Человеческая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:05, контрольная работа

Краткое описание

В своей контрольной работе, я попытаюсь раскрыть тему человеческой деятельности. Человек со времён своего появления на свет, всегда к чему ни будь, стремился, добивался поставленных целей, это и является деятельностью человека. Психология же рассматривает это как структуру быта человека, для того что бы более глубже понять и повлиять наилучшим образом на внутреннее развитие человеческого рода. Деятельность человека - это развитие человека как личности.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 36.65 Кб (Скачать)

  Введение.

  В своей контрольной работе, я попытаюсь  раскрыть тему человеческой деятельности. Человек со времён своего появления  на свет, всегда к чему ни будь, стремился, добивался поставленных целей, это  и является деятельностью человека. Психология же рассматривает это  как структуру быта человека, для  того что бы более глубже понять и повлиять наилучшим образом  на внутреннее развитие человеческого  рода. Деятельность человека - это развитие человека как личности. Пока человек  живёт - он действует. Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Деятельность создает материальные условия жизни человека, без которых он не может существовать. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись. В процессе деятельности человек изменяет окружающую действительность, своим трудом преобразует окружающий мир: пустыни становятся цветущими садами, реки изменяют русло и направление, в тундре и тайге возникают города. Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его волю, характер, способности.

  Деятельность  - процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).

  Пример: Если человек идет по пустыне и  потеет от жары, это не деятельность, это рефлекторное действие. Но если этот человек - актёр, снимающийся в рекламе дезодоранта, и в данной сцене он должен вспотеть, потому что так написано в сценарии, потение становится для него вполне осмысленным действием и потому превращается в деятельность.1

  Понятие деятельности человека.

  Человек, в отличие от животного способен создать себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара и даже в космическом пространстве. Ни одно живое существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности!

  Современный человек живет в окружении  таких предметов, ни один из которых  не является чистым творением природы. Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в  той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что  их можно считать материальным воплощением  человеческих способностей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает  как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые  не производят ничего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа. Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными; органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма. Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это - производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные потребности побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву. Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляется пластичность деятельности - ее уподобление свойствам независимо существующих от нее объектов. В дальнейшем деятельность субъекта направляется уже не самим объектом, а его образом, возникающим в поисковой ситуации в процессе уподобления деятельности человека свойствам объекта. Понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает: немотивированная деятельность - это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом. Деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели. Роль общей цели выполняет осознанный мотив. Деятельность - основной путь, единственный эффективный способ быть личностью! Человек своей деятельностью продолжает себя в других людях. Деятельность порождается встречей потребности с сопротивлением, препятствием. Предметность деятельности и заключается, в предметном характере сопротивления, оказываемого субъекту средой, миром предметов, в котором ему приходится действовать. Но человек живет и действует не только в мире предметов, но и в социальной среде. К предметному сопротивлению удовлетворению потребностей добавляется социальное сопротивление в виде норм, правил, запретов и т. д. Следовательно, человеческая деятельность столь же социальна, сколь и предметна. Мы можем сказать, что действие - это проявление человеческой воли. Но это ничего не добавит к нашему знанию. Потому что термин воля означает не что иное, как способность человека выбирать между различными состояниями дел, предпочитать одно, отвергать другое и вести себя в соответствии с решениями, принятыми для реализации избранных состояний и отказа от остальных.

  Каждая  ли активность человека есть деятельность? Критерий деятельности выдвинул П. Я. Гальперин. Он полагает, что действия, которые управляются субъектом на основе ориентировки в плане образа, являются актами поведения, а там, где нет ориентировки действий на основе образа, нет и поведения, там есть только реакция организма (автоматизм). Если сопротивления удовлетворению потребности нет вообще, не нужна ни ориентировка, ни деятельность. Когда же невозможно автоматически удовлетворить потребность в силу социального и предметного сопротивления, возникает необходимость в активной ориентировке, в деятельности. Деятельность осуществляется ради удовлетворения предметом потребности. В зависимости от того, какие потребности и как удовлетворяются данным предметом, он приобретает для субъекта тот или иной смысл. Источником смысла выступает удовлетворение потребности, представленное субъекту в виде предвосхищаемого эмоционального состояния, связанного с процессом удовлетворения потребности. Движения, действия, деятельность. Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера.

  Деятельность-категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности. Принцип единства сознания и деятельности, сформулированный советскими психологами, обобщает ряд теоретических положений. Содержанием сознания становятся, прежде всего, те объекты или стороны познаваемой деятельности, которые включены в деятельность. Таким образом, содержание и структура сознания оказываются связанными с деятельностью. Активность, как важнейшая характеристика психического отражения личности, закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека. Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. По ответу и выполнению задания учитель судит об уровне знаний школьника. Анализируя учебную деятельность школьника, учитель делает вывод о его способностях, об особенностях мышления и памяти. По делам и поступкам определяют характер отношения, чувства, волевые и другие качества личности. Предметом психологического изучения является личность в деятельности.

  Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это  мускульно-мышечное движение руки при  письме, при выполнении трудовой операции станочником или движение речевого аппарата при произнесении слов. Движение есть физиологическая функция живого организма. Двигательная, или моторная, функция у человека появляется очень  рано. Первые движения наблюдаются  во внутриутробный период развития, у зародыша. Новорожденный кричит и производит руками и ногами хаотические движения, у него проявляются и врожденные комплексы сложных движений; например, сосательный, хватательный рефлексы.

  О деятельности человека, конкретно о  психологическом мировоззрении  описывают древнекитайские мудрецы. Ещё с древнейших времён, деятельность человека и его отношение ко всему  было различно, вот так описывают поведение и деятельность людей: Люди суетливо соперничают ради пустой, мимолетной славы и рассчитывают на ненужные почести после смерти. Одинокие, они с осторожностью относятся к тому, что видят и слышат их глаза и уши, и сдерживают как истинные, так и ложные влечения своего тела. Они напрасно лишают себя высших радостей этих лет и не способны почувствовать себя беззаботным на мгновение.

  Структура человеческой деятельности.

  Сегодня мы сталкиваемся с обилием точек зрения на структуру деятельности и смешением философских аспектов данной проблемы с психологическими. Мнения ученых относительно количества родовых видов общественной деятельности достаточно разноречивы, а предлагаемые ими классификации включают в себя от двух до восьми - десяти фундаментальных видов деятельности. Эти классификации построены по самым разным основаниям. Как показал критический анализ, предложенные классификации носят в значительной мере повторяющейся характер. Трудности в решении рассматриваемой проблемы породили даже мнение, что определить количество родов, типов человеческой деятельности невозможно либо в принципе, либо по отношению к духовным явлениям. Нам не раз приходилось обращаться к анализу существующих концепций структуры деятельности с целью поиска логически обоснованных принципов ее структурирования. Что взять за единое основание структурно-функционального анализа системы деятельности? Опыт собственных теоретических исследований позволяет сделать вывод, что в этом качестве выступают особенности взаимосвязи двух несводимых и не выводимых друг из друга основополагающих свойств деятельности - предметности и рефлективности. Именно они выступают конституирующим фактором ее структуры. Все возможные способы их сочетания сводятся, в конечном счете, к трем основным вариантам. В первом случае предметность доминирует над рефлективностью, во втором, напротив, преобладающее значение принадлежит рефлективности, в третьем случае оба признака в целом уравновешивают друг друга и ни один из них не является определяющим. Соответственно первый родовой вид  деятельности мы вправе назвать материально-практическим, второй - духовно-теоретическим, третий - социально-технологическим.

  В современной отечественной и  мировой философии категории  практики отводится важное место, однако понимается она далеко не однозначно. Прежде всего, существуют чрезмерно  широкое или, напротив, слишком узкое  ее толкования. Широкое понимание  связано с отнесением к практике любой человеческой деятельности, т.е. с включением в нее не только материальных, но и духовно-теоретических компонентов. Между тем теория и практика - далеко не одно и то же. Включение  в практику духовно-теоретического компонента лишает ее возможности выполнять  функции критерия истины. В итоге  теоретическое познание становится критерием самого себя. Главное заключается в невозможности теории самой по себе что-либо изменить в существующем объективном мире. В рамках теоретического отношения субъект не способен наложить реальный отпечаток на объект. В данном контексте становится понятной мысль Гегеля о теоретическом отношении к предмету как "бескорыстном", т.е. оставляющем "предметам их самостоятельное существование и деятельность", их неприкосновенность. Прямой противоположностью первой точки зрения выступает определение практики только как материальной деятельности. Уязвимость данного подхода заключается в том, что за пределы практики выносятся многие духовные формы социальной деятельности (воспитательно-педагогическая и пропагандистская, нравственная и художественная, правовая и политическая, и т.д.). Однако идеи также могут стать материальной силой, когда они овладевают массами. Эффективность практики во многом обусловлена глубиной и многосторонностью ее связи с научной и философской теорией, а также деятельностью народных масс. Оптимальным представляется понимание практики, стремящееся найти единую основу в границах как материальной, так и духовной деятельности. С этой точки зрения, практика есть преобразующая деятельность. Ей противостоит чисто теоретическая деятельность, которая является размышлением, рассуждением, созерцанием и непосредственно не ведет к преобразованию ни внешней природы, ни внутреннего мира человека. Основой практики служит материальная деятельность.

  Специфика деятельности человека.

  Общество  представляет собой такую социо-культурную целостность, которая существует, функционирует и развивается через посредство человека, его деятельности и взаимодействия. Понятие «социальная деятельность» - одно из центральных категорий социологии, раскрывающих сущность социального взаимодействия. Социальная сущность человека формируется и развивается благодаря человеческой деятельности. В самом общем виде деятельность определяется как специфично человеческая форма активности, содержание которой является целесообразное изменение и преобразование окружающего мира. 2В чем заключается специфика деятельности? Специфика социальной деятельности заключается в том, что она имеет: во-первых, осознанный, целенаправленный характер. Его деятельность не запрограммирована как у животных, чья деятельность носит инстинктивный характер. Человек не приспосабливается  к окружающей среде, а изменяет ее, исходя из собственных целей.

  Благодаря цели в своей жизни, человек имеет собственную историю развития, выраженную в культуре. История - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Человеческая деятельность характеризуется сознательно поставленной целью.  

  Во-вторых, поскольку человеческая деятельность осознается человеком, то она имеет  идеальную форму отражения в  сознании человека. После того как  цель поставлена, человек анализирует ситуацию, способы и средства достижения этой цели, намечает последовательность своих будущих действий.

  В-третьих, человеческая  деятельность получила свое завершение в результате, который  следует отличать от цели. Идеальный  вариант деятельности человека, когда  планируемые цели реализуются на практике, т. е. как было задумано. Однако наши идеальные планы и цели - это все же предметы деятельности нашего сознания. Они - идеальны. В жизни, в тех или иных условиях их реализации, они связаны с конкретной физической активностью субъекта (человека), его  взаимодействия с объектом или предметом  деятельности, выбором средств.  Результат деятельности не тождественен нашим целям.

  В-четвертых, человек осуществляет свою деятельность через посредство исторически сложившихся  типов и форм взаимодействия и  отношений с другими    людьми.    Поэтому    его    деятельность    носит не индивидуализированный, а  стандартизированный характер. В  какой бы сфере жизнедеятельности  общества деятельность не осуществлялась, она всегда будет носить не индивидуальный, а социальный характер. Правда, не всякая деятельность человека имеет социальный характер. Действия человека приобретают  характер социального тогда, когда  оно ориентировано на других людей, когда предполагает прямое и опосредованное взаимодействие с другими людьми. В целом социальная деятельность - это совокупность социально-значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, группа, личность) в различных средах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы. 
 

  Виды  и развитие человеческой деятельности.

  У современного человека имеется множество  различных видов деятельности, число  которых примерно соответствует  количеству имеющихся потребностей. Для того чтобы представить и описать все эти виды деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности. Но такая задача на практике представляется непростой, так как число разнообразных потребностей велико и они индивидуально варьируют. Проще определить основные параметры, в соответствии с которыми можно описывать систему человеческих потребностей, и далее, пользуясь ими, давать характеристики видов деятельности, присущих конкретному человеку. Таких параметров три: сила, количество и качество потребностей. Под силой потребности имеется в виду значение соответствующей потребности для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал. Более сильная потребность является более значимой, возникает чаще, доминирует над другими потребностями и заставляет человека вести себя таким образом, чтобы в первую очередь была удовлетворена именно данная потребность. Количество - это число разнообразных потребностей, имеющихся у человека и время от времени становящихся для него актуальными. Есть люди, у которых число потребностей относительно невелико, и они вполне успешно справляются с их систематическим удовлетворением, получая удовольствие от жизни. Но есть такие, которые имеют множество различных, порой противоречащих друг другу, несовместимых потребностей. Актуализация таких потребностей требует одновременного включения человека в различные виды деятельности, причем нередко возникают конфликты между разнонаправленными потребностями, и ощущается дефицит времени, необходимого для их удовлетворения. Такие люди обычно жалуются на нехватку времени и испытывают неудовлетворение от жизни, в частности от того, что вовремя не успевают делать все дела. Под своеобразием потребности имеются в виду предметы и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть достаточно полно удовлетворена у данного человека, а также предпочитаемый способ удовлетворения этой и других потребностей. Например, познавательная потребность одного человека может быть удовлетворена в результате систематического просмотра только развлекательных передач по телевидению. Другому для полного удовлетворения аналогичной потребности мало чтения газет, книг, прослушивания радио и просмотра телепередач. Третьему помимо перечисленного необходимо систематическое общение с людьми - носителями полезной информации познавательного характера, а также включение в интересную самостоятельную творческо-поисковую работу. В соответствии с описанными параметрами, характеризующими систему человеческих потребностей, можно индивидуально представить и описать совокупность деятельностей, характерных для отдельно взятого человека и для групп людей. В этом случае по каждому из названных параметров и по разнообразию их сочетаний можно составить и предложить классификации видов человеческой деятельности. Но есть и другой путь: обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее - видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это - общение, игра, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей. Общение - первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие. Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, факс и т.п.).

Информация о работе Человеческая деятельность