Классификация методов психологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 23:49, курсовая работа

Краткое описание

Методы исследования – приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности.
Методы исследования прежде всего могут быть сгруппированы:
1. по основанию уровня научного познания: теоретического или эмпирического;
2. по основанию действий с объектом: - изучение объекта, - обработка полученных данных;

Файлы: 1 файл

ГОС_Психология.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности (одновременно следить за содержанием и формой изложения материала, держать в поле внимания всех учащихся, следить за собственным поведением – позой, мимикой, походкой).

 

 

 

 

29. Психологическая сущность педагогической оценки.

Оценка – определение и выражение в условных знаках – баллах, а также в оценочных суждениях педагога о степени усвоения учащимися знаний, навыков, умений, установленных программой, об уровне прилежания и состояния дисциплины. Педагогическая оценка бывает нескольких видов: предметная и персональная, материальная и моральная, результативная и процессуальная, количественная и качественная.

Предметная оценка касается результата деятельности ребенка, а не его лично.

Персональная оценка относится к субъекту деятельности к его старательности, к умению и т.д.

Материальная – содержит в себе порицание и похвалу, характеризуя действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали.

Результативная оценка – относится к конечному результату, а процессуальная – характеризует сам процесс деятельности.

Количественная оценка соотносится с объемом выполняемой работы, а качественная – касается качества выполнения, точности, аккуратности.

Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль. Очень важно, чтобы оценка была объективной, т.к. этот фактов оказывает стимулирующее влияние на уровень учебной активности. Однако есть категория учащихся, у которых завышенная оценка играет стимулирующую роль. Т.о. педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений, навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности. Эффективная педагогическая оценка та, которая поддерживает внутреннюю мотивацию учения. Главное, чтобы оценка была персонально значима для ученика.

К способам повышения персональной значимости оценки относятся: систематическое изучение и учет индивидуальных интересов и потребностей ребенка; актуализация тех интересов, которые соответствуют имеющимся в распоряжении педагога стимулом; варьирование характера педагогической оценки с целью избежания привыкания к ней ребенка; применение педагогической оценки, которую дают ребенку значимые для него люди.

При выставлении оценки педагогу необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, т.к. с возрастом изменяется значимость педагогической оценки. Основные тенденции изменения заключаются в следующем: повышается понимание необходимости знаний, умений, навыков, возрастает роль социально-психологических стимулов, о также происходит постепенный переход от ориентации на внешние стимулы к учету внутренних. В младенческом возрасте должна преобладать эмоционально-экспрессивная оценка, в младшем дошкольном – стимулирование деятельности может быть дополнено социально-психологическими факторами, в старшем дошкольном – дополняются оценки, связанные с соблюдением правил поведения, а также демонстрацией знаний, умений, навыков. В младшем школьном  возрасте для детей важны оценки, которые дают значимые для них люди. В подростковом – дети больше реагируют на оценки сверстников. В старшем школьном – возрастает роль оценки взрослых, которую школьники преломляют через самооценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30. Психологическая сущность воспитания.

Воспитание – планомерное, целенаправленное и организованное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных качеств, обеспечивающих необходимые условия для его развития, успешной деятельности и жизни в социуме.

Психологическая сущность воспитания.

Воспитание, как и учение, представляет собой двусторонний процесс, в котором участвуют два субъекта – педагог и учащийся. Участие педагога не сводится только к воздействию на воспитуемого, но предполагает познание его как личности и как субъекта самосовершенствования, проектирование его развития, организацию его поведения и деятельности (прежде всего мобилизацию соответствующих мотивов ребенка), выбор средств и методов воспитания и многие другие действия.  В свою очередь, поведение учащегося в процессе воспитания не сводится только к послушанию, исполнению указаний и требований воспитателя и других лиц, но предполагает осуществление максимума самостоятельных и глубоко мотивированных поступков, управление своим поведением в сложных ситуациях. В воспитании реализуются не одна, а две цели – цель воспитателя и цель воспитуемого, которые могут не совпадать (учитель ставит цель стимулировать развитие общительности у подростка, поручает ему шефствовать над младшими школьниками, то для подростка целью будет не развитие своей общительности, а выполнение именно этой задачи).

Понимание воспитания как двустороннего процесса сложилось сравнительно недавно. Долгое время оно рассматривалось односторонне, как процесс воздействия воспитателя на ребенка, а сам ребенок рассматривался как пассивное существо, не способное к самоизменению.

Сущность воспитания – процесс формирования личности.

Воспитание обеспечивает становление ребенка как личности. В конечном счете, воспитывает учеников то, что они сами делают, а не то, что делает учитель. Только через свою деятельность ученика воспитываются, изменяются. Воспитание – это формирование общественно ценных потребностей, т.е. не просто знание норм поведения, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними.

Для ребенка естественно развиваться в соответствии с природными задатками, поэтому учитель должен быть внимателен к внутреннему содержанию действий ребенка (мотив).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Классификация методов психологического исследования