Консультирование семьи с ребенком с СДВГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель и Задачи исследования:
Провести психологическую консультацию с родителями и гиперактивным ребенком.
Наметить пути дальнейшего поведения родителей с ребенком СДВГ.
Рассмотреть, какие существуют методы и алгоритмы поведения в семье с таким ребенком.
Анализируя проведенную работу, сделать заключение о полученных результатах при консультировании семьи с ребенком с СДВГ.

Оглавление

Введение:
а) Актуальность и обоснование исследования
б) Предмет исследования
в) Цель и задачи исследования
г) Заказ и проблема исследования
д) Объем исcледования и количество использованной литеры
Глава 1. Гиперактивное поведение и синдром деффицита внимания.
§1 Понятия о гиперактивном поведение и синдроме дефицита внимания.
а) Определение гиперактивности и синдрома деффицита внимания.
б) Основные проявления гиперактивного поведения детей.
в) Причины и развитие СДВГ ребенка.
г) Симптомы гиперактивности и синдроме деффицита внимания внимания.
д) Особенности психологического консультирования.
§2 Психоконсультирование семьи ( теоретическая часть и тестовая часть).
а) Этапы работы с родителями.
б) Алгоритм психологического консультирования родителей
в) Тестовая часть.
§3 Данные о клиенте.
а) Анамнез.
б) Гипотеза выделенная в ходе предварительного сбора данных о семье и ребенке.

Глава 2 Психоконсультирование семьи с ребенком с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания.
§1 Процесс психоконсультирования.
§ 2 Подведение итогов консультирования.
Заключение:
а) Что в работе рассмотрено.
б) Основная стратегия и тактика.
в) Успехи и неудачи.
г) На что следует обратить внимание в дальнейшей работе.
д) Приобретенные умения и навыки.

Файлы: 1 файл

7 КУРСОВАЯ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ОЛЬГА - для слияния.docx

— 112.04 Кб (Скачать)

  Пс:  Вы считаете, что ребенок не исполняет вашу договоренность друг с другом потому что, просто не заостряет на этом внимания? А не потому, что хочет вас расстроить? Я вас правильно поняла? (Техника уточнения, перефразирования, фокусирования на неосознанной невнимательности ребенка) 

  Кл: Да, точно так и  есть… 

  Пс:  Какова, возможная причина такого поведения, по вашему мнению?

  ( побуждение к рефлексии)  

  Кл:  Не знаю, но, может  быть, правы мои  знакомые, что мы с мужем избаловали сына, были недостаточно строги и последовательны  с ним. Мы всегда пыталась воспитывать ребёнка, воздействуя на него разумом, а не строгостью. 

  Пс: Похоже, что вы несколько расстроены таким положением дел? (отражение чувств) 

  Кл: Я не просто расстроена, я очень расстроена… 

  Пс:  Что-то изменилось, когда Анатолий пошел в школу? (побуждение к рефлексии) 

  Кл:  Мы очень надеялись, что после того, как он начнёт учиться  в школе, станет более  спокойным, но этого  не произошло.  

  Пс: А как ребенок ведет себя в школе на уроках? (открытый вопрос) 

  Кл:  Учительница говорит, что он встаёт, когда  все школьники  встают, но он может  встать, когда все  дети сидят за партами. Она сравнивает его  с «извивающимся  червячком», когда  он сидит за партой. У него часто возникают  конфликты с одноклассниками. На переменах он любит  поноситься по коридору, за это ставят два  по поведению! 

  Пс:  Да, понимаю… (Техники ободрения и поддержки). 

  Кл: А на днях, во время урока физкультуры, ему стало скучно и он вместе с другими детьми стал ломать лыжню. Снова «неуд» принес.

          (Основным симптомом, согласно новому названию, является признак «нарушения внимания»: ребёнок не может сконцентрироваться более или менее продолжительное время на каком-либо занятии, его внимание перескакивает с одного предмета на другой. Такие дети часто бросают занятие, так и не достигнув результата). 

  Пс:  Какое поведение у ребенка в домашних условиях? (открытый вопрос). 

  Кл: Мальчик всегда активен  и в школе, и  дома, и во дворе  – на прогулке. Если он не занят просмотром кинофильма или игрой  у компьютера, то его тело в постоянном движении: он или  прыгает на мячике, или бегает  по дому, изображая сказочного героя, или  просто стоит на голове. ( психолог применяет технику  нерефлексивное слушание)

  Во  дворе лазает везде где можно… Часто приходит домой с какой-нибудь травмой: то ссадина, то порез, то ушиб. 

  Пс: Да, я вас понимаю! (техника присоединение).  

  Кл:  Очень редки моменты, когда ребенка  можно увидеть  в спокойном состоянии. Так было всегда… Недавно он  травмировал себе  ногу, прыгая дома с турника, после чего ходил в гипсе три недели.

            (Наряду с гиперактивным, импульсивным типом синдрома дефицита внимания встречается, но значительно реже, так называемый невнимательный тип. Об этом свидетельствует описание нашего случая). 

  Пс: Как у вас обстоят дела с выполнением  домашнего задания? (открытый вопрос). 

  Кл: Первое время его  очень трудно было усадить за выполнение уроков, даже после  многочисленных указаний.  

  Пс: Угу…(подбадривание). 

  Кл: Сейчас ситуация немного  улучшилась: садится  за уроки сам без  напоминания. Но вот  вопрос: все ли  он сделает? 

  Пс: Вы хотите сказать, что не надеетесь на то, что ваш сын сделает все и правильно?  Вы не доверяете ему? (уточнение) 

  Кл: Конечно. Необходим  постоянный контроль, иначе: множество  ошибок или что-то обязательно забудет  и пропустит задание. Он такой невнимательный. Ему обычно хочется  по быстрее закончить с уроками и заняться более интересным ему делом, например игрой на компьютере. Если ему что- то интересно он может часами этим заниматься, но таких дел очень мало, например: новый конструктор «Лего», мультфильм, когда мастерит интересную  поделку.  

  Пс: Значит чем-то его все-таки можно увлечь! И это здорово! (техника фиксирование на положителном)  

  Кл: Да, можно, но этих увлечений  совсем немного.

   

  Пс: Вы рассказали мне о том что у вас нет взаимопонимания с сыном, он плохо учиться, чем я как психолог могу вам в этом помочь? (обобщение и побуждение к рефлексии) 

  Кл: Я надеюсь, что  с вашей помощью  мне удастся установить контакт с ребенком. Наладить взаимопонимания  и я смогу чувствовать  себя спокойнее.

  Пс:  Как я понимаю, вашим основным запросом является желание наладить контакт с мальчиком и научиться воспринимать его поведение спокойно. Это так? (обобщение и фокусирование на проблеме).

  Кл: Вы говорите именно о  том, чего я жду  от встречи с вами… А вы уверены, что сможете мне помочь?

  Пс: Давайте попробуем! Позовем сейчас мальчика и пообщаемся уже вместе! Хорошо? ( закрытый вопрос)

  Кл: Хорошо! (зовут ребенка, он заходит в кабинет уверенным шагом, останавливается.)

  Пс: Добрый день! Давай знакомится! Меня зовут Елена Евгеньевна!  А как твое имя? (присоединение)

  Мальчик:  Здравствуйте!... Меня зовут Анатолий!

  Пс: Проходите, Анатолий, усаживайтесь на диван. Как ты себя чувствуешь?  Наверное уже устал нас ждать? (присоединение, побуждение к рефлексии)

  Мальчик: (проходит, садится на диван, рядом с мамой)  Да! Я вообще не люблю ждать и  к вам идти мне не хотелось, это  мама меня уговорила, я хотел дома остаться.  А что это у вас  там? Аквариум? Можно посмотреть? ( в кабинете стоит аквариум с рыбками, которым  и заинтересовался мальчик)

  Пс:  Конечно можно! Пока ты будешь за рыбками наблюдать, могу я тебе несколько вопросов задать? ( эмпатия)

  Мальчик:  , Хорошо!... Рыбки у вас красивые!

  Пс:  Да, мне они тоже нравятся, особенно, вот эта ( психолог указывает на рыбку желтого цветаВот твою маму беспокоит, что часто замечания приносишь за поведению из школы, она переживает за тебя!  А ты что скажешь пот этому поводу? ). (Эмпатия, присоединение, побуждение к рефлексии)

  Мальчик:  Скучно мне в школе, я устаю  сидеть долго и слушать учителя! Я не хочу маму расстраивать.  С  начало сделаю, что-нибудь, а потом  сам переживаю. Я знаю, что родители меня за мой поступок не похвалят и будут нервничать, только ничего поделать с этим не могу! Оно все само как-то, собой получается!

  Пс: Я тебя понимаю, действительно интереснее побегать, поиграть. Давайте поиграем вместе с мамой. (Использование мини-игр )

  Мальчик: Поиграть, вместе с мамой? Давайте! А как? …Мама не захочет! Она говорит всегда, что ей некогда. ( Ребенок оживился и тут же сразу сник.) 

  Пс: А мы маму спосим сейчас и узнаем, согласна ли она! (обращается к клиентке). Вы согласны поиграть с нами!

  Кл: Во что? Я же уже не девочка игры играть! Но, хотя давайте попробуем…(У  мальчика вновь поднимается настроение).

  Пс:  Игра называется «Пилот и диспетчер»!  Пилот будет с завязанными глазами идти вот с этого места (показывает на диван у стены, на котором сидели клиенты) до того, где будет находиться диспетчер (пусть это будет в противоположном углу у окна).  Задача диспетчера заключаться в том, что он будет указывать пилоту путь: шаг вперед, направо, стоп и т.д.. А из стульев и подручных предметов, мы сделаем препятствия! Потом нужно будет поменяться ролями… Все хорошо объяснил, всем всё понятно. (Все кивают головой)(Обращается к ребенку) Анатолий, кем бы ты хотел быть - пилотом или диспетчером?

  Мальчик:  Диспетчером, конечно!

  Пс: Тогда давайте приступим.(Расставляют по комнате подручные препятствия (стулья, коробку карандашей), пилоту (маме) завязывают глаза, диспетчер его направляет весь маршрут из А в Б.

        Игра проходила  очень бурно!  Диспетчер  – ребенок   старался объяснить куда идти и когда мама его слышала правильно и не задевала препятствия, то он очень радовался этому успеху. Когда же пилот-мама натыкалась на предметы, диспетчер-мальчик огорчался и сильно переживал неудаче. Поэтому пилот-мама при неудачных манёврах чувствовала огорчения сына и старалась как можно внимательнее слушать его руководство полётом.

         После, они поменялись ролями и история вновь повторилась: только теперь направляющим диспетчером, уже была мама, а пилотом – ребенок. А вот чувства, и пилот, и диспетчер испытывали соответственно те же, что описаны выше. Игра закончилась. Оба: и мама, и ребенок, внешне стали более открытыми друг для другу.  

  Пс:  Ну что, как вы себя чувствуете сейчас? Продолжим нашу беседу! (Побуждение к рефлексии) 

  Кл: Я чувствую себя п молодевшей лет на 20-ть, оказывается и моем возрасте игра доставляет радость. (Она действительно выглядела моложе, так как её лицо выражало радость). 

  Мальчик:  Здорово! Мы никогда так не проводили  время! Мне понравилось!  

  Пс: Вы каждый были в роли руководящего полетом, и в роли руководимого! Что вы чувствовали при этом! ( Мама с сыном переглянулись, в их взгляде я увидела уважение друг к другу). Кто первый расскажет о своих чувствах? (Побуждение к рефлексии.) 

  Мальчик:  Да я теперь понимаю как это, руководить пилотом. Это большая ответственность. 

  Пс:  Да, ты совершенно прав! Я вижу, что ты совсем уже большой, и правильно оцениваешь ситуатцию!... ! Так какой ты можешь сделать вывод после этой игры? (техника поддержки и побуждение к рефлексии). 

  Мальчик:  Я буду теперь стараться слушать  то, что мне обычно говорит мама!   

  Пс:  Хорошо. (Обращается к клиентке) Что же  чувствует наша мама? Какие у вас впечатления от ваших сыгранных ролей? Что вы нам скажите? 

  Кл:  Вы знаете, я чувствую сейчас ещё   большую  ответственность  за своего мальчика! Кто же кроме нас  с отцом, поможет  вырасти, стать умным, успешным. Только мы, можем вести его  по жизни и указывать  верную дорогу.  Но самое главное  я явно почувствовала, что мы можем 

  хорошо  взаимодействовать  с сыном и хорошо понимать друг друга. Правда сынок!? 

  Мальчик: Да мамочка!

  Пс: Верно! Вы все правильно растолковали! Жизнь  в какой то степени та же игра, поэтому давайте попробуем правила нашей игры перенести в вашу жизнь! Я думаю вы можете в «пилота и диспетчера» дома поиграть с отцом. А если будет желание – приходите,  поиграем с вами все вместе, уже всей семьёй! Договорились?

  Кл: Я вам благодарна, Елена Евгеньевна! Я так много  сегодня поняла!

  Пс: Спасибо! Я рад!  Думаю сегодня мы выполнили поставленную вами задачу!?  Конечно, это только, ваша первая ступень к налаживанию мостов взаимопонимания с сыном. Но я считаю, что вы уже в правильном направлении и теперь все в ваших руках. Как вы сами считаете?

  Кл:  Да, спасибо большое, я считаю, что все  в нашей семье  будет хорошо! Я  даже чувствую себя теперь совсем по иному! На душе легко стало, спокойно. Словно, свет какой появился!

  Пс:  Ну вот и хорошо! (Мальчик вновь, увлекся аквариум с рыбками). Я вам подготовил некоторые рекомендации и правила, они помогут вам в дальнейшем взаимодействии с мальчиком! Изучите их  вместе с папой и применяйте по возможности. Если будут вопросы, записывайтесь на консультацию, хорошо?

Информация о работе Консультирование семьи с ребенком с СДВГ