Краткая история развития методов психологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:37, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: изучение классификаций методов психологических исследований.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия "метод исследования".
2. Выявить методы психологических исследований
3. Дать классификацию методов психологических исследований.

Оглавление

Введение
1. Краткая история развития методов психологических исследований
2. Классификация основных методов психологического исследования
3. Принципы использования методов исследования в психологии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

методы исследования.docx

— 35.96 Кб (Скачать)

4. Целью психологического исследования  должно быть раскрытие специфических  психологических закономерностей.  Для этого необходимо не оперирование  одними лишь статистическими средними, а анализ конкретных индивидуальных случаев, потому что действительность конкретна и лишь ее конкретным анализом можно раскрыть реальные зависимости. Принцип индивидуализации исследования должен быть существеннейшим принципом нашей методики. Однако задача теоретического психологического исследования заключается не в жизнеописании отдельного индивида в его единичности, а в том, чтобы от единичного перейти к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них. Для теоретического психологического исследования изучение индивидуальных случаев является поэтому не особой областью или объектом, но средством познания. Через изучение индивидуальных случаев в их вариативности психологическое исследование должно идти к истинной своей цели — к установлению все более общих и существенных закономерностей. Установка на индивидуализацию исследования и на раскрытие реальных закономерностей должна быть поставлена в нашей психологии во главу угла — в принципиальной противоположности всем концепциям, для которых суть заключается в том, чтобы устанавливать стандарты, оперируя статистическими средними.

5. Психологические закономерности  раскрываются в процессе развития. Изучение развития психики является  не только специальной областью, но и специфическим методом  психологического исследования. Генетический  принцип является существенным  принципом нашей методики. При  этом суть дела заключается  не в том, чтобы проводить  статистические срезы на различных  этапах развития и фиксировать  различные уровни, а в том, чтобы  сделать именно переход с одного  уровня на другой предметом  исследования и вскрыть таким  образом динамику процессов и  их движущие силы. В частности,  при изучении психического развития  в онтогенезе задача заключается  не в том, чтобы зафиксировать  посредством как бы моментальных  снимков различные, по существу  абстрактные, уровни умственного  развития и отнести к ним  различных детей, как бы разнеся  их по различным этажам и  полкам, а в том, чтобы в ходе  самого исследования продвинуть  детей с одного "уровня" на  следующий, высший, и проследить  в реальном процессе развития  его существенные закономерности.

6. Поскольку продвижение детей  с одного уровня или ступени  психического развития на другой  совершается в процессе обучения, генетический принцип в вышераскрытом  его понимании требует в качестве  существенного своего развития  и дополнения применительно к  психологии ребенка, помимо индивидуализации, еще "педагогизации" психологического  исследования. Надо изучать ребенка,  обучая его. Но принцип педагогизации  психологического изучения ребенка  означает не отказ от экспериментального  исследования в пользу педагогической  практики, а включение принципов  педагогической работы в самый  эксперимент.

То положение, что надо изучать  детей, обучая их, является частным  случаем более общего положения, согласно которому мы познаем явления  действительности, воздействуя на них (в частности, самое глубокое и  конкретное познание людей достигается  в процессе их переделки). Это одно из основных положений общей методологии  и теории познания. Оно может и  должно получить многообразное конкретное осуществление в методике психологического исследования. Так, при изучении патологических явлений психики у больного индивида терапевтическое воздействие дает возможность не только выправить, но и глубже познать их.

Таким образом, в самой методике, в "практике" исследования закладывается  единство, связь между теорией  и практикой, между научным познанием  психических явлений и реальным практическим воздействием на них.

7. В рамках общей концепции  новый смысл и характер может  приобрести использование в методике  психологического исследования  продуктов деятельности, поскольку  в них материализуется сознательная  деятельность человека (изучение  продуктов умственной деятельности  и творчества в исследовании  мышления, воображения). Психологическое  исследование никак не должно  при этом основываться на механической  регистрации голой результативности  деятельности и пытаться устанавливать  в ней и навсегда фиксировать  стандартные показатели психического  состояния.

Один и тот же внешний результат  может иметь самое различное  психологическое содержание в зависимости  от того, в какой конкретной ситуации он имел место. Поэтому раскрытие  психологического содержания результатов  каждого объективного исследования, исходящего из внешних данных, его  расшифровка и правильная интерпретация  требуют обязательного учета, а  значит, и изучения конкретной личности в конкретной ситуации. Это положение  должно стать одним из основных в  методике нашего психологического исследования, особенно при изучении высших, наиболее сложных проявлений личности, —  в противоположность обезличению, по большей части господствующему  в методике зарубежной психологической  науки.

Поскольку при этом личность и ситуация в их конкретной реальности выходят  за пределы только психологических  явлений, психологическое исследование, не утрачивая своего характера и  специфичности своего объекта, требует  тщательного учета целого ряда моментов, выходящих за пределы чисто психологического.  

 

Заключение

 

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный  спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным  основаниям (критериям). Прежде всего, следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы материальной (практической) деятельности. В настоящее время  стало очевидным, что система  методов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за ее пределы  и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер деятельности человека. Что касается методов науки, то оснований  их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и  теоретические, фундаментальные и  прикладные, методы исследования и  изложения и т. п. Содержание изучаемых  наукой объектов служит критерием для  различия методов естествознания и  методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т. п. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские  и вероятностные, методы непосредственного  и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д. К числу  характерных признаков научного метода (к какому бы типу он ни относился) чаще всего относят: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др. Так, например, рассуждая  о методе, крупный британский философ  и математик XX в. А. Уайтхед считал, что любой метод задает "способ действий" с данными, с фактами, значимость которых определяется теорией, которая и "навязывает" конкретный метод, применимый только к теориям  соответствующего вида.

Список использованной литературы

 

1. Ананьев Б. Г. Человек как  предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р.И.  Методология и методы психолого-педагогического  исследования.-М.-2001.-334с.

3. История психологии ХХ век. /Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н.  Ждан. 4-е изд. – М.: Академический  проспект; Екатеринбург. Деловая книга, 2002. – 832с.

4. В.В. Краевский. Методология  педагогического исследования. –  Самара: СамГПИ, 1994. – С.11

5. Марцинковская Т .Д. История  психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский  центр "Академия", 2001

6. Немов Р.С. Общие основы психологии. Книга 1.- М.-2003

7. Образцов П.И. Методология и  методы психолого-педагогического  исследования: Курс лекций. – Орел, 2002 . – 291 с.

8.   Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987.

9.   Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. 1998

10. Петровский А.В. Ярошевский  М.Г. История и теория психологии  в 2-х томах. Т-1 1996;

11. Рогов Е. И. Настольная книга  практического психолога: Учеб. пособ.  М.: ВЛАДОС, 1998. Т. 1-2.

12.  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство "Питер", 2000 - 712 с


Информация о работе Краткая история развития методов психологических исследований