Эмоции и человеческие взаимоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:24, реферат

Краткое описание

Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом. Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют собственной истории; изменяются установки личности, ее отношение к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции.
Современному человеку в своих поступках часто приходится руководствоваться главным образом не эмоциями, а разумом, но во многих жизненных ситуациях влияние эмоций на поведение человека весьма велико. Они, как цвета радуги, окрашивают мир, только окрашивают в эмоциональные состояния. Без эмоций мир был бы скучен, однообразен. Эмоции являются частью человека, жизни. Ведь какое счастье – любить, радоваться, веселиться. Но даже такие эмоции как грусть, ненависть, горе и обида важны для человека. Они формируют в нём чувства сострадания, упорства, а также умение достигать цели и умение переживать.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Общее представление об эмоциях
1.1. Понятие эмоций
1.2. Эмоции и образ жизни
1.3. Эмоции и переживания личности
1.4. Виды эмоциональных переживаний
1.5. Внешние выражения эмоций
2. Эмоциональные особенности личности
3. Эмоции и культура общения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

офигенно ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

 

Эмоции и человеческие взаимоотношения

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ           

1. Общее представление об эмоциях       

    1. Понятие эмоций         
    2. Эмоции и образ жизни        
    3. Эмоции и переживания личности      
    4. Виды эмоциональных переживаний     
    5. Внешние выражения эмоций       

2. Эмоциональные особенности личности      

3. Эмоции и культура общения        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ         

 

 

Реферат подготовил:

Шестовец Влад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В повседневной жизни человека разум  всегда противопоставлялся чувствам, эмоциям. Первый отождествлялся с гармонией, организацией, порядком, вторые же – с неопределенностью, непредсказуемостью, хаотичностью. Мысль подчинена законам логики, законы же эмоций трудно выявить и применить, если они действительно существуют.

Эмоции и чувства  выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому  для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека.

Эмоции образуют основную побудительную силу и своим влиянием способны изменить образ жизни, действий и общения. Неспособность или нежелание понять эмоциональное состояние другого человека приводит к психологической несовместимости и нередко становится причиной тех или иных конфликтов.

Роль эмоциональных побуждений трудно переоценить. Духовный мир человека не определяется рамками его профессии  или образования. Его эмоциональные  запросы и отношения могут  быть многосторонними или узкими, широкими, богатыми или бедными, ограниченными.

Стремление к поддержанию у  себя и у окружающих положительного эмоционального настроя обеспечивает здоровье, бодрость и счастье. Для  благоприятного, положительного эмоционального климата необходимы доброжелательность, культура.

Эмоции играют важную роль в жизни человека и различным образом влияют на его деятельность. Т.о. целью данной работы является рассмотрение роли эмоций в человеческих взаимоотношениях.

 

 

 

1. Общее представление об эмоциях

1.1. Понятие эмоций

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции. Эмоции (от французского слова emotion – волнение, происходит от латинского emoveo – потрясаю, волную) – это реакции человека и животных на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. [11].

Эмоции – это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.

Понятие «эмоция» используется и в  широком смысле, когда под ней  имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний.

Эмоции можно предварительно в  чисто описательном плане охарактеризовать несколькими особенно показательными отличительными признаками. Во-первых, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Во-вторых, эмоции, обычно, отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль и т.п. Эмоции человека представляют собой единство эмоционального и интеллектуального. [9, с. 698].

Сопровождая практически любые  проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической  деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Именно благодаря эмоциям организм чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие [1, с.11].

1.2. Эмоции и образ  жизни.

У человека эмоции связаны с основными  формами общественно-исторического  существования – образа жизни  человека и основными направлениями  его деятельности.

Зарождение на основе совместного труда общественных форм сотрудничества, специфически человеческих отношений человека к человеку порождает и целый новый мир специфически человеческих чувств к человеку и к другим людям. Отсюда рождаются гуманитарные чувства, чувства солидарности, симпатии, любви к человеку и т. д., и отсюда же, с возникновением общественных противоречий, рождается человеческое негодование, возмущение, вражда, ненависть. Через отношение к другим людям формируются у человека и специфические человеческие чувства к самому себе как человеческому существу, как личности, формируются личностные чувства как чувства общественные [9, с. 587].

Важнейшие человеческие эмоции, которые  играют в жизни обычно очень большую  роль и существенно сказываются  на общем эмоциональном состоянии, на настроении человека, связаны обычно с ходом его трудовой деятельности, её успехом или неуспехом, её удачами или неудачами.

Различные направления общественно-трудовой деятельности порождают или развивают  различные направления и стороны эмоциональности. В процессе создания изобразительных искусств, музыки, поэзии формируются эстетические чувства человека; в великих творениях народного творчества, в классических произведениях великих мастеров искусства эстетические чувства человека не только проявляются, но развиваются и формируются.

Таким образом, чувства человека далеко выходят за узкие рамки одних  лишь внутриорганических состояний, распространяясь  на всю безграничную ширь мира, который  человек в своей практической и теоретической деятельности познаёт и изменяет. Каждая новая предметная область, которая создаётся в общественной практике и отражается в человеческом сознании, порождает новые чувства, и в новых чувствах устанавливается новое отношение человека к миру. Процесс формирования чувств человека неразрывен со всем процессом становления человеческой личности.

В ходе событий, порождающих у человека те или иные эмоции, он всегда является одновременно в какой-то мере не только пассивным и страдательным, но и  активным, действенным существом. Всё происходящее с человеком вызывает какую-то активность с его стороны – внешнюю или внутреннюю. С другой стороны, ход собственной деятельности человека и тех событий, которые в основном зависят от неё, неизбежно включает и ту или иную меру пассивности, т.к. результат действий, которые совершает человек, зависит не только от его побуждений и намерений, но и от объективных обстоятельств [9, с. 588-589].

1. 3. Эмоции и переживания  личности 

Эмоции хотя и чувственны в своей  основе, но не наглядны, они выражают не свойства объекта, а состояние субъекта, модификации внутреннего состояния индивида и его отношение к окружающему. Они обычно всплывают в сознании в связи с какими-нибудь образами, которые, будучи как бы насыщены ими, выступают в качестве их носителей.

Состояние индивида, получающее эмоциональное  выражение, всегда обусловлено его  взаимоотношениями с окружающим. Выражая отношение человека к  окружающему, эмоция делает это специфическим  образом в непосредственной форме переживания.

Степень сознательности эмоционального переживания может быть при этом различной в зависимости от того, в какой мере осознаётся само отношение, которое в эмоции переживается. Можно испытывать, переживать то или иное чувство, совсем неадекватно осознавая истинную его природу. Это объясняется тем, что осознать своё чувство значит не просто испытать его как переживание, а и соотнести его с тем предметом или лицом, которое его вызывает и на которое оно направляется. Основы чувства не в замкнутом внутреннем мире сознания, они основываются на выходящих за пределы сознания отношениях личности к миру, которые могут быть осознаны с различной мерой полноты и адекватности. Поэтому возможно очень интенсивно переживаемое и всё же бессознательное или, вернее, неосознанное чувство. Бессознательное или неосознанное чувство – это чувство, которое в своём внутреннем содержании не соотнесено с объективным миром. В своей неосознанности оно не способно ни к притворству, ни к маскировке. Такие неосознанные чувства обычно выдают сокровенные тайны личности; из них-то обычно и узнают о неосознанных самим человеком свойствах и устремлениях его. [9, с. 604].

Эмоциональная сфера в структуре  личности у разных людей может  иметь различный удельный вес. Он будет большим или меньшим  в зависимости отчасти от темперамента человека, и особенно от того, как глубоки его переживания, но узловые моменты в жизненном пути человека, основные события, которые превращаются для него в переживания и оказываются решающими в истории формирования личности, всегда эмоциональны. Каждая сколько-нибудь яркая личность имеет свой более или менее ярко выраженный эмоциональный строй и стиль, свою основную палитру чувств, в которых по преимуществу она воспринимает мир.

Эмоция как  переживание всегда носит у человека личностный характер, особо интимно связанный с "я", близкий ему и его захватывающий, и личностное отношение всегда приобретает более или менее эмоциональный характер. Если человек принимает те или иные формы поведения, но сам при этом относится бесстрастно к тому, соблюдаются они или нет, то это означает, что он лишь внешне, формально их принял, что выраженное в них общественное отношение не стало его личным отношением. Становясь личным, общественное отношение переживается эмоционально. Совокупность человеческих чувств – это по существу совокупность отношений человека к миру и, прежде всего, к другим людям в живой и непосредственной форме личного переживания [9, с. 604-605].

 

1.4. Виды эмоциональных переживаний 

Эмоциональные переживания личности различаются не только по предмету, которым они вызваны, но по своей силе, устойчивости. И здесь мы имеем широкий спектр, начиная от едва заметного легкого переживания до бурных эмоциональных вспышек.

По содержательному своеобразию  эмоции подразделяются на следующие  виды: 1) эмоциональный тон ощущения; 2) настроение; 3) конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация; 4) высшие эмоции – чувства [3, с. 131].

Простейшей и древнейшей формой переживания эмоций является эмоциональный тон ощущений.  Любой сигнал, воспринятый нашими анализаторами, вызывает определенную эмоциональную реакцию – положительную или отрицательную. В каждый момент времени на нас воздействует огромное количество раздражителей и каждый из них эмоционально переживается нами.

Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по наследству. Это позволяет уже при первой встрече организма с вредоносным объектом отреагировать на него. Эмоциональный тон различных воздействий, закрепляясь в памяти, включается затем в различные восприятия и представления [3, с. 131].

Если совокупное количество раздражителей, вызывающих положительную эмоциональную реакцию, больше, то мы чувствуем себя в настоящий  момент хорошо - спокойно, расслабленно, удовлетворенно. Если же, наоборот, больше отрицательно воздействующих раздражителей, то мы чувствуем себя "не в своей тарелке", "неуютно", напряженно,  неспокойно.

Настроение – это эмоциональное состояние, которое в течение определенного времени окрашивает всю психическую жизнь человека. Это как бы эмоциональный фон, эмоциональный лейтмотив его жизни и деятельности. Активный человек всегда находится под каким-то эмоциональным знаком: это может быть легкая грусть или тихая радость, жажда деятельности или переживания покоя, состояние ожидания чего-то приятного или беспокойство и т. д.

В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий,  а на значение для человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий [5, с. 200].

Специфика этого  эмоционального состояния в том, что человек, будучи в определенном настроении, воспринимает все сигналы  из среды окрашенными в те же эмоциональные  тона. Настроение создает определенный тонус организма, т. е. его общий  настрой (отсюда название "настроение") на деятельность.

Аффекты играют в жизни людей иную роль. Они способны моментально мобилизовать энергию и ресурсы организма для решения внезапно возникшей задачи или преодоления неожиданно появившегося препятствия. В соответствующем эмоциональном состоянии человек иногда совершает такое, на что он обычно не способен.

Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для индивида условий жизни. [5, с. 28]. Причиной возникновения аффекта является переживание человеком внутреннего конфликта между его влечениями, стремлениями и желаниями либо противоречия между требованиями, предъявляемыми ему окружающими (либо им самим) и возможностями выполнить эти требования. Аффект развивается в критических, неожиданно возникших, чаще опасных ситуациях в том случае, когда человек не может найти выход из них.

В настоящее время  вместо понятия «эмоциональное напряжение» часто употребляется термин «стресс». Стресс – реакция на изменение условий жизни, процесс адаптации к новой ситуации, "неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему  требование".

В зависимости  от вида стрессоров, подразделяют:

  • физиологический стресс (изменение режима работы, тяжелый физический труд, чрезмерный холод или жара, недостаток кислорода, болевые стимулы);
  • психологический стресс (существенное изменение жизненных условий, потеря близких людей, информационные перегрузки, обида и т.д.). [5, с. 345]

Фрустрация – состояние острого переживания неудовлетворенной потребности, осознание невозможности достижения какой-либо значимой цели.

Информация о работе Эмоции и человеческие взаимоотношения