Эмоции и человеческие взаимоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:24, реферат

Краткое описание

Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом. Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют собственной истории; изменяются установки личности, ее отношение к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции.
Современному человеку в своих поступках часто приходится руководствоваться главным образом не эмоциями, а разумом, но во многих жизненных ситуациях влияние эмоций на поведение человека весьма велико. Они, как цвета радуги, окрашивают мир, только окрашивают в эмоциональные состояния. Без эмоций мир был бы скучен, однообразен. Эмоции являются частью человека, жизни. Ведь какое счастье – любить, радоваться, веселиться. Но даже такие эмоции как грусть, ненависть, горе и обида важны для человека. Они формируют в нём чувства сострадания, упорства, а также умение достигать цели и умение переживать.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Общее представление об эмоциях
1.1. Понятие эмоций
1.2. Эмоции и образ жизни
1.3. Эмоции и переживания личности
1.4. Виды эмоциональных переживаний
1.5. Внешние выражения эмоций
2. Эмоциональные особенности личности
3. Эмоции и культура общения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

офигенно ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

Факторы, вызывающие это состояние, называются фрустраторами, а ситуации, в которых это состояние возникает, называют фрустрационными ситуациями. Фрустраторами может быть широкий спектр факторов: физиологических (лишение сна, пищи, холод, жажда, неудовлетворенные сексуальные потребности и т.д.), психологических (отсутствие общения, недостаток информации, этические внутренние конфликты и т.д.)

Человек, находящийся в состоянии  фрустрации, испытывает целую гамму  негативных эмоциональных переживаний: раздражение, чувство вины, разочарование, отчаяние.

Фрустрация часто связана с  агрессивным поведением, направленным против фрустратора – источника фрустрации. В случае неустранимости причин фрустрации (невозвратимости потерь) может возникнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. п.). [3, с. 136].

Еще более значительна, чем у  настроений и аффектов, жизненная  роль чувств. Они характеризуют человека как личность, достаточно устойчивы  и обладают самостоятельной мотивирующей силой. Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам, событиям и другим людям. Они представляют собой личностный уровень переживания человеком своего отношения к миру и зависят от культуры общества, в котором воспитывался человек, степени его развития. Важным отличием чувств от эмоций является то, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции носят ситуативный характер, т.е. являются реакцией на определенную ситуацию. Вместе с тем, чувства и эмоции тесно связаны, т.к. всякое чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях. Более того, если на первых годах жизни именно эмоции являются основой формирования чувств, то по мере развития личности уже чувства начинают определять содержание ситуативных эмоций. Максимальная степень выраженности чувства – страсть.

Страсти – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. [9, с. 606]. Страсти зачастую становятся движущей силой великих дел, подвигов, открытий, требующих величайшего напряжения и концентрации сил, которое было бы невозможно при других условиях формирования личности.

Совокупность настроений, аффектов, чувств и страстей человека образует его эмоциональную жизнь и такое индивидуальное качество, как эмоциональность. Это качество можно определять как склонность человека эмоционально реагировать на различные, затрагивающие его обстоятельства жизни, как его способность переживать разные по силе и качеству эмоции от настроений до страстей.

1.5. Внешние выражения  эмоций.

В обществе, помимо членораздельного языка, существует еще язык выразительных движений, функция которого заключается в непосредственном выражении того, что чувствует человек.

Выразительные движения в наши дни служат в качестве непроизвольного аккомпанемента эмоций; они играют огромную коммуникативную роль, помогают общению между людьми, обеспечивают эмоциональный контакт между ними. Именно благодаря мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела), эмоциональным компонентам речи и т. д. мы узнаем о переживаниях другого человека, сами проникаемся этими переживаниями, строим в соответствии с ними свои взаимоотношения с окружающими. [8, 148]

Язык эмоций – это универсальные, сходные для всех людей наборы экспрессивных знаков, выражающих те или иные эмоциональные состояния. Понимание языка эмоций помогает нам найти верный тон в общении с окружающими. Мы в принципе можем правильно понять эмоции людей других культур и национальностей. Но эта универсальность не абсолютна. Есть определенные национальные различия, которые определяются традициями и обычаями. [4, с. 193]

Есть и индивидуальные особенности в проявлении эмоций, которые зависят от темперамента человека, его воспитания, привычек. Иногда привычные для человека эмоции накладывают своеобразный отпечаток на выражение его лица.

Выразительное движение не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь в него, формирует  его.

Выразительное движение, в котором внутреннее содержание раскрывается во вне, это компонент эмоций. Поэтому выразительные движения и выразительные действия создают образ действующего лица, раскрывая его внутреннее содержание во внешнем действии.

В повседневной жизни мы постоянно по выразительным движениям, по тончайшим изменениям в выражении лица, в интонации и т. д. чувствуем иногда малейшие сдвиги в эмоциональном состоянии, в «настроении» окружающих нас людей, особенно близких нам.

Чтобы до конца понять выразительные движения людей, нужно подойти к ним, исходя из того действия или воздействия, которое они оказывают на других людей. Наши выразительные движения, воспринимаясь и истолковываясь другими людьми из контекста нашего поведения, приобретают для них определённое значение. Значение, которое они приобретают для окружающих, придаёт им новое значение для нас самих. Черпая своё значение из общения, наши выразительные движения служат средством общения. Они в известной степени заменяют речь [9, с. 598-602].

2. Эмоциональные особенности личности

Индивидуальные различия между  людьми особенно ярко обнаруживаются в эмоциональной сфере. Основные различия в эмоциональной сфере  личности связаны с различиями в содержании человеческих чувств, в том, на что, на какие объекты они направлены и какое отношение человека они выражают. В чувствах человека в форме непосредственного переживания выражаются все установки человека, включая и мировоззренческие, идеологические, всё его отношение к миру и, прежде всего, к другим людям. [6, с. 183]

В процессе жизнедеятельности на основе внешних условий и генетических предпосылок у человека формируются устойчивые эмоциональные качества – эмоциональные особенности и свойства личности. К эмоциональным особенностям личности относятся его эмоциональная реактивность, возбудимость, аффектированность, эмоциональная стабильность, общий эмоциональный тонус, сила эмоциональных реакций и их внешняя выраженность – экспрессивность. Эти свойства в значительной мере обусловлены типом высшей нервной деятельности индивида. Однако в процессе социализации его эмоциональные особенности претерпевают значительные изменения, получают социальную огранку [11].

Типичные различия эмоциональных  особенностей личности могут выражаться: в сильной или слабой эмоциональной возбудимости; в большей или меньшей эмоциональной устойчивости; в силе или интенсивности чувства и его глубине. Различия в эмоциональной возбудимости и устойчивости существенно характеризуют темперамент человека.

Эмоциональные качества влияют на общий психический облик человека, образуя эмоциональный тип личности. Различают несколько типов: эмоциональные, сентиментальные, страстные, фригидные (холодные).

Эмоциональные натуры переживают свои чувства, отдаваясь их вибрациям; сентиментальные  натуры скорее созерцают свои чувства, любуясь их переливами; натуры страстные живут своим чувством, воплощая его напряжение в действии; эмоционально-фригидные типы – люди холодного рассудка, их эмоциональные проявления минимальны, они лишены чувства сопереживания [7].

Эти и ряд других типологических различий, характеризуя эмоциональность человека, не исчерпывают всего возможного многообразия различных оттенков индивидуального чувства. Лишь в меру того, как личность является доподлинной индивидуальностью, имеющей своё лицо, чувство её оказывается поистине неповторимым. [9, с. 616]

 

 

 

3. Эмоции и культура  общения

Эмоции определяют качество нашей  жизни. Мы проявляем свои эмоции на работе, при общении с друзьями, в наших контактах с родственниками и в наших скрытых от посторонних  глаз отношениях с собой и близкими нам людьми – т. е. во всем, что нам дорого и о чем мы искренне заботимся. [10, с. 10]

Общаясь, люди постоянно испытывают различные эмоции. Причем, способ выражения  и передачи эмоций является важнейшим  фактором улучшения межличностных отношений. Если между людьми возникают проблемы в процессе общения, это зависит не от того, что люди испытывают те или иные чувства, а от того, что чаще всего они не умеют адекватно их выразить.

Распространенным является мнение о том, что эмоции и чувства человека мешают общению между людьми. Люди стремятся сдерживать чувства для того, чтобы поступать логично, рационально, сохранять объективность. [2, с. 94]

Не только понимание, но и само выражение  эмоций может вызывать затруднения. Некоторые люди не умеют выражать эмоции потому, что не усвоили необходимых принятых в обществе форм выражения. Другие люди боятся выдать свои собственные чувства. Это может быть страх перед утратой самоконтроля или боязнь порицания со стороны окружающих (боязнь быть скомпрометированным, отвергнутым или осмеянным).

Уход от истинных чувств приводит к тому, что люди не могут вести  себя конструктивно в отношении  с другими. Распространенной формой искажения информации является ее избирательность  в процессе общения людей.

Овладение языком эмоций требует усвоения общепринятых в данной культуре форм их выражения, а также, понимания индивидуальных проявлений эмоций у людей, с которыми человек живет и работает. Понимание языка эмоций требует не только знания общих норм выражения эмоций, типичных для данного общества. Оно требует еще способности и готовности анализировать специфический язык окружающих людей и обучаться ему.

Все, что касается отношений между  людьми, как правило, предполагает четкие нормы, обязательные для всех членов данной культуры, поэтому эмоции, направленные на других подвержены влиянию культуры. [8, с. 150]

Культура стремится ввести свои правила и нормы даже в те сферы, которые с трудом поддаются регуляции, в том числе – в область  эмоций. Для этого существуют два основных механизма регуляции поведения: ритуал и этикет.

И ритуал, и этикет стремятся упорядочить  проявление эмоций, но по-разному и  с разными целями. Ритуал дает возможность  выхода тем эмоциям, которые в  повседневной жизни обычно сдерживаются этикетом. В этом смысле можно сказать, что ритуал противопоставлен этикету.

Этикет с самого начала своего становления  борется с проявлениями «звериного»  начала в человеке путем сдерживания, корректирования спонтанных всплесков  эмоций. Будучи «подправленными» с  помощью тех или иных ограничений, они приобретают статус культурных.

И ритуал, и этикет являются средствами борьбы с социальным хаосом, к которому может привести нерегламентированное проявление эмоций, но при этом ритуал – узаконенный традицией «клапан» для выхода сдерживаемых чувств, а этикет – механизм их сдерживания в повседневной жизни. [2, с. 95]

Надо научиться выбирать, как  вести себя, когда испытываете  эмоцию, чтобы достигать своих  целей, не причиняя вреда другим людям. Надо уметь чувствовать, какие эмоции испытывают другие люди. Так как эмоции лежат в основе всех самых важных отношений, возникающих у нас с другими людьми, то мы должны быть восприимчивы к чувствам других людей. Надо уметь правильно использовать полученную информацию о том, что чувствуют другие люди.

У каждого человека свои переживания  и свой внутренний мир. Но важно умение общаться с другими людьми, так  как хорошие взаимоотношения  имеют решающее значение для самочувствия и здоровья.

Заключение.

Итак, эмоции – это  свойственные каждому из нас психологические реакции на хорошее и плохое, это наши тревоги и радости, наше отчаяние и наслаждение, эмоции обеспечивают нам способность к переживанию и сопереживанию поддерживают интерес к жизни, к окружающему миру. Эмоции составляют часть нашей психологической деятельности, часть нашего «я».

Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом. Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют собственной  истории; изменяются установки личности, ее отношение к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции.

Современному человеку в своих поступках часто приходится руководствоваться главным образом не эмоциями, а разумом, но во многих жизненных ситуациях влияние эмоций на поведение человека весьма велико. Они, как цвета радуги, окрашивают мир, только окрашивают в эмоциональные состояния. Без эмоций мир был бы скучен, однообразен. Эмоции являются частью человека, жизни. Ведь какое счастье – любить, радоваться, веселиться. Но даже такие эмоции как грусть, ненависть, горе и обида важны для человека. Они формируют в нём чувства сострадания, упорства, а также умение достигать цели и умение переживать.




Информация о работе Эмоции и человеческие взаимоотношения