Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 03:47, курсовая работа
В данной работе мы обращаемся к сложному и весьма актуальному вопросу в психологии – кризис личности.
Мы поговорим о видах кризиса личности, причинах их возникновения и путях их преодоления. Углубимся в суть кризисных состояний, встречающихся на разных этапах развития личности. Мы будем рассматривать данную проблему с разных точек зрения, через призму разных школ психологии, убедимся в важности и актуальности вопроса о кризисе личности.
Введение. …….……………………………………………………….….…….....3
Глава 1. Парадигмальная обусловленность кризиса личности…….…....4
1.1. Физиологическая психология ……...………………………….………....5
1.2. Психоанализ …….……………………………………………….………...10
1.2.1 Классический психоанализ З. Фрейда …..…..…….…….………....10
1.2.2 Аналитическая психология К.Юнга …………..…….…….……….16
1.2.3 Индивидуальная психология А.Адлера …...…………….………...19
1.2.4.Теория Эрика Эриксона……………………...…...……….………...20
1.3. Бихевиоризм……………….………………………...……….…………….25
1.4. Гуманистическая психология ….………………...………….…………..27
1.5. Трансперсональная психология …….…………...………….……....…..30
1.6.Коммуникативная психология……………………...……….…….…..…33
1.7. Интегративная психология ……………….……………………………..36
Глава 2. Основные виды кризиса личности..................................................37
2.1. Кризисы в материальном и социальном «Я».........................................39
2.2. Кризисы духовного «Я»……………………………………….…….…….45
2.2.1. Одиночество как форма духовного кризиса……….….…..………..48
2.2.2. Рефлексия ........................................................................……....…….54
Глава 3. Связь рефлексивности с уровнем социальной изолированности личности………………………………………………………………………….57
3.1.Программа эмпирического исследования ……….…...………...…...57
3.2. Результаты исследования………………………….….………...…..58
Заключение ……………………………………………………………………...63
Список литературы…………………………………………………...………...64
Представление о психическом в психоанализе несколько раз переосмыслялось еще при жизни З. Фрейда. Началом развития психоанализа можно считать появление совместной работы З. Фрейда и И. Брейера «Исследование истерии» (1896). Это связано с «… выработкой так называемого катартического лечения истерии». [7, c.184] Затем он отказывается от использования гипноза и создает «…основной психоаналитический метод – метод свободных ассоциаций. В это время формируются основные положения фрейдовского учения о бессознательном: понятие о сопротивлении и учение о вытеснении, представление об основных типах влечений и стадиях их развития, понятие так называемого эдипова комплекса и т. д. Принципиальное значение приобретает анализ феномена переноса.». [там же] Впоследствии происходит дополнение теории: «…вводится представление о двух основных влечениях: Эросе и Танатосе. Принимает окончательный вид представление об основных инстанциях личности: Я, Оно и Сверх-Я. Таким образом, к двадцатым годам нашего XX столетия психоанализ сложился как принципиально новое представление о структуре и функционировании психического». [там же]
«Согласно Фрейду, каждое психическое явление должно быть раскрыто в трех аспектах:
В основу динамического аспекта З.Фрейд положил идею о взаимодействии двух главных влечений человека: Эросе (влечении к жизни) и Танатосе (влечении к смерти). «Влечение к жизни (Эрос) действует по принципу наслаждения и стремится к упрочению целостности жизни. Танатос стремится к возвращению в бессознательное состояние, предшествующее рождению, и действует по принципу нирваны. В своей активности оба основных влечения сталкиваются с внешним миром, который для них слишком беден и враждебен. Чтобы обеспечить непосредственное удовлетворение влечения к жизни, он провоцирует существенные изменения основных влечений, происходящие на основе их переориентации и торможения. Результат — заторможенное, отсроченное, основанное на замещении, но лишь благодаря этому относительно надежное и приносящее пользу удовлетворение влечений. Динамика влечений, таким образом, выступает как борьба между Эросом и Танатосом, Эросом и внешним миром, Танатосом и внешним миром». [там же]. Так З.Фрейд говорит о конфликтной природе человека.
Представление
о различных видах и выражениях
психической энергии было разработано
еще в 1890-е годы. «Энергия, питающая
сексуальность ребенка и
Помимо самоутверждающихся либидозных влечений для бессознательного объявляется характерной и противоположная разрушительная, агрессивная тенденция, «инстинкт смерти». Вся психика превращается в своеобразное сочетание трех инстанций: бессознательного (вместилища вытесненных аффективных влечений), подсознательного (которое выполняет функцию «цензуры», избирательно пропускающей в сознание то, что для него более приемлемо) и самого сознания». [23, c.422] Этот момент очень важен, так как в нем представлено обоснование психических болезней. Но рас либидозная энергия может спровоцировать такие серьезные нарушения в работе психического аппарата логично будет предположить, что она имеет отношение в некоторой степени и к кризисным состояниям.
Структура психики у З.Фрейда представлена трехкомпонентной системой. Психическое состоит из трех образований: Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго) и Оно (Ид). «Под Ид (или Оно) понималась наиболее примитивная часть человеческой личности, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Эта инстанция не признает никаких конфликтов и противоречий. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям вынуждена служить другая инстанция — Я (или Эго). Вместе с тем Эго следует принципу реальности и вырабатывает ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к требованиям среды. Эго — посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубин организма,— с одной стороны, ответными двигательными реакциями — с другой. К функциям Эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящими от Ид). Особое значение было придано Супер-эго, которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если Ид вырастает из наследственного опыта, а Эго — индивидуального, то Супер-эго — продукт влияний, исходящих от других людей (родителей и окружающей социальной среды). Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейду, с Эдиповым комплексом) и остается практически неизменным в последующие годы. Оно образуется благодаря механизму идентификации с отцом, который служит моделью для ребенка. Если Эго примет решение или совершит действие в угоду Ид, но в противовес Супер-эго, оно испытывает наказание в виде укоров совести, чувства вины. Поскольку Супер-эго черпает энергию у Ид, оно часто действует жестоко».[23, c.428]
Можно проследить некоторую иерархию в понимании строения психики Фрейдом : «С точки зрения Фрейда, Я — это измененная под влиянием внешнего мира часть Оно. Внутри Я осуществляется дифференциация, ведущая к возникновению того, что основатель психоанализа назвал Сверх-Я или Я-идеалом». [9, c.329] Последняя часть формируется в результате социализации личности: «Сверх-Я формируется в результате интроекции социальных норм, воспитательных табу и поощрений и выступает как источник моральных установок личности. Сверх-Я функционирует большей частью бессознательно, проявляясь в сознании как совесть. Вызываемые им напряжения в психической структуре воспринимаются как чувства страха, вины, депрессии, неполноценности». [7, c.185-186] Однако не стоит противопоставлять Сверх-Я и Оно в отношении к бессознательному. «Сверх-Я или Я-идеал не являются той частью личности, которая связана всецело с сознанием. Напротив, в понимании Фрейда эта часть личности уходит своими корнями в Оно и, следовательно, оказывается не менее бессознательной, чем Оно. Собственно говоря, по своему происхождению Сверх-Я непосредственно связано с эдиповым комплексом. Если быть более точным, то можно сказать, что возникновение Сверх-Я обусловлено переходом эдиповой ситуации в идентификацию с отцом или матерью. Словом, с прохождением эдиповой стадии психосексуального развития, с разрушением эдипова комплекса в рамках человеческого Я формируется специфическая инстанция. Она имеет как бы два лика, связанные с подражанием и запретом. Ребенок стремится быть таким же сильным, умным, взрослым, как отец; в то же время инфантильное Я накапливает силы для внутренних запретов, цель которых — вытеснение бессознательных влечений. Подобная двойственность ведет к тому, что благодаря идентификации с родителями и интроекции, то есть вбиранию их образов внутрь себя, у ребенка формируются некий идеал и некая запретительная инстанция. Внешний авторитет как бы … становится, используя выражение Канта, своего рода категорическим императивом и оказывается действенным в глубинах психики. Это означает, что, с точки зрения Фрейда, Сверх_Я наделяется тремя функциями, выступая в роли родительского авторитета, совести и внутреннего наблюдателя». [9, с.330] Таким образом Сверх-Я выступая в названных выше ролях может конфликтовать с Оно.
Важным моментом теории является то что «Фрейд исходил из предположения, что основная цель психической деятельности человека состоит в получении удовольствия. На этом основании он выдвинул теоретическое положение о том, что психическая деятельность автоматически регулируется принципом удовольствия. Удовольствие связано с уменьшением количества раздражения, с разрядкой либидиозной энергии. Неудовольствие — с увеличением раздражений, накоплением излишней либидиозной энергии … Подобно сексуальным влечениям, влечения Я первоначально также ориентированы на получение удовольствия. Однако под воздействием жизненной необходимости влечения Я вынуждены частично отказываться от получения немедленного удовольствия. Они как бы научаются выжидать, отказываться от непосредственного удовлетворения. Благодаря необходимости считаться с окружающей действительностью и будучи чуткими к воспитанию, влечения Я уже не подпадают под власть принципа удовольствия. Этот принцип изменяется, модифицируется, в результате чего влечения Я руководствуются тем, что Фрейд назвал принципом реальности.».[9, c.382] Согласно этому внутриличностный конфликт формируется в соответствии с развитием личности и её переходами от преобладания принципа удовольствия в её деятельности и отношении к принятию принципа реальности. Противостояние этих принципов составляет основу конфликтного положения позывов, чувств, желаний человека.
В своей деятельности человек склоняется к потребностям Я, Сверх-Я или Оно, зачастую противоречащим друг другу. Поведение индивида складывается из взаимодействия, столкновений и конфликтов данных структурных компонентов. Для того чтобы содержать их в гармонии и тем самым сохранить свою личностную целостность человек создает неосознанные защитные механизмы. Они являются средством защиты от деструктивных свойств конфликтной природы личности. Защитные механизмы имеют большое влияние на жизнь человека. Однако в кризисные периоды жизненного пути защитные механизмы могут «запереть»
внутриличностный конфликт в области бессознательного, преобразовав его в неосознанный источник недовольства собой.
1.2.2.Аналитическая психология Карла Юнга.
Карл Юнг является учеником Фрейда, но, несмотря на это, их представления о природе функционирования психики, хоть и лежат на общих положениях, во многом различны. «Юнг и Фрейд не только по-разному понимали содержание бессознательного и его структуру, но и по-разному интерпретировали соотношение сознательного и бессознательного. У Фрейда это две самостоятельные сущности, постоянно конфликтующие между собой. Юнг попытался преодолеть методологическую ограниченность Фрейда введением понятия «установка» в функционировании психики. С позиций установки Юнг сделал предположение, что сознательное и бессознательное не противостоят друг другу, а взаимно дополняют и обусловливают.
Обосновывая это положение, он разделяет сознательную и бессознательную установку, считая, что такая двойственность позволяет говорить о компенсации как функциональном уравновешивании психики: деятельность бессознательного рассматривается в плане уравновешивания сознательной установки, а деятельность сознания, наоборот, как уравновешивание бессознательной установки». [7, c.190]
Интересны взгляды Юнга на понимание природы человека. «Понимание природы человека К. Г. Юнгом является более гармоничным и намного менее механистичным, чем у 3. Фрейда. Юнг считал, что мучительная двойственность ума и тела, сознательного и бессознательного, природы (как Ид) и культуры (Эго и Супер-Эго), физического и духовного принадлежит определенной стадии развития человека, которая не является постоянной и неизменной». [7, c.190] Отсюда следует, что причиной невротических состояний может служить не только конфликтная среда психики.
Наиболее же известными отличиями юнговского психоанализа от фрейдовского являются понятия о коллективном бессознательном и архетипах. Юнг «Различал индивидуальное (личное) бессознательное, содержащее чувственные комплексы, и коллективное (сверхличное) бессознательное, представляющее собой глубинную часть психики, не являющуюся индивидуальным приобретением человека и обязанную своим существованием унаследованию, проявляющемуся в форме архетипов, выступающих в качестве модели и образца инстинктивного поведения. Выделил в психике человека такие составляющие, как Тень, Персона, Анима, Анимус, Божественный Ребенок, Старый Мудрец, Самость и ряд других архетипичных фигур». [9, c.20]
Важным понятием аналитической психологии является понятие архетип. «Архетипы — это некоторые прообразы. Они существуют в форме образов и символов и соответствуют самым глубоким слоям бессознательного. Основанием для введения коллективного бессознательного явился психопатологический опыт, когда Юнг отмечал некоторое общее содержание в фантазиях многих больных и одинаковую последовательность в смене их. Эти образы и фантазии рассматривались как аналогичные образам в мифах разных народов и интерпретировались как выражение работы некоторой бессознательной человеческой (и частично животной) психики по запечатлению бесконечно повторяющегося опыта». [21, c.372] Согласно Юнгу под действием проблемной, кризисной ситуации происходит бессознательное оживление и реализация соответствующего архетипа. Одну из ключевых ролей здесь играет архетип Самости : «В терминологии К. Г. Юнга есть понятие Самости — центрального архетипа, первообраза упорядоченной целостности, центра и цели индивидуации, то есть становления личности, ее интеграции. На этом пути человек сначала снимает свои Маски — результат его социального отчуждения. Юнг писал: «Есть опасность стать тождественным своей Маске, скажем, когда профессор отождествляет себя со своей кафедрой или тенор — со своим голосом. Маска есть то, что человек, по сути дела, не есть, но за что он сам и другие люди принимают этого человека». В конечном счете достижение Самости происходит тогда, когда Анима и Анимус, мужское и женское соединяются в иерогамии — священном браке — интимном союзе или внутреннем согласии бессознательной женственной стороны мужчины с его духом. «Архетип сам по себе ни добр, ни зол. Он есть морально индифферентное numen, которое становится таким или другим или противоречивой двойственностью обоих лишь через столкновение с сознанием. Этот выбор добра или зла умышленно или неумышленно следует из человеческой установки». [7, с.191-192]
«Для многих людей со становлением Я психическое развитие заканчивается. Жизнь идет по накатанной дорожке, растет потребность в упорядоченности и безопасности. Только меньшинство, пройдя «земную жизнь до половины», в основном в результате острого жизненного кризиса, оказываются лицом к лицу с вопросом: а что же будет дальше? Юнг считал, что развитие личности должно продолжаться всю жизнь человека, вплоть до смерти». [24, с.131] Здесь личность рассматривается как динамичная система, причем путь психического развития по Юнгу человек определяет сам. Индивидуация (о которой сказано выше) это по сути дела и есть становление Самости. По ходу этого процесса возникают конфликты, которые могут быть вытеснены человеком в бессознательное из желания их избежать. Ведь в результате индивидуации человек должен объединить два полярных аспекта души. Кризисные состояния и возникают, когда человек разрывается между Анимой и Анимусом. Согласно Юнгу «Цель заключается в том, чтобы найти срединную область, оазис спокойствия, не затронутый конфликтами. Это состояние не является чем-то большим, значительным, святым. Его можно выразить в простых словах: раскрепощенность, мир с самим собой, способность принимать жизнь такой, какая она есть».[24]
1.2.3.Индивидуальная психология Альфреда Адлера.
Один из наиболее выдающихся психологов, разошедшийся с Фрейдом и избравший путь создания своей собственной теории стал Альфред Адлер. Он с самого начала горячо поддерживал широту и новизну теории Фрейда. Однако со временем он заявил о своем несогласии с тем, что учитель придавал чрезмерно большое значение сексуальности и агрессии, считая их средоточием человеческой жизни. «По Адлеру, не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект занимают центральное место в личности и выступают факторами развития каждого человека. Чувство неполноценности вызывается как органическими — морфологическими и функциональными недостатками органов, аномалиями органов, их функций и др., так и субъективными факторами — ощущением природной слабости, трудностей в социальных отношениях и др. Чувство неполноценности — нормальное чувство, оно — не пассивное состояние, но является стимулом психического развития индивида. Он стремится преодолеть неполноценность: чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стремление к его преодолению в форме стремления к превосходству, к власти над окружающей средой». [21, с.368] Так мы переходим к представлению о кризисных состояниях личности. «Конфликтные ситуации, приводящие к нервным заболеваниям, возникают в том случае, когда человек, сталкивающийся с культурным и социальным окружением, наиболее остро испытывает чувство своей неполноценности. Под влиянием этого чувства, считал Адлер, в психике каждого человека формируются специальные механизмы для возведения «компенсирующей душевной надстройки», благодаря которой происходит развертывание (бессознательное) жизнедеятельности индивида в сторону преодоления своей «неполноценности». Адлер заменяет фрейдовский объективный биологизм субъективными отношениями, возникающими в процессе психических реакций индивида на чувство неполноценности, а вместо представлений о либидо выдвигает такую концепцию, согласно которой компенсация и сверхкомпенсация развиваются в определенном направлении, подчиняясь бессознательному стремлению к власти.