Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 20:11, реферат
Цель: Изучение клинической психологии
Задачи:
1. Изучить методы следования в клинической психологии.
2. Изучить клинические проявления психической нормы и патологии.
3. Изучить патологические нарушения познавательных психических процессов.
4. Изучить психологию онкологического больного.
5. Изучить психопатологию девиантного поведения.
6. Изучить психосоматические расстройства периода раннего детства.
7. Изучить основы клинической психотерапии.
8. Знакомство с понятиями клинический психологии.
9. Проведение клинического интервью.
10. Провести психологический анализ из литературного произведения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Тема №1…………………………………………………………………….…..5
Тема №2………………………………………………………………………..10
Тема №3…………………………………………………………………….….12
Тема №4………………………………………………………………………..15
Тема №5………………………………………………………………………..20
Тема №6………………………………………………………………………..22
Тема №7…………………………………………………………………….….25
ПОНЯТИЯ………………………………………………………………….…29
КЛИНИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ………………………………………….......30
Психологический анализ отрывка из литературного произведения……...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…33
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СИБИРСКИЙ
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ
Кафедра
психологии
Контрольная работа по дисциплине «Клиническая психология»
Вариант
№ 9
Выполнила: Ковалькова Л.А.
Студентка гр. 258 УН
Зачетная книжка № 28-589
Проверил: Суворова Н.В.
«___» __________2011 г
____________________
(оценка и подпись преподавателя)
Красноярск
2011 г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………
Тема №1………………………………………………………
Тема №2………………………………………………………
Тема №3………………………………………………………
Тема №4………………………………………………………
Тема №5………………………………………………………
Тема №6………………………………………………………
Тема №7………………………………………………………
ПОНЯТИЯ………………………………………………………
КЛИНИЧЕСКОЕ
ИНТЕРВЬЮ…………………………………………......
Психологический анализ отрывка из литературного произведения……...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…33
ВВЕДЕНИЕ
Клиническая (медицинская) психология — наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психо-коррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматоп-сихических взаимовлияний.
Сегодня
существует достаточно большое количество
родственных психологических
Клиническая психология тесно связана с родственными дисциплинами, в первую очередь, с психиатрией и патопсихологией. Сферой общего научного и практического интереса клинической психологии и психиатрии является диагностический процесс. Распознавание психопатологических симптомов и синдромов невозможно без знания их психологических антонимов — феноменов обыденной жизни, отражающих индивидуально-психологические особенности человека и располагающихся в пределах нормальных вариаций психического реагирования. К тому же, процесс диагностики психических заболеваний не может обойтись без «патопсихологической верификации».
Методы
исследований психических особенностей
соматически больных
Цели и задачи:
Цель: Изучение клинической психологии
Задачи:
Выбор методов
исследования, используемых клиническим
психологом, обусловлен теми задачами,
которые возникают перед ним
при выполнении профессиональных обязанностей.
Диагностическая функция
Под патопсихологическими исследованиями (экспериментами) в современной психологи понимается использование любой диагностической процедуры в целях моделирования целостной системы познавательных процессов, мотивов и «отношений личности» (Б.В.Зейгарник).
Основными задачами параклинических методов в клинической психологии является обнаружение изменений функционирования отдельных психических функций и выявление патопсихологических синдромов. Под патопсихологическим синдромом понимают патогенетически обусловленную общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных и взаимосвязанных (В.М.Блейхер). К патопсихологическим синдромам относят совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях (В.В.Николаева, Е.Т.Соколова, А.С.С-пиваковская). Считается, что в патопсихологическом синдроме отражаются нарушения различных уровней функционирования центральной нервной системы. По мнению А.РЛурия, Ю.Ф.Полякова, в системе иерархии мозговых процессов различаются такие уровни как: патобиологический (характеризующийся нарушениями морфологической структуры тканей мозга, протекания в них биохимических процессов), физиологический (заключающийся в изменении течения физиологических процессов), пато- и нейропсихологический (для которых характерно нарушение протекания психических процессов и связанных с ними свойств психики), психопатологический (проявляющийся клиническими симптомами и синдромами психической патологии).
В
результате выявления патопсихологических
синдромов возможным становится
оценка особенностей структуры и
протекания самих психических процессов,
приводящих к клиническим проявлениям
— психопатологическим
Выделяют следующие патопсихологические регистр-синдромы (И.А.Кудрявцев):
Параклинические методы исследования в клинической психологии представляют собой обширный набор способов оценки деятельности головного мозга. Каждый из них представляет инструментарий какой-либо области науки. Вследствие этого освоение всех параклинических методов и способов диагностики не входит в компетенцию клинических психологов. Но умение подобрать необходимые при конкретной клинически выявленной патологии параклинические методы, обосновать необходимость их использования, верно трактовать полученные с их помощью результаты считается неотъемлемой составляющей деятельности клинического психолога
Патопсихологическая
диагностика использует батарею
экспериментально-
Выбор
конкретных методов и способов патопсихологической
диагностики в клинической
Основные
методы патопсихологической
Сфера психической деятельности, в которой отмечены нарушения | Патопсихологическая методика |
Расстройства внимания | таблицы Шульте
корректурная проба счет по Крепелину методика Мюнстерберга |
Расстройства памяти | тест десяти
слов
пиктограмма |
Расстройства восприятия | сенсорная возбудимость
пробы Ашафенбурга, Рейхардта, Липмана |
Расстройства мышления | тесты на классификацию,
исключение, силлогизмы, аналогии, обобщение ассоциативный эксперимент роблема Эверье , пиктограмма тест дискриминации свойств понятий |
Расстройства эмоций | тест Спилбергера
метод цветовых выборов Люшера |
Расстройства интеллекта | тест Равена
тест Векслера |
Для подтверждения выявляемых клинически расстройств внимания наиболее адекватными патопсихологическими методиками являются оценка внимания по таблицам Шульте, по результатам проредения корректурной пробы и счета по Крепелину.
Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), неположенных в случайном порядке в клетках. Испытуемый должен показать и назвать в заданной последовательности (как правило, возрастающей от единицы до двадцати пяти) все цифры. Испытуемому предлагается подряд четыре-пять неидентичных таблиц Шульте, в которых цифры расположены в различном порядке. Психолог регистрирует время, затраченное испытуемым на показывание и называние всего ряда цифр в каждой таблице в отдельности, Отмечаются следующие показатели: 1) превышение нормативного (40-50 секунд) времени, затраченного на указывание и называние ряда цифр в таблицах; 2) динамика временных показателей в процecce обследования по всем пяти таблицам.
По
результатам данного теста
Внимание концентрируется достаточно — в случае, если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, соответствующее нормативному.
Внимание концентрируется недостаточно — в случае, если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, превышающее нормативное.
Внимание устойчивое — в случае, если не отмечается значительных временных отличий при подсчете цифр в каждой из четырех-пяти таблиц.
Внимание неустойчивое — в случае, если отмечаются значительные колебания результатов по данным таблиц без тенденции к увеличению времени, затраченного на каждую следующую таблицу.
Внимание истощаемое — в случае, если отмечается тенденция к увеличению времени, затрачиваемого испытуемым на каждую следующую таблицу.
Методика счет по Крепелину используется для исследования утомляемости. Испытуемому предлагается складывать в уме ряд однозначных чисел, записанных столбцом. Результаты оцениваются по количеству сложенных в определенный промежуток времени чисел и допущенных ошибок.
При проведении корректурной пробы используются специальные бланки, на которых приведен ряд букв, расположенных в случайном порядке. Инструкция предусматривает зачеркивание испытуемым одной или двух букв по выбору исследующего. При этом через каждые 30 или 60 секунд исследователь делает отметки в том месте таблицы, где в это время находится карандаш испытуемого, а также регистрирует время, затраченное на выполнение всего задания.