Консультирование семьи с ребенком с СДВГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель и Задачи исследования:
Провести психологическую консультацию с родителями и гиперактивным ребенком.
Наметить пути дальнейшего поведения родителей с ребенком СДВГ.
Рассмотреть, какие существуют методы и алгоритмы поведения в семье с таким ребенком.
Анализируя проведенную работу, сделать заключение о полученных результатах при консультировании семьи с ребенком с СДВГ.

Оглавление

Введение:
а) Актуальность и обоснование исследования
б) Предмет исследования
в) Цель и задачи исследования
г) Заказ и проблема исследования
д) Объем исcледования и количество использованной литеры
Глава 1. Гиперактивное поведение и синдром деффицита внимания.
§1 Понятия о гиперактивном поведение и синдроме дефицита внимания.
а) Определение гиперактивности и синдрома деффицита внимания.
б) Основные проявления гиперактивного поведения детей.
в) Причины и развитие СДВГ ребенка.
г) Симптомы гиперактивности и синдроме деффицита внимания внимания.
д) Особенности психологического консультирования.
§2 Психоконсультирование семьи ( теоретическая часть и тестовая часть).
а) Этапы работы с родителями.
б) Алгоритм психологического консультирования родителей
в) Тестовая часть.
§3 Данные о клиенте.
а) Анамнез.
б) Гипотеза выделенная в ходе предварительного сбора данных о семье и ребенке.

Глава 2 Психоконсультирование семьи с ребенком с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания.
§1 Процесс психоконсультирования.
§ 2 Подведение итогов консультирования.
Заключение:
а) Что в работе рассмотрено.
б) Основная стратегия и тактика.
в) Успехи и неудачи.
г) На что следует обратить внимание в дальнейшей работе.
д) Приобретенные умения и навыки.

Файлы: 1 файл

7 КУРСОВАЯ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ОЛЬГА - для слияния.docx

— 112.04 Кб (Скачать)

      Гиперактивные дети имеют огромный дефицит физического и эмоционального контакта с матерью. В силу своей повышенной активности они как бы сами «уходят», отстраняются от таких контактов с матерью, но на самом деле глубоко нуждаются в них.

    Из-за отсутствия этих важных контактов чаще всего и возникают нарушения в эмоциональной сфере: тревожность, неуверенность, возбудимость, негативизм. А они, в свою очередь, отражаются на умении ребенка контролировать себя, сдерживаться, быть внимательным, переключаться на другое.  
      

        Таким образом, с одной стороны, гиперактивность у детей может быть сильно выражена из-за недостаточного или неадекватного воспитания, а с другой стороны, ребенок с гиперактивностью сам создает условия, которые становятся причиной трудностей взаимоотношений в семье, вплоть до ее распада.  

          Исследования, проведенные Брязгуновым И.П., Касатиковой Е.В.  показали, что две трети детей, характеризующихся как гиперактивные - это дети из семей высокого социального риска. К ним относятся семьи:  
       1. С неблагополучным экономическим положением (один или оба родителя безработные, неудовлетворительные материально-бытовые условия, отсутствие постоянного места жительства);  
       2. С неблагоприятной демографической ситуацией (неполные и многодетные семьи, отсутствие обоих родителей);  
       3. С высоки уровнем психологической напряженности (постоянные ссоры и конфликты между родителями, трудности во взаимоотношениях между родителями и детьми, жесткое обращение с ребенком);  
       4. Ведущие асоциальный образ жизни (родители страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, совершают правонарушения).  

     Несмотря на многочисленные исследования, посвященные изучению причин гиперактивности,  окончательной ясности в этом вопросе не достигнуто. Предполагается, что на развитие синдрома влияет множество факторов.

     Классифицируя выделяемые в литературе причины гиперактивности, можно объединить их в три большие группы: биологические, психосоциальные и генетические.

     Выделяя биологические факторы, отмечают наличие достоверной связи заболевания с органическими поражениями головного мозга, возникающими во время беременности и родов, а также в первые годы жизни. В качестве доказательств,  приводятся  данные ретроспективного изучения раннего периода развития детей. 

          Биологические факторы заболевания по времени их воздействия подразделяют на перинательную и постнатальную патологию.

     К факторам перинатальной патологии могут быть отнесены токсикозы во время беременности, обострения хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания, травмы, иммунологическая несовместимость по резусфактору, попытки прервать беременность или угроза самопроизвольного прерывания беременности. На еще не родившегося ребенка влияют также психосоциальные факторы: стрессы и психотравмы, переживаемые матерью, а также нежелание иметь данного ребенка. В ряде исследований отмечается корреляция между нарушениями поведения в школьном возрасте и низким весом ребенка при рождении, недоношенностью. Так, у детей, родившихся с очень низкой массой тела, в раннем школьном возрасте гораздо чаще выявляются нарушения поведения с повышенной двигательной активностью.

        

     Наличие органического поражения центральной нервной системы (пренатальные и перенатальные патологии, нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы) удается установить не у всех детей с подобной симптоматикой. Развитию заболевания способствует наследственная предрасположенность и неблагоприятное психосоциальное окружение ребенка. Развиваясь, ребенок проходит ряд стадий, каждая из которых имеет свою специфику, связанную с тем, какие функции формируются на данном этапе развития.             

      Неблагоприятные воздействия на конкретном возрастном этапе вызывают  нарушения именно тех функций, которые активно формируются на данном этапе. Психомоторный этап в развитии соответствует возрасту – 4-7 лет, поэтому все неблагоприятные воздействия в этом возрасте вызывают нарушения двигательной сферы: появляется расторможенность или, наоборот, заторможенность, нарушения координации движений.

    Наследственная концепция гиперактивности получила новое подтверждение с развитием молекулярной генетики. Были обнаружены нарушения нескольких генов, связанных с симптомами  гиперактивности, однако ученые отмечают, что в данном направлении требуются дополнительное исследования, чтобы прийти к окончательному выводу о роли генетического фактора в развитии гиперактивности.

     Среди психосоциальных факторов – отмечают частое употребление алкоголя родителями, что может приводить и к органическим нарушениям, если мать беременна, нали-чие у них асоциальных психопатий, аффективных расстройств. В работах Е.М. Мастюко-вой, Г.В. Грибановой, А.Г. Московкиной указывается, что у детей при семейном алкого-лизме синдром повышенной возбудимости и двигательной расторможенности уже проявляется при рождении и является даже одним из симптомов алкогольного синдрома плода. В дошкольных учреждениях трудности поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер привычного поведенческого стереотипа. К подростковому возрасту эмоциональная возбудимость, колебания настроения и трудности поведения усиливаются. 

      Кроме того, выделяют и другие факторы, которые могут способствовать развитию гиперактивности, в частности,  особенности питания и наличие в продуктах искусственных пищевых добавок. Эта проблема стала актуальной в нашей стране в связи со значиельным импортом пищевых продуктов, в том числе и детского питания, не прошедших должной сертификации. Известно, что многие из них содержат различные консерванты и пищевые добавки. За рубежом гипотеза о возможной связи между пищевыми добавками и гиперактивностью была выдвинута еще в середине 70-х годов. 

   1. Психофизиологической  основой гиперактивного поведения у ребенка может являться нарушения на генном уровне; незрелость, несовершенство, нарушения или расстройства работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций); семейная ситуация развития.

   2. Проявление  гиперактивного поведения ребенка, захватывает несколько сфер, среди которых чаще всего встречается разные варианты сочетания трех симптом: избытка двигательной активности, нарушения эмоционального поведения, дефицит внимания.

   3.  Изучение гиперактивности в психологической литературе идёт в направление уточнение понятие «гиперактивность» её  основных составляющих. Однако и сегодня актуальными задачами остаются: выявления динамики разных форм гиперактивного поведения,   выяснение причин лежащих в основе гиперактивного поведения; поиск психологических путей коррекции сниженных регулятивных возможностей психики у гиперактивных детей. 

   г)  В обобщенном виде эти ведущие симптомы выглядят следующим образом: 

   Особенности моторно-двигательного  развития: неловкость движения; нарушения координации и гармоничности двигательных комплексов: ребенок способен производить определенные движения, но не может составить из них гармоничного целого; общая повышенная активность, затруднение в освоении движений; синкинезы - связанность целенаправленных движений с движениями конечностей тела, языка и т.д.; повышенное мышечное напряжение, повышенный мышечный тонус.

   Особенности внимания и контроля: кратковременная концентрация внимания; слабая концентрация внимания; рассредоточение внимания; ригидность внимания (плохая переключаемость); персеверации (не может оторваться от определенного предмета или способа решения)

   Особенности эмоциональной сферы: возбудимость, апатия, неуверенность, внутреннее напряжение, эмоциональная лабильность, смена настроения,  негативизм, чувство страха, агрессивность, манерничанье. 
 

   д)  Особенности психологического консультирования: 

     В отношении консультативной работы психолога с родителями следует отметить, что она строится на особой модели поведения родителей и их взаимодействия со специалистами.

     Основной  особенностью такой работы является то, что в большинстве случаев  психолог сталкивается не просто с  несформированным запросом на помощь, а с крайне негативным отношением и к процедуре взаимодействия со специалистом, и отчасти к нему самому. Это является одним из мощнейших  факторов желания скрыть от окружающих происходящее с ребенком (что и  определяет конфиденциальную направленность консультирования).

     Другим  вариантом является абсолютное безразличие  родителей к проблемам ребенка  и игнорирование и самих проблем, и рекомендаций специалистов. Отчасти  такое поведение объясняется  социоэкономическими и культурными особенностями семей, дети из которых обучаются в системе специального образования. Многие люди из этих семей – выходцы из маргинальных слоев населения, плохо материально обеспеченные. В современной социальной ситуации многие родители безработные или работающие на малооплачиваемых, непостоянных рабочих местах – занимаются малоквалифицированным трудом. Велик процент алкоголизации членов таких семей. Эти и многие другие факторы определяют, как правило, низкий социокультурньй уровень, что, естественно, отражается на взаимоотношениях семьи с образовательным учреждением, со специалистами, определяет специфику процесса психологического консультирования.

     Работа  психолога в такой ситуации требует  от него специальных технологий взаимодействия с семьей и владения адекватными  методами воздействия, психотерапевтическими  приемами. 

     Психологическое консультирование – работа непосредственно с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа (Ю.Е. Алешина).

     Основная  цель психологического консультирования: Создание условий, в которых окажется возможным достижение клиентом переосмысления собственной жизненной ситуации, выработки новой экзистенциальной позиции, способности осознать неконструктивные способы поведения и выработать новые психосоциальные умения, следует рассматривать консультативную деятельность как интимноличностный процесс, ориентированный исключительно на отдельного индивида (семью).

     Задачи  психологического консультирования:

  1. Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам.
  2. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, консультации по психогигиене и психопрофилактике.
  3. Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для учителей и родителей.
  4. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.
  5. Коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами. Психологическое просвещение.

     Суть  психологического консультирования состоит  в том, что психолог, пользуясь  профессиональными научными знаниями, создает условия для другого  человека, в которых тот переживает свои новые возможности в решении  собственных психологических задач (Г.С. Абрамова). 
 
 

§2. Психоконсультирование семьи ( теоретическая часть и тестовая часть)  . 

       а)  Этапы работы с родителями.

     На  каждом этапе консультационного  процесса (подготовки к консультации, первого сеанса, диагностики развития ребенка, заключительной беседы с родителями – выдачи информации, этапе принятия семьей решений) психолог должен руководствоваться  специфичной для данного этапа  структурой психологической коррекции, присущими этому этапу методами и приемами психологической работы с семьей.

     Рассмотрим  этапы и особенности работы психолога-консультанта на каждом их них.

     Первый  этап

     (Подготовка  к консультации. Первый контакт с семьей)

     Независимо  от того, вызваны ли были родители к  специалисту или пришли сами, характер первого контакта имеет особое значение. Запись на прием осуществляется либо по телефону, либо при личной встрече  одного из членов семьи с психологом. Родителю (родителям) сообщают, какая  информация или документы необходимы, а также согласуют с ним  дату и время консультации. Желательно, чтобы уже в этот момент родители могли задать интересующие их вопросы  и получить комментарии в отношении  предполагаемой консультации. Это позволяет  внести некоторую ясность в их ожидания. Доверительным отношениям могут также способствовать некоторые  справочные сведения о специалистах, фамилия и регалии консультанта, к которому они записаны, и т.п.

Информация о работе Консультирование семьи с ребенком с СДВГ