Классификация методов психологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 23:49, курсовая работа

Краткое описание

Методы исследования – приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности.
Методы исследования прежде всего могут быть сгруппированы:
1. по основанию уровня научного познания: теоретического или эмпирического;
2. по основанию действий с объектом: - изучение объекта, - обработка полученных данных;

Файлы: 1 файл

ГОС_Психология.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

19. Теория психического развития в отечественной психологии.

Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского зародилась на основе осмысления марксистской теории трудовой деятельности. В результате Выготский обратился к рассмотрению психических явлений через анализ трудовой деятельности. Критикуя рефлексологию (диада «сознание – поведение»), Выготский сосредоточил внимание на триаде «сознание – культура – поведение». Центральной идеей его общепсихологической системы было выделение двух уровней организации поведения: естественного и культурного. Инструменталистскую функцию выполняют труд и слово. Специфика орудийного опосредования психических процессов подчеркивает их социально-историческую детерминацию. Структура взаимоотношения организма со средой включала орудие-знак.  И  поведение стали объяснять не по биологическим законам, а по законам исторического мира культуры и общения с другими людьми. 

Основные идеи теории:

*главная закономерность формирования психики состоит в переходе во внутренний психики ребенка его внешней, социально-символической (т.е. совместно со взрослыми и опосредованной знаками) деятельность;

*в процессе усвоения культурного опыта «натуральные» (низшие) психические функции становятся «культурными» (высшими).

Положения теории:

О знаковых системах. В отличие от орудий труда, с помощью которых человек изменяет природу, с помощью другого рода «орудий» - знаковых систем (и прежде всего знаков языка) – человек, воздействуя на другого, формирует собственный внутренний мир, основными единицами которого выступают значения (когнитивный компонент) и смыслы (аффективно-мотивационный компонент).

Об интериоризации. Л.С.Выготский: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, - сперва социальном, потом – психологическом. Сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая».

Интериоризация – процесс перехода внешних социальных контактов в психику в виде функций высшего уровня развития.

О высших психических функциях. Всякая психическая функция в своем генезисе имеет две формы: врожденную или «натуральную», и приобретенную или «культурную». Первая биологически  детерминирована, а вторая обусловлена культурно-историческим развитием.

О зоне ближайшего развития. Реальные отношения умственного развития ребенка к возможностям обучения могут быть выявлены с помощью определения актуального уровня развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая зону ближайшего развития, «ведет» за собой развитие; только то обучение является действенным, которое «забегает вперед» развитию.

Теория деятельности. (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.) Деятельность ребенка – основное условие его психического развития. Усвоение и присвоение достижений предшествующих поколений людей осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в которых воплощены эти достижения человечества. Основной принцип – ведущая роль обучения в психическом развитии ребенка во всех возрастных этапах.

Концепция персонализации. Она возникла на основе сближения общепсихологического и социально-психологического способов мышления. А.В.Петровский поставил задачу выделить формирование личности как субъекта системы человеческих отношений в особый процесс. Психика как форма активного отражения объективной реальности субъектом есть сторона существования личности, как важнейшая ее интраиндивидная характеристика.

А.В.Петровский развернул уже известное понятие «социальная ситуация развития» (термин Выготского). Автор рассматривает ее в связи в развитием личности в процессе ее взаимодействия с разными социальными группами (семья, дошкольные учреждения, школы, трудовые коллективы). Социальная ситуация развития является источником социализации индивида. Главные направления развития в этой ситуации – передача и усвоение культуры через семейные институты, через систему образования; контакты с другими людьми в общении и процессы саморегуляции; замены внешнего контроля на самоконтроль; преобразование мотивационной сферы и др.

 

 

 

 

 

20. Основные психологические новообразования в младшем школьном возрасте и их характеристика.

Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, связанный с обучением его в начальной школе. В этот период происходит становление ребенка как личности. Активно формируются многие психические процессы: воля, память, творческое воображение, абстрактное мышление. Проявляются чувства (переживания, стыда, любви, долга, ответственности и многие другие). Существенную роль начинает играть становление действий в игре, труде, рисовании, повышается уровень произвольного управления своим поведением, осознание речи, интенсивно развиваются высшие формы наглядно-образного мышления. В этом возрасте у ребенка закладываются основы логического мышления, появляется способность обобщения. Для детей характерна большая эмоциональность, потребность самовыражения.

Процесс ощущения у детей младшего школьного возраста проходит в тесном взаимодействии с процессом восприятия. У детей этого возраста довольно хорошо развита речь, что обеспечивает осмысленность восприятия. В этот период жизни ребенок способен к обобщению свойств предметов и явлений окружающего мира путем их словесного обозначения. Для младших школьников характерно восприятие окружающего мира в форме восприятия пространства, времени, сложных звуков, речи. Они пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других предметов.

Воображение младшего школьника отличает яркость, эмоциональность, наглядность, конкретность, подвижность и изменчивость, широта, разнообразие, целенаправленность.

Для детей младшего школьного возраста характерно наличие элементов воссоздающего, творческого воображения, проявляющихся в игровой, трудовой, учебной деятельность. Следует подчеркнуть, что именно  в младшем школьном возрасте начинают развиваться «высшие» чувства: нравственные, интеллектуальные и эстетические.  Посредством чувств ребенок не только воспринимает свое окружение, но и вырабатывает свое отношение к нему.

Ведущая деятельность – учение. Обучение в школе и учение при этом могут не совпадать. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организованно особым образом. Оно должно быть сродни игре, ведь ребенок играет потому что ему хочется, это деятельность ради нее самой.

Основные новообразования младшего школьного возраста:

Личностная рефлексия. У детей в возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью.

Рефлексия интеллектуальная. Ребенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени.

В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Психологические особенности общения в подростковом возрасте.

Возраст от 11 до 16 лет – подростковый. Его называют переходным, так как именно в это время происходит переход от детства к взрослости. Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам). При этом не утрачивается ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения.  С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, острый сексуальный интерес. Во время смены интересов есть момент, когда кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес.

Общение в подростковом возрасте. Общение для подростка представляет большую ценность. Отношения подростка со сверстниками сложнее, чем в младшем возрасте. Усиливается близость отношений, общение выходит за пределы учебы, школы. Возникают личные отношения. Ярко проявляется стремление к общению и совместной деятельности в кругу сверстников, желание быть ими принятым, признанным, уважаемым.

Проявляется интерес к противоположному полу, к особенностям внешности, желание нравиться. Товарищеские отношения становятся основой развития дружбы, романтических отношений. Требования к дружбе выражают взаимную откровенность и понимание, чуткость и отзывчивость, сопереживание и умение хранить тайну. Подростки ревностно относятся к симпатиям друг друга, старательно охраняют дружбу. Отношения, основанные на неравенстве, подростки не считают настоящей дружбой. Идеал дружбы – всегда все вместе, все пополам.

Основные новообразования – это начало активного развития самосознания; резкое увеличение потребности в самоуважении и признании со стороны сверстников, коллектива, взрослых; обостренная чувствительность к оценке окружающих; потребность в дружбе, общении, образце для подражания, в идеале.

Общение со сверстниками.

Психологические функции общения:

- информационная – формирует осведомленность по различным вопросам, в том числе по вопросам, по которым взрослые осведомлять не хотят;

- эмоциональная – формирует чувство эмоционального комфорта, чувство общности, понимания друг друга, эмпатию, эмоциональную устойчивость;

- социальная – формирует навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.

Группы общения:

- школьные коллективы;

- внешкольные коллективы;

- стихийные группы и компании.

Виды стихийных групп.

Просоциальные – развивают положительные социально-нравственные качества.

Асоциальные – межличностные контакты эмоционально значимы, но поверхностны по содержанию.

Антисоциальные – развлечения, общение, деятельность, направленные против других людей или социальных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Основные психологические новообразования в подростковом возрасте.

Ведущая деятельность в подростковом возрасте – интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем с взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.

Основные новообразования:

Формирование «Мы» - концепции. Иногда оно принимает очень жесткий характер: «мы – свои, они – чужие». Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это скорее поклонение общему идолу.

Формирование референтных групп. В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только их связанных между собою пар. Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия ограничены.

Чувство взрослости. Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости: 1). Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, т.к. ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок – максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. 2). Новое отношение к учебе. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие. 3). Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения). 4). Внешний вид и манера одеваться.

Подростковый возраст – манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста – чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым нужна помощь психолога. Расстройства бывают поведенческими и эмоциональными.

Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи, тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков.

Информация о работе Классификация методов психологического исследования