личностное.[6]

Кризис  середины жизни. (30 до 55 лет).

Кризис середины жизни  – это особый возрастной этап в  структуре жизненного пути человека, который может быть успешно преодолен  лишь при условии осмысленного отношения  к личностно значимым мотивам  или потребностям, которые определены каждым как ведущие или основные. Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.

Кризис «середины жизни» возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной Деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его Личность.

Кризис «середины жизни» нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами  и их реализацией. А.В. Толстых отмечает, что к этому добавляется изменение  отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться  «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует  необходимость «оплаты векселей».

Помимо проблем, связанных  с профессиональной Деятельностью, кризис «середины жизни» нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.

В случае возникновения кризиса «середины жизни» человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.[14]

Кризис  старения и смерти.

Бесспорно, проблема смерти является всевозрастной. Тем не менее именно для пожилых и престарелых она не представляется надуманной, преждевременной, трансформируясь в проблему естественной смерти. Для них вопрос об отношении к смерти переводится из подтекста в контекст самой жизни. Наступает время, когда в пространстве индивидуального бытия начинает отчетливо звучать напряженный диалог между жизнью и смертью, осознается трагизм временности.

Актуализация танатологических размышлений обусловлена не только патологическими изменениями, ведущими к ухудшению здоровья и повышению вероятности смерти, но и особенностями образа жизни старого человека. К последним можно отнести определенную монументальность внутренней субъективности, дистанцированность от сиюминутных социальных раздражителей, существенное ослабление мотивов достижения успеха, комфорта, карьеры. Человек, освободившийся от всего тривиального и поверхностного, может сконцентрироваться на сфере глубинного и существенного.

Старение, смертельные болезни и умирание воспринимаются не как составные части процесса жизни, а как полное поражение и болезненное непонимание ограниченности возможностей управлять природой. С точки зрения философии прагматизма, подчеркивающей значение достижений и успеха, умирающий является потерпевшим поражение.

Религия, способная быть значительной поддержкой для умирающего, в значительной степени утратила смысл для среднего человека. Западные религии низведены до уровня формализованных обрядов и утративших внутренний смысл церемоний. Взгляд на мир, выработанный наукой, базирующейся на материалистической философии, усиливает тяжесть положения умирающего. Ведь согласно такому подходу за пределами материального мира ничего не существует. Физическое уничтожение тела и мозга есть необратимый конец человеческой жизни.

Пожилые и престарелые  люди, как правило, опасаются не самой смерти, а возможности лишенного всякого смысла чисто растительного существования, а также страданий и мучений, причиняемых болезнями. Можно констатировать наличие двух ведущих установок в их отношении к смерти: во-первых, нежелание обременять своих близких, во-вторых, стремление избежать мучительных страданий. Поэтому многие, находясь в подобном положении, переживают глубокий и всеохватывающий кризис, затрагивающий одновременно биологические, эмоциональные, философские и духовные стороны жизни.

                       

 

2.2. Кризисы духовного «Я»

Духовный кризис – один из видов кризиса личности, который выражается в переживании утраты бытийной основы существования. Возникает в ответ на эмоциональную реакцию относительно индивидуально значимого события или явления и сопровождается нарушением процесса поиска сакрального. Проживание духовного кризиса индивидом ведёт к построению у него новой системы жизненных ориентиров, основанной на приобретённом субъективном опыте. Духовный кризис проявляется в конфликтных состояниях, обусловленных страхом смерти, одиночеством, свободой, бессмысленностью, виной, ответственностью, неудовлетворённостью и страданием.

Что вызывает духовный кризис? Каковы его причины? Станислав Гроф в своей работе «Неистовый поиск себя» пишет, что в большинстве случаев человек сам способен определить, какая ситуация, судя по всему, дала начало духовному кризису. Причиной  может послужить какой-то первичный физический фактор — болезнь, авария, операция, предельная физическая нагрузка или длительное отсутствие сна. Такого рода обстоятельства снижают психологическую сопротивляемость, ослабляя организм, и, вдобавок, служат убедительным напоминанием о смерти и о хрупкости человеческой жизни. Самый драматический пример в данной категории — это духовный кризис после опыта близости смерти, связанного с тяжелым биологическим кризисом, который опосредует доступ к очень глубоким трансцендентным переживаниям.

У женщин духовный кризис может быть вызван сочетанием физического и эмоционального стресса во время рождения ребенка. Поскольку роды — это ситуация, связанная с потенциальной угрозой для жизни, в каждом рождении имеется элемент смерти; таким образом, этот опыт подводит мать к самым пределам индивидуального существования — к его началу и концу. Кроме того, это и граница раздела между личностным и надличностным. В некоторых случаях аналогичную роль может сыграть аборт или выкидыш.

В других случаях  духовный кризис может начинаться с  сильных эмоциональных переживаний, в особенности связанных с  серьезной утратой. Это могут  быть конец значимых любовных отношений, развод или смерть ребенка, кого-то из родителей, либо другого близкого родственника. Реже такому кризису  непосредственно предшествует внезапный  финансовый крах, серия неудач или  потеря важной работы.[14]

Для того чтобы  мы смогли  глубже проникнуть в суть духовного кризиса, нам необходимо рассмотреть основные тенденции, который  происходят в духовном Эго.

Первая  тенденция, которая существует в духовном Эго и которая манифестируется на всех уровнях, подструктурах личности – это расширение пространства или экспансивная тенденция.

Информация о работе Кризис личности