Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:10, курсовая работа
Процесс воспитания предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы. Вот почему правильная организация детской деятельности и педагогическое руководство ею являются важнейшей воспитательно-образовательной задачей.
В данной работе пойдет речь о влиянии художественной литературы на развитие ребенка, а также будут широко рассмотрены аспекты формирования у детей математических навыков при помощи художественной литературы.
Введение
Глава I. Теоретико-методические основы проблем формирования количественных представлений у дошкольников посредством художественной литературы
1.1 Значение использования художественной литературы в умственном развитии детей
1.2 Особенности восприятия дошкольниками художественных текстов
1.3 Возможности использования художественной литературы в процессе математического развития дошкольников
Глава II.
Заключение
Литература
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не очень интересно.
Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая так же, как и внимание, постепенно становится произвольной. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель -- запомнить что-либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства для выполнения этой цели, т. е. средства, облегчающие процесс запоминания.
Развитие мышления ребенка
происходит при условии овладения
им тремя основными формами
Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
И наконец, игры, помогающие подготовить ребенка к школе. Это игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Почти для каждой игры даются варианты упрощенного или усложненного ее проведения, а также каждой игре сопутствует основа - какое-либо художественное произведение. Поэтому, организуя игры с ребенком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в что он что-либо не умеет, даже если это с легкостью делают его сверстники.
Важно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в нею уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жесткой оценки: «верно -- неверно». Нужно научить ребенка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.
И опять-таки тут важны индивидуальные черты ребенка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребенок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперед, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив все лишнее в стороне, потренировать в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.
Каждая игра -- это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии -- только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребенка.
В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А еще лучше играть всей семьей, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.
Глава 2. Значение художественной литературы для всестороннего воспитания детей и особенности восприятия литературных произведений дошкольниками
Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой.
Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, вызывает детскую игру.
В.Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон» [1] .
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, Ф.А.Сохин, А.А.Леонтьев и др.)
О.С.Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература сопровождает человека с первых лет жизни. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен [9] .
Прежде всего, книга – источник знания. Из книг дети узнают многое о жизни общества, о природе.
Книги великого русского педагога и детского писателя К.Д. Ушинского представляют большой интерес и для воспитания детей дошкольного возраста.
Воспитательное значение статей К.Д. Ушинского в том, что они сообщают детям знания о вещах, о животных и растениях. Эти статьи, написанные простым языком, приучают детей выражаться точно и определенно, развивают у них логическое мышление.
Родоначальником реалистической прозы для детей считается Л.Н.Толстой.
В его рассказах, даже самых маленьких, всегда есть идея, язык этих рассказов по своей простоте, ясности и точности не превзойден. То, что написал Л.Н. Толстой для детей, было большим событием в литературе и педагогике. Слушая рассказы Л.Н. Толстого о животных, дети узнают о жизни их, повадках, местах обитания.
Книги способствуют расширению представлений детей о мире вещей и явлений, доступных их пониманию. В.Г.Белинский писал: «Говорите с ребенком почаще о вещах, ему близких, расскажите ему, как строятся дома, как пекут хлеб, который он каждый день ест, как делают стул, на котором он сидит» [1].
Такие книги, как «Конь – огонь», «Кем быть?» В. Маяковского, «Откуда стол пришел?», «Вчера и сегодня» С. Маршака убеждают ребенка в пользе труда, расширяют круг детских представлений о том кто и как делает вещи, являются прекрасным образцом книги, где детям дается большой познавательный материал. Они очень привлекают детей, удовлетворяют их любознательность, упорядочивают бессистемно приобретенный ими опыт.
Книги о природе М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, Е. Скребицкого открывают перед детьми мир животных и растений.
В результате чтения книг о животных дети не только усваивают фактический материал, но и лучше начинают относиться к животным, больше о них заботиться.
Из современных авторов можно отметить книги из серии «Хочу все знать». Рассказы О.Б.Шапиной «Ты и твоя Родина», В.В. Лабутиной «Ты и твоя планета» знакомят детей со своей страной, с планетой Земля.
Серия развивающих сказок Т.А. Шорыгиной знакомит детей с природой («Зеленые сказки»), с правилами безопасного поведения на улице(«Осторожные сказки»), со свойствами воды («Вода»).
Из книг А. Берловой дети узнают про то, как из маленького зернышка хлеб получается, как сажают, выращивают, делают муку и пекут хлеб, а потом мы его покупаем в магазине. Знакомятся с профессиями хлебороба, комбайнера, пекаря, («Про хлеб»), как делают книги («Про то, как делают книги»),
Одной из задач в формировании личности дошкольника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека [9].
Говоря о влиянии литературы на нравственное воспитание дошкольников Н.В.Дурова обращает внимание на то, что у детей пяти - шестилетнего возраста имеются представления об основных категориях нравственности — о добре и зле, о хорошем и плохом. Но эти представления часто наивны, своеобразны, поэтому воспитателю нужно знать их содержание, чтобы направлять нравственное развитие детей. Недооценивая возможности детей, воспитатели недостаточно используют примеры из детской литературы, которые позволяют раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний. Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста, которые предлагает Н.В.Дурова, помогают привить детям этические нормы поведения, учат детей делать выводы о характере поступков или поведении персонажей, учат дошкольников правилам вежливости, общению, культуре, анализировать и оценивать поступки героев. Например, беседы по художественным произведениям таких авторов, как В. Осеева «Плохо», В. Сухомлинский «Блестящие ботинки», В. Осеева «Волшебное слово», Л. Толстой «Косточка», В. Осеева «Печенье [4].
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание [8].
С.Ю. Кондратьева отмечала, что, в детском саду нередко на занятиях по знакомству с художественной литературой решаются только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Такое узкое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину. Иногда в практике детских садов бывают ошибки другого рода, когда высокая идейно-нравственная направленность произведения искусства преподносится как голое морализирование, художественные образы трактуются односторонне, порой вульгарно. Это тоже мешает развитию чувств и нравственного сознания ребенка, формированию у него правильного отношения к действительности [6].
В.В.Гербова отмечает значение художественной литературы для усвоения грамматики родного языка, указывая на то, что средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексикой.
При ознакомлении с книгой
отчетливо выступает связь
Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений.
Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Еще в 40-е годы XIX в. В. Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Говоря об этической направленности детской литературы, он резко выступал против назойливого морализирования. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою [1].
О.С. Ушакова и Е.М. Струнина отмечают, что литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, что ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус [10].
Информация о работе Клиническая психология в сфере здравоохранения