Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 03:47, курсовая работа
В данной работе мы обращаемся к сложному и весьма актуальному вопросу в психологии – кризис личности.
Мы поговорим о видах кризиса личности, причинах их возникновения и путях их преодоления. Углубимся в суть кризисных состояний, встречающихся на разных этапах развития личности. Мы будем рассматривать данную проблему с разных точек зрения, через призму разных школ психологии, убедимся в важности и актуальности вопроса о кризисе личности.
Введение. …….……………………………………………………….….…….....3
Глава 1. Парадигмальная обусловленность кризиса личности…….…....4
1.1. Физиологическая психология ……...………………………….………....5
1.2. Психоанализ …….……………………………………………….………...10
1.2.1 Классический психоанализ З. Фрейда …..…..…….…….………....10
1.2.2 Аналитическая психология К.Юнга …………..…….…….……….16
1.2.3 Индивидуальная психология А.Адлера …...…………….………...19
1.2.4.Теория Эрика Эриксона……………………...…...……….………...20
1.3. Бихевиоризм……………….………………………...……….…………….25
1.4. Гуманистическая психология ….………………...………….…………..27
1.5. Трансперсональная психология …….…………...………….……....…..30
1.6.Коммуникативная психология……………………...……….…….…..…33
1.7. Интегративная психология ……………….……………………………..36
Глава 2. Основные виды кризиса личности..................................................37
2.1. Кризисы в материальном и социальном «Я».........................................39
2.2. Кризисы духовного «Я»……………………………………….…….…….45
2.2.1. Одиночество как форма духовного кризиса……….….…..………..48
2.2.2. Рефлексия ........................................................................……....…….54
Глава 3. Связь рефлексивности с уровнем социальной изолированности личности………………………………………………………………………….57
3.1.Программа эмпирического исследования ……….…...………...…...57
3.2. Результаты исследования………………………….….………...…..58
Заключение ……………………………………………………………………...63
Список литературы…………………………………………………...………...64
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра социальной и политической психологии
КУРСОВАЯ работа
Кризис личности
Научный руководитель:
д. пс. н., профессор
___________ В.В. Козлов
«___»______________2013 г.
Студент группы ПС-21(1)
_____________В.Ю.Нефёдов
«___»_____________2013 г.
Ярославль 2013
Содержание:
Введение. …….……………………………………………………….….…….
Глава 1. Парадигмальная обусловленность кризиса личности…….…....4
1.1. Физиологическая психология ……...………………………….………....5
1.2. Психоанализ …….……………………………………………….………...10
1.2.1 Классический психоанализ З. Фрейда …..…..…….…….………....10
1.2.2 Аналитическая психология К.Юнга …………..…….…….……….16
1.2.3 Индивидуальная психология А.Адлера …...…………….………...19
1.2.4.Теория Эрика Эриксона……………………...…...……….………
1.3. Бихевиоризм……………….………………………...
1.4. Гуманистическая психология ….………………...………….…………..27
1.5. Трансперсональная психология …….…………...………….……....…..30
1.6.Коммуникативная
психология……………………...……….…….….
1.7. Интегративная психология ……………….……………………………..36
Глава 2. Основные
виды кризиса личности..............
2.1. Кризисы в материальном
и социальном «Я»...........................
2.2. Кризисы духовного «Я»……………………………………….…….…….45
2.2.1. Одиночество как форма духовного кризиса……….….…..………..48
2.2.2. Рефлексия
..............................
Глава 3. Связь рефлексивности
с уровнем социальной изолированности
личности…………………………………………………………
3.1.Программа эмпирического исследования ……….…...………...…...57
3.2. Результаты исследования………………………….….………..
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В данной работе мы обращаемся к сложному и весьма актуальному вопросу в психологии – кризис личности. Кризис является необходимой стадией развития личности. Каждому человеку на своём жизненном пути не раз приходится сталкиваться с кризисными состояниями. Человек, испытывающий личностный кризис невольно начинает осознавать свою несостоятельность, а также бессмысленность привычных жизненных условий, личностных установок, отношений с окружающими его людьми и окружения в целом. Он не в силах удовлетворить свои потребности, достичь своих целей. Кризис личности не стоит понимать как болезненное состояние. Он нечто большее, чем болезненное состояние или психическое расстройство. Кризис это некий сигнал, который говорит о необходимости жизненных перемен, это сигнал который говорит, что нужно развиваться дальше. Другими словами он даёт шанс понять о том, что человек нуждается в пересмотре своих жизненных устоев и моделей поведения.
Так же мы поговорим о видах кризиса личности, причинах их возникновения и путях их преодоления. Углубимся в суть кризисных состояний, встречающихся на разных этапах развития личности. Мы будем рассматривать данную проблему с разных точек зрения, через призму разных школ психологии, убедимся в важности и актуальности вопроса о кризисе личности.
Глава 1
Парадигмальная обусловленность кризиса личности
«Современная ситуация в
психологии характеризуется
«Мы можем вычленить семь базовых парадигм в понимании предмета психологии:
Эта классификация показалась наиболее подходящей в данном случае, так как в ней рассматривается периодизация именно научной психологии. Поэтому здесь нет интроспективного направления, хотя оно оказало огромное влияние на становление психологического знания.
«…началом психологии была психология физиологическая, а первым предметом психологии — физиологические акты и закономерности. Само появление научной психологии ассоциировано с бурным развитием естественных наук, особенно физиологии и медицины. Более того, первые матрицы объективного психологического исследования были реально физиологическими и медицинскими». [6, c.28] Ведь «На опыте интроспекции было построено много философских, теологических, духовных моделей реальности, но не научная психология». [6, c.28] Коммуникативная парадигма исключается из сферы внимания, так как в этом представлении она базируется только в методологическом плане.
Безусловно, в каждой из волн уделялось разное количество внимания рассматриваемой нами проблеме, что отразится на несоразмерности глав выделенных разным волнам психологии.
1.1.Физиологическая психология.
В конце XIX века в науке возникает феномен расхождения реальной и идеальной отдачи от применяемых технологий. Он возникает в силу того, что человек из-за своих ограниченных способностей способен использовать технику с максимальной эффективностью только до определенного уровня. Этот уровень связан с когнитивными процессами такими как ощущение и восприятие. Возникновение экспериментальной психологии, так или иначе, связано с этим феноменом.
Впервые экспериментальные методы изучения основных когнитивных процессов, которые являются одним из предметов исследования в психологии, применили четверо учёных: Герман фон Гельмгольц, Эрнст Вебер, Густав Теодор Фехнер и Вильгельм Вундт. Все они были немцами, все получили образование в области физиологии и все были в курсе последних достижений науки.
Гельмгольц, физик и физиолог, плодовитый исследователь, был одним из величайших ученых XIX столетия. Хотя психология занимала лишь третью строчку в списке его научных интересов, все же именно работы Гельмгольца, а также исследования Фехнера и Вундта, положили начало новой психологии. Он занимался вопросами скорости прохождения возбуждения по нерву, ощущения и восприятия, оптики и тем самым внес огромный вклад в становление экспериментальной психологии.
Огромный вклад в развитие физиологии органов чувств внес профессор анатомии и физиологии лейпцигского университета Эрнст Вебер. До него изучение органов чувств ограничивалось только зрением и слухом. Вебер расширил границы науки, он начал изучать чувствительность мышечных и кожных покровов. Очень важным предстал его перенос в психологию экспериментальных методов физиологии. «Самые известные эксперименты Вебера относятся к различительной чувствительности, которые привели к выводу: для того чтобы произошла разница в ощущениях, новый раздражитель должен находиться в известном отношении к исходному. Это отношение для каждого органа чувств есть величина постоянная. Она устанавливалась опытным путем. Для звука это отношение составляет 1/10, для света — 1/100 и т. д. Этим обобщением Вебер подводил к мысли о возможности измерения в психологии. Оно было осуществлено Фехнером». [21, с.218] Работа Вебера была экспериментальной в самом строгом смысле слова. Она проводилась в специально созданных условиях, предлагаемые участникам эксперимента раздражители многократно варьировались, при этом фиксировался каждый полученный результат. Опыты Вебера вдохновили многих исследователей на использование экспериментального метода в качестве средства изучения феноменов психологии. Исследования Вебера в сфере измерения порога ощущений имели первостепенное значение; его доказательство измеримости ощущений оказало влияние практически на все аспекты современной психологии.
Густав Теодор Фехнер немецкий психолог, один из первых экспериментальных психологов, один из основоположников психофизиологии и психофизики. «Густав Теодор Фехнер в работе «Элементы психофизики» (1860) сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическим мирами, а также между душой и телом. Соответственно, он различал две психофизики: внутреннюю (она должна разрешить вопрос о соотношении между душой и телом, между психическим и физиологическим) и внешнюю (ее задача — соотношение между психическим и физическим). Фехнер разработал только внешнюю психофизику.
Для работы в этой области Фехнер создал экспериментальные методы. Он сформулировал основной психофизический закон. Все это составило новую самостоятельную область знания — психофизику. Целью Фехнера было измерение ощущений. … Для проведения психофизических измерений Фехнер разработал три метода: едва заметных различий, метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей, или метод истинных и ложных случаев. Эти классические методы измерения используются до настоящего времени.
Фехнер впервые осуществил приложение математики к психологии. Это возбудило огромный интерес и, конечно, критику». [21, с.224-225]
Вильгельм Вундт — основоположник психологии как формальной академической дисциплины. Он организовал первую лабораторию, учредил первый журнал, дал начало экспериментальной психологии как науке. Сферы его научных интересов — включающие ощущения и восприятие, внимание, чувства, реакцию и ассоциации — стали основными главами почти во всех учебниках по психологии. «Вышедшие в 1874 г. «Основания физиологической психологии» Вундта явились началом психологии как самостоятельной науки. Ее объектом объявляются те процессы, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению и имеют как физиологическую, так и психологическую сторону и потому не могут быть объяснены только физиологией или только психологией: это ощущения и простейшие чувствования». [21, c.239-240]
Психология Вундта основывалась
на экспериментальных методах
В начале развития физиологической психологии Вундт многое берет у ассоцианистов: «Психологическая система Вундта включала изучение элементов (ощущений и чувствований), анализ связей между элементами и продуктов этих связей, исследование законов душевной жизни. В этой программе отчетливо выступает атомизм Вундта, характерный для ассоциативной психологии: простейшие элементы, сенсорные по своей природе, первичны, сложные образования вторичны. Однако Вундт борется с крайностями ассоцианизма: в продуктах ассоциаций он обращает внимание на возникновение нового качества, не сводимого к сумме свойств исходных элементов. Все ассоциации Вундт подразделяет на одновременные и последовательные, которые в свою очередь имеют несколько форм: одновременные существуют в форме слияния, ассимиляции—диссимиляции и компликации, последовательные — узнавания и воспоминания. За этими видами ассоциаций скрываются восприятие и память. Вундт борется с функционализмом старой психологии и рассматривает их как результат единого механизма ассоциаций. При этом ассоциации характеризуются как пассивный процесс, который протекает без активного участия субъекта. В психологии Вундта нет субъекта, нет личности: «...все психическое — это непрестанная смена явлений, постоянное возникновение и созидание... Нигде эти факты действительной душевной жизни не нуждаются в другом субстрате для своего истолкования, кроме того, который дан в них самих»1 1- Вундт В. Введение в психологию.— М., 1912. С. 149». [21, с.243] Так как все психические явления происходят и объясняются только этими закономерностями, физиологическая школа почти исключала существование личности. Поэтому здесь и нечего говорить о кризисе личности.
В настоящее время
1.2.Психоанализ.
1.2.1.Классический психоанализ З. Фрейда
Вторым этапом в развитии психологии является психоанализ, основанный в конце XIX – начале ХХ веков. «Психоанализ — это психотерапевтический метод лечения неврозов, основанный на методе свободных ассоциаций, анализе ошибочных действий и сновидений как способе проникновения в бессознательное».[7, c.184] Его основатель – великий австрийский психиатр и психолог З. Фрейд. Это направление берет своё начало с психиатрической практики. Оно возникло как результат недовольства Фрейда существующими на тот момент методами лечения неврозов. Новый метод (метод свободных ассоциаций) уделяет много внимания личности пациента, его внутреннему миру, что немало важно. З.Фрейд пишет: «…невротические симптомы, так же как ошибочные действия и сновидения, имеют смысл и находятся в интимном отношении к переживаниям пациентов».[23, c.171] Затем метод развился в общепсихологическую теорию, которая является одной из фундаментальных веяний психологии и по сей день. «Психоанализ — первая психологическая теория, которая вычленила в качестве предмета личность и попыталась объяснить ее динамику». [6, c.29]Таким образом происходит некоторое «оживление», «очеловечивание» человека как предмета исследования. «Если в физиологической психологии мы имеем дело с человеком как объектом исследования, управления, терапии, лечения, манипуляции, то в психоанализе мы уже видим «живого-другого», партнера по взаимодействию, который имеет свой голос и свободен в решении, выборе — вплоть до принятия или неприятия психотерапевтической аналитической игры».[6, с.30]