Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:37, реферат
Цель данной работы: изучение классификаций методов психологических исследований.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия "метод исследования".
2. Выявить методы психологических исследований
3. Дать классификацию методов психологических исследований.
Введение
1. Краткая история развития методов психологических исследований
2. Классификация основных методов психологического исследования
3. Принципы использования методов исследования в психологии
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Краткая история развития
2. Классификация основных
3. Принципы использования
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность обусловлена
Объект исследования: методы исследования.
Предмет исследования: классификация
методов психологических
Цель данной работы: изучение классификаций
методов психологических
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия "метод исследования".
2. Выявить методы психологических исследований
3. Дать классификацию методов психологических исследований.
1. Краткая история развития методов психологических исследований
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.
Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это — методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.
Благодаря применению методов естественных
и точных наук, психология начиная
со второй половины прошлого века выделилась
в самостоятельную науку и
стала активно развиваться. До этого
момента психологические знания
получали в основном путем самонаблюдения
(интроспекции), умозрительных рассуждений,
наблюдения за поведением других людей.
Анализ и разумное обобщение подобного
рода жизненных фактов сыграли свою
положительную роль в истории
психологии. Они послужили основой
для построения первых научных теорий,
объясняющих сущность психологических
феноменов и человеческого
Намерение сделать ее настоящей, более
или менее точной, практически
полезной наукой, не только описывающей,
но и объясняющей явления было
связано с внедрением в нее
лабораторного эксперимента и измерения.
Попытки количественной оценки психологических
явлений предпринимаются
Сюда же следует отнести и
начальный этап развития дифференциально-
Впоследствии, уже в XX в., тенденция
использования математических моделей
и расчетов получила широкое распространение
в самых разных отраслях психологии.
Без них сейчас не обходится ни
одно серьезное научное
С конца 80-х годов XIX в. в психологии
стали создаваться и
Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значения несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.
Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов.
2. Классификация основных
В настоящее время определились некоторые подходы к построению системы методов психологии. В самом общем виде все они обычно подразделяются по степени общности на три группы:
1. Всеобщий метод научного
2. Методы исследования, применяемые в психологии и являющиеся общими для ряда наук. Эти методы часто называют общенаучными логическими методы познания.
3. Частные методы психологии, присущие только психологии[2,63].
К основным методам психологических исследований относят методы, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичных данных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке.
Основные методы психологических
исследований и их варианты, применяемые
для сбора первичных данных[6,
Основной метод |
Вариант основного метода |
Наблюдение |
Внешнее (наблюдение со стороны) |
Внутреннее (самонаблюдение) | |
Свободное | |
Стандартизированное | |
Включенное | |
Стороннее | |
Опрос |
Устный |
Письменный | |
Свободный | |
Стандартизированный | |
Тесты |
Тест-опросник |
Тест-задание | |
Проективный тест | |
Эксперимент |
Естественный |
Лабораторный | |
Моделирование |
Математическое |
Логическое | |
Техническое | |
Кибернетическое |
Наблюдение имеет несколько
вариантов. Внешнее наблюдение —
это способ сбора данных о психологии
и поведении человека путем прямого
наблюдения за ним со стороны. Внутреннее
наблюдение, или самонаблюдение, применяется
тогда, когда психолог-исследователь
ставит перед собой задачу изучить
интересующее его явление в том
виде, в каком оно непосредственно
представлено в его сознании. Внутренне
воспринимая соответствующее
Свободное наблюдение не имеет заранее
установленных рамок, программы, процедуры
его проведения. Оно может менять
предмет или объект наблюдения, его
характер в ходе самого наблюдения
в зависимости от пожелания наблюдателя.
Стандартизированное
При включенном наблюдении (оно чаще
всего используется в общей, возрастной,
педагогической и социальной психологии)
исследователь выступает в
Каждый из названных видов наблюдения
имеет свои особенности и применяется
там, где он может дать наиболее достоверные
результаты. Внешнее наблюдение, например,
менее субъективно, чем самонаблюдение,
и обычно применяется там, где
признаки, за которыми необходимо наблюдать,
легко могут быть выделены и оценены
извне. Внутреннее наблюдение незаменимо
и часто выступает как
Включенное наблюдение полезно
в том случае, когда психолог может
дать правильную оценку явлению, лишь
прочувствовав его на самом себе.
Однако если под влиянием личного
участия исследователя его
Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.
Информация о работе Краткая история развития методов психологических исследований