Консультирование семьи с ребенком с СДВГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель и Задачи исследования:
Провести психологическую консультацию с родителями и гиперактивным ребенком.
Наметить пути дальнейшего поведения родителей с ребенком СДВГ.
Рассмотреть, какие существуют методы и алгоритмы поведения в семье с таким ребенком.
Анализируя проведенную работу, сделать заключение о полученных результатах при консультировании семьи с ребенком с СДВГ.

Оглавление

Введение:
а) Актуальность и обоснование исследования
б) Предмет исследования
в) Цель и задачи исследования
г) Заказ и проблема исследования
д) Объем исcледования и количество использованной литеры
Глава 1. Гиперактивное поведение и синдром деффицита внимания.
§1 Понятия о гиперактивном поведение и синдроме дефицита внимания.
а) Определение гиперактивности и синдрома деффицита внимания.
б) Основные проявления гиперактивного поведения детей.
в) Причины и развитие СДВГ ребенка.
г) Симптомы гиперактивности и синдроме деффицита внимания внимания.
д) Особенности психологического консультирования.
§2 Психоконсультирование семьи ( теоретическая часть и тестовая часть).
а) Этапы работы с родителями.
б) Алгоритм психологического консультирования родителей
в) Тестовая часть.
§3 Данные о клиенте.
а) Анамнез.
б) Гипотеза выделенная в ходе предварительного сбора данных о семье и ребенке.

Глава 2 Психоконсультирование семьи с ребенком с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания.
§1 Процесс психоконсультирования.
§ 2 Подведение итогов консультирования.
Заключение:
а) Что в работе рассмотрено.
б) Основная стратегия и тактика.
в) Успехи и неудачи.
г) На что следует обратить внимание в дальнейшей работе.
д) Приобретенные умения и навыки.

Файлы: 1 файл

7 КУРСОВАЯ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ОЛЬГА - для слияния.docx

— 112.04 Кб (Скачать)

   Гипердинамия носит, как правило, циклический характер течения: одни дети активны утром, другие - вечером, у одних активность быстро сменяется пассивностью, у других за день, всего три-четыре раза, что во многом определяется происхождением заболевания и типом темперамента.

     Анализируя литературные источники можно говорить о том, что исследователями уделяется много внимания проблемам коррекции гиперактивности. Они предлагают разли-чные методы и методики в зависимости от причины, степени и стадии гиперактивности.

   В подборе  упражнений и игр учитываются  все факторы, выявленные при диагностике. В коррекционной работе по проблеме гиперактивности должен участвовать психолог, пе-дагог и гиперактивный ребенок и его родители сразу, ибо только комплексное лечение способно избавить ребенка и его семью от этого недуга. Так в следующей главе будет представлена программа коррекционной работы с детьми и родителями по преодолению проблемы гиперактивности.  При этом объем внимания у детей с СДВГ не ниже, чем у их здоровых сверстников. 

   б)  Основные проявления гиперактивного поведения детей. 

   Такие дети все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться. Родители жалуются: «Кажется, что к ребенку  подключили мотор». Дети с СДВГ не могут  неподвижно сидеть во время урока. Они  беспокойны, совершают посторонние  движения во время выполнения заданий, требующих усидчивости («ерзают» на стуле, не в состоянии удержать неподвижными руки и ноги). В отличие от обычных  энергичных детей, активность у детей  с СДВГ носит бесцельный характер и обычно трудно управляема взрослыми  и сверстниками. Важно учитывать  то, что, оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми  людьми ребенок обычно не проявляет  свойственной ему гиперактивности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения. Это обстоятельство может затруднить выявление гиперактивности во время консультации специалистом при первой встрече с ребенком и родителями. 

   Импульсивность - недостаток контроля поведения в  ответ на конкретные требования. Импульсивность постоянно наблюдается у гиперактивных детей как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении школьных заданий. Она выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. На уроках он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад и не выслушав их до конца. Он может без разрешения вставать со своего места в классе, вмешиваться в разговор или работу находящихся рядом людей, во время игр со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам, не умеет проигрывать. Школьные задания ребенок с СДВГ выполняет неряшливо (несмотря на усилия все сделать правильно), излишне настойчив в своих интересах, не взирая на требования взрослого. 

   Ситуации  и игры, требующие совместного  участия, сотрудничества, взаимодействия, сдержанности и строгости со своими сверстниками являются особенно проблематичными  для импульсивных детей. В устной речи они часто говорят нескромно, несдержанно, неосторожно, не задумываясь  о чувствах окружающих или о социальных последствиях этих высказываний для  них самих. Преждевременные ответы на вопросы и прерывание разговоров других для них обычное явление. Поэтому, впечатления, которые такие  дети производят на окружающих, очень  часто истолковываются как незрелость или ребячливость, слабый самоконтроль, безответственность, леность и чрезмерная грубость. И не удивительно, что такие дети подвергаются наказаниям, критике и осуждению со стороны своих сверстников и взрослых больше, чем здоровые. 

     Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к травматизации, так как могут попадать в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков (ввязываются в драки, выбегают на проезжую часть дороги и т.д.). Однако все это они делают импульсивно, без специального умысла. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определенными ситуациями или их поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками. Дети с СДВГ могут легкомысленно и беспечно повредить или уничтожить чью-либо собственность значительно чаще, чем здоровые дети.

     Самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является гиперактивность. По данным большинства зарубежных эпидемиологических исследований, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4,0% до 9,5%.

   Первые  предвестники СДВГ отмечаются в период младенчества: у малышей наблюдаются нарушения сна, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Когда дети подрастают, они становятся крайне непослушными и чрезмерно подвижными, их поведение с трудом контролируется родителями. Про таких непосед говорят, что они “сначала делают, а потом думают”. Они не выносят долгого ожидания, плохо справляются с работой, требующей длительных усилий, живут сегодняшним днем, не умея планировать и принимать решения, легко возбуждаются, с трудом успокаиваются и своей чрезмерной подвижностью и склонностью к излишнему риску доставляют массу хлопот родителям, воспитателям и учителям. При этом сами дети страдают от постоянных замечаний и заниженной самооценки. Возникновение и нарастание симптомов СДВГ чаще всего происходит в определенные возрастные периоды, связанные с усилением требований к самостоятельности, целеустремленности, сосредоточенности (начало посещения детского сада, школы), а также гормональным всплеском (12–14 лет).

   Гиперактивность проявляется расстройствами внимания, двигательной расторможенностью и импульсивностью поведения. Кроме того, для большинства детей с этим синдромом характерна двигательная неловкость, неуклюжесть.

   Гиперактивность детей с синдромом дефицита внимания характеризуется тем, что они чрезвычайно подвижны, все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться. Родители описывают их «постоянно двигающимися», как будто бы к ним прикрепили мотор», неспособными усидеть на месте.

   Важно учитывать то, что, оказавшись в новой  обстановке, при встрече с незнакомыми  людьми ребенок не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения. Это обстоятельство может затруднить выявление гиперактивного поведения во время консультации специалистом при первой встрече с ребенком и родителями.

   Импульсивность  постоянно наблюдается у гиперактивных детей, как в разнообразных поведенческих ситуациях, так и при выполнении школьных заданий. Она выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. На уроках он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад, и не выслушивая их до конца. Он может без разрешения встать со своего места в классе, вмешиваться в разговор или работу находящихся рядом людей, во время игры со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам. Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к трамватизации, так как могут попадать в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступ-ков (ввязываются в драки, выбегают на проезжую часть дороги и т.д.). Однако все это они делают импульсивно, без специального умысла.

   Наряду  с гиперактивностью в двигательной сфере у таких детей обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса (способности осуществлять достаточно сложные целенаправленные движения и действия). У них возникают сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц и пр. Недостаточная сформированность координации движения ведет к моторной неловкости.   

    Так же у таких детей имеются проблемы с концентрацией внимания,  выраженная отвлекаемость.

   А. Д. Кошелева систематизировала основные проявления синдрома гиперактивности у детей, которые могут быть использованы в педагогической практике в диагностических целях:

  1. Беспокойное движение в кистях и стопах. Сидя на стуле ребенок корчится, извивается;
  2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это необходимо;
  3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы;
  4. Нетерпение, неумение дождаться своей очереди во время игр, ответов одноклассников;
  5. Неумение соредоточиться на вопросе, дослушать до конца;
  6. Частные переходы от одного незавершенного действия к другому;
  7. Неумение играть тихо, спокойно;
  8. Болтливость;
  9. Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома;
  10. Склонность к совершению опасных действий, не задумываясь об опасности.

   Перечисленные поведенческие особенности сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к  числу которых относится,  прежде всего слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми.

   Низкая  успеваемость – типичное явление  для гиперактивных детей, обусловленное особенностями поведения, не соответствующим возрастным нормам (прежде всего произвольности), и являющееся серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность.  Во время уроков таким детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма значительно ниже, чем у сверстников, письменные работы выглядят неряшливо, содержат большое количество ошибок. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.

   Нарушения поведения гиперактивных детей влияют не только на школьную успеваемость, но и во многом определяют  характер  их взаимоотношений с окружающими. В большинстве случаев,   дети испытывают проблеммы в общении: не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, часто конфликтуют и могут становиться «отвергнутыми» сверстниками.

   Отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность ребенка необходимо настойчиво и  последовательно преодолевать с  самых первых лет его жизни. Необходимо четко разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность. Речь не идет о сдерживании физической подвижности ребенка, так как  это противоречит состоянию его  нервной системы, но его двигательную активность необходимо направлять и  организовывать. Если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнением  какого-либо поручения,  хорошую  помощь, могут оказать подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Самое главное – развитие целенаправленной активности, произвольной регуляции собственного поведения. 

 

      в)  Причины и развитие   СДВГ. 

   Причины гиперактивности очень индивидуальны и в большинстве случаев это сочетание различных факторов, среди которых:  
1.       Наследственность. Как правило, у гиперактивных детей кто-то из близких родственни-ков гиперактивен.  
2.        Здоровье матери. Гиперактивные дети часто рождаются у матерей, страдающих аллергическими заболеваниями, например сенной лихорадкой, астмой экземой или мигренью.  
3.        Беременность и роды. Проблемы, связанные с беременностью (стрессы, аллергия), осложненные роды также могут привести к гиперактивности у ребенка.

4.        Дефицит жирных кислот в организме. Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки основных жирных кислот в организме. 

5.       Окружающая среда. Некоторые исследователи высказывают предположение, что экологическое неблагополучие, которое сейчас переживают все страны, вносит определенный вклад в рост количества нервно-психических заболеваний, в том числе и СДВГ. (Загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов, таких, как молибден, кадмий, ведет к расстройству центральной нервной системы. Соединения цинка и хрома играют роль канцерогенов. Увеличение содержания свинца - сильнейшего нейротоксина - в окружающей среде может быть причиной появления поведенческих нарушений у детей. Известно, что содержание свинца в атмосфере в настоящее время в 2000 раз выше, чем до времени начала индустриальной революции.)

6.      Дефицит питательных элементов. По данным исследований у многих гиперактивных детей в организме не хватает цинка, магния и витамина В12

7.     Питание. Сообщения доктора B.F.Feingolda (1975) о том, то у 35-50% гиперактивных детей наблюдалось значительное улучшение поведения после исключения из их диеты продуктов, содержащих пищевые добавки, но эти данные последующими исследованиями не подтвердились.

8.      Отношения внутри семьи. Причиной формирования гиперактивности может стать и микросоциальная среда ребенка – его семья, по данным исследований (Barkley, 1998b) не менее чем в 15% случаев. Прежде всего, определяя эмоциональную связь ребенка с мате-рью, семья закрепляет, а иногда и провоцирует возникновение гиперактивности как опре-деленного способа взаимодействия ребенка с миром. Именно неудовлетворенность ребенка общением с близкими взрослыми часто является причиной такого поведения, ибо взрослый для дошкольника – центр его эмоциональной жизни: отношений, контактов с другими людьми, привязанностей.  
      

        Очень часто мамы гиперактивных детей не выдерживают бурной эмоциональности и подвижности своих детей и прибегают к угрозам «лишения любви», воздействуя таким образом на неокрепшие чувства ребенка, манипулируя ими и создавая основу для возникновения тревоги, беспокойства и страха и тем самым закрепляя состояние гиперактивности.  
        Во многих семьях гиперактивных детей постоянно контролируют, тормозя развитие независимости и самостоятельности. В контролирующем поведении родственников значительно больше указаний и гораздо меньше ласки, поощрения и похвалы. Исследованиями установлено, что с уменьшением симптомов гиперактивности ребенка, которые купировались путем приема стимуляторов, снижался родительский контроль за поведением ребенка и значительно уменьшалось проявление негатива (Barkley, 1988).  
В дальнейшем в таких семьях все чаще наблюдается неумеренное ужесточение режима воспитания. В некоторых случаях дети с гиперактивностью могут провоцировать родителей к резко агрессивным реакциям, особенно если сами родители неуравнове-шены и неопытны. Ребенка часто наказывают, начинают сомневаться в его способ-ностях, постоянно указывают на ошибки, а иногда начинают считать неполноценным. Иногда родственники проявляют к гиперактивным детям непомерную жалость. В некоторых случаях у родителей появляется апатия от ощущения безысходности или, наоборот, чувство вины за неправильное воспитание.   

Информация о работе Консультирование семьи с ребенком с СДВГ