Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 23:49, курсовая работа
Методы исследования – приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности.
Методы исследования прежде всего могут быть сгруппированы:
1. по основанию уровня научного познания: теоретического или эмпирического;
2. по основанию действий с объектом: - изучение объекта, - обработка полученных данных;
8. Понятие о темпераменте. Учет особенностей темперамента в учебно-воспитательной работе.
Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия
Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз и обусловлен биологической организации индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях и общении. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия, влияет на темп речи.
Темперамент – это совокупность индивидуально-своеобразных свойств психики, одинаково проявляющихся в разнообразной деятельности личности и остающихся постоянными в течение жизни.
Основные свойства нервных процессов:
- Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую и длительную нагрузку.
- Уравновешенность – это определенный баланс процессов возбуждения и торможения.
- Подвижность – это быстрота смены одного процесса другим.
Своеобразная комбинация этих свойств характеризует специфические типы нервной деятельности.
1. Сильный неуравновешенный (безудержный) тип нервной деятельности характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным торможения.
2. Сильный уравновешенный (процесс возбуждения балансируется с процессом торможения), подвижный.
3. Сильный уравновешенный, инертный (внешне более спокойный, «солидный»).
4. Слабый характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения, малой подвижностью (инертностью) нервных процессов.
Тип нервной деятельность следует рассматривать в качестве задатка темперамента.
Типы темперамента.Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе.Сангвинический темперамент. Для него обычно большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни. Он быстро находит контакт с людьми, не чувствует скованности в новой обстановке. Сангвиники очень продуктивны, но только тогда, когда дело им интересно. Если дело перестает интересовать, то сангвиника быстро к нему охладевают, становятся скучными, вялыми. Дети-сангвиники очень интересны и трудны: у них много деланий, они за многое берутся, но часто не доводят до конца. Для них ничего не стоит попросить прощения и тут же нарушить обещания. Могут легко обидеть, но быстро забывают обиды. Не злопамятны.
Флегматический темперамент. Спокойный, уравновешенный, всегда ровный; настойчивый и упорный труженик жизни. Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяют флегматику легко оставаться спокойным в любых условиях. Он может выполнять дело, требующее ровной затраты сил, длительного и методического напряжения (усидчивость, устойчивость внимания и терпения). Флегматик солиден, он не тратит напрасно сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать.
Меланхолический темперамент. Представители этого типа отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, а вследствие этого и повышенной ранимостью. Меланхолики склонны к устойчивым, длительным настроениям, склонны к преувеличениям, видят мир в серых тонах, депрессивны. Медлительны, быстро устают. Дети с этим типом темперамента ведут себя тихо, стеснительны, избегают общения. Обидчивы, обиды таят долго. Легкоранимы, склонны к сильным переживаниям даже при незначительных внешних воздействиях.
У школьников – холериков – стараться путем тренировки развивать процесс торможения. Требовать спокойных обдуманных ответов, спокойных, нерезких движений. В трудовой деятельности воспитывать последовательность, аккуратность. На холериков лучше действует подчеркнуто спокойный, тихий голос
У сангвиников - воспитывать усидчивость, устойчивость интересов, серьезное отношение к любому делуУ меланхоликов – надо постепенно отучать от излишней робости, застенчивости, чаще спрашивать на уроках, большая роль одобрения. Развивать общительность. Мягкость, тактичность со стороны педагога.У флегматиков – следует развивать подвижность, активность. Изживать равнодушие, безразличие.
9. Понятие о характере. Учет закономерностей формирования характера в процессе обучения.
Характер – это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самому себе.
Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках. Когда мы говорим, что у человека такой-то характер, мы тем самым раскрываем: 1)систему его отношений к действительности; 2) привычную схему его поведения в определенной ситуации.
Отдельные черты характера зависят друг от друга и связаны между собой, образуя целостное единство. Такая целостная организация называется структурой характера.
Обычно принято выделять четыре системы свойств характера, определяемых различными отношениями личности:
1. свойства, выражающие отношения к обществу и отдельным людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т.п.);
2. свойства, выражающие отношения к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственное и безответственное отношение и т.п.);
3. свойства, выражающие отношения к вещам (аккуратность, неряшливость, бережное или небрежное отношение и т.д.);
4. свойства, выражающие отношения к самому себе (самолюбие, честолюбие, тщеславие, гордость, самомнение, скромность и т.д.).
Структура характера, образ поведения личности зависят не только от настоящих жизненных влияний, условий жизни и деятельности, но и от прошлых воздействий, от всей истории жизни, обусловливающей характер человека.
Характер в целом и в особенности его моральные свойства формируются в коллективе – в системе межличностных отношений. Учителя, управляя процессом формирования характера, применяют такие средства воздействия на учеников, как общественное мнение класса, педагогическую оценку учебной, трудовой и общественной деятельности, используют методы внушения и убеждения. Важное значение имеет контроль за поведением школьника (поощрять хорошее, видеть плохое).
Тип характера – относительно устойчивое образование, но он вместе с тем и пластичен. Под влиянием обстоятельств жизни, воспитания, требований общества и требований человека к самому себе тип характера развивается и изменяется.
1. Типы характера по преобладанию рассудка, воли, эмоций: - рассудочные – ко всему подходят с рациональной меркой; - эмоциональные – поступают под влиянием порыва, переживаний; - волевые – активные, целеустремленно деятельные.
2. Направленность личности на внутренний или внешний мир: - интравертированный (внутренне сосредоточенный, замкнутый, мыслитель); - экстравертированный (открытый человек, активный, чрезвычайно общительный).
3. По степени самостоятельности личности: - конформный тип (легко соглашаются с чужим мнением, подчиняются власти других, имеют тенденцию выполнять предписания без критики, не способны адаптироваться в состоянии стресса); - самостоятельный тип (отличается стойкостью личных убеждений и самостоятельностью суждений и решений. Представители этого типа активны и не теряются в трудных обстоятельствах, легко мобилизуют силы в стрессовых ситуациях).
10. Общие и специальные способности, их характеристика.
Способности – индивидуальные психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и выступающие условием ее успешности. От уровня развития способностей зависит скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками и умениями, но сами способности не сводятся к ЗУН. Если человек много знает и умеет, это еще не значит, что он имеет лучшие способности. Способности следует расценивать лишь как возможность приобретения ЗУН. А будут ли они приобретены, зависит от множества условий:
- заинтересованность окружающих в том, чтобы человек овладел ЗУН,
- как его будут обучать,
- как будет организованна трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся.
Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом.
Уровни способностей:
*репродуктивный – обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности и осуществлять их по образцу;
*творческий – обеспечивает создание нового, оригинального.
Одна способность, сколь бы развита она ни была (например, феноменальная память), еще не обеспечивает успешность более менее сложной деятельности. Для этого необходимо оптимальное сочетание ряда качеств личности. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной деятельности (прежде всего творческой), называется одаренностью. Высокую степень одаренности называют талантом. Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.
Гениальность – наивысшая степень проявления одаренности и творческих сил человека.
Виды способностей:
*элементарные (основные) способности – совокупность отдельных свойств личности как обобщение психических процессов, присущих всем людям примерно в равной степени;
*сложные общие способности – система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности (труд, общение, речь, обучение, воспитание и т.д.);
*сложные частные (специальные) способности – система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т.п. К специальным способностям следует отнести и способности практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и др.
11. Понятие о личности. Структура личности.
Человек – это прежде всего биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. В отличие от других животных, этот вид наделен сознанием, т.е. способностью познавать сущность как внешнего мира, так и свою собственную природу, и в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Человек вместе с тем существо общественное, и это самый существенный его признак.
Понятие «личность» несколько уже, чем понятие «человек». В общем развитии человека наблюдаются две взаимосвязанные линии – биологическая и социальная. Понятие «личность» включает в себя только социальные свойства и качества человека. Данное понятие характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает прижизненно.
Личность – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль. Роль – это социальная функция личности: роль матери, отца, директора школы, студента и т.д.
Личность – это иерархическая структура собственных взглядов и отношений к внешнему миру, а также собственных требований к самому себе, оценок и самооценок в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, делающих ее относительно устойчивой и независимой от воздействий среды, чуждых собственным моральным нормам и убеждениям.
Еще одна характерная сторона личности – ее индивидуальность, неповторимое сочетание психологических особенностей личности. Сюда относятся характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности.
Как всякая организация, психическая жизнь имеет определенное строение. Основные компоненты личности.
1. Направленность личности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни их компонентов направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности.
2. Возможности личности, та система способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни их способностей доминируют, другие им подчиняются.
3. Характер или стиль поведения человека в социальной среде. Свойства характера: - моральные (чуткость или черствость в отношениях к людям, скромность, ответственность); - волевые качества (решительность, настойчивость, мужество, самообладание).
Информация о работе Классификация методов психологического исследования