Классификация методов психологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 23:49, курсовая работа

Краткое описание

Методы исследования – приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности.
Методы исследования прежде всего могут быть сгруппированы:
1. по основанию уровня научного познания: теоретического или эмпирического;
2. по основанию действий с объектом: - изучение объекта, - обработка полученных данных;

Файлы: 1 файл

ГОС_Психология.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

Как любая другая, учебная деятельность характеризуется субъективностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью, имеет структуру и содержание.

Структура учебной деятельности состоит из:

- Учебная мотивация (как совокупность побудителей, включающая коммуникативно-познавательную потребность субъекта на фоне его общей потребность достижения цели).

- Учебная задача (здесь учащиеся получают задачи на усвоение общего способа действия и цель его усвоения, а также образцы и указания для нахождения общих способов решения задач определенного класса).

- Учебные действия – это действия уч-ся по получению и нахождению научных понятий и общих способов действий, а также по их воспроизведению и применению к решению конкретных задач.

- Контрольные действия, переходящие в самоконтроль (направлены на обобщение результатов своих учебных действий с заданными образцами).

- Оценочные действия, переходящие в самооценку (фиксируют окончательное качество усвоения заданных научных знаний и общих способов решения задач).

Учебная деятельность характеризуется тем же строением, что и любой другой интеллектуальный акт: наличием мотива, плана (замысла, программы), исполнением (реализацией) и контролем.

Учебные действия связаны с учебной задачей. Цель учебных действий – обучение человека, связанная с реальными изменениями псих. способностей. Для этого нужно сформулировать цели учебной деятельности. В самом начале у ученика цели нет, он повторяет цель учителя; цель должна быть доступной, ясной, краткой, необходимо объяснять и способы достижения цели, иначе цель не будет принята. Учебные действия невозможны без цели.

 

26. Структура педагогической деятельности, ее мотивация.

Педагогическая, как и любой другой вид деятельности , определяется психологическим (предметным) содержанием, в которое включаются: мотивация, цели, предмет, средства, способы, продукт и результат.

Предмет пед деятельности – организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта, как основы и условия развития.

Средства пед деятельности – научные (теоретические и эмпирические) знания. В качестве «носителей» знаний выступают тексты учебников при организованном учителем наблюдении (на лабораторных, практических занятиях, на полевой практике) за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности. Вспомогательными являются технические, компьютерные, графические и т.п. средства.

Способами передачи социально-культурного опыта в пед деятельности являются объяснение, показ (иллюстрация), совместная работа с обучающимися по решению учебных задач, непосредственная практика обучающегося, тренинги.

Продуктом пед деятельности является формируемый индивидуальный опыт ученика во всей совокупности его аксиологических, нравственно-эстетических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт пед деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.

Результатом пед деятельности как выполнения ее основной цели является личностное, интеллектуальное развитие обучающегося, совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. Результат диагностируется сопоставлением качеств ученика в начале обучения и по его завершении во всех планах развития человека.

Одним из важнейших компонентов пед деятельности является ее мотивация.

Внешние мотивы: - престижность работы в определенном образовательном учреждении;  - мотивы адекватности оплаты труда часто соотносятся с мотивами личностного и профессионального роста.

Внутренние мотивы – ориентация на процесс и результат своей деятельности.

В педагогической деятельности как специфической форме взаимодействия взрослого и ребенка появляется такая ориентация как доминирование или мотив власти.

Признаки потребности доминирования:

- желание контролировать свое социальное окружение;

- воздействовать на поведение других людей и направлять его посредством совета, убеждения или приказания;

- побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами;

- добиваться их сотрудничества, убеждать других в своей правоте.

Виды мотива власти, соотносимые с педагогическими действиями учителя:

- власть вознаграждения, власть наказания, нормативная власть (контроль за соблюдением определенных правил поведения), власть эталона (желание ученика быть похожим на учителя), власть знатока (ученик приписывает учителю особые знания по предмету, интуицию и навыки обучения в рамках предмета), информационная власть (она имеет место когда учитель владеет информацией, способной заставить ученика увидеть последствия своего поведения в школе или дома в новом свете).

Мотивационно-потребностная сфера деятельности педагога может быть проинтерпретировано  в терминах его центрации. Центрация – особым образом построенное простое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека. Результат личностного роста учителя и учащихся, развития их лбщения, творчества, личностного роста в целом. Характер центрации учителя определяет многообразие деятельности учителя, стиль отношения и т.д.

Основные центрации, каждая из которых может доминировать в пед деятельности и в отдельных педагогических ситуациях.

- эгоистическая (центрация на интересах своего «я»),

- бюрократическая (на интересах администрации, руководителей),

- конфликтная (на интересах коллег),

- авторитетная (на интересах, запросах родителей учащихся),

- познавательная (на требованиях средств обучения и воспитания),

- альтруистическая (на интересах, потребностях учащихся).

- гуманистическая (на интересах своей сущности и сущности других людей – администратора, коллег, родителей, учащихся).

 

27. Психологическая характеристика педагогического общения.

Педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников.

Педагогическое общение – непосредственное взаимодействие субъектов педагогического процесса, в ходе которого происходит обмен учебными знаниями, восприятие и познание друг друга, взаимовлияние на деятельность.

Такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащегося и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (препятствует возникновению «психологического барьера»). Обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.

- Оно направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений.

- Обучающая функция, которая включает в себя воспитывающую, поскольку образовательный процесс имеет воспитывающий и развивающий характер.

Уровневая структура общения:

1. Передача и принятие информации. Однако уже на этом уровне коммуникация не сводится только к этому, в скрытом виде она включает и взаимное отношение участников. Со стороны говорящего имеет место антиципация (предвосхищение) того, как воспримет слушатель (реципиент) передаваемую ему информацию, в свою очередь реципиент реконструирует контекст получаемой им информации: исходный замысел говорящего, его опыт, знания и т.д.

2. Взаимная передача и принятие значений участниками коммуникации непосредственно связана с их совместной деятельностью по решению общей задачи. Может быть характер информирования, спрашивания, обучения, инструктажа, приказывания, обеспечивая слаженность совместной работы. Обмен знаниями, соображениями, решениями подчинен здесь совместному решению задачи – получению нужных сведений, усвоению учебного материала, открытию новых знаний, передаче приказа.

3. На передний план выступает стремление понять установки и взгляды друг друга, прислушаться к мнению других, даже когда с ним не соглашаются. В этом случае коммуникация направлена на формирование общей оценки достигнутых результатов, вкладов отдельных участников.

Факторы педагогического общения:

- характеристика педагогической ситуации;

- стиль общения;

- возрастные и индивидуальные особенности учеников;

- уровень педагогического мастерства;

- педагогическая компетентность учителя.

Признаки профессионального общения:

- целенаправленно; - документально регламентировано;

- носит функционально-ролевой характер; - иерархично;

- проявляется в стиле общения; - атрибутивно.

Характеристика педагогического общения:

*в основе педагогического общения – цели обучения и воспитания детей;

*на общение оказывают влияние учебные планы, инструкции, приказы, другие документы;

*поведение субъектов общения во многом определяется выполнением соответствующей социальной роли (педагога, ученика);

*в общении наблюдается определенная иерархия (педагог формально имеет больше власти и ответственности);

* общение выражается в определенном стиле взаимодействия;

*общение всегда сопровождается теми или иными атрибутами.

 

 

 

 

 

 

 

28. Педагогические способности.

Педагогические способности – индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям педагогической деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.

В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным – те от которых зависит успех именно педагогической деятельности.

Специальные (касаются обучения, учения и научения).

- способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся материал, устанавливать степень и характер такого понимания;

- способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

- способность по-разному излагать один и тот же учебный материал, чтобы обеспечить его усвоение всеми учащимися;

- способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся;

- способность правильно строить урок, совершенствуя свое пед мастерство от занятия к занятию;

- способность передавать свой опыт другим учителям;

- способность к самообучению;

- способность формировать у учащихся нужную мотивацию  и структуру учебной деятельности.

Специальные (способности к воспитанию):

- правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сопереживать ему;

- быть примером и образцом в мыслях, чувствах, поступках;

- вызывать у ребенка благородные чувства, желание становиться лучше, делать людям добро;

- приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальностям ребенка;

- находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения;

- вызывать к себе уважение, иметь авторитет среди детей.

Педагогические способности (В.А.Крутецкий)

1. Дидактические способности – способности передавать учащимся учебный материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное- простым, непонятное, неясное – понятным.

2. Академические способности – способности к соответствующей области наук (математике, физике, биологии, литературе и т.д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире, глубже, следит за открытиями в своей науке, свободно владеет материалом.

3. Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

4. Речевые способности – способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимы.

5. Организаторские способности: а) способности организовать ученический коллектив, сплотить его;

б) способности правильно организовать свою собственную работу.

6. Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

7. Коммуникативные способности – способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (прогностические способности) – это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, умение прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

Информация о работе Классификация методов психологического исследования