Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:56, курсовая работа
Цель и Задачи исследования:
Провести психологическую консультацию с родителями и гиперактивным ребенком.
Наметить пути дальнейшего поведения родителей с ребенком СДВГ.
Рассмотреть, какие существуют методы и алгоритмы поведения в семье с таким ребенком.
Анализируя проведенную работу, сделать заключение о полученных результатах при консультировании семьи с ребенком с СДВГ.
Введение:
а) Актуальность и обоснование исследования
б) Предмет исследования
в) Цель и задачи исследования
г) Заказ и проблема исследования
д) Объем исcледования и количество использованной литеры
Глава 1. Гиперактивное поведение и синдром деффицита внимания.
§1 Понятия о гиперактивном поведение и синдроме дефицита внимания.
а) Определение гиперактивности и синдрома деффицита внимания.
б) Основные проявления гиперактивного поведения детей.
в) Причины и развитие СДВГ ребенка.
г) Симптомы гиперактивности и синдроме деффицита внимания внимания.
д) Особенности психологического консультирования.
§2 Психоконсультирование семьи ( теоретическая часть и тестовая часть).
а) Этапы работы с родителями.
б) Алгоритм психологического консультирования родителей
в) Тестовая часть.
§3 Данные о клиенте.
а) Анамнез.
б) Гипотеза выделенная в ходе предварительного сбора данных о семье и ребенке.
Глава 2 Психоконсультирование семьи с ребенком с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания.
§1 Процесс психоконсультирования.
§ 2 Подведение итогов консультирования.
Заключение:
а) Что в работе рассмотрено.
б) Основная стратегия и тактика.
в) Успехи и неудачи.
г) На что следует обратить внимание в дальнейшей работе.
д) Приобретенные умения и навыки.
Гиперактивные дети имеют огромный дефицит физического и эмоционального контакта с матерью. В силу своей повышенной активности они как бы сами «уходят», отстраняются от таких контактов с матерью, но на самом деле глубоко нуждаются в них.
Из-за
отсутствия этих важных контактов чаще
всего и возникают нарушения в эмоциональной
сфере: тревожность, неуверенность, возбудимость,
негативизм. А они, в свою очередь, отражаются
на умении ребенка контролировать себя,
сдерживаться, быть внимательным, переключаться
на другое.
Таким образом, с одной стороны, гиперактивность
у детей может быть сильно выражена из-за
недостаточного или неадекватного воспитания,
а с другой стороны, ребенок с гиперактивностью
сам создает условия, которые становятся
причиной трудностей взаимоотношений
в семье, вплоть до ее распада.
Исследования, проведенные Брязгуновым
И.П., Касатиковой Е.В. показали, что
две трети детей, характеризующихся как
гиперактивные - это дети из семей высокого
социального риска. К ним относятся семьи:
1. С неблагополучным
экономическим положением (один или оба
родителя безработные, неудовлетворительные
материально-бытовые условия, отсутствие
постоянного места жительства);
2. С неблагоприятной
демографической ситуацией (неполные
и многодетные семьи, отсутствие обоих
родителей);
3. С высоки уровнем
психологической напряженности (постоянные
ссоры и конфликты между родителями, трудности
во взаимоотношениях между родителями
и детьми, жесткое обращение с ребенком);
4. Ведущие асоциальный
образ жизни (родители страдают алкоголизмом,
наркоманией, психическими заболеваниями,
ведут аморальный образ жизни, совершают
правонарушения).
Несмотря на многочисленные исследования, посвященные изучению причин гиперактивности, окончательной ясности в этом вопросе не достигнуто. Предполагается, что на развитие синдрома влияет множество факторов.
Классифицируя выделяемые в литературе причины гиперактивности, можно объединить их в три большие группы: биологические, психосоциальные и генетические.
Выделяя
биологические факторы, отмечают наличие
достоверной связи заболевания с органическими
поражениями головного мозга, возникающими
во время беременности и родов, а также
в первые годы жизни. В качестве доказательств,
приводятся данные ретроспективного
изучения раннего периода развития детей.
Биологические факторы заболевания по времени их воздействия подразделяют на перинательную и постнатальную патологию.
К факторам перинатальной патологии могут быть отнесены токсикозы во время беременности, обострения хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания, травмы, иммунологическая несовместимость по резусфактору, попытки прервать беременность или угроза самопроизвольного прерывания беременности. На еще не родившегося ребенка влияют также психосоциальные факторы: стрессы и психотравмы, переживаемые матерью, а также нежелание иметь данного ребенка. В ряде исследований отмечается корреляция между нарушениями поведения в школьном возрасте и низким весом ребенка при рождении, недоношенностью. Так, у детей, родившихся с очень низкой массой тела, в раннем школьном возрасте гораздо чаще выявляются нарушения поведения с повышенной двигательной активностью.
Наличие
органического поражения центральной
нервной системы (пренатальные и перенатальные
патологии, нейроинфекции, интоксикации,
черепно-мозговые травмы) удается установить
не у всех детей с подобной симптоматикой.
Развитию заболевания способствует наследственная
предрасположенность и неблагоприятное
психосоциальное окружение ребенка. Развиваясь,
ребенок проходит ряд стадий, каждая из
которых имеет свою специфику, связанную
с тем, какие функции формируются на данном
этапе развития.
Неблагоприятные воздействия на конкретном возрастном этапе вызывают нарушения именно тех функций, которые активно формируются на данном этапе. Психомоторный этап в развитии соответствует возрасту – 4-7 лет, поэтому все неблагоприятные воздействия в этом возрасте вызывают нарушения двигательной сферы: появляется расторможенность или, наоборот, заторможенность, нарушения координации движений.
Наследственная концепция гиперактивности получила новое подтверждение с развитием молекулярной генетики. Были обнаружены нарушения нескольких генов, связанных с симптомами гиперактивности, однако ученые отмечают, что в данном направлении требуются дополнительное исследования, чтобы прийти к окончательному выводу о роли генетического фактора в развитии гиперактивности.
Среди
психосоциальных факторов – отмечают
частое употребление алкоголя родителями,
что может приводить и к органическим
нарушениям, если мать беременна, нали-чие
у них асоциальных психопатий, аффективных
расстройств. В работах Е.М. Мастюко-вой,
Г.В. Грибановой, А.Г. Московкиной указывается,
что у детей при семейном алкого-лизме
синдром повышенной возбудимости и двигательной
расторможенности уже проявляется при
рождении и является даже одним из симптомов
алкогольного синдрома плода. В дошкольных
учреждениях трудности поведения постепенно
нарастают и приобретают для ребенка характер
привычного поведенческого стереотипа.
К подростковому возрасту эмоциональная
возбудимость, колебания настроения и
трудности поведения усиливаются.
Кроме того, выделяют и другие факторы,
которые могут способствовать развитию
гиперактивности, в частности, особенности
питания и наличие в
продуктах искусственных
пищевых добавок. Эта проблема стала
актуальной в нашей стране в связи со значиельным
импортом пищевых продуктов, в том числе
и детского питания, не прошедших должной
сертификации. Известно, что многие из
них содержат различные консерванты и
пищевые добавки. За рубежом гипотеза
о возможной связи между пищевыми добавками
и гиперактивностью была выдвинута еще
в середине 70-х годов.
1. Психофизиологической основой гиперактивного поведения у ребенка может являться нарушения на генном уровне; незрелость, несовершенство, нарушения или расстройства работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций); семейная ситуация развития.
2. Проявление гиперактивного поведения ребенка, захватывает несколько сфер, среди которых чаще всего встречается разные варианты сочетания трех симптом: избытка двигательной активности, нарушения эмоционального поведения, дефицит внимания.
3.
Изучение гиперактивности в психологической
литературе идёт в направление уточнение
понятие «гиперактивность» её основных
составляющих. Однако и сегодня актуальными
задачами остаются: выявления динамики
разных форм гиперактивного поведения,
выяснение причин лежащих в основе гиперактивного
поведения; поиск психологических путей
коррекции сниженных регулятивных возможностей
психики у гиперактивных детей.
г)
В обобщенном виде эти
ведущие симптомы выглядят
следующим образом:
Особенности моторно-двигательного развития: неловкость движения; нарушения координации и гармоничности двигательных комплексов: ребенок способен производить определенные движения, но не может составить из них гармоничного целого; общая повышенная активность, затруднение в освоении движений; синкинезы - связанность целенаправленных движений с движениями конечностей тела, языка и т.д.; повышенное мышечное напряжение, повышенный мышечный тонус.
Особенности внимания и контроля: кратковременная концентрация внимания; слабая концентрация внимания; рассредоточение внимания; ригидность внимания (плохая переключаемость); персеверации (не может оторваться от определенного предмета или способа решения)
Особенности
эмоциональной сферы: возбудимость,
апатия, неуверенность, внутреннее напряжение,
эмоциональная лабильность, смена настроения,
негативизм, чувство страха, агрессивность,
манерничанье.
д)
Особенности психологического
консультирования:
В отношении консультативной работы психолога с родителями следует отметить, что она строится на особой модели поведения родителей и их взаимодействия со специалистами.
Основной особенностью такой работы является то, что в большинстве случаев психолог сталкивается не просто с несформированным запросом на помощь, а с крайне негативным отношением и к процедуре взаимодействия со специалистом, и отчасти к нему самому. Это является одним из мощнейших факторов желания скрыть от окружающих происходящее с ребенком (что и определяет конфиденциальную направленность консультирования).
Другим
вариантом является абсолютное безразличие
родителей к проблемам ребенка
и игнорирование и самих
Работа
психолога в такой ситуации требует
от него специальных технологий взаимодействия
с семьей и владения адекватными
методами воздействия, психотерапевтическими
приемами.
Психологическое консультирование – работа непосредственно с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа (Ю.Е. Алешина).
Основная
цель психологического консультирования:
Создание условий, в которых окажется
возможным достижение клиентом переосмысления
собственной жизненной
Задачи психологического консультирования:
Суть
психологического консультирования состоит
в том, что психолог, пользуясь
профессиональными научными знаниями,
создает условия для другого
человека, в которых тот переживает
свои новые возможности в решении
собственных психологических
§2.
Психоконсультирование
семьи ( теоретическая
часть и тестовая часть) .
а) Этапы работы с родителями.
На каждом этапе консультационного процесса (подготовки к консультации, первого сеанса, диагностики развития ребенка, заключительной беседы с родителями – выдачи информации, этапе принятия семьей решений) психолог должен руководствоваться специфичной для данного этапа структурой психологической коррекции, присущими этому этапу методами и приемами психологической работы с семьей.
Рассмотрим этапы и особенности работы психолога-консультанта на каждом их них.
Первый этап
(Подготовка к консультации. Первый контакт с семьей)
Независимо
от того, вызваны ли были родители к
специалисту или пришли сами, характер
первого контакта имеет особое значение.
Запись на прием осуществляется либо
по телефону, либо при личной встрече
одного из членов семьи с психологом.
Родителю (родителям) сообщают, какая
информация или документы необходимы,
а также согласуют с ним
дату и время консультации. Желательно,
чтобы уже в этот момент родители
могли задать интересующие их вопросы
и получить комментарии в отношении
предполагаемой консультации. Это позволяет
внести некоторую ясность в их
ожидания. Доверительным отношениям
могут также способствовать некоторые
справочные сведения о специалистах,
фамилия и регалии
Информация о работе Консультирование семьи с ребенком с СДВГ