Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:56, курсовая работа
Цель и Задачи исследования:
Провести психологическую консультацию с родителями и гиперактивным ребенком.
Наметить пути дальнейшего поведения родителей с ребенком СДВГ.
Рассмотреть, какие существуют методы и алгоритмы поведения в семье с таким ребенком.
Анализируя проведенную работу, сделать заключение о полученных результатах при консультировании семьи с ребенком с СДВГ.
Введение:
а) Актуальность и обоснование исследования
б) Предмет исследования
в) Цель и задачи исследования
г) Заказ и проблема исследования
д) Объем исcледования и количество использованной литеры
Глава 1. Гиперактивное поведение и синдром деффицита внимания.
§1 Понятия о гиперактивном поведение и синдроме дефицита внимания.
а) Определение гиперактивности и синдрома деффицита внимания.
б) Основные проявления гиперактивного поведения детей.
в) Причины и развитие СДВГ ребенка.
г) Симптомы гиперактивности и синдроме деффицита внимания внимания.
д) Особенности психологического консультирования.
§2 Психоконсультирование семьи ( теоретическая часть и тестовая часть).
а) Этапы работы с родителями.
б) Алгоритм психологического консультирования родителей
в) Тестовая часть.
§3 Данные о клиенте.
а) Анамнез.
б) Гипотеза выделенная в ходе предварительного сбора данных о семье и ребенке.
Глава 2 Психоконсультирование семьи с ребенком с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания.
§1 Процесс психоконсультирования.
§ 2 Подведение итогов консультирования.
Заключение:
а) Что в работе рассмотрено.
б) Основная стратегия и тактика.
в) Успехи и неудачи.
г) На что следует обратить внимание в дальнейшей работе.
д) Приобретенные умения и навыки.
В подведении
итогов ответа родителя на эти вопросы,
мы можем заключит, что у ребенка явно
выражен синдром дефицита внимания и
гиперактивность
Ребенку было предложено заполнить тест
Айзенка на определение темперамента
«Опросник EPI» Он содержит 57 вопросов,
24 из которых направлены на выявление
экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на
оценку эмоциональной стабильности-нестабильности
(нейротизма), остальные 9 составляют контрольную
группу вопросов, предназначенную для
оценки искренности испытуемого, его отношения
к обследованию и достоверности результатов.
В результате
предварительной беседы с мамой и ребенком
и проведения исследования тестирования
каждого члена семьи, были собраны следующие
данные анамнеза:
§3
Данные о клиенте.
а) Анамнез.
На прием пришла женщина, зовут Татьяна. Была проведена предварительная беседа с женщиной в ходе которой было выяснено следующее:
К
психологу привела тревога за
сына. Мальчик учится в третьем
классе! Его успеваемость страдает
из-за плохого поведения и
Анамнез семьи: Семья состоит из четырех человек. Отец, мать - Татьяна и сын Анатолий 9 лет. Семье уже 15 лет. С ладить тначало семья снимала квартиру, сейчас уже шесть лет, как живут в своей. Ребенок занимает отдельную комнату. Отец занимается бизнесом, днем дома бывает редко. Татьяна не работает, домохозяйка. Поэтому вся забота о сыне, чаще всего падает на её плечи. Отношения с мужем носят спокойный, теплый характер. Бывает что, вечера проводят вместе, в обсуждении прошедшего дня и планов следующего. Муж, по мере возможности, старается участвовать в воспитании Анатолия. Семья скучает, когда отец находится в командировках. Имеют друзей, но встречаются с ними редко. В гости иногда приходят и близкие родственники. Сыну приходится уделять много времени. Если не проверять его уроки, то делает их на скорую руку и поверхностно. Часто приносит в дневнике неуды и замечания за поведение: разговаривает на уроке, не слушает учителя, подрался с одноклассником, бегал по коридору. С возрастом стала проявляться ответственность, но еще недостаточно. В отношении воспитания ребенка накопилось много вопросов.
Анамнез Татьяны:
Татьяна, 37лет, рождения, замужем 15 лет, есть сын, Анатолий 9 лет, живут в г. Уфа. Домохозяйка.
1.Описание внешнего облика и поведения
Женщина опрятно одета, аккуратная прическа (заплетена коса), в целом производит вид ухоженного благополучного человека. Держится уверенно; вежлива, на контакт идет сразу.
2.Описание сознания.
Пациент
абсолютно адекватно
3.Описание восприятия, внимания, памяти, мышления и интеллекта.
Расстройств восприятия в ходе беседы не выявлено, память хорошая, точно помнит события прошлой жизни, легко оперирует фактами из текущей жизни, отклонений внимания не обнаруженно.
Темп речи быстрый, словарный запас хороший, рассуждения логичны. Переносный смысл выражений понимает хорошо, может поддерживать беседу.
4.Особенности интеллекта.
Запас знаний соответствует возрасту. Легко оперирует имеющейся у неё информацией. Любознательна, проявляет интерес к соморазвитию, самообразованию.. Интеллект выше среднего.
5.Эмоциональная сфера
Настроение в целом ровное, отмечается некоторая тревожность, когда обдумывает ответы, на поставленные перед ней вопросы.
6.Двигательно - волевая сфера
Пациентка
большую часть времени занята
домашними заботами о семье: покупками,
готовкой еды, уборкой квартиры, посещает
фитнес центр, увлекается туристическими
поездками.
Данные о ребенке, полный анамнез:
1.Анкетные данные:
Тарковский Анатолий Вячеславович
Год рождения: 2002.
Полных лет: 9.
Ученик Татарской гимназии № 84
Место жительства: г. Уфа РБ
2. Описание внешнего облика и поведения:
Внешне клиент выглядит опрятно, одет аккуратно, красивая стрижка волос. Ведет себя уверенно, но есть такая черта в поведении, как нетерпение. Это выражено в ерзании на стуле, отвлекании на посторонние предметы.
3.Описание сознания:
Пациент адекватно ориентируется во времени и пространстве, понимает, где находится и с кем беседует, свободно ведет беседу, отвечает на вопросы быстро. Расстройств сознания не выявлено.
4. Описание восприятия, внимания, памяти, мышления и интеллекта: Расстройств восприятия в ходе беседы не выявлено, отвечает на заданные вопросы сразу. Память хорошая, точно помнит события жизни, легко оперирует фактами из текущей жизни. Большую часть беседы, проявлял интерес к разговору, старался быть внимательным. Хотя были видны небольшие отклонения внимания: ребенок не всегда сосредотачивался на разговоре, иногда начинал качаться на стуле, смотреть в окно. Темп речи быстрый, но мало словарный запас. Для его возраста, рассуждения не всегда логичны, но беседу поддерживает хорошо.
5. Особенности интеллекта:
Интеллект средний. Есть круг интересов, нельзя сказать, что широкий. Запас общежитейских знаний соответствует возрасту. Нравится такие предметы как математика, английский язык.
6.Эмоциональная сфера
Во время работы вел себя спокойно, проявлял усердие, настроение у него было приподнятое. Рисовал с желанием и вдохновением! Можно сделать вывод, что ему нравятся творческие занятия. Во время проведения теста его настроение заметно улучшилось в положительную сторону. Появилась веселость и интерес к проводимой работе.
7. Двигательно - волевая сфера:
Пациент большую
часть времени занят учебой в
общеобразовательной и
третий класс хорошистом и выиграть в соревнованиях первенство города по борьбе дзюдо. Отношение к трудовому процессу бывает разным, выражен интерес к окружающему миру, учебе. Увлекается спортом и рисованием.
На свет ребенок появился
Когда ребенку исполнилось пять лет, семья
переехала со съемной квартиры в собственное
жильё. Здесь у мальчика появилась своя
комната (раньше он жил в комнате с родителями).
В связи с этим ребенок был переведен в
детский сад, находящийся ближе к дому.
Контакт с детьми и воспитателями Анатолий
нашел быстро. Проблем здесь не возникло.
Помимо детского сада, ребенок ещё посещал
развивающие занятия , подготовку к школк,
они проходили в форме игры, это очень
ему нравилось. В первый класс пошел
в семь лет. С первых дней, стало понятно:
мальчику нелегко долгое время сидеть
на одном месте и сосредотачивать свое
внимание на чем-то одном. Посыпались замечания
от педагога, домашнее задание делать
с Анатолием было довольно проблематично.
Чтобы сконцентрироваться на уроках, ему
нужно было достаточно много времени и
необходимо постоянное присутствие кого-
то из взрослых. Сейчас это стало менее
выражено, но проблема все таки осталась.
б)
Гипотеза выведенная
в ходе предварительного
сбора данных о семье
и ребенке.
Входе предварительной беседы для сбора данных анамнеза семьи и её членов, было мною выдвинута гипотеза, что проблемма семьи в данном случае заключается в следующем:
ГЛАВА
2. Психоконсультирование
семьи с ребенком СДВГ
§1
Процесс психоконсультирования.
встречи:
На приёме мама с сыном (отец не смог прийти - был занят на работе). В начале беседа происходит только с мамой, сына в комнате нет.
(Женщина
неуверенной, усталой
походкой зашла в кабинет).
Пс:
Добрый день! Я рад, что вы с пришли!
(присоединение). (По
виду - мама кажется
безучастной, на вопросы
отвечает медленно,
движения её заторможены).
Проходите, устраивайтесь, где вам будет
удобно (женщина проходит в кабинет и садится
на диван, расположенный у стены). Я
рад, что вы сегодня пришли! Вы одна, где
же ваш сын?
Кл:
Здравствуйте… Да..,
мне пришлось приложить
немного усилий, чтоб
сын согласился пойти
со мной. Сейчас он встретил
одноклассника, я разрешила
ему с ним поговорить.
Мы позовем его, когда
он нам понадобится...
Пс: Ну хорошо! Из нашей предварительной беседы, я понял, что у вас проблемы с поведением сына. Давайте, пока он занят, поговорим о ваших взаимоотношениях с мальчиком? Из прошлой беседы я поняла, что вы не можете найти с ним взаимопонимание? (техника фокусирования)
Кл:
Да … Правильно…
Я никогда не мечтала
об абсолютно послушном
ребёнке, к тому же
мальчик, как говорили
знакомые, должен быть
живым, иногда шаловливым. -
(Говорит, еле сдерживая
слёзы. На её лице видна
горечь, углы рта опушены).
Муж занят на работе,
поэтому редко бывает
дома и мало уделяет
внимания Антону.
Не знаю, как мне быть
дальше. У меня просто
не хватает сил…
Пс:
Расскажите мне о вашем сыне? Какие
у вас с ним отношения? (рефлексивное
слушание).
Кл: Это чрезвычайно подвижный ребенок, непоседа, бывает что он просто не слышит, о чем я с ним говорю. Я люблю своего мальчика и много сил отдаю его воспитанию, но иногда мне кажется, что я плохая мать. Иногда я вижу в своем ребенке самого прелестного сына. Но это бывает так редко… Чаще, меня раздрожает вся его деятельность, он же на месте не может сидеть. Я так устала
Пс:
Вы любите своего ребенка, уделяете ему
время, иногда восхищаетесь им, но вас
не устраивает его поведении и поэтому
вы вините себя? (техника
отражение чувст, зеркальное
торажение)
Кл:
Да, чувствую разочарование
в себе как в
матери. Разве может
хорошая мать не знать
как вести себя
с ребенком? Я вижу,
что он иногда старается
сделать мне приятно
и быть хорошим
сыном, но у него это,
чаще всего, не получается.
Я понимаю в
глубине души, что
он не специально так
себя ведет… Только
мне от этого не легче.
Пс: Я не поняла, что вы имеете ввиду, опишите конкретную ситуатцию?
(
техника уточнения).
Кл:
Ну вот например: Договариваемся
с ним что он не будет
больше повышать голос,
но если ему что то не
нравится или не хочется
делать, то Анатолий
забывает о нашем договоре
и не контролируя себя,
начинает громко кричать
и плакать. И так во всем.
Пс:
Вы говорите о том, что в поведении своего
сына вы замечаете неконтролируемые вспышки
гнева или агрессии. (техника
перефразирования)
Кл:
Да… Я это и имела ввиду,
У нас бывают такие перепалки,
когда мы накричим друг
на друга, а после раскаиваемся.
И я вижу, что в этот
момент сын не осознает
своих агрессивных эмоций,
по отношению ко мне.
После он говорит: - Ведь
я не на тебя злился,
а на ситуацию… Сын
переживает очень за
свое поведение, даже
прощение просит. А через
минуту он весел, забыл
наш конфликт и все
его последствия.
Информация о работе Консультирование семьи с ребенком с СДВГ