Кризис личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 03:47, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе мы обращаемся к сложному и весьма актуальному вопросу в психологии – кризис личности.
Мы поговорим о видах кризиса личности, причинах их возникновения и путях их преодоления. Углубимся в суть кризисных состояний, встречающихся на разных этапах развития личности. Мы будем рассматривать данную проблему с разных точек зрения, через призму разных школ психологии, убедимся в важности и актуальности вопроса о кризисе личности.

Оглавление

Введение. …….……………………………………………………….….…….....3
Глава 1. Парадигмальная обусловленность кризиса личности…….…....4
1.1. Физиологическая психология ……...………………………….………....5
1.2. Психоанализ …….……………………………………………….………...10
1.2.1 Классический психоанализ З. Фрейда …..…..…….…….………....10
1.2.2 Аналитическая психология К.Юнга …………..…….…….……….16
1.2.3 Индивидуальная психология А.Адлера …...…………….………...19
1.2.4.Теория Эрика Эриксона……………………...…...……….………...20
1.3. Бихевиоризм……………….………………………...……….…………….25
1.4. Гуманистическая психология ….………………...………….…………..27
1.5. Трансперсональная психология …….…………...………….……....…..30
1.6.Коммуникативная психология……………………...……….…….…..…33
1.7. Интегративная психология ……………….……………………………..36
Глава 2. Основные виды кризиса личности..................................................37
2.1. Кризисы в материальном и социальном «Я».........................................39
2.2. Кризисы духовного «Я»……………………………………….…….…….45
2.2.1. Одиночество как форма духовного кризиса……….….…..………..48
2.2.2. Рефлексия ........................................................................……....…….54
Глава 3. Связь рефлексивности с уровнем социальной изолированности личности………………………………………………………………………….57
3.1.Программа эмпирического исследования ……….…...………...…...57
3.2. Результаты исследования………………………….….………...…..58
Заключение ……………………………………………………………………...63
Список литературы…………………………………………………...………...64

Файлы: 1 файл

образей работы виталика.docx

— 155.63 Кб (Скачать)

 

1.4.Гуманистическая психология

Гуманистическое направление было сформировано в  начале 60-х годов XX века в штатах. Родоначальниками этой школы явились такие именитые психологи как Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. «Гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конструктивные признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности не могла быть объективной, так как она представлялась фрагментарной и конструировалась либо как «система реакций» (Скиннер) … структур типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов.

 Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате же, как утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к «рацио», к способности оперировать абстрактными понятиями, а по другую — объект, данный в этих понятиях». [7, с.233-234] Это направление обращается к таким вопросам к каким не обращались все предыдущие психологические школы. «Психология наконец сфокусировала свое внимание на тех проблемах, которые были естественно вплетены в общинный стиль жизни и ответы на которые были приоритетными для этико-нравственного компонента религии и духовных традиций. Психология выбрала в качестве предмета исследования проблемы времени, жизни и смерти, свободы, ответственности и выбора, общения, любви и одиночества, смысла и бессмысленности существования, поиска этого смысла, нравственные нормы и ценностные системы личности, сострадание, содействие, соучастие, помощь и поддержку, гуманизм». [6, с.32-33]

Одним из выдающихся представителей этого направления является американский психолог Карл Роджерс. «Предметом изучения у Карла Роджерса стала уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое положение в жизни, регулирующая границы своей субъективной свободы…

Все психологические теории Карла Роджерса являлись фундаментом в его психокоррекционных методиках. В них он, прежде всего, делал упор на «самостоятельность» клиента: в процессе работы с клиентом психотерапевт не должен навязывать ему своего мнения, а должен стараться подвести его к правильному решению, которое клиент примет сам. В результате такой работы и происходит то «озарение», которое помогает переструктурировать самооценку, переструктурировать гештальт», что дает возможность человеку принять себя и окружающих, наладить общение с окружением, снять напряжение. По Роджерсу, основной мотив поведения человека – это стремление к актуализации, т.е. реализации своих способностей. Стремление к актуализации врожденно, в отличие от тенденции к равновесию (гомеостазису), часто связано не с уменьшением напряжения, а его увеличением. Роджерс считает, что актуализация свойственно не только человеку, но и растениям и животным, присуща всему живому (Роджес, 1994). Частью базисного стремления к актуализации является стремление к актуализации своего "Я" т.е. самоактуализации, что означает стремление индивида развиваться в направлении все большей сложности, самодостаточности, зрелости, компетентности. По мнению Роджерса в стремлении к актуализации участвует организмический процесс оценивания. Тот опыт, который усиливает "Я" человека, оценивается положительно, а тот, что угрожает или препятствует сохранению "Я", оценивается организмом отрицательно и избегается.  Роджерс указывает, что во взрослом возрасте контакт с организмическим процессом оценивания у многих людей теряется, что может привести к повышению тревожности и защитным реакциям». [7, с.148]

Важным понятием является понятие о самоактуализации. В одной из своих трудов А. Маслоу так определяет этот термин: «…стремление к самоосуществлению, точнее, тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций. Эту тенденцию можно назвать стремлением человека стать все более и более тем, кем он способен стать» [3, с.4]. О чем и говорит Роджерс.

«Актуализация своих возможностей» и способностей ведет, по мнению Роджерса, к развитию «полноценно функционирующего человека». «Такой человек движется к полному знанию себя и своего... опыта. Он открыт этому опыту, [...] может воспринимать его без защитных реакций, не боится, что осознание... чувств, ощущений и мыслей скажется на его самоуважении. Его «Я» вытекает из его... опыта, и этот опыт не искажается, чтобы соответствовать... представлению о себе... Этот опыт... выражается... средствами коммуникации. Такой человек не лицемерит... Оптимально актуализуясь, такой человек насыщенно живет. Этот эмоциональный и в то же время рефлексивный человек... в качестве источника информации использует скорее свои ощущения, чувства и мысли, чем советы... Такие люди свободны в выборе своего жизненного пути, они свободны выбирать и ответственны за последствия выбора... Самоактуализуясь, люди становятся более творческими. Полноценно функционирующий человек не обязательно адаптирован к своей культуре, будучи членом общества, он не конформен и не является его пленником» (Роджерс, 1997)». [10, с.149-150] Кризисные состояние же наступают когда человек в силу тех или иных причин не может осуществить свои возможности.

1.5.Трансперсональная психология

Трансперсональная психология — течение психологии, которое изучает трансперсональные переживания, изменённые состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада. «Трансперсональная психология — направление, возникшее в США в конце 60-х годов XX века на базе трансперсонального проекта в культуре. Основателями этого направления выступили широко известные философы, психологи и психотерапевты: А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, М. Мерфи, Э. Сутич и др. В теоретическом отношении проблемное поле этого направления психологии разрабатывали психологи психоаналитического, гуманистического и трансперсонального направлений, а также передовые ученые и мыслители из других областей знания: У. Джеймс, 3. Фрейд, О. Ранк, В. Райх, К.Г. Юнг, К. Роджерс, Ч. Тарт, К. Уилбер, К. Прибрам, Д. Чью, Ф. Капра и др.

Пятая волна психологии выделила в качестве предмета психологии области за пределами общепринятого, персонального, индивидуального уровня — переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной, или личной, самости, охватывая человечество в целом, жизнь, Дух и космос». [5, с.35] В этом разделе психологического знания не мало внимания уделяется личностным кризисам. «Сегодня все большее число людей, вовлеченных в процесс личностной трансформации, испытывают духовный кризис, когда процесс роста и изменения становится хаотическим и подавляющим [61, 63, 66, 133]. Люди, переживающие такие эпизоды, могут чувствовать, что их привычный мир рушится, что их прежние системы ценностей теряют смысл и что в самой основе их мира происходят радикальные перемены. Во многих случаях в их жизнь неожиданно и драматически врываются новые сферы духовного и мистического опыта, порождая страх и смятение. Такие люди могут переживать глубокую тревогу, испытывать трудности в повседневной жизни, работе и взаимоотношениях с окружающими и даже бояться за собственное душевное здоровье». [10, с.294] Приход к кризису рассматривается здесь как осознания практической бесполезности нынешних способов жизни. Они уже не удовлетворяют потребности человека так как делали это раньше. «Возникновение депрессивных симптомов, которые не имеют органики, может быть рассмотрено как указание на то, что жизнь дошла до той точки, где становится очевидным, что старые способы жизни более не работают и их пора изменить. По мере коллапсирования жизненной ситуации содержание бессознательного начинает прорываться в сознание. Этот прорыв может возникать в таких областях, как семейная и сексуальная жизнь, профессиональные сферы, или влиять одновременно на всю человеческую жизнь. Содержание и глубина этого прорыва коррелирует с развитием невротических и психотических явлений. Результирующая ситуация представляет собой кризис или даже катастрофу, но также и великую возможность».[10, с.295] В понимании трансперсональной психологии к кризисным состояниям также относят такие состояния какие традиционная психиатрия относит в разряд более серьезных душевных болезней. Так для человека испытывающего кризис того или иного типа в понимании трансперсональной психологии нормально испытывать жар, боль, судороги или встречаться с существами, прибывшими из других миров. Так представители трансперсонального направления выступают против медикаментозного лечения вышеописанных случаев. Здесь можно увидеть момент противопоставления классическим идеям, так как область понятия кризисных состояний расширяется, а вместе с ней меняется отношение к методам работы с кризисной личностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6.Коммуникативная психология

Основы коммуникативного подхода были заложены в работах А.А.Ухтомского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева. Так, Ухтомский доминанту мыслил как временный функциональный орган. В рамках указанного подхода под функциональным органом понимается всякое временное сочетание различных сил (физиологических, психических), обеспечивающее определенное достижение. С точки зрения В.П.Зинченко, сознание как функциональный орган, - это единое сознание, в котором нужно различать два слоя: бытийный и рефлексивный. Они выделяются в результате объективации структуры сознания. Бытийный слой состоит из биодинамической ткани живого движения и действия, а также чувственной ткани образа. Рефлексивный слой включает значение и смысл.

Дополняет данные структуры, как подчеркивает автор, персонифицированный образ сознания. 
          В развитие данного подхода методологически продуктивным представляется осмысление персонифицированного сознания как функционального органа с опорой на коммуникативный подход к сознанию. Я-концепция мыслится в психологии как самосознание, набор ролей и привычных способов поведения личности. В рамках Я-концепции происходит осознание участниками коммуникации целей и условий взаимодействия, определяется модальность происходящего, активизируются естественные знания человека. 
            Коммуникативный подход позволяет рассмотреть «Я», выражающее формальное единство сознания, как процесс, органично включить в контекст рассмотрения не только онтологический и гносеологический планы, но и аксиологические и праксеологические характеристики [Дубровский Д.И., 2004]. Так, изучение субъективной реальности в контексте социального взаимодействия, коммуникации будет способствовать прояснению условий        ценностно-смыслового выбора субъекта. 
            «Я» в этом случае мыслится как сложное структурное и функциональное единство, некоторые компоненты которого можно попытаться назвать. Прежде всего, это глубинное, социально детерминированное «Я», гарантирующее целостность субъекта и сознания и выражающее личностный аспект идентичности. Это своеобразный аналог трансцендентального субъекта классической философии. Глубинное «Я» является необходимым (но не достаточным) условием единства сознания. Существует оно, как это ни парадоксально, бессознательно. 
Основания для такого заключения содержатся в работах, посвященных системному рассмотрению психической деятельности [Александров Ю.И., Брушлинский А.В., Судаков К.В., Умрюхин Е.А., 1999], исследованию физиологических основ психики [Иваницкий А.М., 2000]. О бессознательном характере глубинного «Я», свидетельствуют, как представляется, и другие естественнонаучные исследования. Так, в работе Е.А. Умрюхина [Умрюхин Е.А., 1999], посвященной изучению механизмов мозга с позиций информационного подхода (в связи с задачами оптимизации обучения) сознание и неосознаваемое рассматриваются как функциональные системы, находящиеся в иерархическом отношении друг к другу. Автор обращает внимание на то, что субсистема сознания отражает деятельность субсистемы неосознаваемого. В процессе обучения сознание опирается на коды хорошо воспроизводимых событий, выделенные в неосознаваемом. Именно поэтому возможно осознанное быстрое обучение, использующее развившиеся вместе с цивилизацией методы образования. 
         «Я» как функциональный орган включает также коммуникативные «Я», выполняющие функцию адаптации человека к конкретным условиям коммуникации, а также служащие для глубинного «Я» защитным барьером от разрушительного воздействия среды. Это «Я» внешнего «персонифицированного» сознания, существующего в межличностной сфере. Коммуникативные «Я» - это ответы на непрерывное «вопрошание-ожидание» среды, на символический запрос «Кто ты?», адресованный субъекту. Ведь известно, что самоотражение субъекта зависит от внешнего объекта. Коммуникативные «Я» связаны с образами «Другого» в сознании, с процессами социальной категоризации и идентификации (Андреева Г.М, 2000). 
         «Другой» - это еще один компонент внутреннего мира субъекта. В современной среде «обитания» человека «Другой» может мыслиться более широко – как выражение субъективности, запечатленной в предметах внешнего мира. Действительно, внешний мир не просто наполнен, но переполнен (в условиях интенсивно развивающихся и обновляющихся техносферы и инфосферы) воплощенной в предметах субъективностью и все более предстает субъекту своей символической, лингвистически сконструированной стороной. Отсюда новая волна интереса к символическому интеракционизму Г.Мида, Г.Блумера, этнометодологии Г.Гарфинкеля, социальной драматургии И.Гофмана и др. Символический интеракционизм изучает социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании. Социальный процесс понимается как выработка и изменение социальных значений, постоянное определение и переопределение ситуаций взаимодействия их участниками. Различные группы создают, конструируют различные миры, которые меняются, когда представляющие их объекты меняют свои значения. Другими словами, происходит постоянная смысловая реорганизация внутреннего опыта субъекта, решение проблем и преодоление кризисных состояний. 

 

 

 

 

 

 

 

1.7.Интегративная психология

Последней стадией развития психологических парадигм на данный момент является интегративная психология. «Интегративная психология является подходом, который восстанавливает временно разрушенное в XIX веке при помощи разновидностей материалистического  редукционизма (от научного материализма до бихевиоризма и марксизма) целостное видение психической реальности, включающей не только персону, но и интерперсональные и трансперсональные уровни функционирования. Мы должны учитывать тот горький урок, когда попытка свести психическое бытие к его низшему уровню, материи, особенно неприятным образом сказалась на психологии, которая сначала потеряла свой дух, затем свою душу, затем свой разум и свелась к изучению только лишь эмпирического поведения и телесных влечений».[11, с.133]Её создание – попытка обьединить разные психологичские школы путем создания единого языка.

Человек здесь рассматривается  как совокупность отдельных психологических  структур при соединении (интеграции) которых человек достигает максимальной гармонии с самим собой. «Стратегия интегративной психологии — постижение природы человека через сопровождаемое критической рефлексией интегрирование, синтез различных традиций, подходов, логик, диагностического и психотехнического инструментария, при сохранении их автономии в последующем развитии. Суть ее заключается в многоплоскостном, многомерном, многоуровневом, разновекторном анализе, создающем возможность качественно иного исследования, предполагающего включение в плоскость анализа аспектов множественности, диалогичности, многомерности психического феномена». [6, с.39-40]

В следующей главе мы рассмотрим основные виды кризисов личности.

 

 

Глава 2

Основные виды кризиса  личности

Вторая глава нашей  работы будет посвящена основным видам кризиса личности. В психологической науке представлены различные подходы и взгляды на понимание сущности кризисных явлений и их типологизации. На наш взгляд, все кризисы личности, которые встречаются на жизненном пути, можно разделить на две большие группы, а именно «Кризисы материального и социального «Я» » и «Кризисы духовного «Я» »

Кризисы материального и социального «Я» мы рассмотрим через:

  • кризисы психического развития
  • профессиональные кризисы

А кризисы духовного «Я» мы будем рассматривать через:

  • критически смысловые кризисы
  • жизненные кризисы

По силе воздействия на психику можно условно выделить три ступени кризиса: этажное, углубленной и глубокое.

  • Этажный кризис проявляется в росте беспокойства, тревоги, раздражения, несдержанности, недовольства собой, своими действиями, планами, взаимоотношениями с окружающими. Чувствуется растерянность, напряженность ожидания злополучного развития событий. Возникает безразличие ко всему, что волновало, теряются некогда устойчивые интересы, сужается их спектр. Апатия непосредственно влияет на снижение работоспособности.
  • Углубленный кризис проявляется в чувстве бессилия перед тем, что происходит. Все падает из рук, теряется возможность контролировать события. Все вокруг только раздражает, особенно ближайшие, которые должны терпеть вспышки гнева и раскаяния. Деятельность, которая всегда была легкой, теперь требует значительных усилий. Человек устает, становится печальной, пессимистично воспринимает мир. В ней нарушаются сон, аппетит. В зависимости от индивидуальных особенностей могут возникнуть агрессивные реакции. Все эти симптомы усложняют контакты, сужают круг общения, способствуют росту отчужденности. Собственное будущее вызывает все более серьезные опасения, человек не знает, как ей жить дальше.
  • Глубинный кризис сопровождается чувством безнадежности, разочарование в себе и других. Человек остро переживает собственную неполноценность, никчемности, ненужности. Впадает в состояние отчаяния, которое сменяется апатией или чувством враждебности. Поведение теряет гибкость, становится ригидностью. Человек уже не в состоянии спонтанно проявлять свои чувства, быть непосредственным и креативной. Она углубляется в себя, изолируется от родных и знакомых. Все, что ее окружает, кажется нереальным, ненастоящим. Смысл существования теряется.

          Наша задача в данной главе заключается в рассмотрении и изучении основных видов «кризиса личности» встречающихся у человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.Кризисы в материальном и социальном «Я»

Как говорилось ранее к  кризисам материального и духовного  «Я» мы относим такие кризисы  как:

  • кризисы психического развития
  • профессиональные кризисы

Кризисы в материальном и социальном «Я» мы будем рассматривать  через кризисы психологического развития.

Кризис развития — это следующий основной элемент механизма развития человека. Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Каждый из нас встречался с проявлениями таких кризисов.

Информация о работе Кризис личности