Консультирование семьи с ребенком с СДВГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель и Задачи исследования:
Провести психологическую консультацию с родителями и гиперактивным ребенком.
Наметить пути дальнейшего поведения родителей с ребенком СДВГ.
Рассмотреть, какие существуют методы и алгоритмы поведения в семье с таким ребенком.
Анализируя проведенную работу, сделать заключение о полученных результатах при консультировании семьи с ребенком с СДВГ.

Оглавление

Введение:
а) Актуальность и обоснование исследования
б) Предмет исследования
в) Цель и задачи исследования
г) Заказ и проблема исследования
д) Объем исcледования и количество использованной литеры
Глава 1. Гиперактивное поведение и синдром деффицита внимания.
§1 Понятия о гиперактивном поведение и синдроме дефицита внимания.
а) Определение гиперактивности и синдрома деффицита внимания.
б) Основные проявления гиперактивного поведения детей.
в) Причины и развитие СДВГ ребенка.
г) Симптомы гиперактивности и синдроме деффицита внимания внимания.
д) Особенности психологического консультирования.
§2 Психоконсультирование семьи ( теоретическая часть и тестовая часть).
а) Этапы работы с родителями.
б) Алгоритм психологического консультирования родителей
в) Тестовая часть.
§3 Данные о клиенте.
а) Анамнез.
б) Гипотеза выделенная в ходе предварительного сбора данных о семье и ребенке.

Глава 2 Психоконсультирование семьи с ребенком с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания.
§1 Процесс психоконсультирования.
§ 2 Подведение итогов консультирования.
Заключение:
а) Что в работе рассмотрено.
б) Основная стратегия и тактика.
в) Успехи и неудачи.
г) На что следует обратить внимание в дальнейшей работе.
д) Приобретенные умения и навыки.

Файлы: 1 файл

7 КУРСОВАЯ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ОЛЬГА - для слияния.docx

— 112.04 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ    ВЫСШЕГО                                    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКИЙ    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ   

ИМ.  М. АКМУЛЛЫ  ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И        ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

КУРСЫ «ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Модуль второй «Семейная психология и семейное консультирование» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     «Консультирование семьи с ребенком с СДВГ» 

                                                             (Курсовая) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                             Научный руководитель: к.пс. н.,

                                                профессор Сафин В.Ф

                                                                              Слушатель: Тараканова О.В.

                                                  
 
 
 

                                                                  Уфа  2011 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Содержание: 

   Введение:

   а)  Актуальность и обоснование исследования

   б)  Предмет исследования

   в)  Цель и задачи исследования

   г)  Заказ и проблема исследования

   д)  Объем исcледования  и количество использованной литеры 

   Глава 1. Гиперактивное поведение и синдром деффицита внимания.

   §1 Понятия о гиперактивном поведение и синдроме дефицита внимания.

   а)  Определение гиперактивности и синдрома деффицита внимания.

   б)  Основные проявления гиперактивного поведения детей.

   в)  Причины  и развитие   СДВГ  ребенка.

   г)  Симптомы  гиперактивности и синдроме деффицита внимания внимания.

   д) Особенности психологического консультирования. 

   §2 Психоконсультирование семьи ( теоретическая часть и тестовая часть).

   а)  Этапы работы с родителями.

   б)  Алгоритм психологического консультирования родителей

       в)  Тестовая часть. 

   §3 Данные о клиенте.

   а)  Анамнез.

   б)  Гипотеза выделенная в ходе предварительного сбора данных о семье и ребенке.

    

   Глава 2 Психоконсультирование семьи с ребенком с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания.

   §1   Процесс  психоконсультирования.

   § 2  Подведение итогов консультирования. 

   Заключение:

   а) Что  в  работе рассмотрено.

   б) Основная стратегия и тактика.

   в) Успехи и неудачи.

   г) На что следует обратить внимание в  дальнейшей работе.

   д) Приобретенные умения и навыки. 
 

   Введение:

   Актуальность  и обоснование  исследования:

   Описание  неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе уже более века назад. Таких детей называли гиперактивными.

   В последнее  время вследствие широкой распространенности синдрома гиперактивности является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. Так, например, в США гиперактивных детей 4-20%, в Великобритании 1-3%.

   Существующая  система образования не приспособлена  к работе с гиперактивными детьми. Гиперактивный ребенок явно не соответствует нормативным рамкам. Он неудобен учителям в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. Учебный процесс, в том виде в каком он существует, не является эффективным для гиперактивного ребенка. В последние годы проблема эффективности  образования гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой среди педагогов и школьных психологов. Если еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было по  1-2  в классе,  то те-перь в эту группу попадает 20-30% учащихся начальных классов. И этот процент постоянно растет. Вот почему избранная тема является актуальной и практически значимой.

          Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними. Так, некоторые стремятся жесткими мерами  бороться с «непослушанием» сына или дочери, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за 
малейший проступок, вводят непреклонную систему запретов. Другие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, махнув на все рукой, стараются не    обращать внимания на его поведение или, «опустив руки», предоставляют  ребенку полную свободу действий, тем самым лишая такой необходимой для  него поддержки взрослых. Некоторые же родители, слыша и в детском саду, и в школе, и в других общественных местах непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начинают винить только себя в том, что он  такой, и даже приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии (которое, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка). Во всех этих  случаях родители часто теряются при выборе линии поведения с ребенком.  Поэтому с ними необходимо проводить планомерную разъяснительную работу. Прежде всего надо объяснить мамам и папам, бабушкам и дедушкам,  что ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные  меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а в большинстве случаев даже ухудшают его.

   Предмет исследования  является семья с ребенком имеющим признаки и синдрома деффицита внимания и гиперактивности. 

      Цель и Задачи исследования:

  1. Провести психологическую консультацию с родителями и гиперактивным ребенком.
  2. Наметить  пути дальнейшего поведения родителей с ребенком  СДВГ.
  3. Рассмотреть, какие существуют методы и алгоритмы поведения в семье с таким ребенком.
  4. Анализируя проведенную работу, сделать  заключение о полученных результатах при консультировании семьи с ребенком с СДВГ.
 

   -Что рассмотрено.

   - Основная стратегия тактика.

   -Успехи неудачи.

   - На что следует обратить внимание в дальнейшей работе.

   - Приобретенные умения и навыки. 
 

   Заказ и проблема исследования:

             1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний. Характерными признаками ее являются повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, диффузные легкие неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройство восприятия, повышенная отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, специфические трудности обучения.

            2. Этот синдром отмечается примерно у 20 процентов детей дошкольного возраста, причем у мальчиков – в четыре раза чаще, чем у девочек. Для таких детей характерны постоянное двигательное беспокойство, проблемы с концентрацией внимания, импульсивность, «неуправляемое» поведение.

           3. Уровень сформированности познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие) детей с СДВГ не соответствует возрастной норме.

            4. В оказании психологической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями и учителями. Необходимо разъяснить взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки, взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.

            5. В консультировании семьи с такими детьми нужно мотивировать  родителей:

    1. развивать дефицитарные функции ребенка (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);

    2)научить родителей отрабатывать с детьми их конкретные навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

   3) дать  родителям понять , что такой ребенок нуждается в понимании и любви близких. 
 

      Объем исследования  и количество использованной литературы:

   Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, изложенных на 63 страницах машинописного текста. Список литературы имеет 39 наименований. Исследовательская работа содержит рисунков, приложений 
 

   ГЛАВА 1.  Гиперактивное поведение ребенка и синдром дефицита

   с синдром  деффицита внимания. 

     
 
 
 
 
 
 
 

   §1. Понятия о гиперактивном поведении и синдроме дефицита внимания.  

   а)  Определение гиперактивности и синдрома деффицита внимания.

        Синдром дефицита внимания / гиперактивности - это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявля-ющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а так-же сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стиму-лов.

   Синдром (от греч. syndrome – скопление, стечение). Синдром определяется как сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выведением из нормальной работы того или иного компонента. Важно отметить, что нарушение закономерным образом объединяет расстройства различных психических функций, внутренне связанных между собой. Также, синдром представляет собой закономерное, типичное сочетание симптомов, в основе возникновения которых лежит нарушение фактора, обусловленное дефицитом в работе определенных мозговых зон в случае локальных поражений мозга или мозговой дисфункцией, вызванной другими причинами, не имеющими локальной очаговой природы 

      Гиперативность. Под гиперактивностью у детей понимается избыточная двигательная (моторная) активность.

     Синдром деффицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет собой наиболее распространенное поведенческое расстройство у детей, характеризующееся триадой симптомов: невнимательностью, гипеактивностью и импульсивностью. Невнимательность у детей с СДВГ проявляется снижением концентрации внимания, что является причиной плохого выполнения заданий на уроках в школе. Наибольшие трудности дети с СДВГ испытывают в ходе выполнения заданий, требующих длительной концентрации внимания. Гиперактивные дети способны сохранять внимание не более нескольких минут. Они отвлекаются на незначительные звуковые и зрительные стимулы, которые другими сверстниками игнорируются. Дети с СДВГ склонны постоянно забывать то, что им нужно сделать, теряют свои вещи, необходимые в школе и дома. Дефицит внимания бывает особенно очевидным в новых для ребенка ситуациях, когда ему необходимо действовать без посторонней помощи.

      Однако показатели внимания таких детей также подвержены существенным колебаниям. Родители часто сообщают о том, что они могут удерживать внимание до нескольких часов во время занятий и игр, с которыми им удается успешно справляться. Подобная избирательность внимания связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием от этой деятельности. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляемые поощрениями.

   Кроме этого, у гиперактивных детей наблюдается дефицит избирательного внимания, что проявляется в повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, которые встречаются непосредственно в ходе выполнения задания. Часто также снижается переключаемость внимания. 

      Проблема гиперактивности детей интересует исследователей уже давно, но она не потеряла своей актуальности, напротив, в настоящее время эта проблема становится все более значимой, т.к. по данным исследования количество гиперактивных детей растет.

   При исследовании причин гиперактивности называются различные версии, но все исследователи сходятся во мнении, что у каждого ребенка свои причины гиперактивности. Потому прежде чем разрабатывать коррекционную программу, необходима диагностика проявлений и причин гиперактивного поведения.

   В основе гипердинамии лежит микроорганическое поражение головного мозга, кото-рое возникает в результате кислородного голодания ребенка во время родов. В классифи-кациях гипердинамию обозначают как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Синдром этой болезни хорошо изучен и описан. Основные признаки синдрома - отвлекаемость внимания и сверхактивность ребенка. По клиническим показателям такой ребенок не может усидеть на одном месте, он подвижен как ртуть: то под столом, то за шкафом, то на крыше, то в подвале соседнего дома. Страдающие гипердинамией дети все опрокидывают, ломают и портят, набивают себе шишки и синяки. Их трудно удержать как дома, так и в детском саду. Из-за подвижности и неосторожности они нередко попадают под колеса транспорта. На их лицах часто можно увидеть шрамы и раны.

Информация о работе Консультирование семьи с ребенком с СДВГ