Консультирование семьи с ребенком с СДВГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель и Задачи исследования:
Провести психологическую консультацию с родителями и гиперактивным ребенком.
Наметить пути дальнейшего поведения родителей с ребенком СДВГ.
Рассмотреть, какие существуют методы и алгоритмы поведения в семье с таким ребенком.
Анализируя проведенную работу, сделать заключение о полученных результатах при консультировании семьи с ребенком с СДВГ.

Оглавление

Введение:
а) Актуальность и обоснование исследования
б) Предмет исследования
в) Цель и задачи исследования
г) Заказ и проблема исследования
д) Объем исcледования и количество использованной литеры
Глава 1. Гиперактивное поведение и синдром деффицита внимания.
§1 Понятия о гиперактивном поведение и синдроме дефицита внимания.
а) Определение гиперактивности и синдрома деффицита внимания.
б) Основные проявления гиперактивного поведения детей.
в) Причины и развитие СДВГ ребенка.
г) Симптомы гиперактивности и синдроме деффицита внимания внимания.
д) Особенности психологического консультирования.
§2 Психоконсультирование семьи ( теоретическая часть и тестовая часть).
а) Этапы работы с родителями.
б) Алгоритм психологического консультирования родителей
в) Тестовая часть.
§3 Данные о клиенте.
а) Анамнез.
б) Гипотеза выделенная в ходе предварительного сбора данных о семье и ребенке.

Глава 2 Психоконсультирование семьи с ребенком с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания.
§1 Процесс психоконсультирования.
§ 2 Подведение итогов консультирования.
Заключение:
а) Что в работе рассмотрено.
б) Основная стратегия и тактика.
в) Успехи и неудачи.
г) На что следует обратить внимание в дальнейшей работе.
д) Приобретенные умения и навыки.

Файлы: 1 файл

7 КУРСОВАЯ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ОЛЬГА - для слияния.docx

— 112.04 Кб (Скачать)

  Кл: Хорошо! Еще раз, большое вам спасибо. Мы с мужем обязательно все  изучим.

  Пс:  Ну что ж, давайте сегодня прощаться. До свидания Антон,  мне было приятно с тобой познакомиться! Ты очень смышленый ребенок!

   Мальчик:  До свидания! Мне понравилась  игра, я еще к вам приду, когда  мама мне скажет!

  Пс:  Вот и замечательно!

  Психолог  передал «Подборку  статей и рекомендаций для родителей  гиперактивных детей» Татьяне. На этом встреча закончилась. 
 

   § 2  Подведение итогов консультирования. 

   Опираясь  на труды отечественных и зарубежных авторов, разработаны рекомендации для родителей детей, у которых  выявлены признаки гиперактивности. В рекомендации входят правила правильного поведения и общения родителей с детьми. Родители должны придерживаться позитивной установки при общении с детьми, быть терпеливыми, спокойными, как можно чаще хвалить и ребенка, давать ему мелкие задания и поручения, выполнение которых следует вознаграждать, помогать ребенку расходовать избыточную энергию и фокусировать его внимание на разных предметах и явлениях и т.д. 
Лечение СДВГ у детей должно быть как можно более ранним и комплексным,  
включающим в себя психотерапию, медикаментозную терапию, различные виды педагогической и нейропсихологической коррекции.

   Среди различных методов не медикаментозной коррекции проявлений СДВГ у детей и подростков можно назвать такие, как:

  1. Поведенческая терапия, когда родителям предлагаются определенные стратегии коррекции поведения проблемного ребенка;
  2. Психолого-педагогическая коррекция, позволяющая грамотно организовать его учебу;
  3. Биологическая обратная связь, основанная на использовании возможностей мозга самого ребенка.
 

   Рекомендации  для оптимизации  общения между  родителями и детьми, у которых выявлен СДВГ. 
      1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в себе. 
      2. Говорите сдержанно, спокойно. Не прибегайте к физическому наказанию. Стройте ваши отношения

   на  доверии, а не на страхе. Совместно  решайте возникшие трудности. 
 
 

   3. Избегайте  повторения слова «нет», «нельзя».

   4. Давайте  ребенку только одно задание  на короткий промежуток времени,  чтобы он мог его

   завершить. 
         5. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно и ни в коем случае не выполняйте их за него.

   6. Для  подкрепления устных инструкций  используйте зрительную стимуляцию. 
        7. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание картинок и др.).

   8. Ведите  балльную или знаковую систему  вознаграждений (можно каждый поступок  отмечать звездочкой, а определенное  их количество вознаграждать  сладостями, игрушками и пр.) 
         9. Избегайте повышенных или пониженных требований. Ставьте перед ним задачи, соответствующие его способностям.

   10. Определите  вместе с ребенком рамки поведения  – что можно и чего нельзя.

   11. Прививайте  ребенку аккуратность, навыки самоорганизации  и развивайте у него чувство

   ответственности за собственные поступки.

   12. Научить  ребенка уважать права окружающих  людей, правильному речевому общению,  контролю собственных эмоций  и поступков.

   13. Установить  контакт со школьными педагогами, ознакомить их с информацией  о сущности и основных проявлениях  гиперактивности.

   14. Определите  сильные стороны личности ребенка  и хорошо развитые у него  высшие психические функции и  навыки с тем, чтобы опираться  на них в преодолении имеющихся  трудностей. 
       15. Решение вопроса о назначении медикаментозной терапии СДВГ  осуществляйте индивидуально и с врачом, а при выборе препарата учитывается его терапевтическая эффективность как в отношении основных проявлений СДВГ, так и сопутствующих ему нарушений. 
      16. Научите ребенка соблюдению четкого распорядка дня. 
      17. Избегайте большого скопления людей, шумных компаний.

   18. Во  время игр ограничивайте ребенка  лишь одним партнером.

   19. Оберегайте  ребенка от утомления, поскольку  оно ведет к снижению самоконтроля  и нарастанию гиперактивности. 
          20. Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
 
 
 
 
 
 
 

   Организация коррекционно-педагогического  процесса с гиперактивными детьми должна соответствовать двум обязательным условиям:

  1. Развитие и тренировку слабых функций следует проводить в эмоционально привлекательной форме, что существенно повышает переносимость предъявляемой нагрузки и мотивирует усилия по самоконтролю. Этому требованию соответствует игровая форма занятий.
  2. Подбор таких игр, которые, обеспечивая тренировку одной функциональной способности, не возлагали бы одновременной нагрузки на другие дефицитные способности, ибо известно, что параллельное соблюдение двух, а тем более трех условий деятельности вызывает у ребенка существенные затруднения, а порой просто невыполнимо.

   Коррекционная работа с семьей гиперактивного ребенка направлена, прежде всего, на то, чтобы обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.

   Объяснить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от назначаемого  специального лечения, даже если таковое нужно (направленно-компенсаторное нейропсихологическое или медикаментозное, замещающее дефект развития психических функций за счет других зон мозга), но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. Конечно в зависимости от причин, для семьи разрабатывается своя программа коррекции. Но, независимо от этих причин, родители, имеющие гиперактивного ребенка должны:

   Во-первых, усвоить одну важную аксиому нейропсихологии – мозг очень пластичен и максимально восприимчив с рождения до 9-10 лет. Вовремя проведен-ная коррекция обязательно приведет к восполнению дефицита развития.

   Во-вторых, нельзя на ребенке «ставить крест». Проще всего махнуть рукой: «неумеха, лентяй, тупица», – и тогда не надо тратить сил, а можно просто сетовать: «не повезло с ребенком». Необходимо верить в своего малыша, и тогда вы ему сможете помочь.

   В-третьих, как можно скорее начать коррекционную работу. Родителям гиперактивного ребенка следует дать общие рекомендации, которые будут полезны в такой семье:

   1.       В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

   2.       Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

   3.       Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

   4.       Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

   5.       Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

   6.       Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

   7.       Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.

   8.       Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.

   9.       Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте шумных, беспокойных приятелей.

   10.  Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

   11.  Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

   12.  Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

   Рекомендовать работу  психолога и педагога направить на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

   В работе с родителями можно предложить тренинг родительской компетентности (ТРК), позволяющий родителям приобрести следующие необходимые им навыки: 

    
·          Преодоление непослушания и устранение вызывающего поведения ребенка;  
·          Адаптация к эмоциональным трудностям, вызванным воспитанием ребенка с гиперактивностью;  
·          Контроль над ситуацией, исключающий экспансию существующих проблем;  
·          Защита других членов семьи от воздействия неблагоприятных факторов
 
 
 

   Вывод:

   Работа родителей по нормализации гиперактивного поведения ребенка должна быть направлена на решение следующих задач: 
 
- развитие активного целенаправленного внимания ребенка.   
 
- помощь ребенку в контролировании своего поведения и эмоций. 
 
- защита ребенка от утомления, поскольку оно ведет к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. 
 
 - соблюдение ребенком определенных правил и норм поведения и т.д.  

      Родителям были  даны следующие  рекомендации: 
          Ребенку требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, однако чаще всего ему это не удается. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности. 
 
        Необходимо также позаботиться о рабочем месте ребенка. Оно должно быть тихим и спокойным — не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, а там, где ребенок мог бы заниматься без помех. В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке. 
 
        Если ребенок в чем-то неправ, родителям не следует читать ему нотация, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми. 
 
          Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать обещания: «Я буду хорошо себя вести», «Я буду всегда тебя слушаться». Можно, например, договориться с ребенком, что он «не будет пинать кошку» или «с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место». На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени (две—четыре недели и больше). Однако, не отработав одного пункта, не переходите к следующему. Необходимо набератьсяь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца. Потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного требования.

    
Также до родителей была донесена информация о том, что оказание помощи мальчику с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и со школьными педагогами ребенка, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозного лечения, которое должен назначать лечащий врач ребенка.       
 
         Работа по нормализации гиперактивного поведения Анатолия должна быть направлена на решение следующих задач:

Информация о работе Консультирование семьи с ребенком с СДВГ