Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:56, курсовая работа
Цель и Задачи исследования:
Провести психологическую консультацию с родителями и гиперактивным ребенком.
Наметить пути дальнейшего поведения родителей с ребенком СДВГ.
Рассмотреть, какие существуют методы и алгоритмы поведения в семье с таким ребенком.
Анализируя проведенную работу, сделать заключение о полученных результатах при консультировании семьи с ребенком с СДВГ.
Введение:
а) Актуальность и обоснование исследования
б) Предмет исследования
в) Цель и задачи исследования
г) Заказ и проблема исследования
д) Объем исcледования и количество использованной литеры
Глава 1. Гиперактивное поведение и синдром деффицита внимания.
§1 Понятия о гиперактивном поведение и синдроме дефицита внимания.
а) Определение гиперактивности и синдрома деффицита внимания.
б) Основные проявления гиперактивного поведения детей.
в) Причины и развитие СДВГ ребенка.
г) Симптомы гиперактивности и синдроме деффицита внимания внимания.
д) Особенности психологического консультирования.
§2 Психоконсультирование семьи ( теоретическая часть и тестовая часть).
а) Этапы работы с родителями.
б) Алгоритм психологического консультирования родителей
в) Тестовая часть.
§3 Данные о клиенте.
а) Анамнез.
б) Гипотеза выделенная в ходе предварительного сбора данных о семье и ребенке.
Глава 2 Психоконсультирование семьи с ребенком с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания.
§1 Процесс психоконсультирования.
§ 2 Подведение итогов консультирования.
Заключение:
а) Что в работе рассмотрено.
б) Основная стратегия и тактика.
в) Успехи и неудачи.
г) На что следует обратить внимание в дальнейшей работе.
д) Приобретенные умения и навыки.
Психолог, со своей стороны, сможет при первом контакте узнать о социально-бытовой ситуации в семье, ее составе и структуре, именах и отчествах ее членов. Подобная информация в значительной степени вызывает уважение родителей, повышает эффективность консультирования начиная уже с первых его этапов.
Второй этап
(Сеанс консультации.)
Сеанс консультации является центральным моментом, на котором происходит непрерывный встречный поток информации от родителей и консультанта.
Эффективность проведения этого сеанса во многом зависит от возможностей и навыков специалистов, ведущих прием. В основном это те способности, которые создают доверие и облегчают общение с консультируемыми, эмпатическое сочувствие, понимание, уважение, позитивное отношение, искренность и конкретность. В одном ряду с вышеперечисленными стоят выявление и понимание переживаний родителей, а также, что в данном случае немаловажно, способность донести до членов семьи понимание их переживаний. Позитивное отношение – это способность консультанта выразить уважение и признание права на наличие выражаемых чувств, право самим принимать решение.
Особенностью
консультационной работы психолога
образования в такой ситуации
является то, что практически одновременно
с консультированием родителей
он должен оценивать характер проблем
и уровень актуального развития
ребенка. Ведь родители пришли на консультацию
в первую очередь, чтобы узнать, что
с их ребенком. И отсрочить ни
консультацию, ни, тем более, диагностику
и анализ состояния ребенка невозможно.
Оба эти процесса накладываются
один на другой и порой работу с
родителями, видя их состояние, приходится
начинать задолго до того, как проведена
углубленная диагностика и
Одним
из важных компонентов
Консультант должен взаимодействовать с семьей в определенной последовательности, не пропуская и не преуменьшая значения каждой фазы (этапа), причем на каждом этапе общения родители должны сами определять свои страхи и опасения, осознавать свой взгляд на сложившуюся ситуацию.
а) Первоначально необходимо выявить уровень понимания родителями характера трудностей ребенка и уровень адаптации семьи к этому. Это должно быть выявлено до того, как родители начнут задавать консультанту вопросы. В том случае, если родители не могут высказываться четко, консультанту необходимо самому задавать вопросы, демонстрируя уверенность, что он понимает и разделяет иго опасения.
б) Внесение ясности в факты. На этом этапе (фазе) родители освещают факты семейной жизни и развития ребенка (пусть даже в виде семейного «мифотворчества»). Эти факты анализируются консультантом и как бы накапливаются, для того чтобы потом убедить родителей. Важным моментом этого этапа является также разъяснение родителям необходимости подобной работы (такого рассказа), что заставляет их тщательно обдумывать то, что они говорят о ребенке.
в) Информирование семьи консультантом. На этом этапе происходит не только передача информации семье, но и проверка того, что и как осознали родители на предыдущих фазах (встречный поток информации). Нельзя подавать информацию, не убедившись в том, что родители поняли позицию консультанта, его взгляд на проблемы семьи.
Обратная связь от консультанта семье включает наблюдение за вербальными и невербальными реакциями, контроль эмоций, купирование нежелательных реакций.
Следует
отметить, что вся структура процесса
консультирования – этапы и связанные
с ними фазы коммуникации – находятся
в тесной связи с динамикой
эмоционального состояния родителей,
социально-психологической
В зависимости от выраженности и продолжительности той или иной фазы эмоционального состояния родителей должна изменяться и длительность этапов и фаз коммуникации. Так, фаза информирования семьи, как правило, проходит перед этапом принятия решения, но тесно связана с состоянием родителей. Все это, как правило, приходится на четвертую фазу состояния – реконваяесценцию, когда родители в состоянии наиболее адекватно воспринимать эту информацию, хотя в некоторых случаях передача полной информации возможна уже на третьей фазе психодинамики семьи, по крайней мере, в се конце. Это является более действенной стимуляцией для выхода матери из депрессивного состояния. В данной ситуации многое зависит от квалификации специалиста, его способности оценить и правильно построить процесс консультирования.
Обратная связь от консультанта семье включает наблюдение за вербальными и невербальными реакциями, контроль эмоций, купирование нежелательных реакций.
Следует отметить, что вся структура процесса консультирования – этапы и связанные с ними фазы коммуникации – находятся в тесной связи с динамикой эмоционального состояния родителей, социально-психологической адаптации семьи в целом.
В зависимости от выраженности и продолжительности той или иной фазы эмоционального состояния родителей должна изменяться и длительность этапов и фаз коммуникации. Так, фаза информирования семьи, как правило, проходит перед этапом принятия решения, но тесно связана с состоянием родителей. Все это, как правило, приходится на четвертую фазу состояния – реконваяесценцию, когда родители в состоянии наиболее адекватно воспринимать эту информацию, хотя в некоторых случаях передача полной информации возможна уже на третьей фазе психодинамики семьи, по крайней мере, в се конце. Это является более действенной стимуляцией для выхода матери из депрессивного состояния. В данной ситуации многое зависит от квалификации специалиста, его способности оценить и правильно построить процесс консультирования.
Третий этап.
(Этап принятия решения)
Это основной этап всего консультирования. Насколько адекватно принято решение, насколько оно осознано семьей и насколько родители будут следовать ему в дальнейшем, определяет эффективность консультирования в целом. Необходимо, чтобы родители поняли, что это решение повлияет на их жизнь, что им придется жить, опираясь на свое собственное решение. Их точка зрения (пока лишь декларируемая) должна быть интегрирована в концепцию чувства ответственности.
Консультант часто оказывается одним из немногих людей, которому родители могут открыться, и единственным, кто может повлиять в этот момент на их нереалистические фантазии. Обычная практика поведения специалиста, заключающаяся в том, что родителям просто сообщается, что они ничего не сделали такого, что должно вызывать чувство вины, отсутствие комментария о переживаемых ими чувствах, либо беседа о том, что люди, подобные им, часто ощущают вину при наличии проблемного ребенка, часто оказывается неконструктивной.
Таким образом, первоначальная стратегия консультанта, приводящая к уменьшению чувства вины или стыда, – это помощь родителям в свободном выражении своего мнения по поводу той проблемы, которая привела их на консультацию.
Вмешательство
консультанта в этот этап признания
или вообще пропуск его в работе
приводит к снижению эффективности
последующих вмешательств. Часто
так случается, что консультант,
используя одну из имеющихся в его арсенале
тактиктельности в различных учреждениях
образования показала, что подобные методы
и приемы коррекционной работы с родителями
применимы к самым различным ситуациям
консультирования родителей с детьми
с различными видами отклоняющегося развития.
При этом полнота использования данных
подходов определяется лишь особенностями
субъективного восприятия родителями
своего ребенка.
б)
Алгоритм психологического
консультирования родителей.
1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.
2.
Беседа с родителями, направленная
на получение информации о
предшествующих этапах
3.
Сбор информации из других
учреждений о состоянии
4.
Наблюдение за ребенком в
5.
Экспериментально-
6. Обработка данных, каузальный анализ результатов.
7.
Психологический диагноз
8. Контроль, повторное консультирование.
Психолог-консультант,
проводящий консультирование семьи
с проблемным ребенком, должен ясно
и четко понимать цели и задачи
консультирования, реально оценивать
огромную тяжесть подобной работы и
ответственность за свою деятельность.
Консультант должен осознавать, что
психологически правильно построенное
обсуждение тревог и опасений семьи
может значительно ослабить некоторые
из неприятных реакций, повысить эффективность
самого консультирования, а психотерапевтический
ориентированный процесс
в) Тестовая часть:
Татьяне было предложено заполнить «Опросник АСВ для родителей детей в возрасте от 3 лет до 10-ти лет» для выявление стиля родительского воспитания.
Выявленно следующее:
Такой
показатель, как Чрезмерность
требований-обязанностей (шкала
Т+). 4 - 3 указывает что, нужно контролировать
Татьяне свои требования к обязанностям
ребенка. Так как показатель близок к критичному.
Требования к ребенку в этом случае очень
могут быть велики, непомерны, могут не
соответствать возможностям сына и
будут представлять риск психотравматизации.
Такой
показатель, как Минимальность
санкций (шкала С-). 4-3 показывает
нам, что Татьяне следует обратить внимание
на поощрения и наказания в воспитании
девочки, и возможно в пересмотреть свой
взгляд по этому поводу. Не всегда уповать
на поощрения, возможно рассмотреть и
возможность каких-либо наказаний легкого
характера. Строгость иногда дает свои
положительные результаты.
Показатель шкалы предпочтения женских качеств - ПЖК. ( 4 - 4 )
Указывает
на то, что у женщины
есть психологическая (личностная)
проблема. Установка,
которая приписывает
всему мужскому полу
негативные характеристики
и считает женщин
во всех вопросах более
адекватными и
знающими. Поэтому наличие предпочтения
женских качеств ведет Татьяну к неосознанному
неприятию всех мужчин в целом (не зависимо
от личности). Присутствует такой стереотипа
мышления например, как: «Мужчины в основном
грубы, неопрятны. Они легко поддаются
животным побуждениям, агрессивны и чрезмерно
сексуальны, склонны к алкоголизму». Здесь
у Татьяны есть опасность переноса на
сына своего негативного отношения к мужчинам,
что может привести в будущем к проблемам
в общении с ним.
ВЫВОД:
В целом результаты опросника показали, что высоких показателей дисгармоничного семейного воспитания ребенка не было выявлено и ребенок растет в атмосфере доверия, любви и понимания.
Родитель считается с мнением ребенка, с его потребностями; уважает его индивидуальность и личные границы, доверяет ребенку; в меру требователен.
<Информация о работе Консультирование семьи с ребенком с СДВГ