Краткая история развития методов психологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:37, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: изучение классификаций методов психологических исследований.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия "метод исследования".
2. Выявить методы психологических исследований
3. Дать классификацию методов психологических исследований.

Оглавление

Введение
1. Краткая история развития методов психологических исследований
2. Классификация основных методов психологического исследования
3. Принципы использования методов исследования в психологии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

методы исследования.docx

— 35.96 Кб (Скачать)

Письменный опрос позволяет  охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма  — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее  учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос — разновидность  устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов  на них заранее не ограничен определенными  рамками. Опрос данного типа позволяет  достаточно гибко менять тактику  исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные  ответы. В свою очередь стандартизированный  опрос, при котором вопросы и  характер возможных ответов на них  определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными  методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты  отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки  первичных данных, а также своеобразие  их последующей интерпретации. С  помощью тестов можно изучать  и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник и  тест-задание. Тест-опросник основан  на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных  с точки зрения их валидности и  надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических  качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии  или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы  к людям разного возраста, принадлежащим  к различным культурам, имеющим  разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный  опыт. Это — их положительная  сторона. А недостаток состоит в  том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно  повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен  тест и каким образом по его  результатам будут оценивать  его психологию и поведение. Кроме  того, тест-опросник и тест-задание  неприменимы в тех случаях, когда  изучению подлежат психологические  свойства и характеристики, в существовании  которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или  сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях обычно применяется  третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать  другим людям. Проективные тесты  предназначены для изучения психологических  и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании  того, как он воспринимает и оценивает  ситуации, психологию и поведение  людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого  в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти  люди, чем они озабочены, а чем  думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации  ответов судят о собственной  психологии отвечающих.

Тесты проективного типа предъявляют  повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме  того, такие тесты требуют большой  специальной подготовки и высокой  профессиональной квалификации со стороны  самого психолога.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается  в том, что в нем целенаправленно  и продуманно создается искусственная  ситуация, в которой изучаемое  свойство выделяется, проявляется и  оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит  в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими  феноменами, научно объяснять происхождение  явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент  на практике бывает нелегко, поэтому  в научных исследованиях он встречается  реже, чем другие методы.

Имеются две основные разновидности  эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных  условиях, где экспериментатор практически  не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент  предполагает создание некоторой искусственной  ситуации, в которой изучаемое  свойство можно лучше всего изучить.

Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют  типичному жизненному поведению  индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности  строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.

Моделирование как метод применяется  в том случае, когда исследование интересующего ученого явления  путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности  или труднодоступности. Тогда прибегают  к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его  основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют  данное явление и делают выводы о  его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой  выражение или формулу, включающую переменные и отношения между  ними, воспроизводящие элементы и  отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое  моделирование основано на использовании  в качестве элементов модели понятий  из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой  в математической логике.

Наиболее известными примерами  математического моделирования  в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование  широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с  решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся  в научных исследованиях, посвященных  изучению восприятия и памяти человека. Это — попытки построения перцептронов — машин, способных наподобие  человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и  воспроизводить ее.

Иллюстрацией кибернетического моделирования  является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения  работы ЭВМ за последние несколько  десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и человеческого  поведения, так как оказалось, что  мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при  решении задач весьма близки к  операциям и логике, на основе которых  разрабатываются программы для  ЭВМ. Это привело к попыткам представления  и описания поведения человека, его  психологии по аналогии с действием  электронно-вычислительных устройств. Пионерами в этом отношении в  психологии выступили известные  американские ученые Д.Миллер, Ю.Галантер, К.Прибрам. Отметив наличие в организме  такой же сложной, иерархически построенной  системы регуляции поведения, какая  характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали  вывод о том, что подобным же образом  может быть описано и поведение  человека.

Кроме перечисленных методов, предназначенных  для сбора первичной информации, в психологии широко применяются  различные способы и приемы обработки  этих данных, их логического и математического  анализа для получения вторичных  результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные  методы математической статистики, без  которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых  явлениях, а также методы качественного  анализа.

3. Принципы использования методов исследования в психологии

 

При использовании различных методов  психологического исследования необходимо считаться с особенностями изучаемой  проблемы. Так, например, при изучении ощущений вряд ли какой-либо другой метод  может быть так эффективен, как  экспериментальный. Но при изучении высших проявлений человеческой личности серьезно встает вопрос о возможности "экспериментировать" над человеком.

Методика исследования всегда отражает ту или иную методологию. В соответствии с общими принципиальными установками  нашей психологии специфические  черты должна носить и ее методика[12,27].

1. Психика, сознание изучается  нами в единстве внутренних  и внешних проявлений. Взаимосвязь  психики и поведения, сознания  и деятельности в ее конкретных, от ступени к ступени и от  момента к моменту изменяющихся  формах является не только  объектом, но и средством психологического  исследования, опорной базой всей  методики.

В силу единства сознания и деятельности различие в психологической природе  акта деятельности сказывается и  во внешнем его протекании. Поэтому  всегда существует некоторое соотношение  между внешним протеканием процесса и его внутренней природой; однако это отношение не всегда адекватно. Общая задача всех методов объективного психологического исследования заключается в том, чтобы адекватно выявить это отношение и, таким образом, по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу. Однако каждый отдельный, изолированно взятый акт поведения допускает обычно различное психологическое истолкование. Внутреннее психологическое содержание действия раскрывается обычно не из изолированно взятого акта, не из отдельного фрагмента, а из системы деятельности. Лишь учитывая деятельность индивида, а не только какой-нибудь изолированный акт, и соотнося ее с теми конкретными условиями, в которых она совершается, можно адекватно раскрыть то внутреннее психологическое содержание действий и поступков, которое может быть высказано и может быть утаено в высказываниях человека, но обнаруживается в его действиях.

Этот принцип объективного психологического исследования реализуется многообразными методическими средствами, зависящими от особенностей предмета исследования.

2. Поскольку решение психофизической  проблемы, из которого исходит  наша психология, утверждает единство, но не тожество психического  и физического, психологическое  исследование, никак не растворяясь  в физиологическом и не сводясь  к нему, однако необходимо предполагает  и часто включает физиологический  анализ психологических (психофизических)  процессов. Вряд ли, например, возможно  научное изучение эмоциональных  процессов, не включающее физиологического  анализа входящих в их состав  физиологических компонентов. Психологическое  исследование никак не может  и в этом отношении замкнуться  в чисто имманентном — феноменологическом  описании психических явлений,  оторванном от изучения их  психофизиологических механизмов.

Неправильно было бы недооценивать  значение физиологических методик  в психологическом исследовании. В частности, павловская методика условных рефлексов является мощным средством  анализа чувствительности.

Однако физиологический анализ и, значит, физиологическая методика в психологическом исследовании может играть лишь вспомогательную  роль и должна занимать в нем поэтому  подчиненное место.

Решающим вопросом при этом является, однако, не столько разграничение  и подчинение одного из них другому, сколько умение правильно их соотнести, так чтобы в конкретной практике психофизического исследования они  образовали подлинное единство. Под  этим углом зрения должна быть пересмотрена пронизанная дуализмом постановка исследований в традиционной психофизиологии  ощущения и движения и развернута целая система психофизических  исследований, конкретно реализующих  общий принцип психофизического единства.

3. Поскольку материальные основы  психики не сводятся к ее  органическим основам, поскольку  образ мыслей людей определяется  образом их жизни, их сознание  — общественной практикой, методика  психологического исследования, идущего  к психологическому познанию  человека, отправляясь от его  деятельности и ее продуктов,  должна опираться на социально-исторический  анализ деятельности человека. Лишь  правильно определив подлинное  общественное содержание и значение  тех или иных поступков человека  и объективных результатов его  деятельности, можно прийти к  правильному их психологическому  истолкованию. Психическое не должно  при этом социологизироваться,  т. е. сводиться к социальному;  психологическое исследование должно  поэтому сохранять свою специфичность  и самостоятельность, не растворяясь,  а лишь — где это требуется  — опираясь на предварительный  социологический анализ человеческой  деятельности и ее продуктов  в общественно-исторических закономерностях  их развития.

Информация о работе Краткая история развития методов психологических исследований