Клиническая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 20:11, реферат

Краткое описание

Цель: Изучение клинической психологии
Задачи:
1. Изучить методы следования в клинической психологии.
2. Изучить клинические проявления психической нормы и патологии.
3. Изучить патологические нарушения познавательных психических процессов.
4. Изучить психологию онкологического больного.
5. Изучить психопатологию девиантного поведения.
6. Изучить психосоматические расстройства периода раннего детства.
7. Изучить основы клинической психотерапии.
8. Знакомство с понятиями клинический психологии.
9. Проведение клинического интервью.
10. Провести психологический анализ из литературного произведения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Тема №1…………………………………………………………………….…..5
Тема №2………………………………………………………………………..10
Тема №3…………………………………………………………………….….12
Тема №4………………………………………………………………………..15
Тема №5………………………………………………………………………..20
Тема №6………………………………………………………………………..22
Тема №7…………………………………………………………………….….25
ПОНЯТИЯ………………………………………………………………….…29
КЛИНИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ………………………………………….......30
Психологический анализ отрывка из литературного произведения……...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…33

Файлы: 1 файл

Клиническая психология.docx

— 73.71 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ 
 

Кафедра психологии 

Контрольная работа по дисциплине «Клиническая психология»

Вариант № 9 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила: Ковалькова Л.А.

                  Студентка гр. 258 УН

                  Зачетная  книжка № 28-589

                  Проверил: Суворова Н.В.

                  «___» __________2011 г

                  ____________________

                  (оценка и подпись преподавателя) 
                   
                   
                   
                   

Красноярск 2011 г 

    СОДЕРЖАНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

  Тема №1…………………………………………………………………….…..5

  Тема №2………………………………………………………………………..10

  Тема №3…………………………………………………………………….….12

  Тема №4………………………………………………………………………..15

  Тема №5………………………………………………………………………..20

  Тема №6………………………………………………………………………..22

  Тема №7…………………………………………………………………….….25

  ПОНЯТИЯ………………………………………………………………….…29

  КЛИНИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ………………………………………….......30

  Психологический анализ отрывка из литературного  произведения……...31

  СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…33

 

    ВВЕДЕНИЕ

  Клиническая (медицинская) психология — наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психо-коррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматоп-сихических взаимовлияний.

  Сегодня существует достаточно большое количество родственных психологических дисциплин, имеющих отношение к клинической  психологии: патопсихология, психопатология, нейропсихология, психология девиантного поведения, психиатрия, неврозоло-гия, психосоматическая медицина и др. Каждая из перечисленных дисциплин сочетает в себе медицинские и психологические знания. Однако, все они имеют отношение к клинике и вследствие этого могут быть признаны составными частями клинической психологии.

  Клиническая психология тесно связана с родственными дисциплинами, в первую очередь, с  психиатрией и патопсихологией. Сферой общего научного и практического  интереса клинической психологии и  психиатрии является диагностический процесс. Распознавание психопатологических симптомов и синдромов невозможно без знания их психологических антонимов — феноменов обыденной жизни, отражающих индивидуально-психологические особенности человека и располагающихся в пределах нормальных вариаций психического реагирования. К тому же, процесс диагностики психических заболеваний не может обойтись без «патопсихологической верификации».

  Методы  исследований психических особенностей соматически больных клиническая  психология заимствует у психодиагностики и общей психологии; оценку адекватности или девиантности поведения человека у психиатрии, психологии развития и возрастной психологии. Изучение клинической психологии невозможно без медицинских знаний, в частности, из области неврологии, нейрохирургии и смежных дисциплин. 

  Цели  и задачи:

  Цель: Изучение клинической психологии

  Задачи:

  1. Изучить методы следования в клинической психологии.
  2. Изучить клинические проявления психической нормы и патологии.
  3. Изучить патологические нарушения познавательных  психических процессов.
  4. Изучить психологию онкологического больного.
  5. Изучить психопатологию девиантного поведения.
  6. Изучить психосоматические расстройства периода раннего детства.
  7. Изучить основы клинической психотерапии.
  8. Знакомство с понятиями клинический психологии.
  9. Проведение клинического интервью.
  10. Провести психологический анализ из литературного произведения.

 

  

  1. Методы  исследования в клинической  психологии. Патопсихологическая оценка нарушений внимания.
 

  Выбор методов  исследования, используемых клиническим  психологом, обусловлен теми задачами, которые возникают перед ним  при выполнении профессиональных обязанностей. Диагностическая функция диктует  использование психологических  методик (батареи тестов, опросников и др.), способных оценить как деятельность отдельных психических функций, индивидуально-психологических особенностей, так и дифференцировать психологические феномены и психопатологические симптомы и синдромы. Психокоррекцион-ная функция подразумевает применение различных шкал, на основании которых возможен анализ эффективности психокоррекционных и психотерапевтических методик. Подбор необходимых методик осуществляется в зависимости от целей психологического обследования; индивидуальных особенностей психического, а также соматического состояния испытуемого; его возраста; профессии и уровня образования; времени и места проведения исследования. Всевозможные методы исследования в клинической психологии позволительно разделить на три группы: 1) клиническое интервьюирование, 2) экспериментально-психологические методы исследования, 3) оценка эффективности психокоррекционного воздействия. 

  Под патопсихологическими исследованиями (экспериментами) в современной психологи  понимается использование любой  диагностической процедуры в  целях моделирования целостной  системы познавательных процессов, мотивов и «отношений личности» (Б.В.Зейгарник).

  Основными задачами параклинических методов в клинической психологии является обнаружение изменений функционирования отдельных психических функций и выявление патопсихологических синдромов. Под патопсихологическим синдромом понимают патогенетически обусловленную общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных и взаимосвязанных (В.М.Блейхер). К патопсихологическим синдромам относят совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях (В.В.Николаева, Е.Т.Соколова, А.С.С-пиваковская). Считается, что в патопсихологическом синдроме отражаются нарушения различных уровней функционирования центральной нервной системы. По мнению А.РЛурия, Ю.Ф.Полякова, в системе иерархии мозговых процессов различаются такие уровни как: патобиологический (характеризующийся нарушениями морфологической структуры тканей мозга, протекания в них биохимических процессов), физиологический (заключающийся в изменении течения физиологических процессов), пато- и нейропсихологический (для которых характерно нарушение протекания психических процессов и связанных с ними свойств психики), психопатологический (проявляющийся клиническими симптомами и синдромами психической патологии).

  В результате выявления патопсихологических  синдромов возможным становится оценка особенностей структуры и  протекания самих психических процессов, приводящих к клиническим проявлениям  — психопатологическим синдромам. Патопсихолог направляет свое исследование на раскрытие и анализ определенных компонентов мозговой деятельности, ее звеньев и факторов, выпадение которых является причиной формирования наблюдаемых в клинике симптомов.

  Выделяют  следующие патопсихологические регистр-синдромы (И.А.Кудрявцев):

  • шизофренический
  • аффективно-эндогенный
  • олигофренический
  • экзогенно-органический
  • эндогенно-органический
  • личностно-аномальный
  • психогенно-психотический
  • психогенно-невротический
 

  Параклинические методы исследования в клинической психологии представляют собой обширный набор способов оценки деятельности головного мозга. Каждый из них представляет инструментарий какой-либо области науки. Вследствие этого освоение всех параклинических методов и способов диагностики не входит в компетенцию клинических психологов. Но умение подобрать необходимые при конкретной клинически выявленной патологии параклинические методы, обосновать необходимость их использования, верно трактовать полученные с их помощью результаты считается неотъемлемой составляющей деятельности клинического психолога

  Патопсихологическая диагностика использует батарею  экспериментально-психологических  методик-тестов, с помощью которых  возможна оценка функционирования как отдельных сфер психической деятельности, так и интегративных образований — типов темперамента, особенностей характера, личностных качеств.

  Выбор конкретных методов и способов патопсихологической  диагностики в клинической психологии базируется на выявлении кардинальных психопатологических отклонений при  различных типах психического реагирования в определенных сферах психической  деятельности.

    Основные  методы патопсихологической диагностики  при нарушениях тех или иных сфер психической деятельности

    
Сфера психической деятельности, в которой отмечены нарушения Патопсихологическая методика
Расстройства  внимания таблицы Шульте

корректурная  проба 

счет  по Крепелину

методика  Мюнстерберга

Расстройства  памяти тест десяти слов

пиктограмма

Расстройства  восприятия сенсорная возбудимость

пробы Ашафенбурга, Рейхардта, Липмана

Расстройства  мышления тесты на классификацию,

исключение, силлогизмы, аналогии,

обобщение

ассоциативный эксперимент 

роблема Эверье    ,

пиктограмма

тест  дискриминации свойств понятий 

Расстройства  эмоций тест Спилбергера

метод цветовых выборов Люшера

Расстройства  интеллекта тест Равена

тест  Векслера

Патопсихологическая оценка нарушений  внимания

  Для подтверждения выявляемых клинически расстройств внимания наиболее адекватными  патопсихологическими методиками являются оценка внимания по таблицам Шульте, по результатам проредения корректурной пробы и счета по Крепелину.

  Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), неположенных в случайном порядке в клетках. Испытуемый должен показать и назвать в заданной последовательности (как правило, возрастающей от единицы до двадцати пяти) все цифры. Испытуемому предлагается подряд четыре-пять неидентичных таблиц Шульте, в которых цифры расположены в различном порядке. Психолог регистрирует время, затраченное испытуемым на показывание и называние всего ряда цифр в каждой таблице в отдельности, Отмечаются следующие показатели: 1) превышение нормативного (40-50 секунд) времени, затраченного на указывание и называние ряда цифр в таблицах; 2) динамика временных показателей в процecce обследования по всем пяти таблицам.

  По  результатам данного теста возможны следующие заключения о характеристиках  внимания испытуемого:

  Внимание  концентрируется  достаточно — в случае, если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, соответствующее нормативному.

  Внимание  концентрируется  недостаточно —  в случае, если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, превышающее нормативное.

  Внимание  устойчивое — в случае, если не отмечается значительных временных отличий при подсчете цифр в каждой из четырех-пяти таблиц.

  Внимание  неустойчивое — в случае, если отмечаются значительные колебания результатов по данным таблиц без тенденции к увеличению времени, затраченного на каждую следующую таблицу.

  Внимание  истощаемое — в случае, если отмечается тенденция к увеличению времени, затрачиваемого испытуемым на каждую следующую таблицу.

  Методика  счет по Крепелину используется для исследования утомляемости. Испытуемому предлагается складывать в уме ряд однозначных чисел, записанных столбцом. Результаты оцениваются по количеству сложенных в определенный промежуток времени чисел и допущенных ошибок.

  При проведении корректурной пробы используются специальные бланки, на которых приведен ряд букв, расположенных в случайном  порядке. Инструкция предусматривает  зачеркивание испытуемым одной или  двух букв по выбору исследующего. При этом через каждые 30 или 60 секунд исследователь делает отметки в том месте таблицы, где в это время находится карандаш испытуемого, а также регистрирует время, затраченное на выполнение всего задания.

Информация о работе Клиническая психология