Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 23:49, курсовая работа
Методы исследования – приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности.
Методы исследования прежде всего могут быть сгруппированы:
1. по основанию уровня научного познания: теоретического или эмпирического;
2. по основанию действий с объектом: - изучение объекта, - обработка полученных данных;
23. Возрастные особенности психического развития в ранней юности.
Ранний юношеский возраст – период онтогенеза от 15 до 18 лет (старший школьный возраст).
Социальная ситуация развития – в ранней юности существует зависимость от взрослых, и прежде всего от родителей и в этом плане юноша еще ребенок. У личности актуализируются потребности, связанные с тем, каким быть и кем быть (задачи самоопределения).
Ведущая деятельность – учебно-профессиональная деятельность. У старшеклассников по сравнению с подростками интерес к школе и учению заметно повышается, учение приобретает непосредственный жизненный смысл. Они отчетливо сознают, что необходимым условием достойного участия в будущей трудовой жизни является приобретение знаний, развитие умений и навыков. На этой основе развивается потребность в самостоятельном приобретении знаний, читательские интересы, связанные, как правило, с жизненными планами, самовоспитание. У старшеклассников происходит дальнейший рост интеллектуальных сил. Мыслительная деятельность характеризуется высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые явления и факты в систему.
Новообразования:
- центральное новообразование – профессиональное и личностное самоопределение
- мировоззрение – система нравственных взглядов и убеждений, которая приводит к изменениям в стремлениях
- система ценностных ориентаций и социальных установок.
Развитие познавательных процессов в раннем юношеском возрасте.
Внимание: *преобладает произвольное внимание; *владение приемами переключения внимания, умение самостоятельно правильно организовать свое внимание; *развитие внимания способствует формированию наблюдательности, которая становится целенаправленной и устойчивой.
Память: *память становится произвольной, управляемой; *старший школьник владеет разными приемами запоминания, может выделить в материале существенное, систематизировать его, сформулировать то, что запомнилось; *значительно увеличивается объем осмысленного запоминания.
Мышление: *развитие мышления позволяет юноше выделять в предмете существенное, приходить к пониманию причин того или иного явления; *в юношеском возрасте мышление характеризуется большей систематичностью; *юноша может точно классифицировать более частные и более общие понятия.
Воображение: *воображение характеризуется большим развитием самоконтроля; фантазия, ранее бесконтрольно уводившая ребенка в сторону от реальности, в этом возрасте критически осмысливается; *юноша фантазирует также достаточно часто и особенно это проявляется в мечтах о будущем.
Речь: *речь старших школьников более богата по лексике, более гибкая по интонации; *иногда письменная речь развита лучше, чем устная; *речь опосредует мышление и развитие самосознания в юношеском возрасте.
24. Психологические основы современных теорий обучения.
Психологические основы развивающего обучения.
Большой вклад в разработку проблемы обучения и развития внес Л.С.Выготский. Он пришел к выводу, что обучение, являясь источником возникновения нового в развитии и находясь с ним в единстве, всегда должно его опережать (обучение ведет за собой развитие). Обучение, стимулируя развитие, в то же время опирается на него, учитывает уровни уже достигнутого развития и не может игнорировать внутренних законов развития психики обучаемого.
Л.В.Занков. Главная задача обучения – развитие личности, а не передача знаний.
Принципы: - принцип обучения на высоком уровне трудности (соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений (можно соотнести с проблемностью в обучении)).
- Принцип ведущей роли теоретических знаний, согласно которому отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков.
- Принцип осознания школьниками собственного учения. Он направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя, как субъекта учения.
- Принцип работы над развитием всех учащихся (должны быть учтены индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех, ибо развитие есть следствие обучения)
Отличительные черты системы Л.В.Занкова: *направленность на высокое общее развитие школьников; *высокий уровень трудности, на котором ведется обучение; *быстрый темп прохождения учебного материала; *резкое повышение удельного веса теоретических знаний.
Данная система обучения развивает мышление, эмоциональную сферу учащихся, учит понимать и выявлять общий смысл, основное содержание читаемого. Целостность создаваемого образа, целостность восприятия, целостность понимания текста есть основа и исходная точка для последующего углубления и дифференцирования предметов освоения.
Система развивающего обучения В.В.Давыдова.
Развивать в процессе обучения теоретическое мышление. Основу содержания обучения составляет система научных понятий (от общего к частному, от абстрактного – к конкретному, от системного к единичному). *Принцип доступности – дается то, что доступно, но в такой мере, чтобы можно было управлять темпами и содержанием развития (через требования, организацию учебного воздействия). *Принцип сознательности. «Знай и понимай что делаешь». Но сознательность будет реализована лишь тогда, когда школьник получает знания не в готовом виде, а выясняет всеобщие условия их происхождения. Знания приобретаемые в процессе деятельности и в форме теоретических понятий, отражают внутренние качества предметов и обеспечивают ориентировку на низ при решении практических задач. *Принцип наглядности – противопоставление принципу предметности, т.е. точного указания тех действий, которые надо произвести для выявления содержания, а не внешних свойств объекта.
Результат развивающего обучения состоит в свободном развитии каждого ученика как субъекта учения и как личности. Свободное развитие – это такое, которое не подчинено заранее заданной норме, оно не имеет эталонов. Развивающее обучение дополняет, а не отвергает традиционное и др.типы обучения.
Психологические основы проблемного обучения.
Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Оно процесс продуктивный, творящий новые знания. Само мышление – это процесс непрерывного взаимодействия человека с объектом познания и включает анализ и синтез, абстрагирование и обобщение.
Психологи признают, что начало и источник творческого мышления – это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность, через которую учитель может управлять процессом усвоения уч-ся новых знаний. Проблемная ситуация – это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности. Проблемное обучение создает условия для творческого усвоения знаний и этим способствует развитию интеллектуальных и творческих возможностей уч-ся.
( разрабатывали ПО - Махмутов, Матношнин, Лернер, Скаткин).
Неизвестное должно содержать что-то известное, чтобы помогло решить неизвестное (не выходить за ЗБР). Если проблемная ситуация выходит за ЗБР, то на ученика это действует отрицательно, угнетает – отрицательное отношение к выполнению учебного задания.
Психологические основы программированного обучения.
Программированное обучение связано с западной психологией. Бихевиористы исходят из того, что поведение человека (животного) может выразить формула : стимул – реакция. Поведение есть реакция организма на воздействие извне.
Необихевиористы дополнили эту формулу разными промежуточными побудительными факторами. Они разработали теорию научения – процесса и результата приобретения индивидуального опыта путем многократного повторения операций через пробы и ошибки. Удачная реакция обучаемого на стимул поощряется, вернее, подкрепляется путем поощрения (стимул- реакция – подкрепление). Так достигается желательное поведение обучающегося, у человека формируются ЗУН.
В основу программного обучения, кот. разработана в США, положена бихевиористическая теория, для которой характерен механический подход к научению. У нас эта теория не нашла поддержки, т.к. сводила научение человека к механическим способам дрессировки животных.
В 60-е годы Леонтьев, Галызина, Гальперин разработали теорию поэтапного формирования умственных действий.
Программное обучение – это дидактическая система, это составление программы, определение последовательности учебных действий и операций как учащихся, так и обучающего.
Существенной особенностью программного обучения является обратная связь. Именно она обеспечивает систематическую информацию о продвижении обучающегося по усвоению программного материала и позволяет управлять ходом учения. Другая особенность – это цикличность, т.е. повторяемость учебных операций при изучении разных частей учебного материала.
25. Учебная деятельность, ее структура.
Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в соответствии с потребностями и мотивами людей.Учебная деятельность – деятельность, направленная на приобретение индивидом новых знаний, умений, навыков или их изменения в ходе специально организованного и целенаправленного обучения. Это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть мотивы, приобретения обобщенных способов действия (мотивы собственного роста, собственного совершенствования). Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта – совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях.
Отличают три основные характеристики учебной деятельности:
1. она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
2. в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы);
3. общие способы действия предваряют решение задач (сравним с учением по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность).
Можно добавить еще 2 существенные характеристики учебной деятельности:
*учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, что (по Д.Б.Эльконину) является основной ее характеристикой.
*И.Лингарт рассматривает еще одну особенность учебной деятельности как активной формы учения – изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий.
По содержанию - учебная деятельность направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством.
По смыслу – она общественно значима и общественно оцениваема.
По форме – она соответствует общественно выработанным нормам обучения и протекает в специальных общественных учреждениях: школах, гимназиях, колледжах, институтах.
Информация о работе Классификация методов психологического исследования