Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:37, реферат
Цель данной работы: изучение классификаций методов психологических исследований.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия "метод исследования".
2. Выявить методы психологических исследований
3. Дать классификацию методов психологических исследований.
Введение
1. Краткая история развития методов психологических исследований
2. Классификация основных методов психологического исследования
3. Принципы использования методов исследования в психологии
Заключение
Список использованной литературы
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.
Свободный опрос — разновидность
устного или письменного
Тесты являются специализированными
методами психодиагностического
Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.
Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.
В этих случаях обычно применяется третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.
Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.
Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.
Специфика эксперимента как метода
психологического исследования заключается
в том, что в нем целенаправленно
и продуманно создается искусственная
ситуация, в которой изучаемое
свойство выделяется, проявляется и
оценивается лучше всего. Основное
достоинство эксперимента состоит
в том, что он позволяет надежнее,
чем все остальные методы, делать
выводы о причинно-следственных связях
исследуемого явления с другими
феноменами, научно объяснять происхождение
явления и развитие. Однако организовать
и провести настоящий, отвечающий всем
требованиям психологический
Имеются две основные разновидности
эксперимента: естественный и лабораторный.
Друг от друга они отличаются тем,
что позволяют изучать
Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Модели могут быть техническими,
логическими, математическими, кибернетическими.
Математическая модель представляет собой
выражение или формулу, включающую
переменные и отношения между
ними, воспроизводящие элементы и
отношения в изучаемом явлении.
Техническое моделирование
Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это — попытки построения перцептронов — машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.
Иллюстрацией кибернетического моделирования
является использование в психологии
идей математического
Кроме перечисленных методов, предназначенных
для сбора первичной
3. Принципы использования методов исследования в психологии
При использовании различных
Методика исследования всегда отражает ту или иную методологию. В соответствии с общими принципиальными установками нашей психологии специфические черты должна носить и ее методика[12,27].
1. Психика, сознание изучается
нами в единстве внутренних
и внешних проявлений. Взаимосвязь
психики и поведения, сознания
и деятельности в ее
В силу единства сознания и деятельности
различие в психологической природе
акта деятельности сказывается и
во внешнем его протекании. Поэтому
всегда существует некоторое соотношение
между внешним протеканием
Этот принцип объективного психологического исследования реализуется многообразными методическими средствами, зависящими от особенностей предмета исследования.
2. Поскольку решение
Неправильно было бы недооценивать
значение физиологических методик
в психологическом
Однако физиологический анализ и, значит, физиологическая методика в психологическом исследовании может играть лишь вспомогательную роль и должна занимать в нем поэтому подчиненное место.
Решающим вопросом при этом является,
однако, не столько разграничение
и подчинение одного из них другому,
сколько умение правильно их соотнести,
так чтобы в конкретной практике
психофизического исследования они
образовали подлинное единство. Под
этим углом зрения должна быть пересмотрена
пронизанная дуализмом
3. Поскольку материальные основы
психики не сводятся к ее
органическим основам,
Информация о работе Краткая история развития методов психологических исследований