Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:56, курсовая работа
Цель и Задачи исследования:
Провести психологическую консультацию с родителями и гиперактивным ребенком.
Наметить пути дальнейшего поведения родителей с ребенком СДВГ.
Рассмотреть, какие существуют методы и алгоритмы поведения в семье с таким ребенком.
Анализируя проведенную работу, сделать заключение о полученных результатах при консультировании семьи с ребенком с СДВГ.
Введение:
а) Актуальность и обоснование исследования
б) Предмет исследования
в) Цель и задачи исследования
г) Заказ и проблема исследования
д) Объем исcледования и количество использованной литеры
Глава 1. Гиперактивное поведение и синдром деффицита внимания.
§1 Понятия о гиперактивном поведение и синдроме дефицита внимания.
а) Определение гиперактивности и синдрома деффицита внимания.
б) Основные проявления гиперактивного поведения детей.
в) Причины и развитие СДВГ ребенка.
г) Симптомы гиперактивности и синдроме деффицита внимания внимания.
д) Особенности психологического консультирования.
§2 Психоконсультирование семьи ( теоретическая часть и тестовая часть).
а) Этапы работы с родителями.
б) Алгоритм психологического консультирования родителей
в) Тестовая часть.
§3 Данные о клиенте.
а) Анамнез.
б) Гипотеза выделенная в ходе предварительного сбора данных о семье и ребенке.
Глава 2 Психоконсультирование семьи с ребенком с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания.
§1 Процесс психоконсультирования.
§ 2 Подведение итогов консультирования.
Заключение:
а) Что в работе рассмотрено.
б) Основная стратегия и тактика.
в) Успехи и неудачи.
г) На что следует обратить внимание в дальнейшей работе.
д) Приобретенные умения и навыки.
Пс:
Вы считаете, что ребенок не исполняет
вашу договоренность друг с другом потому
что, просто не заостряет на этом внимания?
А не потому, что хочет вас расстроить?
Я вас правильно поняла? (Техника
уточнения, перефразирования,
фокусирования на неосознанной
невнимательности ребенка)
Кл:
Да, точно так и
есть…
Пс: Какова, возможная причина такого поведения, по вашему мнению?
(
побуждение к рефлексии)
Кл:
Не знаю, но, может
быть, правы мои
знакомые, что мы
с мужем избаловали
сына, были недостаточно
строги и последовательны
с ним. Мы всегда пыталась
воспитывать ребёнка,
воздействуя на него
разумом, а не строгостью.
Пс:
Похоже, что вы несколько расстроены таким
положением дел? (отражение
чувств)
Кл:
Я не просто расстроена,
я очень расстроена…
Пс:
Что-то изменилось, когда Анатолий пошел
в школу? (побуждение
к рефлексии)
Кл:
Мы очень надеялись,
что после того,
как он начнёт учиться
в школе, станет более
спокойным, но этого
не произошло.
Пс:
А как ребенок ведет себя в школе на уроках?
(открытый вопрос)
Кл:
Учительница говорит,
что он встаёт, когда
все школьники
встают, но он может
встать, когда все
дети сидят за партами.
Она сравнивает его
с «извивающимся
червячком», когда
он сидит за партой.
У него часто возникают
конфликты с одноклассниками.
На переменах он любит
поноситься по коридору,
за это ставят два
по поведению!
Пс:
Да, понимаю… (Техники
ободрения и поддержки).
Кл: А на днях, во время урока физкультуры, ему стало скучно и он вместе с другими детьми стал ломать лыжню. Снова «неуд» принес.
(Основным симптомом,
согласно новому названию,
является признак «нарушения
внимания»: ребёнок
не может сконцентрироваться
более или менее продолжительное
время на каком-либо
занятии, его внимание
перескакивает с одного
предмета на другой.
Такие дети часто бросают
занятие, так и не достигнув
результата).
Пс:
Какое поведение у ребенка в домашних
условиях? (открытый
вопрос).
Кл: Мальчик всегда активен и в школе, и дома, и во дворе – на прогулке. Если он не занят просмотром кинофильма или игрой у компьютера, то его тело в постоянном движении: он или прыгает на мячике, или бегает по дому, изображая сказочного героя, или просто стоит на голове. ( психолог применяет технику нерефлексивное слушание)
Во
дворе лазает везде
где можно… Часто приходит
домой с какой-нибудь
травмой: то ссадина,
то порез, то ушиб.
Пс:
Да, я вас понимаю! (техника
присоединение).
Кл: Очень редки моменты, когда ребенка можно увидеть в спокойном состоянии. Так было всегда… Недавно он травмировал себе ногу, прыгая дома с турника, после чего ходил в гипсе три недели.
(Наряду с гиперактивным,
импульсивным типом
синдрома дефицита внимания
встречается, но значительно
реже, так называемый
невнимательный тип.
Об этом свидетельствует
описание нашего случая).
Пс:
Как у вас обстоят дела с выполнением
домашнего задания? (открытый
вопрос).
Кл:
Первое время его
очень трудно было
усадить за выполнение
уроков, даже после
многочисленных указаний.
Пс:
Угу…(подбадривание).
Кл:
Сейчас ситуация немного
улучшилась: садится
за уроки сам без
напоминания. Но вот
вопрос: все ли
он сделает?
Пс:
Вы хотите сказать, что не надеетесь на
то, что ваш сын сделает все и правильно?
Вы не доверяете ему? (уточнение)
Кл:
Конечно. Необходим
постоянный контроль,
иначе: множество
ошибок или что-то
обязательно забудет
и пропустит задание.
Он такой невнимательный.
Ему обычно хочется
по быстрее закончить
с уроками и заняться
более интересным ему
делом, например игрой
на компьютере. Если
ему что- то интересно
он может часами этим
заниматься, но таких
дел очень мало, например:
новый конструктор «Лего»,
мультфильм, когда мастерит
интересную поделку.
Пс:
Значит чем-то его все-таки можно увлечь!
И это здорово! (техника
фиксирование на положителном)
Кл: Да, можно, но этих увлечений совсем немного.
Пс:
Вы рассказали мне о том что у вас нет взаимопонимания
с сыном, он плохо учиться, чем я как психолог
могу вам в этом помочь? (обобщение
и побуждение к рефлексии)
Кл: Я надеюсь, что с вашей помощью мне удастся установить контакт с ребенком. Наладить взаимопонимания и я смогу чувствовать себя спокойнее.
Пс: Как я понимаю, вашим основным запросом является желание наладить контакт с мальчиком и научиться воспринимать его поведение спокойно. Это так? (обобщение и фокусирование на проблеме).
Кл: Вы говорите именно о том, чего я жду от встречи с вами… А вы уверены, что сможете мне помочь?
Пс: Давайте попробуем! Позовем сейчас мальчика и пообщаемся уже вместе! Хорошо? ( закрытый вопрос)
Кл: Хорошо! (зовут ребенка, он заходит в кабинет уверенным шагом, останавливается.)
Пс: Добрый день! Давай знакомится! Меня зовут Елена Евгеньевна! А как твое имя? (присоединение)
Мальчик: Здравствуйте!... Меня зовут Анатолий!
Пс: Проходите, Анатолий, усаживайтесь на диван. Как ты себя чувствуешь? Наверное уже устал нас ждать? (присоединение, побуждение к рефлексии)
Мальчик: (проходит, садится на диван, рядом с мамой) Да! Я вообще не люблю ждать и к вам идти мне не хотелось, это мама меня уговорила, я хотел дома остаться. А что это у вас там? Аквариум? Можно посмотреть? ( в кабинете стоит аквариум с рыбками, которым и заинтересовался мальчик)
Пс: Конечно можно! Пока ты будешь за рыбками наблюдать, могу я тебе несколько вопросов задать? ( эмпатия)
Мальчик: , Хорошо!... Рыбки у вас красивые!
Пс: Да, мне они тоже нравятся, особенно, вот эта ( психолог указывает на рыбку желтого цветаВот твою маму беспокоит, что часто замечания приносишь за поведению из школы, она переживает за тебя! А ты что скажешь пот этому поводу? ). (Эмпатия, присоединение, побуждение к рефлексии)
Мальчик: Скучно мне в школе, я устаю сидеть долго и слушать учителя! Я не хочу маму расстраивать. С начало сделаю, что-нибудь, а потом сам переживаю. Я знаю, что родители меня за мой поступок не похвалят и будут нервничать, только ничего поделать с этим не могу! Оно все само как-то, собой получается!
Пс: Я тебя понимаю, действительно интереснее побегать, поиграть. Давайте поиграем вместе с мамой. (Использование мини-игр )
Мальчик: Поиграть, вместе с мамой? Давайте! А как? …Мама не захочет! Она говорит всегда, что ей некогда. ( Ребенок оживился и тут же сразу сник.)
Пс: А мы маму спосим сейчас и узнаем, согласна ли она! (обращается к клиентке). Вы согласны поиграть с нами!
Кл: Во что? Я же уже не девочка игры играть! Но, хотя давайте попробуем…(У мальчика вновь поднимается настроение).
Пс: Игра называется «Пилот и диспетчер»! Пилот будет с завязанными глазами идти вот с этого места (показывает на диван у стены, на котором сидели клиенты) до того, где будет находиться диспетчер (пусть это будет в противоположном углу у окна). Задача диспетчера заключаться в том, что он будет указывать пилоту путь: шаг вперед, направо, стоп и т.д.. А из стульев и подручных предметов, мы сделаем препятствия! Потом нужно будет поменяться ролями… Все хорошо объяснил, всем всё понятно. (Все кивают головой). (Обращается к ребенку) Анатолий, кем бы ты хотел быть - пилотом или диспетчером?
Мальчик: Диспетчером, конечно!
Пс: Тогда давайте приступим.(Расставляют по комнате подручные препятствия (стулья, коробку карандашей), пилоту (маме) завязывают глаза, диспетчер его направляет весь маршрут из А в Б.
Игра проходила очень бурно! Диспетчер – ребенок старался объяснить куда идти и когда мама его слышала правильно и не задевала препятствия, то он очень радовался этому успеху. Когда же пилот-мама натыкалась на предметы, диспетчер-мальчик огорчался и сильно переживал неудаче. Поэтому пилот-мама при неудачных манёврах чувствовала огорчения сына и старалась как можно внимательнее слушать его руководство полётом.
После, они поменялись
ролями и история вновь
повторилась: только
теперь направляющим
диспетчером, уже была
мама, а пилотом – ребенок.
А вот чувства, и пилот,
и диспетчер испытывали
соответственно те же,
что описаны выше. Игра
закончилась. Оба: и
мама, и ребенок, внешне
стали более открытыми
друг для другу.
Пс: Ну
что, как вы себя чувствуете сейчас? Продолжим
нашу беседу! (Побуждение
к рефлексии)
Кл: Я чувствую
себя п молодевшей лет на 20-ть, оказывается
и моем возрасте игра доставляет радость.
(Она действительно
выглядела моложе, так
как её лицо выражало
радость).
Мальчик:
Здорово! Мы никогда так не проводили
время! Мне понравилось!
Пс: Вы каждый
были в роли руководящего полетом, и в
роли руководимого! Что вы чувствовали
при этом! ( Мама с
сыном переглянулись,
в их взгляде я увидела
уважение друг к другу). Кто первый
расскажет о своих чувствах? (Побуждение
к рефлексии.)
Мальчик:
Да я теперь понимаю как это, руководить
пилотом. Это большая ответственность.
Пс: Да,
ты совершенно прав! Я вижу, что ты совсем
уже большой, и правильно оцениваешь ситуатцию!...
! Так какой ты можешь сделать вывод после
этой игры? (техника
поддержки и побуждение
к рефлексии).
Мальчик:
Я буду теперь стараться слушать
то, что мне обычно говорит мама!
Пс: Хорошо.
(Обращается к клиентке) Что же
чувствует наша мама? Какие у вас впечатления
от ваших сыгранных ролей? Что вы нам скажите?
Кл: Вы знаете, я чувствую сейчас ещё большую ответственность за своего мальчика! Кто же кроме нас с отцом, поможет вырасти, стать умным, успешным. Только мы, можем вести его по жизни и указывать верную дорогу. Но самое главное я явно почувствовала, что мы можем
хорошо
взаимодействовать
с сыном и хорошо
понимать друг друга.
Правда сынок!?
Мальчик: Да мамочка!
Пс: Верно! Вы все правильно растолковали! Жизнь в какой то степени та же игра, поэтому давайте попробуем правила нашей игры перенести в вашу жизнь! Я думаю вы можете в «пилота и диспетчера» дома поиграть с отцом. А если будет желание – приходите, поиграем с вами все вместе, уже всей семьёй! Договорились?
Кл: Я вам благодарна, Елена Евгеньевна! Я так много сегодня поняла!
Пс: Спасибо! Я рад! Думаю сегодня мы выполнили поставленную вами задачу!? Конечно, это только, ваша первая ступень к налаживанию мостов взаимопонимания с сыном. Но я считаю, что вы уже в правильном направлении и теперь все в ваших руках. Как вы сами считаете?
Кл: Да, спасибо большое, я считаю, что все в нашей семье будет хорошо! Я даже чувствую себя теперь совсем по иному! На душе легко стало, спокойно. Словно, свет какой появился!
Пс: Ну вот и хорошо! (Мальчик вновь, увлекся аквариум с рыбками). Я вам подготовил некоторые рекомендации и правила, они помогут вам в дальнейшем взаимодействии с мальчиком! Изучите их вместе с папой и применяйте по возможности. Если будут вопросы, записывайтесь на консультацию, хорошо?
Информация о работе Консультирование семьи с ребенком с СДВГ