Кризис 17 лет. Особенности физического развития в старшем школьном возрасте. Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте. Осн

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 21:06, контрольная работа

Краткое описание

Особенности физического развития в старшем школьном возрасте. Основные противоречия возраста. Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте.

Оглавление

Введение
1.Общая характеристика кризиса 17 лет.
2.Особенности физического развития в старшем школьном возрасте.
3.Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте.
4.Основные противоречия возраста.

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная психология.docx

— 49.43 Кб (Скачать)

Мин. обр. и науки РФ

ГОУ ВПО  «Вятский государственный гуманитарный университет»

Педагогический  факультет кафедра психологии 
 
 

Контрольная работа по дисциплине психология развития на тему:

«Кризис 17 лет. Особенности физического развития в старшем школьном возрасте. Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте. Основные противоречия возраста.» 
 
 
 
 

                  Выполнила студентка 1курса гр. БПД-11 направление  подготовки: педагогика профиль: управление дошкольным образованием Волоскова  Анна Сергеевна преподаватель: Лещенко Н.В. 
                   
                   
                   
                   

Киров, 2011г.

    План:

Введение

  1. Общая характеристика кризиса 17 лет.
  2. Особенности физического развития в старшем школьном возрасте.
  3. Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте.
  4. Основные противоречия возраста.

Заключение

Список  литературы 

  
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 Давайте разберемся, что вкладывают слова «возрастной кризис» специалисты по психологии и сколько этих кризисов может быть в жизни одного человека. Словосочетание «возрастной кризис» психологи используют, чтобы объяснять причины проблем, возникающих, как правило, в определенный период жизни. Помните из школьного курса истории описание революционной ситуации? «Низы» не могут, а «верхи» не хотят. Не могут больше жить по-старому и не хотят жить по-новому. У человека такие «революционные ситуации» возникают в жизни неоднократно. Только звучит вторая часть этого противоречия чуть иначе: не столько не хочу, сколько не умею, не знаю, как жить по-новому.

 Родился ребенок. По-старому, то есть, внутриутробно он жить, естественно, уже не может. И начинает учиться совершенно новым для себя вещам. И это называют кризисом новорожденного.

Пошел ребенок в детский сад. Ему  надо осваивать сложную науку  взаимоотношений в детском коллективе. Прежних навыков общения (с бабушкой или с мамой) не достаточно. И он проходит через свой очередной кризис.

 Школа предъявляет новые требования, и ребенок переживает кризис семи лет.

 Таким  образом,  «кризис» обозначают  переход от старого, привычного  к новому,  непривычному, от одного  этапа жизни к новому этапу. 

 И получается, что кризисов может быть столько, сколько серьезных перемен в жизни переживает человек.

 Возрастные кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Развитие может принять в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы.

 Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости». Ребенок выходит из-под контроля взрослых. Аффективные вспышки, капризы, конфликты с близкими.

 У  школьников падает работоспособность,  ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда  возникают мучительные переживания,  внутренние конфликты.

  Кризисы  относятся к нормативным процессам,  необходимым для нормального  поступательного хода личностного  развития (Э. Эриксон).

 Более  того, по некоторым представлениям  в возрастной психологии, ребенок,  не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться  дальше.

 Форма  и длительность этих периодов, а также острота протекания  зависят от индивидуальных особенностей, социальных и макросоциальных  условий. На разных этапах изменения  в детской психике могут происходить  медленно и постепенно, а могут  - быстро и резко. Выделяются  стабильные и кризисные стадии  развития, их чередование - закон  детского развития.

Незначительные, минимальные изменения накапливаются  и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся  в структуре Личности.    

 В  кризисе развитие приобретает  негативный характер: распадается,  исчезает то, что образовалось  на предыдущей стадии. Но создается  и что-то новое. Новообразования  оказываются неустойчивыми и  в следующем стабильном периоде  трансформируются, поглощаются другими  новообразованиями, растворяются  в них, и, таким образом, отмирают (Л.С. Выготский).

Различают шесть периодов детского возраста.

1. Период  внутриутробного развития. Период  от момента зачатия до момента  рождения равен в среднем 280 дням, или 38-42 неделям. В это  время происходит чрезвычайно  бурный рост плода. Главной  задачей является предупреждение  воздействия на плод всех неблагоприятных  факторов.

2. Период  новорожденности. Период от момента  перевязки пуповины до 28 дней  жизни, или в среднем 4 нед, - самый критический период детского  возраста.

3. Период  грудного возраста - с 29 дня жизни  до одного года. В этот период  происходит интенсивнейшее физическое, нервно-психическое, моторное, интеллектуальное  развитие ребенка.

4. Период  предшкольный (от 1 года до 3 лет) и  дошкольный (с 3 до 7 лет). Этот период  характеризуется двигательной активностью  ребенка, происходит познание  мира, развития эмоциональности,  идет основных черт характера  и поведения.

5. Период  младшего школьного возраста - с  7 до 12 лет. В этот период резко  изменяется образ жизни ребенка  в связи с поступлением в  школу.

6. Период  старшего школьного возраста - с  12 до 17-18 лет. Период характеризуется  резким изменением функции эндокринных  желез (период полового созревания), стремление к самоутверждению.

Итак, кризис 17 лет – это один из этапов развития человека, рассмотрим его по подробнее.

 

КРИЗИС 17 ЛЕТ.

Кризис  юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая  саморегуляция поведения.  Если человек  научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность  объяснить свое поведение волей-неволей  приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. Юность - завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают  ряд новых, взрослых качеств. В это  время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Главная  социальная задача этого возраста - выбор профессии. Юность - завершающий  этап созревания и формирования личности. Становление личности включает в  себя также становление относительно устойчивого образа "Я", т.е. целостного представления о самом себе.

Образ "Я" включает 3 компонента:

1. Познавательный - знание себя, представление о  своих качествах и свойствах.

2. Эмоциональный  - оценка этих качеств и связанное  с ней самолюбие, самоуважение  и т.д.

3. Поведенческий  - практичное отношение к себе.

 Юноша  страстно хочет знать, кто он  такой, чего он стоит, на  что он способен. Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие - на поиски работы. Ценность образования - большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти. Резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. В 17 лет кризис протекает не менее остро, чем в 15 лет. Большинство 17-летних ориентируются на продолжение образования, немногие  на поиск работы, на который не решились после девятого класса. Высшее образование им необходимо, чтобы получить профессию, позволяющую «жить достойно», «много зарабатывать», «обеспечивать себя и семью».

 

Существуют  две категории выпускников школы:

 

* первые  надеются на помощь родителей  (платный вуз) и не теряют  душевного равновесия;

* вторые  рассчитывают на свои силы - наиболее  подвержены связанными с поступлением  стрессам.

 Для  тяжело переживающих кризис 17 лет  характерны различные страхи. Ответственность  за сделанный выбор, реальные  достижения в это время   уже большой груз. Сюда еще  прибавляются страхи перед новой  жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении  в вуз, у юношей - перед армией. Высокая тревожность и выраженный  страх могут привести к возникновению  невротических реакции (обострению  гастрита, нейродермита, головных болей,  давлению) и др. хронических заболеваний.  Но если даже выпускник мало  тревожен, и все складывается  удачно, резкая смена образа жизни,  включение в новые виды деятельности, общение с другими людьми вызывают  значительную напряженность. Новая  жизненная ситуация требует адаптации  к ней.  Помогают в этом уверенность  в себе, чувство компетентности, поддержка семьи и другое.

 Таким  образом, какой выбор будет  сделан в юности, решение пойти  в тот или иной конкретный  вуз зависит от направленности  личности, доминирующих мотивов,  основных ценностных ориентации.

 

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СТАРШЕМ  ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Старший школьный возраст относится к  началу юношеского (у девушек —  с 16, а у юношей — с 17 лет) и совпадает  с окончанием периода полового созревания. Рост и развитие организма продолжаются, но уже в более замедленном  темпе по сравнению с предыдущими  периодами. Строение и пропорции  тела юношей и девушек практически  не отличаются от взрослых. В этот период заканчивается процесс окостенения  большей части скелета. Утолщается и укрепляется костяк скелета. Пропорции  тела приближаются к показателям  взрослых. У девушек и юношей большая  разница в развитии мускулатуры, у юношей она нарастает равномерно, у девушек центр тяжести несколько  опущен за счет непропорционального  развития мускулатуры, в меньшей  степени развита масса мышц рук  и плечевого пояса, в большей  — мышц таза. У девушек масса  мышц на 13 % меньше, они уступают в  силе юношам. Масса сердца у девушек на 10-15 % меньше, чем у юношей. Частота сердечных сокращений выше, чем у юношей, дыхание чаще, а жизненная емкость легких на 1 л меньше. Завершается развитие ЦНС. Процессы возбуждения и торможения уравновешиваются. Увеличивается способность мозга к аналитической и синтезирующей деятельности. Учащиеся способны выполнять упражнения на основе только словесных указаний учителя. У юношей быстро увеличивается мышечная масса; эластичность мышц и их нервная регуляция находятся на оптимальном уровне; опорно-двигательный аппарат способен выдержать значительные нагрузки. Продолжают увеличиваться масса сердца, скорость сокращений сердечной мышцы, минутный объем крови, улучшается нервная и гормональная регуляция сердечнососудистой системы. Юноши и девушки очень чувствительны к восприятию своей внешности, сравнивают свои физические данные с данными однолеток. Юноши переоценивают свои силы, часто берут высокий темп при беге. Девушки недооценивают свои силы, не уверены в себе, особенно в упражнениях, требующих смелости и решительности, более эмоциональны и чувствительны. При организации физического воспитания в старшем школьном возрасте методика проведения урока приближается к методике занятий со взрослыми. Динамика нагрузок достигает уровня, характерного для спортивной тренировки. При занятиях с девочками щадить мышцы и органы малого таза, избегать упражнений, вызывающих повышенное внутрибрюшное давление. Это касается упражнений с задержкой дыхания, натуживанием, подниманием тяжестей, прыжков в глубину. Содержание уроков, дозирование нагрузок и оценка физической подготовленности дифференцируются в зависимости от пола. В этом возрасте необходимо развивать способность к самостоятельному анализу занятий физическими упражнениями, опираясь на знания учащихся, полученные на уроках физики, химии, биологии. Используются высокие нагрузки и упражнения, требующие статических усилий. Характерны упражнения с отягощениями, которые выполняются с ускорением. Хорошо развиваются скоростно-силовые способности. Создаются условия для развития общей и скоростной выносливости, что способствует повышению работоспособности, развитию волевых качеств. Необходимо формировать интерес и мотивацию к физическому совершенствованию и занятиям разными видами спорта. Также важно обучать школьников методам самоконтроля на занятиях. При длительных упражнениях интенсивность нагрузки не должна превышать 80—85 % максимальной. Рекомендуется применять различные виды аэробики, бодибилдинга, упражнений, выполняемых под музыку. В старших классах используется весь арсенал средств физического воспитания, который значительно расширяется по сравнению со средним школьным возрастом. Широко используются технические приемы спортивных игр; для девушек - различные виды аэробики, художественная гимнастика; для юношей — элементы борьбы, строевые приемы военной подготовки и преодоление препятствий, упражнения на тренажерах, атлетизм.

Информация о работе Кризис 17 лет. Особенности физического развития в старшем школьном возрасте. Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте. Осн