Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 23:49, курсовая работа
Методы исследования – приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности.
Методы исследования прежде всего могут быть сгруппированы:
1. по основанию уровня научного познания: теоретического или эмпирического;
2. по основанию действий с объектом: - изучение объекта, - обработка полученных данных;
2. Осознание объективной конфликтной ситуации в ходе инцидента.
3. Переход к конфликтному поведению (противодействие сторон)
4. Разрешение конфликта.
Стили поведения в конфликте:
- Конфронтация - стиль поведения в конфликте, при котором наблюдается противопоставление, усиление противодействия конфликтующих сторон, отсутствие понимания и желания уступать.
- Уклонение – выражается в игнорировании и фактическом отрицании конфликта. Девиз: «Не стоит делать из мухи слона». Цель: отложить решение конфликта (как-нибудь само собой уладится), дать противнику возможность обдумать свои претензии.
- Сглаживание – отказ от собственных интересов, действие по принципу: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть». Причина: стремление завоевать расположение партнера на будущее, желание избежать разрастания конфликта, понимание того, что правота на стороне «противника».
- Компромисс – принятие до определенной степени точки зрения другого. Поиск решения осуществляется за счет взаимных уступок.
- Конкуренция – принуждение партнера к принятию своей точки зрения, во что бы то ни стало. Конкуренция возникает при переоценке себя и недооценке противника, пренебрежение его мнением. Данная стратегия нацелена на сиюминутный выигрыш, не способствует сохранению взаимоотношений.
- Сотрудничество – подразумевает, что интересы одной стороны не будут удовлетворены, если не будут удовлетворены интересы другой, по крайней мере, частично. Участники конфликта признают право друг друга на собственное мнение и готовы его принять, что дает возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Девиз: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».
16. Понятие о группе. Виды групп и их психологическая характеристика.
Общение людей происходит в разнообразных реальных группах. Под группой понимается совокупность индивидов, имеющих нечто общее.
Существование любой группы имеет общие закономерности: *группа неизбежно структурируется; *группа развивается. Это может быть прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе обязательно происходят. Положение человека в группе может неоднократно меняться.
Разновидности групп:
- Условные группы – выделяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут ничего не знать друг о друге и никогда не встречаться.
- Реальные группы – существуют как общности в определенном пространстве и времени. Они характеризуются тем, что их члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественной значимости.
- Контактные группы – объединяют людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности.
- Малые группы – это достаточно устойчивые немногочисленные (от3 до 15-20 человек) объединения людей, связанных взаимными контактами, общей социальной деятельностью, которая характеризуется возникновением эмоциональных отношений, выработкой групповых норм и развитием групповых процессов.
Виды групп.
Неорганизованная и случайно организованная группа (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т.п.) характеризуется добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.
Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой. Межличностные отношения в такой группе носят деловой характер и подчинены достижению требуемого результата в определенном виде деятельности.
Корпорация – группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, и стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух в трудовых или учебных группах может приобретать черты группового эгоизма.
Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений. Настоящий сплоченный коллектив, например учебный, возникает не сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.
- На первом этапе (организационном) группа учащихся не представляет собой коллектива. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог. В целом первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т.е. активным приспособлением к учебному процессу и усвоением требований, норм, традиций учебного заведения.
- Второй этап развития коллектива наступает, когда выявляется неформальный актив, т.е. члены группы, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Этот этап характеризуется созданием системы межличностных и деловых отношений между членами коллектива.
- Третий этап развития коллектива характеризуется наличием высокого уровня сплоченности – ценностно-ориентированного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов крупы по отношению к объектам (лицам. событиям, задачам, идеям) наиболее значимым для группы в целом.
Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе является его социально-психологический климат – совокупность отношений членов коллектива к условиям и характеру совместной деятельности; к коллегам, членам коллектива; к руководителю.
17. Понятие «лидерство» и «руководство» в социальной психологии. Стили руководства.
Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего в точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.
Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чет другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Выяснить действительные возможности лидера – значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться.
Различия лидера и руководителя:
1. лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;
2. лидерство можно констатировать в условиях микросреды, руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;
3. лидерство возникает стихийно, руководитель либо назначается, либо избирается под контролем различных элементов социальной структуры;
4. явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное;
5. руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
6. сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.
Стили руководства:
Авторитарный стиль:
- деловые, краткие распоряжения; - запреты без снисхождения, с угрозой; - четкий язык, неприветливый тон; - похвала и порицания субъективны, эмоции не принимаются в расчет. Дела в группе планируются заранее (во всем их объеме); определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны, голос руководителя – решающий.
Демократический стиль:
- инструкции в форме предложений, не сухая речь, а товарищеский тон; - распоряжения и запреты – с дискуссиями, похвала и порицание – с советами; позиция лидера – внутри группы. Мероприятия планируются не заранее, а в группе, за реализацию предложений отвечают все; все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.
Попустительский стиль:
- тон – конвенциональный; - отсутствие похвалы, порицаний; - никакого сотрудничества; - позиция лидера – незаметно в стороне от группы. Дела в группе идут сами собой, лидер не дает указаний, разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера
18. Возрастная периодизация психического развития и ее основания.
В основе возрастных периодов лежат определенные закономерности развития. Исходя из этого выделяются два основных принципа в подходе к развитию ребенка: принцип историзма и принцип развития в деятельности. Эти принципы выдвинуты Выготским, Блонским, Леонтьевым, Элькониным, Давыдовым. Раскрывая сущность принципа историзма, Выготский подчеркивал конкретно историческую природу детства его периода. Периодизация детства и содержание каждого периода зависит от конкретно исторических условий жизни и социальной обстановки, которые через воспитание и обучение, организованное обществом, влияют на развитие ребенка. Так, например, младший школьный возраст выделился как самостоятельный период детства с введением обязательного начального образования. Сущность принципа деятельного подхода заключается в том, что личностью не рождаются, ею становятся. Ребенок рождается лишь индивидом, он имеет только биологические предпосылки стать личностью. И только в совместной деятельности с другими людьми он развивается как личность. Исходя из вышеперечисленных принципов, психологи раскрывают качественное своеобразие каждого периода развития ребенка на основе таких понятий, как социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей (новообразований), а переход от одной ведущей деятельности к другой, знаменует собой смену возрастного периода. Переход от одного периода развития к другому может протекать литически (спокойно) и критически (с кризисами). Наиболее ярко проявляются кризисы новорожденности, трех лет, шести лет и подростковый кризис.
Наиболее распространенной является периодизация возрастного развития предложенная Элькониным.
Возрастной период |
Ведущая деятельность | На что направлена познавательная деятельность | Какая сфера психики преимущественно развивается |
Новообразования возраста |
Младенческий (0 – 1 год) |
Непосредственное эмоциональное общение |
На познание отношений |
Личностная (потребностно-мотивационная) | Потребность в общении. Эмоциональные отношения |
Раннее детство (1 -3 года) | Предметно – манипуляционная деятельность |
На познание предмета |
Познавательные процессы | Речь и наглядно-действенное мышление |
Дошкольный возраст (3-7 лет) |
Ролевая игра |
На познание отношений |
Личностная (потребностно-мотивационная) | Потребность в общественно- значимой и общественно оцениваемой деятельность |
Младший школьный возраст (7-11 лет) |
Учение |
На познание начал наук |
Интеллектуально-познавательная | Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. |
Подростковый возраст (11-15 лет) |
Деятельность общения в процессе обуч-я, организованной трудовой деят-ти. |
На познание системы отношений в разных ситуациях. |
Личностная (потребностно-мотивационная) | Стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни. |
Старший школьный возраст (15-17 лет) |
Учебно-профессиональная. |
На профессиональное самоопределение. |
Познавательная |
Мировоззрение. Профессиональные интересы.
|
Информация о работе Классификация методов психологического исследования