Кризис личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 03:47, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе мы обращаемся к сложному и весьма актуальному вопросу в психологии – кризис личности.
Мы поговорим о видах кризиса личности, причинах их возникновения и путях их преодоления. Углубимся в суть кризисных состояний, встречающихся на разных этапах развития личности. Мы будем рассматривать данную проблему с разных точек зрения, через призму разных школ психологии, убедимся в важности и актуальности вопроса о кризисе личности.

Оглавление

Введение. …….……………………………………………………….….…….....3
Глава 1. Парадигмальная обусловленность кризиса личности…….…....4
1.1. Физиологическая психология ……...………………………….………....5
1.2. Психоанализ …….……………………………………………….………...10
1.2.1 Классический психоанализ З. Фрейда …..…..…….…….………....10
1.2.2 Аналитическая психология К.Юнга …………..…….…….……….16
1.2.3 Индивидуальная психология А.Адлера …...…………….………...19
1.2.4.Теория Эрика Эриксона……………………...…...……….………...20
1.3. Бихевиоризм……………….………………………...……….…………….25
1.4. Гуманистическая психология ….………………...………….…………..27
1.5. Трансперсональная психология …….…………...………….……....…..30
1.6.Коммуникативная психология……………………...……….…….…..…33
1.7. Интегративная психология ……………….……………………………..36
Глава 2. Основные виды кризиса личности..................................................37
2.1. Кризисы в материальном и социальном «Я».........................................39
2.2. Кризисы духовного «Я»……………………………………….…….…….45
2.2.1. Одиночество как форма духовного кризиса……….….…..………..48
2.2.2. Рефлексия ........................................................................……....…….54
Глава 3. Связь рефлексивности с уровнем социальной изолированности личности………………………………………………………………………….57
3.1.Программа эмпирического исследования ……….…...………...…...57
3.2. Результаты исследования………………………….….………...…..58
Заключение ……………………………………………………………………...63
Список литературы…………………………………………………...………...64

Файлы: 1 файл

образей работы виталика.docx

— 155.63 Кб (Скачать)

б) Коммуникативный тип - представления о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков.

в) Личностный тпи – анализ поступков и образов собственного «Я» как индивидуальности.

 г) Интеллектуальный тип - знания об объекте и способы действия с ним.[18, c 127 - 129]

 

 

 

 

 

Также мы можем выделить 5 этапов (фаз) протекания рефлексии:

1) Актуализация смысловых структур «Я» при вхождении субъекта в проблемно-конфликтную ситуацию и при ее понимании.

2)Исчерпание этих актуализировавшихся смыслов при апробировании различных стереотипов опыта и шаблонов действия.

3) Их дискредитация вплоть до полного обессмысливания в контексте обнаруженных субъектом противоречий.

4)Инновация принципов конструктивного преодоления этих противоречии через осмысление целостным «Я» проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней как бы заново — собственно фаза «переосмысления».

5) Реализация этого заново обретенного целостного смысла через последующую реорганизацию содержаний личного опыта и действенное, адекватное преодоление противоречий проблемно-конфликтной ситуации. [17; 163-169].

 

Таким образом, рассмотрев свойства, типы и этапы протекания рефлексии мы можем сделать вывод, что преодоление кризисной ситуации практически невозможно без обращения к самому себе, без переосмысления ситуации, своих поступков, своего отношения к окружающим. Во время обострения кризисного состояния, человек невольно прибегает к рефлексиности,  ищет ответы, познавая себя.

В следующей главе мы проведём исследование и посмотрим, как связанны между собой рефлексивность и уровень одиночества личности.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

Связь рефлексивности с уровнем социальной изолированности личности.

 

3.1. Программа эмпирического исследования

Цель исследования:

Установить связь уровня рефлексивности с уровнем социальной изолированности. Провести исследование, выяснить динамику изменения этих показателей в зависимости друг от друга.

  Объект исследования:

Уровень рефлексивности и уровень социальной изолированности у группы

из 30 человек.

Гипотеза  исследования:

С возрастанием уровня социальной изолированности, уровень рефлексивности так же возрастает.

Описание  выборки:

В исследовании приняли участие  30 человек , разного возраста от 19 и до 24 лет. Из них 15 девушек и 15 молодых людей.

Методы исследование:

Исследование проводилось  с помощью тестирования.

В основу легли 2 методики:

  • Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности (Д. Рассел и М. Фергюссон). Методика состоит из тестовых 20 вопросов. Предложено  четыре варианта ответа.

Каждый из вариантов ответа оценивается определённым количеством  баллов. Баллы суммируются, и после мы можем сделать вывод об уровне социальной изолированности данного испытуемого.

 

  • Методика определения уровня рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева). Методика состоит из тестовых 27 вопросов. Предложено 7 вариантов ответа.

Каждый из вариантов оценивается  определённым количеством баллов. Баллы  суммируются, и после мы можем  сделать вывод об уровне рефлексивности данного испытуемого.  (см. Приложение 1)

 

3.2. Результаты исследования

 

Уровень рефлексивности и социальной изолированности

у молодых  людей  

 

Светло - синий цвет –  НИЗКИЙ уровень рефлексивности

Оранжевый цвет – СРЕДНЙ уровень рефлексивности

Тёмно – красный цвет – ВЫСОКИЙ уровень рефлексивности

 

 

 

 

Интерпретация :

График наглядно отражает результаты опроса молодых людей.

Испытуемые у которых низкий показатель уровня социальной изолированности, имеют низкий показатель уровня рефлексивности.

Низкий показатель социальной изолированности и средний уровень  рефлексивности можно объяснить недостаточной откровенностью испытуемых перед тестом. Также повышенный уровень рефлексивности объясняется возможным переживанием других субъективных кризисов.

Но в целом мы можем  наблюдать тенденцию к увеличению уровня рефлексивности с увеличением показателя уровня социальной изолированности.

Уровень рефлексивности и социально изолированности у девушек

Светло - синий цвет –  НИЗКИЙ уровень рефлексивности

Оранжевый цвет – СРЕДНЙ уровень рефлексивности

Тёмно – красный цвет – ВЫСОКИЙ уровень рефлексивности

Интерпритация:

График наглядно отражает результаты опроса девушек.

Испытуемые с низкий показателем социальной изолированности, имеют низкий уровня рефлексивности.

Низкий показатель социальной изолированности и средний уровень  рефлексивности можно объяснить недостаточной откровенностью испытуемых перед тестом. Также повышенный уровень рефлексивности объясняется возможным переживанием других субъективных кризисов.

Повышенный уровень одиночества  и низкий уровень рефлексивности говорит нам о том, что кризис переживается, но не осознаётся.

Но в целом мы можем  наблюдать тенденцию к увеличению уровня рефлексивности с увеличением показателя уровня социальной изолированности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Общий уровень  релексивности и социальной изолированности

Светло - синий цвет –  НИЗКИЙ уровень рефлексивности

Оранжевый цвет – СРЕДНЙ уровень рефлексивности

Тёмно – красный цвет – ВЫСОКИЙ уровень рефлексивности

Интерпритация:

График наглядно отражает общие результаты опроса.

 Общий показатель рефлексивности испытуемых принявших участие в исследовании стремится к среднему уровню. Эти результаты объясняются возрастом самих испытуемых 19 – 24 года.

Этот  период жизни попадает под шестую стадию переодизации Эрика Эриксона, под названием «Близость и одиночество». В этот период происходит начало зрелости— иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Эриксон указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества. Кризисы возникающие на данной стадии объясняют уровень рефлексивности и уровень социальной изолированности испытуемых

Испытуемые с низкий показателем  социальной изолированности, имеют  низкий  уровня рефлексивности.

Низкий показатель социальной изолированности и средний уровень  рефлексивности также можно объяснить недостаточной откровенностью испытуемых перед тестом. Повышенный уровень рефлексивности объясняется возможным переживанием других субъективных кризисов, как говорилось ранее причина этому попадания испытуемых под шестую стадию развития личности.

Повышенный уровень одиночества  и низкий уровень рефлексивности говорит нам о том, что кризис переживается, но не осознаётся.

Но в целом мы можем  наблюдать тенденцию к увеличению уровня рефлексивности с увеличением показателя уровня социальной изолированности.

 

Вывод:

Гипотеза частично подтвердилась, с увеличением уровня социальной изолированности, мы можем проследить тенденцию повышения уровня рефлексивнсти личности.

 

 

 

Заключение

В данной работе мы рассмотрели  сложный  и весьма актуальный вопрос в психологии, вопрос кризисе личности. Убедились, что кризис является необходимой стадией развития личности. Каждому человеку на своём жизненном пути  не раз приходится сталкиваться с кризисными состояниями. Человек, испытывающий личностный кризис невольно начинает осознавать свою несостоятельность, а также бессмысленность привычных жизненных условий, личностных установок, отношений с окружающими его людьми и окружения в целом. Он не в силах удовлетворить свои потребности, достичь своих целей. Мы  сделали вывод о том, что кризис личности не стоит понимать как болезненное состояние. Он  нечто  большее, чем  болезненное состояние или психическое расстройство. Кризис это некий сигнал, который говорит о необходимости  жизненных перемен, это сигнал который говорит, что нужно развиваться дальше. Другими словами он даёт шанс  понять о том, что человек нуждается в пересмотре своих жизненных устоев и моделей поведения.

Также мы рассмотрели виды кризиса личности, поговорили о причинах их возникновения и путях преодоления. Смогли углубиться в суть данного вопроса и попытались ответить на него. При этом неоднократно убедились в важности актуальности вопроса о кризисе личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Блейхер В.М., Крук. И.В.  Толковый словарь психиатрических терминов. 
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984.
  3. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. М., 1995. 44 с.
  4. Карпов А.В. Психология рефлексии Институт психологии РАН. – Москва - Ярославль, 2002.
  5. Козлов В.В. /Психология кризиса. Монография -  М., 2013 –    с.  425
  6. Козлов В.В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности. — М.: Психотерапия, 2007. - 528 с.
  7. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. Методическое пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 302 с.
  8. Кулюткин Ю. Н. /Восемь стадий в развитии человека и его сознания/Личность. Внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды/ изд. «Тускарора» СПб, 1996г.
  9. Лейбин В. М. Психоанализ: Учебное пособие. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 592 с.
  10. Майков В. Трансперсональная психология: Истоки, история, современное состояние / В.Майков, В.Козлов. – М.: ООО «Издательство АСТ» и др.,2004. – 603 с.
  11. Майков В.В., Козлов В.В Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том I. Мировой трансперсональный проект. М., 2007 – 350с.
  12. Майков В.В., Козлов В.В Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том II. Российский трансперсональный проект. – М., 2007. – 424 с.
  13. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с.
  14. Поливанова, Н.К. Возрастные кризисы / Н.К,Поливанова. // Большой психологический словарь/ под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. – СПб.: Прайм- Еврознак,2006.
  15. Пузько В. И. Экзистенциальный невроз как бегство от одиночества // Материалы научной конференции «Теология, философия и психология одиночества», Владивосток, 1995
  16. Сапогова Е.Е. Психология развития человека —  М.: «Аспект Пресс», 2005. - 460 с.
  17. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии. — В кн.: Исследование проблем психологии творчества. М., 1983, с. 154 — 182. 
  18. Степанов С. Ю., Семенов И. Н., Новикова Е. Р. Типы и функции рефлексии в организации принятия решения оператором. — В кн.: Проблемы инженерной психологии. Вып. 2. Л., 1984, с.127 — 129.
  19. Гроф С., Гроф К. Неистовый поиск себя. – М.: ТПИ, 1996
  20. Джон Б. Уотсон Психология как наука о поведении Перевод с английского издания В.М. Боровского Государственное издательство Москва 1926 Ленинград
  21. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект, 2004.— 576 с.
  22. Перлман Д., Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.) М., 1989
  23. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / Авторы очерка о Фрейде Ф. В. Бассин и М. Г. Ярошевский.— М.: Наука. 1991.— 456 с.
  24. Юнг Карл Густав Жизнеописание, мировоззрение, цитаты за 60 минут. — М.: Изд-во Вектор, 2006. — 160 с.

 

 

Приложение 1

Тестовые материалы.

Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности (Д. Рассел и М. Фергюссон)

 

Инструкция:. Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто» (3 балла), «иногда» (2 балла), «редко» (1 балл), «никогда» (0 баллов). Выбранный вариант отметьте соответствующей цифрой.

 

Опросник

1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.

2. Мне не с кем поговорить.

3. Для меня невыносимо быть таким одиноким.

4. Мне не хватает общения.

5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает меня.

6. Я часто застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне.

7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться.

8. Я сейчас больше ни с кем не близок.

9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.

10. Я чувствую себя покинутым.

11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает.

12. Я чувствую себя совершенно одиноким.

13. Мои социальные отношения и связи поверхностны.

14. Я умираю по компании.

15. В действительности никто как следует не знает меня.

16. Я чувствую себя изолированным от других.

17. Я несчастен, будучи таким отверженным.

18. Мне трудно заводить друзей.

19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими.

20. Люди вокруг меня, но не со мной

 

Обработка результатов

Подсчитывается набранная  за все ответы сумма баллов. Максимально  возможный показатель социальной изолированности  – 60 баллов.

Интерпретация. Высокой степени  социальной изолированности соответствуют 41-60 баллов, средней – от 21 до 40 баллов, низкой – от 0 до 20 баллов.

 

 

Методика определения  уровня рефлексивности

(А.В. Карпов, В.В.  Пономарева)

 

Инструкция: Вам предлагается дать ответы на 27 утверждений опросника. В бланке ответов напротив номера вопроса проставьте цифру, соответствующую варианту вашего ответа: 1 – абсолютно неверно; 2 – неверно; 3 – скорее неверно; 4 – затрудняюсь ответить; 5 – скорее верно; 6 – верно; 7 – совершенно верно. Не задумывайтесь подолгу над ответами. Помните, что правильных или неправильных ответов в данном случае быть не может.

Информация о работе Кризис личности