Классификация методов психологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 23:49, курсовая работа

Краткое описание

Методы исследования – приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности.
Методы исследования прежде всего могут быть сгруппированы:
1. по основанию уровня научного познания: теоретического или эмпирического;
2. по основанию действий с объектом: - изучение объекта, - обработка полученных данных;

Файлы: 1 файл

ГОС_Психология.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

4. Система управления, понятие «я». «Я» - образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.

Психические процессы, свойства и состояния в структуре личности.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы обеспечивают связь личности с действительностью, через них формируются свойства личности, их определенная система, которая регулирует протекание психических процессов.

Психические свойства личности – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень психической деятельности и поведения, типичный для индивида.

Характер протекания психических процессов, как и проявление свойств, зависит от состояния психической активности личности.

Под психическом состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

 

 

 

 

 

 

12. Основные подходы к изучению личности.

Фрейдизм – наиболее известное за пределами психологии направление в объяснении природы личности человека. Своим названием это направление обязано его основателю Зигмунду Фрейду (1856-1939). Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика личности человека состоит из трех компонентов (уровней): Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго).

*Оно – это бессознательная часть психики, врожденные инстинктивные влечения, прежде всего агрессивность и сексуальность.

*Я – это сознание человека. По Фрейду, Я находится в состоянии постоянного конфликта с Оно, подавляя сексуальные и другие инстинктивные влечения, которые считаются в данном обществе неприемлемыми. На сознание воздействуют три силы: Оно, Сверх-Я и общество. Я старается установить гармонию между ними, подчиняясь не принципу удовольствия, а принципу «реальности».

*Сверх-Я – это носитель моральных стандартов, совесть личности. Если Я принимает решение или совершает действие в угоду Оно и в противовес Сверх-Я, то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.

Недостатки Фрейдизма – преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека.

Заслуга Фрейда – он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.

Бихевиоризм. Основатель – Джон Уотсон (1878-1958).

С точки зрения бихевиоризма личность не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Ведущая формула бихевиоризма  «стимул – реакция» (С-Р).

Бихевиористы трактуют человека, прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепление, можно программировать человека на требуемое поведение.

Основной недостаток направления – слишком упрощенное представление о человеке.

Когнитивные теории личности делают акцент на способности человека «понимать, анализировать», поскольку человек находится в мире информации, которую необходимо понять, оценить использовать и действовать в соответствии с ней. Поступок человека включает три компонента: 1) собственно действия; 2) мысли; 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия.

Гуманистические теории личности.

Предметом исследования гуманистической психологии являются здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины самоактуализации. Таких личностей не более 1-4% от общего количества людей. Остальные находятся на той или иной ступени развития, соответствующей определенным потребностям человека.      (Абрахам Маслоу).

Иерархия потребностей.

1. Физиологические потребности – потребность в дыхании, пище, продолжении рода, самозащите.

2. Потребность в надежности – стремление к материальной надежности, здоровью.

3. Социальные потребности – в общении, контактах с другими людьми.

4. Потребность в уважении, осознании собственного достоинства.

5. Потребность в развитии личности, в самореализации, в осмыслении своего предназначения.

Принципы мотивации человека:

- мотивы имеют иерархическую структуру;

- чет выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;

- пока не удовлетворяются низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными;

- более высокие потребности повышают готовность к большей активности.

Я – концепция личности. Данная концепция развивалась в рамках гуманистического подхода в психологии. Направление основано на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбрать свою судьбу и направлять ее. (Карл Роджерс – 1902-1987). В каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами, необходимыми для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять ценности, навязанные другими.

Роджерс утверждал, что при таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклонении и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, которыми страдают многие люди.

 

13. Психологическая характеристика общения.

Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Общение – необходимое условие развития и существования личности.

Межличностное общение выполняет три основные функции:

1) информационно-коммуникативную, т.е. обмен информацией между людьми. Эта функция общения в той или иной форме и степени связана со всеми видами деятельности людей.

2) регулятивно-коммуникативную. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается иерархия ценностей. Именно в общении человек познает и переживает свою значимость, именно через общение осуществляется регуляция поведения человека среди других людей.

3) аффективно-коммуникативную. Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку.

Виды общения.

В зависимости от контингента участников можно выделить:

-  межличностное;

- лично-групповое – одна сторона, один участник – личность, другая – группа, коллектив (руководитель – коллектив);

- межгрупповое – контакт двух общностей (команды на соревнованиях).

Непосредственное общение – общение «лицом к лицу».

Опосредованное общение – это коммуникация, в которую вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи (разговор по телефону, письма и т.д.).

Кратковременное и длительное общение.

Законченное и незаконченное (прерванное) общение. Показателем законченности общения служит исчерпанность содержания темы, совместного действия.

Структура общения:

- Коммуникация (коммуникативная сторона) – состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

- Интеракция (интерактивная сторона) – заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями.

- Социальная перцепция (перцептивная сторона) – означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Средства коммуникации:

*Вербальная коммуникация – использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

*Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы:

- Оптико-кинетическая – жесты, знаки, мимика, пантомимика.

- Паралингвистическая система – это вокализация голоса, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность.

- Экстралингвистическая – включение в речь пауз, покашливания, смеха, плача и сам темп речи.

- Организация пространства и времени коммуникативного процесса (дистанция, время).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Коммуникативная сторона общения. Средства общения в профессиональной деятельности педагога.

В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Но! При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Поэтому необходимо выявить специфику самого процесса обмена информацией, который действительно имеет место при общении людей.

* Общение нельзя рассматривать как отправление информации какой-то системой и прием ее другой, т.к. в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами в этом случае мы имеем дело с отношениями двух индивидов. Каждый из них является активным субъектом: участие в коммуникативном процессе предполагает активность обоих партнеров. Информация должна быть не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в процессе общения происходит не простое «движение» информации, а активный обмен ею.

* Посредством системы знаков партнеры могут влиять друг на друга. Обмен информацией в процессе общения предполагает воздействие на поведение партнера. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.

* Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой системой кодирования и декодирования («говорят на одном языке»).

* В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Это могут быть социальные, политическое, религиозные, профессиональные различия, которые порождают разную интерпретацию людьми понятий, употребляемых в процессе коммуникации, о также вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такого рода барьеры порождены объективными причинами, в том числе принадлежностью партнеров к различным социальным группам.

Барьеры при коммуникации могут носить и чисто выраженный психологический характер. Чрезмерная застенчивость одного из партнеров, скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название «некоммуникабельность»; неприязнь по отношению друг к другу, недоверие – все это и многое другое может обусловливать проблемы в общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Конфликты в общении: причины и пути предупреждения.

Конфликт – столкновение противоположных целей, позиций, интересов, установок субъектов взаимодействия.

Конфликтная ситуация – ситуация взаимодействия, в которой содержатся предпосылки возникновения конфликта в виде объективных или субъективных противоречий.

Типы конфликтов:

- межличностный – столкновение интересов, целей, установок, мнений двух и более людей.

- личностно-групповой – возникновение противоречий между действиями и желаниями личности и принятыми в группе нормами.

- межгрупповой – столкновение позиций, целей и разных социальных (или других) групп.

- внутриличностный –возникновение у личности внутреннего напряжения в силу противоречий между разными мотивами, ценностями, установками, желаниями.

Виды конфликтов.

- конфликт ценностей – обострение ситуации взаимодействия вследствие различий в ценностях, либо когда одно из сторон пытается изменить ценности другой стороны.

- конфликт интересов – столкновение субъектов, когда ресурсы ограничены, а интересы сторон совпадают и эти интересы имеют сильную мотивационную основу.

- конфликт средств достижения цели.

- конфликт потенциалов

- конфликт правил взаимодействия.

Конструктивный конфликт – конфликт, выступающий продуктивным и эффективным способом разрешения существующих противоречий и позитивно влияющий на последующее межличностное взаимодействие сторон.

Деструктивный – конфликт, последствия которого не разрешают, а еще в большей степени усложняют конфликтную ситуацию.

Стадии развития конфликта:

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации («стадия потенциального конфликта»).

Информация о работе Классификация методов психологического исследования