Клиническая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 20:11, реферат

Краткое описание

Цель: Изучение клинической психологии
Задачи:
1. Изучить методы следования в клинической психологии.
2. Изучить клинические проявления психической нормы и патологии.
3. Изучить патологические нарушения познавательных психических процессов.
4. Изучить психологию онкологического больного.
5. Изучить психопатологию девиантного поведения.
6. Изучить психосоматические расстройства периода раннего детства.
7. Изучить основы клинической психотерапии.
8. Знакомство с понятиями клинический психологии.
9. Проведение клинического интервью.
10. Провести психологический анализ из литературного произведения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Тема №1…………………………………………………………………….…..5
Тема №2………………………………………………………………………..10
Тема №3…………………………………………………………………….….12
Тема №4………………………………………………………………………..15
Тема №5………………………………………………………………………..20
Тема №6………………………………………………………………………..22
Тема №7…………………………………………………………………….….25
ПОНЯТИЯ………………………………………………………………….…29
КЛИНИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ………………………………………….......30
Психологический анализ отрывка из литературного произведения……...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…33

Файлы: 1 файл

Клиническая психология.docx

— 73.71 Кб (Скачать)

  В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения  тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов. 

    
Девиантное поведение
         ↓                           ↓                       ↓                      ↓                       ↓
Делинквентное Аддиктивное Патохаракте-рологическое Психопатоло-гическое На базе гиперспо-собностей
 

    Особым  типом отклоняющегося поведения  считают девиации, обусловленные гиперспособностями человека (К.К.Платонов). Выходящими за рамки обычного, нормального рассматривают человека, способности которого значительно и существенно превышают среднестатистические способности. В подобных случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо одной из деятельностей человека. Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Такой человек оказывается часто неприспособленным к «бытовой, приземленной» жизни. Он неспособен правильно понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивным, зависимым и неподготовленным к трудностям повседневной жизни. Если при делинквентном поведение наблюдается противоборство во взаимодействии с реальностью, при аддиктивном — уход от реальности, при патохарактерологическом и психопатологическом — болезненное противостояние, то при поведении, связанном с гиперспособностями — игнорирование реальности. Человек существует в реальности («здесь и теперь») и одновременно как бы живет в собственной реальности, не размышляя о необходимости «объективной реальности», в которой действуют другие окружающие люди. Он расценивает обычный мир как что-то малозначимое, несущественное и поэтому не принимает никакого участия во взаимодействии с ним, не вырабатывает стиля эмоционального отношения к поступкам и поведению окружающих, принимает любое происходящее событие отрешенно. Вынужденные контакты воспринимаются человеком с гиперспособностями как необязательные, временные и не воспринимаются как значимые для его личностного развития. Внешне в обыденной жизни поступки такого человека могут носить чудаковатый характер. К примеру, он может не знать как пользуются бытовыми приборами, как совершаются обыденные действия. Весь интерес сосредоточен у него на деятельности, связанной с неординарными способностями (музыкальными, математическими, художественными и иными).  

  1. Специальные разделы клинической психологии. Психосоматические расстройства периода раннего детства.
 

  Для формирования индивидуально-психологических  качеств человека значимым оказывается  как биологическая, так и социальная составляющие развития. Без соответствующего «материального обеспечения», т.е. наличия  высокоразвитой нервной системы  человеческого мозга, любые попытки, имевшие место в науке, путем  соответствующего воспитания и обучения антропоидов добиться очеловечивания оказались безуспешными. Об этом же свидетельствуют и многочисленные клинические примеры, когда наличие  врожденного или приобретенного дефекта в структурах мозга является причиной недоразвития или остановки  и регресса в развитии психики  ребенка и взрослого человека, а также появление личностных аномалий.

  Становление ходьбы знаменует собой период раннего  детства (1-3 года). Социальная среда  развития характеризуется тем, что  ребенку становится доступным окружающий его мир вещей и предметов, которые его притягивают или  отталкивают. Его действия и даже речь определяются этой наглядной ситуацией. Поведение ребенка характеризуется  единством моторных и сенсорных  функций (все, что он видит, ему необходимо потрогать руками) и недостаточной  дифферецированностью аффектов и восприятия. Ведущая деятельность ребенка этого возраста — предметно-манипулятивная. Она касается прежде всего игры. Для ребенка нет воображаемой ситуации, нет ролей, он осваивает функции предметов и вещей; мяч он катает, автомобиль толкает, кукла или ходит, или кладется на кровать и т.д. Важным является то, что появляется понимание, что каждая вещь имеет свое имя, свое назначение. Если для младенца окружающий мир — фон, то словесное восприятие ребенка («А что это?», «Как это называется?») позволяет структурировать внешний мир. Происходит выделение фигуры из фона.

  Являясь ведущей для ребенка, предметная деятельность способствует развитию познавательных процессов. Переход от ручных операций к орудийным приводит к зарождению наглядно-действенного мышления, формируются общие понятия. Активно развивается речь: растет словарный запас, появляются слова-предложения, они сменяются двухсловными предложениями. К трем годам ребенок овладевает грамматикой, почти всеми падежами и всеми предметными отношениями.

  Предметная  деятельность приводит к изменению  и в мотивационной сфере: происходит постепенная смена аффективных  поступков контролируемыми. Отношение ребенка к окружающим его людям и их оценка зависят от того, как они относятся к ребенку. Постепенно к 3 годам формируются более тонкие эмоции. Важным новообразованием этого возраста является осознание собственного «Я», выделение себя из окружающего мира, что сопровождается стремлением к самостоятельности: «Я сам», «Я хочу» и наиболее ярко проявляется в кризисе 3 лет. Основные его проявления — негативизм, строптивость, своеволие (обесценивание, принижение ценностей, деспотизм, ревность). Степень выраженности кризиса трех лет зависит от того, насколько взрослые учитывают изменившуюся ситуацию развития. Если они продолжают ограничивать его самостоятельность, ущемляют свободу ребенка, ограничивают его инициативу, то возникает своеобразный бунт — протест, свидетельствующий о необходимости коррекции воспитательных мер со стороны взрослых.

  Из  психопатологических и психосоматических  расстройств, характерных для периода  новорожденности, младенчества и раннего  детства выделяют (В.В.Ковалев) такие  синдромы, как: синдром невропатии, синдром раннего детского аутизма, гипердинамический синдром, синдромы страха.

  При невропатии характерными становятся разнообразные астенические проявления: повышенная раздражительность и возбудимость, капризность, неустойчивость настроения, быстрая истощаемость, выраженная пугливость, нарушения сна и соматовегетативные симптомы (срыгивания, рвоты, запоры, нарушения аппетита, избирательность питания, субфебрилитет, вегетативные кризы и обмороки).

  Синдром раннего детского аутизма характеризуется  выраженной недостаточностью или полным отсутствием потребности в контакте с окружающими, эмоциональной холодностью  или безразличием к близким, страхом  новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненной приверженностью  к рутинному порядку, однообразному  поведению со склонностью к стереотипным движениям, расстройствами речи, иногда до полной «речевой блокады». Первым признаком раннего детского аутизма часто выступает отсутствие свойственного здоровым детям «комплекса оживления», а затем нарушением способности дифференцировать людей и неодушевленные предметы, нежеланием вступать в контакт, безэмоциональностью или паратимиями (неадекватными аффективными реакциями)в сочетании со страхом новизны.

  Гипердинамический синдром проявляется, в первую очередь, двигательной расторможённостью, неусидчивостью и иными признаками гиперактивности в сочетании с нарушениями внимания (иногда он обозначается синдромом дефицита внимания) 

  Синдромы  страха являются типичными для детей периода раннего детства. Они представляют собой гамму разнообразных по клинической форме феноменов. Страхи могут носить дифференцированный и недифференцированный характер, быть навязчивыми, сверхценными или бредовыми по структуре. Специфичными являются ночные страхи и страх темноты.

  К характерным для детей в период новорожденности, младенчества и раннего  детства являются такие психосоматические  расстройства:

  • Извращение аппетита (симптом Пика) обычно развивается на 2-3 году жизни и характеризуется употреблением в пищу несъедобных веществ (угля, глины, бумаги), что может быть связано с отвержением детей при неправильном типе воспитания.
  • Жвачка (мерицизм) рассматривается как невропатический симптом и проявляется в виде повторного пережевывания пищу после того, как заглоченная и переваренная пища отрыгивается.
  • Изменения массы тела (недостаточная прибавка или тучность) характерны для невропатических реакций при депривации или иных психогенных факторах.
  • Запор (констипация) может быть связан с эмоциональными нарушениями, проявляющимися депрессией, и нарушениями коммуникации с формированием навязчивого страха перед дефекацией в силу болезненности акта или повышенной стыдливости и застенчивости ребенка. Во втором случае констипация проявляется в новых условиях или вне дома, а затем ее проявления становятся связанными с физиологическими закономерностями.
  • Энкопрез (недержание кала) в виде непроизвольного выделения кала до соответствующей обстановки обусловлен часто ретардацией формирования контроля за деятельностью анального сфинктера. Часто данный симптом обусловлен невропатическими расстройствами вслед за психогениями.

 

  1. Основы  клинической психотерапии. Особенности проведения психотерапии «здравым смыслом».
 

  Под психологической помощью понимается предоставление человеку информации о  его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических  феноменов или психопатологических  симптомов и синдромов, а также  активное целенаправленное психологическое  воздействие на индивида с целью  гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической  симптоматики и реконструкции личности для формирования фрустрационной толерантности, стрессо- и неврозоустойчивости.

  Психологическая помощь является практической реализацией  теоретических изысканий клинического психолога на основе научного анализа  психического статуса и индивидуально-психологических  особенностей человека, типов его  реагирования на различные фрустрирующие события, в первую очередь, болезни и конфликтные ситуации. Традиционно вьщеляют три вида психологической помощи: психологическое консультирование, психокоррекцию и психотерапию. Они представляют собой воздействие на различные стороны личности и имеют разнящиеся цели и способы, могут применяться раздельно и в сочетании. Основной целью психологического консультирования является формирование личностной позиции, специфического мировоззрения и взгляда на жизнь, принципиальные и непринципиальные стороны человеческого существования, формирование иерархии ценностей. Задачей психологической коррекции является выработка и овладение навыками оптимальной для индивида и эффективной для сохранения здоровья психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе. Психотерапия в узком понимании термина основной своей задачей ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности.

  Оказание  эффективной психологической помощи немыслимо без кооперирования перечисленных  видов психологического воздействия, поскольку адекватный стиль взаимодействия человека с окружающим миром невозможен как без сформированной личностной позиций, проявляющейся в теоретическом  осмыслении реальности и выборе наиболее подходящей мировоззренческой платформы  с иерархией ценностей, так и  без конкретных психологических  навыков. преодоления жизненных сложностей, а также «саногенных умений». Взаимодействие различных психологических составляющих человека, направленных на поддержание гармонии можно представить как пирамиду.

  Лишь  при наличии совокупности представленных составляющих можно говорить о гармоничности  человека в сфере преодоления  фрустраций, стрессов и конфликтных  психотравмирующих ситуаций и возможности  личностного роста.

  Позитивная  психотерапия — (лат. positum — имеющий место, реально существующее) — метод психотерапии реальностью или психотерапия здравым смыслом, опирающийся на синтез психоаналитических элементов и принципов теории отношений (G. Benedetti). П. п. разрабатывается с 1969 г. Н. Пезешкианом (Германия) и представляет собой базовую модель, в которой могут сочетаться различные психотерапевтические направления. Предложенная Н. Пезешкианом модель основывается на междисциплинарном и транскультурном подходе. Вместе с тем П. п. может быть названа конфликт-центрированной краткосрочной психотерапией.

  П. п. официально принята для обучения врачей Германии, включает в себя: позитивный подход, содержательный анализ, пятиступенчатую модель самопомощи.

  1. Позитивный подход. Понятие позитивного имеет в П. п. особое значение, основывается на том, что терапия первично исходит не из устранения определенных нарушений, а направлена на выявление и мобилизацию имеющихся способностей и потенциала самопомощи. В то время как большинство психотерапевтических направлений исходит из каких-либо нарушений, заболеваний, то есть из негативного, здесь во главу угла ставятся позитивные возможности человека.

  Подавляемые и односторонне проявляющиеся способности  становятся возможным источником конфликтов и нарушений как в личностной сфере, так и в межличностных отношениях. Это может выражаться в депрессии, страхах, агрессии, своеобразии отношений и психосоматических заболеваниях. Больные страдают не только от своих болезней и нарушений, но и от безнадежности, которая внушается им вместе с диагнозом. Это обстоятельство является исторически и культурно обусловленным, но его можно избежать, рассматривая способности человека и его проблемы не с одной неизменной точки зрения, а из отношений других людей, из других теоретических систем и из другой культуры.

  Взгляд  с транскультурных позиций способствует лучшему пониманию индивидуальных конфликтов, позволяет клиенту познакомиться с тем, как воспринимаются и оцениваются одни и те же проблемы и конфликты в разных культурах, как люди и целые семьи преодолевают их. Давая человеку понять, что те же отношения в другой культурной традиции или в иное время воспринимались совсем с другой точки зрения, вовсе не были поразительными или были даже желательными, терапевту удается раздвинуть горизонты понимания клиентом картины мира. Травмирующие его отношения перестают оцениваться в прежних масштабах, под сомнение ставятся свои предубеждения и предрассудки, преодолеваются комплексы, восстанавливается общение.

Информация о работе Клиническая психология