Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 03:47, курсовая работа
В данной работе мы обращаемся к сложному и весьма актуальному вопросу в психологии – кризис личности.
Мы поговорим о видах кризиса личности, причинах их возникновения и путях их преодоления. Углубимся в суть кризисных состояний, встречающихся на разных этапах развития личности. Мы будем рассматривать данную проблему с разных точек зрения, через призму разных школ психологии, убедимся в важности и актуальности вопроса о кризисе личности.
Введение. …….……………………………………………………….….…….....3
Глава 1. Парадигмальная обусловленность кризиса личности…….…....4
1.1. Физиологическая психология ……...………………………….………....5
1.2. Психоанализ …….……………………………………………….………...10
1.2.1 Классический психоанализ З. Фрейда …..…..…….…….………....10
1.2.2 Аналитическая психология К.Юнга …………..…….…….……….16
1.2.3 Индивидуальная психология А.Адлера …...…………….………...19
1.2.4.Теория Эрика Эриксона……………………...…...……….………...20
1.3. Бихевиоризм……………….………………………...……….…………….25
1.4. Гуманистическая психология ….………………...………….…………..27
1.5. Трансперсональная психология …….…………...………….……....…..30
1.6.Коммуникативная психология……………………...……….…….…..…33
1.7. Интегративная психология ……………….……………………………..36
Глава 2. Основные виды кризиса личности..................................................37
2.1. Кризисы в материальном и социальном «Я».........................................39
2.2. Кризисы духовного «Я»……………………………………….…….…….45
2.2.1. Одиночество как форма духовного кризиса……….….…..………..48
2.2.2. Рефлексия ........................................................................……....…….54
Глава 3. Связь рефлексивности с уровнем социальной изолированности личности………………………………………………………………………….57
3.1.Программа эмпирического исследования ……….…...………...…...57
3.2. Результаты исследования………………………….….………...…..58
Заключение ……………………………………………………………………...63
Список литературы…………………………………………………...………...64
б) Коммуникативный тип - представления о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков.
в) Личностный тпи – анализ поступков и образов собственного «Я» как индивидуальности.
г) Интеллектуальный тип - знания об объекте и способы действия с ним.[18, c 127 - 129]
Также мы можем выделить 5 этапов (фаз) протекания рефлексии:
1) Актуализация смысловых структур «Я» при вхождении субъекта в проблемно-конфликтную ситуацию и при ее понимании.
2)Исчерпание этих актуализировавшихся смыслов при апробировании различных стереотипов опыта и шаблонов действия.
3) Их дискредитация вплоть до полного обессмысливания в контексте обнаруженных субъектом противоречий.
4)Инновация принципов конструктивного преодоления этих противоречии через осмысление целостным «Я» проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней как бы заново — собственно фаза «переосмысления».
5) Реализация этого заново обретенного целостного смысла через последующую реорганизацию содержаний личного опыта и действенное, адекватное преодоление противоречий проблемно-конфликтной ситуации. [17; 163-169].
Таким образом, рассмотрев свойства, типы и этапы протекания рефлексии мы можем сделать вывод, что преодоление кризисной ситуации практически невозможно без обращения к самому себе, без переосмысления ситуации, своих поступков, своего отношения к окружающим. Во время обострения кризисного состояния, человек невольно прибегает к рефлексиности, ищет ответы, познавая себя.
В следующей главе мы проведём исследование и посмотрим, как связанны между собой рефлексивность и уровень одиночества личности.
ГЛАВА 3
Связь рефлексивности с
3.1. Программа эмпирического исследования
Цель исследования:
Установить связь уровня рефлексивности с уровнем социальной изолированности. Провести исследование, выяснить динамику изменения этих показателей в зависимости друг от друга.
Объект исследования:
Уровень рефлексивности и уровень социальной изолированности у группы
из 30 человек.
Гипотеза исследования:
С возрастанием уровня социальной изолированности, уровень рефлексивности так же возрастает.
Описание выборки:
В исследовании приняли участие 30 человек , разного возраста от 19 и до 24 лет. Из них 15 девушек и 15 молодых людей.
Методы исследование:
Исследование проводилось с помощью тестирования.
В основу легли 2 методики:
Каждый из вариантов ответа оценивается определённым количеством баллов. Баллы суммируются, и после мы можем сделать вывод об уровне социальной изолированности данного испытуемого.
Каждый из вариантов оценивается определённым количеством баллов. Баллы суммируются, и после мы можем сделать вывод об уровне рефлексивности данного испытуемого. (см. Приложение 1)
3.2. Результаты исследования
Уровень рефлексивности и социальной изолированности
у молодых людей
Светло - синий цвет – НИЗКИЙ уровень рефлексивности
Оранжевый цвет – СРЕДНЙ уровень рефлексивности
Тёмно – красный цвет
– ВЫСОКИЙ уровень
Интерпретация :
График наглядно отражает результаты опроса молодых людей.
Испытуемые у которых низкий показатель уровня социальной изолированности, имеют низкий показатель уровня рефлексивности.
Низкий показатель социальной
изолированности и средний
Но в целом мы можем
наблюдать тенденцию к
Уровень рефлексивности и социально изолированности у девушек
Светло - синий цвет – НИЗКИЙ уровень рефлексивности
Оранжевый цвет – СРЕДНЙ уровень рефлексивности
Тёмно – красный цвет
– ВЫСОКИЙ уровень
Интерпритация:
График наглядно отражает результаты опроса девушек.
Испытуемые с низкий показателем социальной изолированности, имеют низкий уровня рефлексивности.
Низкий показатель социальной
изолированности и средний
Повышенный уровень
Но в целом мы можем
наблюдать тенденцию к
Общий уровень релексивности и социальной изолированности
Светло - синий цвет – НИЗКИЙ уровень рефлексивности
Оранжевый цвет – СРЕДНЙ уровень рефлексивности
Тёмно – красный цвет
– ВЫСОКИЙ уровень
Интерпритация:
График наглядно отражает общие результаты опроса.
Общий показатель
Этот период жизни попадает под шестую стадию переодизации Эрика Эриксона, под названием «Близость и одиночество». В этот период происходит начало зрелости— иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Эриксон указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества. Кризисы возникающие на данной стадии объясняют уровень рефлексивности и уровень социальной изолированности испытуемых
Испытуемые с низкий показателем социальной изолированности, имеют низкий уровня рефлексивности.
Низкий показатель социальной
изолированности и средний
Повышенный уровень
Но в целом мы можем
наблюдать тенденцию к
Вывод:
Гипотеза частично подтвердилась, с увеличением уровня социальной изолированности, мы можем проследить тенденцию повышения уровня рефлексивнсти личности.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели сложный и весьма актуальный вопрос в психологии, вопрос кризисе личности. Убедились, что кризис является необходимой стадией развития личности. Каждому человеку на своём жизненном пути не раз приходится сталкиваться с кризисными состояниями. Человек, испытывающий личностный кризис невольно начинает осознавать свою несостоятельность, а также бессмысленность привычных жизненных условий, личностных установок, отношений с окружающими его людьми и окружения в целом. Он не в силах удовлетворить свои потребности, достичь своих целей. Мы сделали вывод о том, что кризис личности не стоит понимать как болезненное состояние. Он нечто большее, чем болезненное состояние или психическое расстройство. Кризис это некий сигнал, который говорит о необходимости жизненных перемен, это сигнал который говорит, что нужно развиваться дальше. Другими словами он даёт шанс понять о том, что человек нуждается в пересмотре своих жизненных устоев и моделей поведения.
Также мы рассмотрели виды кризиса личности, поговорили о причинах их возникновения и путях преодоления. Смогли углубиться в суть данного вопроса и попытались ответить на него. При этом неоднократно убедились в важности актуальности вопроса о кризисе личности.
Список литературы.
Приложение 1
Тестовые материалы.
Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности (Д. Рассел и М. Фергюссон)
Инструкция:. Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто» (3 балла), «иногда» (2 балла), «редко» (1 балл), «никогда» (0 баллов). Выбранный вариант отметьте соответствующей цифрой.
Опросник
1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.
2. Мне не с кем поговорить.
3. Для меня невыносимо быть таким одиноким.
4. Мне не хватает общения.
5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает меня.
6. Я часто застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне.
7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться.
8. Я сейчас больше ни с кем не близок.
9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.
10. Я чувствую себя покинутым.
11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает.
12. Я чувствую себя совершенно одиноким.
13. Мои социальные отношения и связи поверхностны.
14. Я умираю по компании.
15. В действительности никто как следует не знает меня.
16. Я чувствую себя изолированным от других.
17. Я несчастен, будучи таким отверженным.
18. Мне трудно заводить друзей.
19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими.
20. Люди вокруг меня, но не со мной
Обработка результатов
Подсчитывается набранная за все ответы сумма баллов. Максимально возможный показатель социальной изолированности – 60 баллов.
Интерпретация. Высокой степени социальной изолированности соответствуют 41-60 баллов, средней – от 21 до 40 баллов, низкой – от 0 до 20 баллов.
Методика определения уровня рефлексивности
(А.В. Карпов, В.В. Пономарева)
Инструкция: Вам предлагается дать ответы на 27 утверждений опросника. В бланке ответов напротив номера вопроса проставьте цифру, соответствующую варианту вашего ответа: 1 – абсолютно неверно; 2 – неверно; 3 – скорее неверно; 4 – затрудняюсь ответить; 5 – скорее верно; 6 – верно; 7 – совершенно верно. Не задумывайтесь подолгу над ответами. Помните, что правильных или неправильных ответов в данном случае быть не может.