Эмоция и человеческая деятельность А.С.Пушкин

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 19:53, реферат

Краткое описание

Когда вы наблюдаете, восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными формами познавательной деятельности, вы проявляете свое отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование.

Файлы: 1 файл

псих.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

физиологического  возбуждения. Некоторое событие  или ситуация вызывают

физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить

содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество

эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при

физиологическом возбуждении, а от того, как индивид  оценивает ситуацию, в

которой это  происходит. Оценка ситуации дает возможность личности назвать

испытываемое  ощущение возбуждения радостью или  гневом, страхом или

отвращением или  любой другой подходящей к ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же

самое физиологическое  возбуждение может испытываться, как радость или как

гнев (или любая  другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации.

Он показал, что  немалый вклад в эмоциональные  процессы вносят память и

мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила

название когнитивно-физиологической.

В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных

положений когнитивной  теории эмоций, людям давали в качестве "лекарства"

физиологически  нейтральный раствор в сопровождении  различных инструкций. В

одном случае им говорили о том, что данное "лекарство" должно будет вызвать у

них состояние  эйфории (приподнятое настроение), в  другом - состояние гнева.

После принятия соответствующего "лекарства" испытуемых, через некоторое

время, когда  оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали,

что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные  переживания, о которых они

рассказывали, соответствовали  ожидаемым по данной им инструкции.

Было показано также, что характер и интенсивность  эмоциональных переживаний

человека в  той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие,

рядом находящиеся  люди. Это значит, что эмоциональные  состояния могут

передаваться  от человека к человеку, причем у  человека в отличие от животных

качество коммуницируемых  переживаний зависит от его личного отношения к тому,

кому он сопереживает.

     3. Эмоциональные состояния.

Современному  человеку живется гораздо беспокойнее, чем его предкам. Резкое

расширение объема информации дает ему возможность  больше знать, а,

следовательно, и иметь больше поводов и причин для волнений и тревог.

Повышение у  достаточно большой категории людей  уровня общей тревожности,

который стимулируется  локальными войнами, увеличением числа  катастроф,

техногенных и  естественных, в которых масса  людей получают физические и

психические травмы или просто погибают. Никто не застрахован  от попадания в

такие ситуации. Для человека естественен страх  смерти, физических и

психических увечий. Но в обычных условиях этот страх  находится в подавленном

состоянии и  не осознается. Когда человек попадает в опасную ситуацию или

становится её очевидцем (пусть даже косвенно, смотря телевизор или, читая

газету), то подавленное  чувство страха выходит на сознательный уровень,

значительно повышая  уровень общей тревожности.

В зависимости  от силы, длительности и устойчивости эмоции различают на

отдельные виды в частности стрессы, аффект, настроение.

     3.1 Стресс.

Частые конфликты (на работе и дома) и большое внутреннее напряжение могут

вызвать сложные  психические и физиологические  изменения в организме человека,

сильное эмоциональное  напряжение - привести к состоянию  стресса. Стресс

- состояние психического  напряжения, возникающее в процессе  деятельности в

наиболее сложных  и трудных условиях. Жизнь подчас становится суровой и

безжалостной  школой для человека. Возникающие на нашем пути трудности (от

мелкой проблемы до трагической ситуации) вызывают в нас эмоциональные реакции

негативного типа, сопровождающиеся целой гаммой физиологических  и

психологических сдвигов.

Существуют различные  научные подходы к пониманию  стресса. Наиболее популярной

является теория стресса, предложенная Г.Селье. В рамках этой теории механизм

возникновения стресса объясняется следующим  образом.

Все биологические  организмы имеют жизненно важный врожденный механизм

поддержания внутреннего  равновесия и баланса. Сильные внешние  раздражители

(стрессоры)   могут нарушить равновесие. Организм  реагирует на это защитно-

приспособительной реакцией повышенного возбуждения. С помощью возбуждения

организм пытается приспособиться к раздражителю. Это  неспецифичное для

организма возбуждение  и является состоянием стресса. Если раздражитель не

исчезает, стресс усиливается, развивается, вызывая  в организме целый ряд

особых изменений - организм пытается защититься от стресса, предупредить его

или подавить. Однако возможности организма не безграничны и при сильном

стрессовом воздействии  быстро истощаются, что может привести к заболеванию и

даже смерти человека.

     3.1.1 Стадии стресса.

1.     Стадия тревоги. Это самая первая  стадия, возникающая при появлении

раздражителя, вызывающего  стресс. Наличие такого раздражителя вызывает ряд

физиологических изменений: у человека учащается  дыхание,  несколько

поднимается давление, повышается пульс.  Изменяются и  психические функции:

усиливается возбуждение, все внимание концентрируется на раздражителе,

проявляется повышенный личностный контроль ситуации.

Все вместе призвано мобилизовать защитные возможности  организма и механизмы

саморегуляции на защиту от стресса. Если этого действия достаточно, то

тревога и волнение утихают, стресс заканчивается. Большинство  стрессов

разрешается на этой стадии.

2.Стадия сопротивления.  Наступает в случае, если вызвавший  стресс фактор

продолжает действовать. Тогда организм защищается от стресса, расходуя

«резервный» запас  сил, с максимальной нагрузкой на все системы организма.

3.Стадия истощения. Если раздражитель продолжает действовать, то происходит

уменьшение возможностей противостояния стрессу, так как  истощаются резервы

человека. Снижается  общая сопротивляемость организма. Стресс «захватывает»

человека и  может привести его к болезни.

При воздействии  раздражающего фактора у человека формируется оценка ситуации

как угрожающей. Степень угрозы у каждого своя, но в любом случае вызывает

негативные эмоции. Осознание угрозы и наличие отрицательных  эмоций «толкают»

человека на преодоление вредоносных воздействий: он стремится бороться с

мешающим фактором, уничтожить его или «уйти» от него в сторону. На это

личность направляет все свои силы. Если ситуация не разрешается, а силы для

борьбы кончаются, возможен невроз и ряд необратимых  нарушений в организме

человека. Наличие  осознанной угрозы – это основной стрессовый фактор

человека.

Поскольку в  одних и тех же ситуациях одни люди видят угрозу разной степени, а

другие в этих же условиях не видят её вовсе, то и  стресс, и его степень у

каждого свои.

Возникшая угроза вызывает в ответ защитную деятельность. У личности

активизируются  защитные механизмы, прошлый опыт, способности. В зависимости

от отношения  человека к угрожающему фактору, от интеллектуальных возможностей

его оценки формируется  мотивация на преодоление трудности или её избегание.

Угроза является решающим фактором в возникновении  стресса. Человек может

ощущать угрозу своему здоровью, жизни, материальному  благополучию,

социальному положению, самолюбию, своим близким и т. д.

С психологической  точке зрения состояние стресса  включает специфическую форму

отражения человеком  экстремальной ситуации и модель поведения как ответную

реакцию на это  отражение.

Некоторые учёные считают, что стресс – это своего рода защитный адаптационный

механизм. С его  помощью человек получает эмоциональную  разрядку, в результате

которой находит  выход эмоциональная энергия  и, таким образом, снимается

избыточное напряжение личности. Кроме того, периоды отчаяния и трагедии для

некоторых людей  являются периодами личностного  роста. А. И. Герцен писал:

« Несчастья  приносят ужасную пользу, они поднимают  душу, возвышают нас в

собственных  глазах». Для отдельных людей  отрицательные эмоции являются

стимулом для большей активности по преодолению препятствий. И, наконец, есть

люди, которые  используют свои страдания, чтобы влиять на других.

Состояние стресса  может быть острым или принимать  хронический характер.

Раньше считалось, что провокатором стресса могут  быть только экстремальные

ситуации. В этом случае мы имеем дело с острым стрессом. Сейчас особенности

существования общества, в частности информационная перегрузка, являются

причиной хронических  форм стресса. В наше время стресс принял характер

эпидемии.

Стресс имеет физиологические, психологические, личностные и медицинские

признаки. Кроме  того, любой стресс обязательно включает эмоциональное

напряжение.

     Физиологические  признаки: учащенное дыхание, частый  пульс,    покраснение

или       побледнение кожи лица,  увеличение адреналина в крови, потение.

Психологические признаки: изменение динамики психических  функций, чаще всего

Замедление мыслительных операций, рассеивание внимания, ослабление  фук-

кии   памяти, уменьшение сенсорной чувствительности, торможение процесса

принятия решения.

Личностные признаки: полное подавление воли, снижение самоконтроля,

пассивность и  стереотипность поведения, неспособность  к творческим решениям,

повышенная внушаемость, страх, тревожность, немотивированное беспокойство.

Медицинские признаки: повышенная нервозность, наличие истерических реакций,

обмороки, аффекты, головные боли, бессонница.

Столкнувшись  с экстремальной ситуацией (или  восприняв ее такой), человек

Информация о работе Эмоция и человеческая деятельность А.С.Пушкин