Классификация методов психологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 23:49, курсовая работа

Краткое описание

Методы исследования – приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности.
Методы исследования прежде всего могут быть сгруппированы:
1. по основанию уровня научного познания: теоретического или эмпирического;
2. по основанию действий с объектом: - изучение объекта, - обработка полученных данных;

Файлы: 1 файл

ГОС_Психология.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

3. Зависимость от целей деятельности.

Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение в том случае, когда отсутствует специальная цель что-то запомнить или вспомнить.

Произвольная память – это запоминание и воспроизведение, движимые определенной целью запомнить, выучить. Начиная со школы, в деятельность человека возникает необходимость руководить своей памятью. Важную роль начинает играть произвольная память.

4. Степень осмысления запоминаемого материала.

Механическая  - это память как функция только повторения, без установления ассоциативных и смысловых связей.

Смысловая – вид памяти, опирающийся на установление и запоминание смысловых связей понятий. Продуктивность смысловой памяти примерно в 25 раз выше, чем механической.

Процессы памяти.

Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит запечатление, закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Важнейшей особенностью запоминания является его избирательность – в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

Сохранение – процесс сохранения идет непрерывно, мы его не осознаем и почти не умеем регулировать. Наименее изученный процесс памяти.

Воспроизведение  - процесс памяти, в результате которого в сознании проявляются образы и представления  о ранее воспринятом. В результате воспроизведения информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную. Произвольное воспроизведение вызывается задачей, которую ставит перед собой человек. В тех случаях, когда материал закреплен прочно, воспроизведение осуществляется легко.

Узнавание – это воспроизведение объекта в условиях его повторного восприятия.

Забывание – исчезновение, выпадение из памяти. Забывание может быть связано с действием отрицательной индукции. Сильные посторонние раздражители во время заучивания могут затруднять образование новых связей и даже ослаблять ранее выработанные.

 

5. Понятие о мышлении. Учет закономерностей мышления при организации учебной деятельности школьников.

Мышление – есть опосредствованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. Осуществление мышления посредством мыслительных операций характеризует мышление как опосредствованное отражение действительности. Мышление всегда и обязательно строится на основе чувственного отражения мира, т.е. образы чувственного познания являются материалом, с помощью которого только и может осуществиться отражение на уровне мышления. Отражение действительности на уровне мышления опосредствовано также и словом. Мышление является опосредствованным отражением действительности и потому, что оно всегда протекает с опорой на имеющиеся у человека знания. Отражение на уровне мышления носит обобщенный характер.

Опосредствованный и обобщенный характер мышления обеспечивает познание человеком как явлений, так и их сущности. Благодаря мышлению, человек отражает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью органов чувств, но и то, что скрыто от восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения. Мышление позволяет устанавливать различные связи и отношения. Особенно большое значение имеет установление причинно-следственных связей, раскрытие которых, с одной стороны, позволяет понять, как и почему возникают те или иные явления, а с другой – создается возможность прогнозировать будущее.

Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике.

Виды мышления:- Практически-действенное мышление – способ практического решения задач, предполагающий зрительное изучение ситуации и практические действия в ней с материальными предметами. Этот вид мышления является и исторически и онтогенетически наиболее ранним видом мышления человека. (первоначально ребенок решает задачи, непосредственно действуя с предметом).

- Наглядно-образное мышление  - способ решения задач, включающий наблюдение за ситуацией и оперирование образами составляющих ее предметов без практического действия с ними. Значение этого вида мышления в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность. Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения должно включать в себя задачи, требующие оперирования образами различной степени обобщенности, непосредственным изображением предметов, схематическим их изображением и символическими обозначениями.

- Словесно-логическое мышление – здесь задача решается в словесной (вербальной форме).  Используя словесную форму, человек оперирует наиболее отвлеченными понятиями, подчас такими, которые вообще не имеют прямого образного выражения (например, экономическими понятиями: цена, стоимость, прибыль; нравственными: честность, принципиальность, патриотизм и т.д.). Именно этот вид мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека. Благодаря этому виду мышления, человеку удается наиболее обобщенно решать мыслительные задачи. В процессе обучения перед учителем постоянно стоит задача всемерного развития словесно-логического мышления, т.к. только в этом случае учащиеся смогут овладеть понятиями, особенно их системами, понять закономерности той или иной науки.

Формы мышления:

Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Понятия относятся не к отдельным предметам или явлениям, а к группе, классу сходных предметов или явлений, т.к. представляют обобщенное отражение действительности. Понятия существуют в виде значения слова.

Представления – это образ конкретного предмета. Представления об одних и тех же предметах у разных людей могут различаться (в представлении одного дерево- это береза, а другого – яблоня).

Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения бывают истинные и ложные; общие, частные, единичные. Суждения раскрывают содержание понятий. Истинность суждений проверяется общественной практикой человека.

Умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой  из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Исходные суждения – это посылки, а вывод – заключение.

 

 

6.        Понятие о воображении, его развитие в процессе обучения.

Воображение – психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.  Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти. Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов.

Различают два вида воображения – воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями (чтение художественной литературы, чертежа детали, агрегата, плана сооружения). Качество воссоздания зависит от ряда причин:

1. От исходной информации, на основе которой развертывается воссоздание ( при чтении худ. литературы портрет персонажей, дела и их поступки представлены в воображении читателя ярко, зримо, в зависимости от языковых средств).

2. Воссоздание знаковой информации зависит от суммы и качества знаний человека. Обширность знаний, сочетающаяся с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную информацию и видеть за знаками то, что вложил в них автор.

3. Качество воссоздающего изображения зависит от наличия установки (сильные эмоциональные состояния мешают воссозданию образов памяти и воображения, и тогда человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредоточиться, ясно и отчетливо воссоздать содержание, заключенное  в тексте)

    Воссоздающее воображение имеет большое значение при усвоении учебного материала.  Задача педагогического процесса – накапливать у учащихся яркие образы в ходе изучения учебных предметов, с тем чтобы, опираясь на них, они могли воссоздавать соответствующие действительности картины, ситуации, события.

Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи. Различают объективно и субъективно новое. Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое – новое для данного человека, оно может повторять существующее, но об этом человек не знает.

          Непреднамеренное воображение – характеризуется неучастием или крайне незначительным включением в процесс создания образов целеполагания и волевого усилия (сновидения, грезы, чтение худ литературы – не прилагается усилия для оживления картины, «стоящей» за текстом).

          Преднамеренное воображение – для него характерно наличие задачи на создание образа и волевое усилие при осуществлении этой задачи. Преднамеренным может быть как воссоздающее, так и творческое соображение.

          Мечта – образ желаемого будущего. В мечте заложено активное начало, она является в определенном смысле движущей силой дел и поступков человека, поскольку последние реализуют ее.

         Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах. Наиболее элементарная форма синтезирования образов – агглютинация – предполагает «склеивание» различных, в повседневной жизни несоединимых качеств, свойств, частей (русалка, кентавр, избушка на курьих ножках). Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета (великан, мальчик-с-пальчик), а также изменение количества частей предмета или их смещение (дракон с семью головами). При помощи заострения, подчеркивания каких-либо признаков создаются дружеские шаржи, злые карикатуры. В процессе схематизации представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план.

Типизация- выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение этих существенных  черт в конкретном образе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.        Понятие о воле и волевых качествах личности.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодоление внутренних и внешних препятствий. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанным с познавательными и эмоциональными процессами.

Воля выполняет две взаимосвязанные функции – побудительную и тормозную.

Побудительная  - обеспечивает активность человека (активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия – человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища).

Тормозная – выражается в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможным без процесса торможения. В своем единстве побудительная и тормозная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели.

Волевые свойства личности:

Целеустремленность – волевое свойство личности, проявляющееся в умении ставить и достигать общественно значимые цели. Целеустремленная личность имеет отчетливые, ясные личные цели.

Решительность – волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Решительный человек всесторонне и глубоко обдумывает цели действия и способы их достижения, понимает важность принимаемого решения, отдает себе отчет в возможных последствиях.

Настойчивость – волевое свойство личности, которое проявляется в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью. Человек, обладающий этим волевым свойством, постоянно держит в сознании поставленную задачу и строит свое поведение с таким расчетом, чтобы приблизить ее решение.

Выдержка (самообладание) – волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели.

Самостоятельность – волевое свойство личности, выраженное в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути ее достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек без посторонней помощи вскрывает проблемную ситуацию, исходя из нее, ставит цель.  Свойством воли, противоположным самостоятельности, будет внушаемость. Люди, отличающиеся внушаемостью, не могут по собственной инициативе начать и закончить более или менее сложное волевое действие. Они проявляют активность в том случае, если получают указания, распоряжения, совет. Они быстро поддаются влиянию других людей.

      Воля человека характеризуется и другими свойствами, такими, как смелость, отвага, мужество, стойкость, дисциплинированность. Но они в значительной мере являются индивидуальным сочетанием основных волевых качеств. Если волевые свойства приобретают устойчивость, то они отражают уровень развития воли личности. У каждого человека представлены все волевые свойства личности, но развиты они неодинаково.

Воля как регулятор поведения формируется в процессе жизни и деятельности. Находясь в коллективе и занимаясь трудом, учением, игрой, человек воспитывает свою волю. В каждом виде деятельности есть элементы, вызывающие интерес, повышенное положительное эмоциональное состояние. Однако в труде, учении и даже игре немало будничного, малоинтересного, но важного, необходимого. Человек, занимаясь данным видом деятельности, преодолевает субъективные и объективные трудности, усилием воли заставляет себя продолжить и закончить начатое. Именно в этих особо трудных условиях, требующих сознательного регулирования поведения, крепнет, закаливается воля человека.

Информация о работе Классификация методов психологического исследования