Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:10, курсовая работа
Процесс воспитания предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы. Вот почему правильная организация детской деятельности и педагогическое руководство ею являются важнейшей воспитательно-образовательной задачей.
В данной работе пойдет речь о влиянии художественной литературы на развитие ребенка, а также будут широко рассмотрены аспекты формирования у детей математических навыков при помощи художественной литературы.
Введение
Глава I. Теоретико-методические основы проблем формирования количественных представлений у дошкольников посредством художественной литературы
1.1 Значение использования художественной литературы в умственном развитии детей
1.2 Особенности восприятия дошкольниками художественных текстов
1.3 Возможности использования художественной литературы в процессе математического развития дошкольников
Глава II.
Заключение
Литература
Содержание
Введение
Глава I. Теоретико-методические основы проблем формирования количественных представлений у дошкольников посредством художественной литературы
1.1 Значение использования художественной литературы в умственном развитии детей
1.2 Особенности восприятия дошкольниками художественных текстов
1.3 Возможности использования
художественной литературы в
процессе математического
Глава II.
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Дошкольное воспитание как первое звено общей системы народного образования играет важную роль в жизни нашего общества, осуществляя заботу об охране и укреплении здоровья детей, создавая условия для их всестороннего развития в раннем и дошкольном возрасте.
Содержание воспитательно-
Ставший фундаментальным для педагогики тезис о том, что «личностью не родятся, личностью становятся» (А. П. Леонтьев), требует глубоких знаний и понимания закономерностей развития и воспитания детей.
Одна из таких закономерностей состоит в том, что, хотя ребенок появляется на свет с определенными врожденными задатками, они создают лишь известные органические предпосылки для его психического развития, не предопределяя фатально ни характера, ни уровня этого развития. Каждый нормальный ребенок обладает громадными потенциальными возможностями, и вся проблема заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для их выявления и реализации.
Ведущую роль в психическом развитии и становлении детской личности играет обучение в широком смысле слова, которое заключается в овладении материальной и духовной культурой, созданной человечеством.
Процесс воспитания предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы. Вот почему правильная организация детской деятельности и педагогическое руководство ею являются важнейшей воспитательно-образовательной задачей.
В данной работе пойдет речь о влиянии художественной литературы на развитие ребенка, а также будут широко рассмотрены аспекты формирования у детей математических навыков при помощи художественной литературы.
Глава I. Теоретико-методические основы проблем формирования количественных представлений у дошкольников посредством художественной литературы
1.1 Значение
использования художественной
Что же дает ребенку художественная литература, в части сказка? Как влияет на формирование его личности? Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать, внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.
В связи с этим перед
взрослыми, и в первую очередь
перед воспитателями, встают две
основные задачи: во-первых, попять, разобраться
в том, что чувствует малыш, на
что направлены его переживания,
насколько они глубоки и
Поэтому только чтения сказки недостаточно, чтобы оценить, что освоено ребенком в эмоционально-нравственном плане, и чтобы помочь малышу глубже прочувствовать события и поступки персонажей.
Книга прочитана, но она еще долго должна жить в группе, семье в виде различных игр, драматизации, разговоров. Необходимо создать такие игровые условия, в которых дети и персонажи как бы сблизятся, войдут в контакт друг с другом. Тогда те эмоции, те чувства, которые возникли в процессе чтения, найдут выход и получат такое развитие, которое предопределяет педагогический процесс.
1.2 Особенности
восприятия дошкольниками
Восприятие художественного
произведения - очень сложная, развивающаяся
во времени внутренняя деятельность,
в которой участвуют воображени
Воображение, т. е. способность
представить изображаемые ситуации,
раздвинуть рамки собственных
Советский психолог Л. С. Выготский писал, что «психология детского возраста отметила важный для деятельности воображения момент, который назван законом реального чувства в деятельности фантазии. Сущность его проста, в его основе лежит практическое наблюдение. С деятельностью воображения тесно связано движение наших чувств».
Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. В. И. Ленин писал в «Философских тетрадях»: «...Нелепо отрицать роль фантазии и в самой строгой науке»'.
Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться.
Необходимым условием такого
отношения к изображаемому
Для маленького ребенка каждый день несет с собой открытия, имеющие исключительную важность для формирования его личности: это и общение со взрослыми и детьми, и наблюдения за жизнью взрослых, явлениями природы, и, конечно, это информация, которую дети получают из книг, спектаклей, фильмов и т. п.
Произведения искусства не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности; главное -- они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Как маленький ребенок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытать радость любви и силу ненависти? Конечно, из произведений искусства, и особенно из сказок, где ярко представлен мир высоких чувств и духовных ценностей, наполняющих смыслим жизнь взрослых людей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.
В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.
Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит благодаря сказке. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах1. Литература, искусство заставляют ребенка задуматься над очень многим и прочувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни. Сила искусства в эмоциональном воспитании детей огромна. Известный советский композитор Д. Б. Кабалевский так говорит о значении искусства (сказок, песенок, картинок и т. п.) для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес»І.
Сказка особенно пробуждает активность ребенка, так как она настраивает малыша на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно проходит с героем весь путь. Само построение сказки: ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных характерных поступков, повторы -- все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Их захватывают сказочные события, детям порой бывает трудно оставаться в роли зрителя или слушателя, им хочется действовать, активно помогать или отвергать. Ребята на какое-то мгновение даже забывают, что они находятся, например, в зрительном зале, вскакивают с мест, подсказывают героям, смеются, плачут, т. е. пытаются вмешаться в ход событий. Есть дети, которые, слушая сказку, застывают в напряженной позе -- не шевелясь и как бы не дыша. Их захваченность событиями не проявляется явно.
Однако они переживают их, содействуют персонажам не менее активно, чем эмоционально-подвижные и открытые дети. Таких детей надо уметь отличать от равнодушных, безразличных. От взрослого требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая сказку. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение,-- это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу».
1.3 Возможности
использования художественной
Как уже было сказано ранее сказки и другие художественные произведения оказывают огромное влияние на развитие ребенка. Художественная литература пробуждает активность ребенка, так как она настраивает малыша на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно проходит с героем весь путь.
Художественная литература широко используется и для математического развития. В этом случае художественная литература является базисом, основой на которую накладывается та или иная программа. В большинстве случаев обучение проходит в виде игры.
С помощью игры, основанной на каком-либо художественном сюжете, можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Родители порой сами предлагают ребенку поиграть в школу, чтобы закрепить навыки чтения; в магазин, чтобы проверить умение считать, и т. д.
Существуют определенные виды игры, направленные на умственное развитие ребенка-дошкольника. Их можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности. Особая группа игр поможет подготовить ребенка к школе. Для детей каждой возрастной группы (от 3 до 6 лет) предлагаются все
Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина. К концу дошкольного возраста дети могут свободно ориентироваться в 7 цветах спектра, различать их оттенки но насыщенности и цветовому тону. Они должны знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник), уметь подбирать по образцу или по названию предметы определенной формы. Знание такого признака предмета, как величина, выражается в том, что ребенок может расположить 8--10 палочек, кружков или других одинаковых предметов разной величины и порядке ее убывания или возрастания, назвать основные градации величины предметов по 3 измерениям (длина, ширина, высот).
Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности.
Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, - это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивое и. внимания означает способность длительно сосредоточиваться на чем-нибудь. К концу дошкольного возраста дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 1 --1,5 часа. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда, когда человеку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами. Старший дошкольник в состоянии распределять внимание между 6-7 предметами.
Информация о работе Клиническая психология в сфере здравоохранения