Старший
школьный возраст — это период
ранней юности, характеризующийся наступлением
физической и психической зрелости.
Однако процесс личностного формирования
учащихся этого возраста происходит
не гладко, имеет свои противоречия
и трудности, которые, несомненно, накладывают
свой отпечаток на процесс воспитания.
Со стороны физического развития учащихся
этого возраста сглаживаются те диспропорции
и противоречия, которые присущи подросткам.
Исчезает непропорциональность в развитии
конечностей и туловища. Увеличивается
относительный объем груди. Выравнивается
соотношение между массой тела и объемом
сердца, а также ликвидируется отставание
в развитии сердечно-сосудистой системе.
Повышается мышечная сила, возрастает
физическая работоспособность, а координация
движений по своим качествам приближается
к состоянию взрослого человека. В основном
заканчивается половое созревание, общий
темп роста замедляется, но укрепление
физических сил и здоровья продолжается.
Все это сказывается на поведении старшеклассников.
Они отличаются достаточно высокой физической
работоспособностью, относительно меньшей
утомляемостью, что иногда обусловливает
переоценку своих сил, неумение более
обдуманно подходить к своим физическим
возможностям. На более высокую ступень
поднимается развитие нервной системы,
обусловливающее ряд специфических особенностей
познавательной деятельности и чувственной
сферы. Преобладающее значение в познавательной
деятельности занимает абстрактное (от
лат. abstraction - мысленная отвлеченность)
мышление, стремление глубже понять сущность
и причинно-следственные связи изучаемых
предметов и явлений. Старшие школьники
осознают, что в учении знание фактов и
примеров ценно лишь как материал для
размышлений, для теоретических обобщений.
Вот почему в их мышлении преобладает
аналитико-синтетическая деятельность,
стремление к сравнениям, а присущая подросткам
категоричность суждений уступает место
гипотетическим предположениям, необходимости
понять диалектическую сущность изучаемых
явлений, видеть их противоречивость,
а также те взаимосвязи, которые существуют
между количественными и качественными
изменениями. Но все эти особенности мышления
и познавательной деятельности формируются
под определяющим влиянием обучения. Если
же учителя не проявляют должной заботы
о развитии мыслительных способностей,
то у некоторых старшеклассников может
сохраняться тенденция к полумеханическому
запоминанию изучаемого материала.
В старшем школьном возрасте большинство
учащихся имеет устойчивые познавательные
интересы. Особенно это относится к хорошо
успевающим школьникам. Исследования
показывают, что наиболее распространенным
является интерес к изучению предметов
естественного цикла: математики, физики,
экономики, информатики. В этом сказывается
понимание их роли и значения в научно-техническом
прогрессе. По этой причине отдельные
старшеклассники меньше внимания уделяют
изучению гуманитарных предметов. Все
это требует от учителей не только повышения
качества преподавания этих предметов,
но и содержательной внеклассной работы
с тем, чтобы возбуждать и поддерживать
интерес юношей и девушек к изучению литературы,
истории и других гуманитарных предметов.
Что же касается средне- и слабоуспевающих
учащихся, то многие из них не имеют четко
выраженных познавательных интересов,
а отдельные нередко вообще учатся без
достаточной охоты. Психологически это
объясняется тем, что трудности и отсутствие
успехов в овладении знаниями отрицательно
сказываются на их эмоциональной и мотивационной
сфере, что в конечном итоге и снижает
тонус их учебной работы. Преодолеть этот
недочет можно только при условии оказания
им своевременной и действенной помощи
в учебе и повышении качества успеваемости.
Развитие мыслительных способностей и
стремление к более глубоким теоретическим
обобщениям стимулируют работу старшеклассников
над речью, порождают у них желание облекать
свои мысли в более точные и яркие словесные
формы, использовать для этой цели афоризмы,
выдержки из научных трудов и художественных
произведений. Некоторые ведут в специальных
тетрадях и блокнотах записи новых слов,
терминов и интересных высказываний выдающихся
людей. Все это необходимо учитывать в
учебно-воспитательной работе и помогать
учащимся оттачивать свои мысли, учить
их обращаться к словарям, подробно разъяснять
научные термины, иностранные слова и
т.д. Особенно большую роль играет в этом
организация внеклассного чтения, работало
воспитанию культуры речи, оказание помощи
учащимся в преодолении речевых дефектов.
На более высокий уровень поднимается
у старших школьников развитие чувств
и волевых процессов. В частности, усиливаются
и становятся более осознанными чувства,
связанные с общественно-политическими
событиями. Общественные переживания
и чувства оказывают сильное воздействие
на нравственное формирование старшеклассников.
Именно в этом возрасте на основе моральных
знаний и жизненного опыта вырабатываются
определенные нравственные взгляды и
убеждения, которыми руководствуются
юноши и девушки в своем поведении. Вот
почему так важно, чтобы в школе содержательно
осуществлялось гражданское и моральное
воспитание, проводились дискусcии, а учащиеся
систематически вовлекались в общественную
работу. Исследования показывают, что
слабая постановка гражданского и морального
воспитания оборачивается существенными
издержками в развитии старшеклассников.
Отдельные из них могут проявлять общественную
пассивность, вовлекаться в различные
внешкольные объединения с негативной
направленностью. Годы ранней юности для
многих учащихся характеризуются Ильными
интимными переживаниями, первой любовью,
нередко оставляющей след на всю жизнь.
Задача учителей и всех тех, кто соприкасается
с учащимися этого возраста, - бережно
относиться к их интимным переживаниям,
не вторгаться в эти чувства, понимать
и всячески щадить их. Однако, проявляя
понятную в этих случаях осторожность
и деликатность, необходимо ставить перед
учащимися вопросы дружбы и любви, а также
взаимоотношений между полами, с помощью
медицинских работников осуществлять
соответствующее гигиеническое просвещение,
причем в ряде случаев целесообразно проводить
работу отдельно с юношами и девушками.
Развитие чувственной сферы и сознательности
старшеклассников оказывает большое влияние
на волевые процессы, причем в протекании
волевых актов решающее значение принадлежит
обдумыванию своих намерений и поведения.
Замечено, что, если учащийся поставил
перед собой определенную цель в учебной
или общественной работе или же четко
определил свои жизненные планы с учетом
имеющихся интересов и склонностей, он,
как правило, проявляет высокую целеустремленность
и энергию в работе, а также настойчивость
в преодолении встречающихся трудностей.
С этим связана и другая особенность старшеклассников,
относящаяся к работе над своим самовоспитанием.
Если подростки в большинстве своем отличаются
повышенной требовательностью к другим
и недостаточно требовательны к себе,
то в юношеском возрасте положение изменяется.
Они становятся более требовательными
к себе и своей работе, стремятся вырабатывать
у себя те черты и качества поведения,
которые в наибольшей мере способствуют
осуществлению намеченных планов. Все
это показывает, какое большое значение
имеют внутренние факторы (цели, мотивы,
установки и идеалы) в развитии личностных
качеств старшеклассников. Существенной
особенностью старших школьников является
обостренность их сознания и чувств в
связи с предстоящим жизненным самоопределением
и выбором, профессии. Вопрос, кем быть,
для них уже не является отвлеченным, и
решается он не без колебаний, не без трудностей
и внутренних переживаний. Дело в том,
что школьное обучение так или иначе делает
для них более привычным умственный труд,
и под влиянием этого многие юноши и девушки
мечтают связать свою жизнь с интеллектуальной
деятельностью. Общественные же потребности
таковы, что подавляющее большинство старшеклассников
после окончания школы должно вливаться
в сферу материального производства. В
результате этого у отдельных юношей и
девушек, особенно из числа слабоуспевающих,
складывается ложное мнение о том, что
учение дает мало пользы: работать на заводе,
заниматься мелкой торговлей, мелким и
средним бизнесом, дескать, можно и без
среднего образования... Это отрицательного
сказывается на их отношении к овладению
знаниями. Указанные трудности требуют
оказания действенной помощи учащимся
в формировании их жизненных планов и
проведения содержательной профориентации,
основной смысл которой должен состоять
в том, чтобы раскрыть учащимся красоту
человека труда, творческий характер работы
на современном производстве. В развитии
и воспитании старшеклассников нередко
проявляется и такая трудность. Стремление
многих родителей создать лучшие условия
для жизни и учебы своих детей приводит
к тому, что последние привыкают к удовлетворению
всех своих запросов, вследствие чего
у них зачастую формируется потребительское
отношение к жизни. Недостаточность же
практического опыта порождает отставание
их общего социального развития и некоторую
инфантильность (от лат. infantilis - детский)
в суждениях, что в свою очередь не дает
им возможности понять неумеренность
многих их потребностей и нецелесообразность
их удовлетворения. Преодоление указанных
недочетов обусловливает необходимость
расширения общественно полезной деятельности
учащихся и привлечения их к сие тематическому
труду как в школе, так и дома. Наконец,
нельзя не отметить того, что на развитие
и поведении старшеклассников большое
влияние оказывает их повышенная ре активность
(чувствительность) ко всему новому, что
происходит и жизни, в литературе, искусстве
и музыке, а также в моде. Они чутко и быстро
улавливают это и стремятся копировать
все ультрасовременное: длину волос, расцветку
и необычный покрой одежды, "музыкальные"
произведения... На этом фоне у них нередко
обнаруживается неверное отношение к
классике в искусстве и литературе непонимание
важной роли положительных культурных
и трудовых традиций. Это также создает
определенные проблемы в воспитании. Но
при правильном подходе к делу эти проблемы
решаются успешно. Главное здесь не борьба
со стремлением юношей и девушек ко всему
новому, а наоборот, своевременное и умелое
приобщение их к современным веяниям в
искусстве, литературе и моде, воспитание
культуры восприятия этого нового, преодоление
тех крайностей, которые иногда наблюдаются
в следовании моде.
Таковы
важнейшие особенности развития
и организации учебно-воспитательной
работы в старших классах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким
образом, старший школьный возраст — это
период завершения полового созревания
и вместе с тем начальная стадия физической
зрелости. Для старшеклассника типична
готовность к физическим и умственным
нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует
формированию навыков и умений в труде
и спорте, открывает широкие возможности
для выбора профессии. Наряду с этим физическое
развитие оказывает влияние на развитие
некоторых качеств личности. Например,
осознание своей физической силы, здоровья
и привлекательности влияет на формирование
у юношей и девушек высокой самооценки,
уверенности в себе, жизнерадостности
и т. д., наоборот, осознание своей физической
слабости вызывает порой у них замкнутость,
неверие в свои силы, пессимизм. Одной
из важных потребностей переходного возраста
становится потребность в освобождении
от контроля и опеки родителей, учителей,
старших вообще, а также от установленных
ими правил и порядков. Значительное влияние
на личность юноши оказывает стиль его
взаимоотношений с родителями, который
лишь отчасти обусловлен их социальным
положением. Существует несколько относительно
автономных психологических механизмов,
посредством которых родители влияют
на своих детей:
1) подкрепление:
поощряя поведение, которое взрослые
считают правильным, и, наказывая
за нарушение установленных правил,
родители внедряют в сознание
ребенка определенную систему
норм, соблюдение которых постепенно
становится для ребенка привычкой
и внутренней потребностью;
2) идентификация:
ребенок подражает родителям,
ориентируется на их пример, старается
стать таким же, как они;
3) понимание:
зная внутренний мир ребенка
и чутко откликаясь на его
проблемы, родители тем самым
формируют его самосознание и
коммуникативные качества;
4) механизм
психологического противодействия:
юноша, свободу которого жестко
ограничивают, может выработать
повышенную тягу к самостоятельности,
а тот, кому все разрешают,
вырасти зависимым.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
- Ашмарин Б.А.
Теория и методика педагогических исследований
в физическом воспитании. – М.: Физкультура
и спорт, 1979. – 223 с.
- Крутецкий
В.А., Психология обучения и воспитания
школьников . - "Просвещение", Москва,
1976 г.
- Кон И.С.
Психология юношеского возраста. – М.,
1975 г.