Клиническая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 20:11, реферат

Краткое описание

Цель: Изучение клинической психологии
Задачи:
1. Изучить методы следования в клинической психологии.
2. Изучить клинические проявления психической нормы и патологии.
3. Изучить патологические нарушения познавательных психических процессов.
4. Изучить психологию онкологического больного.
5. Изучить психопатологию девиантного поведения.
6. Изучить психосоматические расстройства периода раннего детства.
7. Изучить основы клинической психотерапии.
8. Знакомство с понятиями клинический психологии.
9. Проведение клинического интервью.
10. Провести психологический анализ из литературного произведения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Тема №1…………………………………………………………………….…..5
Тема №2………………………………………………………………………..10
Тема №3…………………………………………………………………….….12
Тема №4………………………………………………………………………..15
Тема №5………………………………………………………………………..20
Тема №6………………………………………………………………………..22
Тема №7…………………………………………………………………….….25
ПОНЯТИЯ………………………………………………………………….…29
КЛИНИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ………………………………………….......30
Психологический анализ отрывка из литературного произведения……...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…33

Файлы: 1 файл

Клиническая психология.docx

— 73.71 Кб (Скачать)

  Интерпретация та же, что и при оценке результатов  по таблицам Шульте. Нормативные данные по корректурной пробе: 6-8 минут при 15 ошибках.

  Методика  Мюнстерберга предназначена для определения избирательности внимания. Она представляет собой буквенный текст, среди которого имеются слова. Задача испытуемого как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. На работу отводится две минуты. Регистрируется количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенных или неправильно выделенных слов).

  Нарушения внимания не являются специфичными для  каких-либо психических заболеваний, типов психического реагирования, уровней  психических расстройств. Однако, можно отметить специфику их изменений при различной психической патологии. Так, наиболее ярко они представлены в структуре экзогенно-органического типа психического реагирования, проявляясь нарушениями концентрации и устойчивости внимания, быстрой истощаемостью, трудностями переключаемостью внимания. Сходные нарушения встречаются при неврозах. В рамках эндогенного типа психического реагирования нарушения внимания не являются определяющими (как правило, они либо отсутствуют, либо являются вторичными по отношению к другим психопатологическим феноменам). Несмотря на это существуют данные (Э.Крепелин) о том, что при шизофрении характерными оказываются нарушения активного внимания при сохранности пассивного. Это отличает пациентов с шизофренией от больных с экзогенно-органическими и невротическими психическими расстройствами.

  Больные шизофренией внешне невнимательные и рассеянные могут хорошо воспринимать все, что происходит вокруг, выхватывая случайные детали, и в то же время  им редко удается активно направлять и длительно удерживать внимание на каком-либо заранее указанном  объекте. Вследствие этого, по соотношению  сохранности у пациента активного  и пассивного внимания можно косвенно определить тип психического реагирования. Кроме того, у больных шизофренией  нарушен механизм фильтрации, что  можно заметить в экспериментах  на помехоустойчивость (к примеру, в  методике Мюнстерберга).

  Нарушения внимания типичны для соматических заболеваний, сопровождающихся выраженным болевым синдромом и другими  яркими клиническими проявлениями. Наиболее часто расстройства внимания отмечаются у больных с патологией центральной  нервной системы, церебральным атеросклерозом, гипертонической болезнью и другими  заболеваниями, сопровождающимися  общемозговыми явлениями (к примеру, при нейроинтоксикациях).

 

  1. Клинические проявления психической  нормы и патологии

Характеристика  и интерпретация  принципа «адаптация – дезадаптация». 

  Одной из наиболее значимых теоретических  и практических проблем современной  клинической психологии является диагностическая. Суть ее заключается в выработке объективных и достоверных критериев диагностики психических состояний человека и квалификации их как психологических феноменов или психопатологических симптомов. Проблема носит как объективный, так и субъективный характер. Объективность выражается в нежелании психиатров допускать до диагностического процесса психологов по причине «склонности психологов к психологизации процесса диагностики, т.е. объяснения механизмов проявления и появления феноменов с сугубо психологической позиции и недоучета биологических составляющих болезни». При всей кажущейся объективности выдвинутого тезиса фактически он субъективен. Поскольку диагностический процесс — это процесс различения нормы и патологии, симптома и признака. Для объективизации этого процесса не обойтись лишь медицинскими знаниями, нацеленными на патологию и не опирающимися на вариации нормы. Объективные же сложности диагностического процесса обусловлены, в первую очередь, методологическим аспектом.

  Принципы-альтернативы «адаптация-дезадаптация» и «компенсация-декомпенсация» дают возможность рассматривать психические расстройства в связи с их влиянием на социально-психологические функции. Они позволяют оценивать степень совладания с имеющимися нарушениями, что позволяет определять тактику психиатрического воздействия и выбор методов терапии и профилактики.

  Адаптация — это процесс приспособления организма или личности к изменяющимся условиям и требованиям окружающей среды.

  Компенсация — состояние полного или частичного возмещения (замещения) нарушенных в связи с болезнью психических функций.

  Два приведенных параметра близки по сути, но имеют некоторые отличительные  черты. Так, при адаптации происходит как бы «смирение» с новым болезненным  статусом, приспособление к нему, выработка  положительного отношения к имеющимся  расстройствам, «мирное сосуществование» с психопатологическими симптомами. При компенсации происходит замещение  утраченных психических функций  иными приемлемыми для личности и организма, т.е. не смирение (как  при адаптации), а активное преодоление.

  В психиатрической практике адаптация  выглядит так: пациент нормально  работает, проживает в семье, считается  окружающими «психически нормальным», однако при этом он может испытывать на себе воздействие галлюцинаторных образов, к которым у него есть критика, и которые не сказываются на его поведении, что нередко наблюдается при синдроме вербального галлюциноза. При компенсации человек, к примеру, с олигофренией замещает «умственный дефект» тем, что трудится на доступном его пониманию освоению производственном процессе или занимается еще чем-нибудь, что ему удается. При психопатии компенсация может быть достигнуга при выборе сферы деятельности, в которой базовые черты характера человека задействованы в полной мере (к примеру, работа эпилептоидного психопата бухгалтером).

 

  1. Патологическая  характеристика нарушений  познавательных психических  процессов. Психологические  особенности проявления патологии интеллекта.

  В клинической психологии традиционно  выделяют восемь значимых для клинической  практики психических процессов: 1) ощущения, 2) восприятие, 3) внимание, 4) память, 5) мышление или ассоциативный процесс, 5) интеллект, 6) эмоции, 7) воля, 8) сознание. Подобное разделение психических процессов  носит во многом условный характер, поскольку их функционирование на уровне организма и личности носит интегративный  характер. Однако, при различном  характере и тяжести патологии  по разному страдают отдельные познавательные процессы. Вследствие этого психопрофилактика заболеваний и реабилитационные мероприятия с пациентами должны быть нацеленными на патогенетически значимые психические состояния и процессы.

  В рамках клинической психологии упор делается на оценку перечисленных выше познавательных процессов, тогда как  изучение и анализ иных процессов (к  примеру, деятельности, воображения) считается  менее значимым. Данное положение  обусловлено как традициями, существующими  в клинической психологии, так  и «реальным вкладом», значимостью  особенностей функционирования тех  или иных познавательных процессов  в пато- и саногенез соматических и психических заболеваний и психологию больного.  

  Интеллектом в психологии называется система  всех познавательных способностей индивида и, в частности, способность к  познанию и решению проблем, определяющих успешность любой деятельности. Выделяется три формы интеллектуального  поведения: 1) вербальный интеллект, включающий запас слов, эрудицию, умение понимать прочитанное; 2) способность решать проблемы; 3) практический интеллект, составными частями которого являются умение адаптироваться к окружающей обстановке.

  Для клинической психологии наиболее значимым считается практический интеллект, поскольку именно он в значительной степени может изменять поведение  человека и нарушать адаптацию. В  структуру практического интеллекта входят процессы адекватного восприятия и понимания происходящих событий, адекватной самооценки и способность  рационально действовать в новой  обстановке.

  Интеллектуальная, как и некоторые иные, является более сложной сферой психической деятельности, включающей в себя некоторые познавательные процессы. Однако, интеллект нельзя считать лишь простой суммацией этих познавательных процессов. В частности, предпосылками интеллекта являются внимание и память, однако они ими не может исчерпываться понимание сущность интеллектуальной деятельности, также как интеллектуальная деятельность не может быть заменена мыслительной.

  Выделяют  три формы организации интеллекта: здравый смысл, рассудок и разум. Они отражают различные способы познания объективной реальности в частности, в сфере, межличностных контактов и методы ее преобразования на основе полученных знаний. Под здравым смыслом подразумевают процесс адекватного отражения реальной действительности, базирующийся на анализе сущностных мотивов поведения окружающих людей и использующий рациональный способ мышления. Здравый смысл позволяет человеку избегать логических ошибок при оценке и интерпретации внешних ситуаций и в соответствии с этим выбирать наиболее адекватный способ взаимодействий с окружающими.

  Рассудком обозначается процесс познания реальности и способ деятельности, основанный на использовании формализованных  знаний, трактовок мотивов деятельности участников коммуникации. Разум —  это высшая форма организации  интеллекта, при которой мыслительный процесс способствует формированию теоретических

  знаний  и творческого преобразования действительности. По другому, разумом обозначается наивысшая  ступень логичности, проявление «чистой» рациональности, отграниченной от каких  бы то ни было моментов спонтанности, произвола, фантазии, интуитивных прозрений (Н.С.Автономова).

  Интеллектуальное  познание может использовать рациональный и иррациональный способы. Рациональное близко к научному подходу в оценке событий и явлений, т.е. оно требует применения формально-логических законов, выдвижения гипотез и их подтверждение. Иррациональное опирается в познании на неосзнаваемые факторы, не имеет строго заданной последовательности и не требует использовать для доказательства истинности логических законов.

  Тесно переплетаются с понятиями здравого смысла и разума т.н. антиципационные способности. Под ними понимается способности человека предвосхищать ход событий, прогнозировать вероятные исходы различных действий, планировать свою деятельность с целью избегания нежелательных последствий и переживаний и адаптации к окружению.

  Немаловажной  составляющей разума является рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, а также создания представления об истинном отношении к субъекту со стороны окружающих.

  Нарушения интеллекта, как правило, описывают  на основании различной степени  снижения способностей к решению  проблем и задач, снижению мыслительных способностей. Нередко для оценки нарушений интеллекта используется оценка общих и специальных знаний и умений. Наиболее яркими симптомами и синдромами расстройств интеллектуальной деятельности являются признаки деменции и умственной отсталости.

  ДЕМЕНЦИЯ  — психопатологический синдром, включающий снижение интеллекта в силу нарушения высших корковых функций, памяти, внимания, мышления и проявляющийся  нарушениями ориентировки, способности  к обучению.

  УМСТВЕННАЯ ОСТАЛОСТЬ — состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется нарушениям способностей обеспечивающих общий уровень интеллектуальности (когнитивных, речевых, моторных и социальных).

 

  1. Психология  больного. Особенности  психического реагирования на заболевание человека с онкологической патологией.
 

  В центре внимания клинического психолога, работающего в соматической (непсихиатрической) клинике находятся психические  реакции человека, заболевшего тем  или иным расстройством. Значимым становится анализ как их клинических особенностей и разнообразия, так и оценка факторов, способствующих возникновению у  конкретного человека определенного  типа психического реагирования на собственную  болезнь.

  Считается, что тип реагирования на соматическое заболевание связан, в первую очередь, с оценкой пациентом его тяжести. При этом можно говорить о существовании  феномена «объективной тяжести болезни» и «субъективной тяжести болезни»

  Термины объективная и субъективная заключены  в кавычки поскольку практически невозможно количественно оценить тяжесть заболевания, нельзя составить квантифицированный реестр тяжести болезней. Однако, позволительно в рамках этно- и социокультуральных особенностей, уровня развития медицины говорить о том, что некоторые заболевания тяжелее других (к примеру, на основании критерия летальности, вероятности инвалидности и потери трудоспособности). Для терапевта априорно очевидно, что рак желудка тяжелее гастрита, для психиатра несомненно, что шизофрения тяжелее невроза. Следовательно, суицидальное поведение после постановки диагноза онкологического заболевания может быть расценено как адекватное или по крайней мере более адекватное («понятное» в феноменологическом выражении), чем суицид больного вазомоторным ринитом.

Информация о работе Клиническая психология