Эмоция и человеческая деятельность А.С.Пушкин

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 19:53, реферат

Краткое описание

Когда вы наблюдаете, восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными формами познавательной деятельности, вы проявляете свое отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование.

Файлы: 1 файл

псих.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

любезны, предупредительны и тем самым возбуждают мнение, что этот человек с

большим социальным чувством.

Тщеславие сказывается  в выборе профессии, в постановке жизненных целей и т.д.

Неудача врага  может восприниматься как личная удача. Человек всегда готов

обесценить чужие успехи и достижения пристрастной критикой. Зависть не

позволяет быть объективным.

Тщеславный не только критикует определенных конкретных лиц, но часто вообще

относится критически к людям, к "толпе", и судит  о них свысока. Тщеславное

чувство превосходства над людьми находит разнообразнейшие проявления и может

быть вкраплено  в переживания в виде отдельных  черточек.

Самообман - один из самых распространенных видов  жизненной лжи. Это

своеобразная  защитная реакция, позволяющая сохранить  душевное спокойствие и

чувство уверенности  в себе. Развитие тщеславия, как и  гордости, зависит от

условий социального  существования, от индивидуальных условий  развития данного

индивида. Его  внешнее проявление и особенности  субъективного преломления

могут стоять в  связи с интеллектуальным и моральным развитием данной

личности. Оно  находится в связи рядом с  факторов и представляет реакцию  столь

же исторически  изменчивую, как и гордость.

О ЛЕСТИ

Неспособность самолюбивого человека критически оценить  свою собственную

личность обеспечивает успех лести. "Льстят,- по выражению Н.Г.

Чернышевского,- затем чтобы господствовать под  видом покорности".

Каждый человек  в какой-то мере самолюбив, каждому  приятно то, что говорит о

его ценности, что  возвышает его в своих и  чужих глазах. Тот, кто идет на

встречу этой потребности, делается приятным, как человек, приносящий радость,

в то время как  неприятная "правда глаз колет".

Лесть и интриги  всегда были сильнейшими средствами в борьбе за милость

коронованных  и иных высоких особ. Лесть находила благодарную почву в

самообольщении, связанном с большой властью.

Успех лести  вырастает на почве тщеславия, и  понятно, что тщеславные люди

наиболее легко  ей поддаются.

ОБИДА

Когда задевается чувство собственного достоинства, когда человек осознает,

что его унижают в его личном мнении или во мнении общества, возникает эмоция

обиды. Оскорбления  и обиды вызывают острый аффект, который нередко ведет к

ответному "оскорблению  действием" или к более тяжким последствиям. Не следует

думать, что человек, промолчавший и только через некоторый промежуток времени

проявивший свое нетерпение криком, исступлением, ударами, мог в этот период

наблюдать и  направлять на что-либо свое внимание. Он ничего не видит и не

слышит. Он весь во власти вихря внутренних вопросов: "Да как он смеет?! Да

что же это такое, неужели я это перенесу?!".

Обида может, конечно, не вызывать столь острой реакции. Может  оставаться

затаенной и  постепенно изживаться или вести  не к вспышке гнева, а ряду

обдуманных разнообразных  действий, в том числе к мести. Обиду переживает, и

ребенок, и взрослый, и глупый, и умный. Цицерон сказал: "Оскорбление

причиняет боль, которую с трудом переносят мудрейшие  и лучшие люди".

Гордый, тщеславный, самолюбивый человек и человек  с повышенным чувством

собственного  достоинства, конечно, более обидчивы, у них имеется своего рода

гиперестезия  в этом отношении, они видят и  подозревают обиду там, где и  не

предполагалось  причинить ее.

     2.2 Теория Шехтер.

С. Шехтер и его  соавторы предположили, что эмоции возникают на основе

физиологического возбуждения. Некоторое событие или ситуация вызывают

физиологическое возбуждение, и у индивида возникает  необходимость оценить

содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество

эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при

физиологическом возбуждении, а от того, как индивид  оценивает ситуацию, в

которой это  происходит. Оценка ситуации дает возможность  личности назвать

испытываемое  ощущение возбуждения радостью или  гневом, страхом или

отвращением или  любой другой подходящей к ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же

самое физиологическое  возбуждение может испытываться, как радость или как

гнев (или любая  другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации.

Он показал, что  немалый вклад в эмоциональные  процессы вносят память и

мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила

название когнитивно - физиологической.

В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных

положений когнитивной  теории эмоций, людям давали в качестве "лекарства"

физиологически  нейтральный раствор в сопровождении  различных инструкций. В

одном случае им говорили о том, что данное "лекарство" должно будет вызвать у

них состояние  эйфории (приподнятое настроение), в  другом - состояние гнева.

После принятия соответствующего "лекарства" испытуемых, через некоторое

время, когда  оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали,

что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные  переживания, о которых они

рассказывали, соответствовали  ожидаемым по данной им инструкции.

Было показано также, что характер и интенсивность  эмоциональных переживаний

человека в  той или иной ситуации зависят  от того, как их переживают другие,

рядом находящиеся  люди. Это значит, что эмоциональные  состояния могут

передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных

качество коммуницируемых  переживаний зависит от его личного  отношения к тому,

кому он сопереживает.

     2.3 Теория Линдсея – Хебба.

Психологическая теория эмоций (так условно можно  назвать концепции Джемса -

Ланге и Кеннона - Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием

электрофизиологических  исследований мозга. На ее базе возникла активационная

теория Линдсея - Хебба. Согласно этой теории эмоциональные  состояния

определяются  влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного

мозга. Эмоции возникают  вследствие нарушения и восстановления равновесия в

соответствующих структурах центральной нервной  системы. Активационная теория

базируется на следующих основных положениях:

1.  Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях,

является выражением так называемого "комплекса активации", связанного с

деятельностью ретикулярной формации.

2. Работа ретикулярной  формации определяет многие динамические  параметры

эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд

других.

Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных  и органических

процессов, появились  теории, описывающие влияние эмоций на психику и

поведение человека. Эмоции, как, оказалось, регулируют деятельность,

обнаруживая вполне определенное на нее влияние в  зависимости от характера и

интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу  удалось

экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем

эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической

деятельности.

Между эмоциональным  возбуждением и эффективностью деятельности человека

существует криволинейная, "колоколообразная" зависимость. Для достижения

наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и

очень сильные  эмоциональные возбуждения. Для  каждого человека (а в целом  и

для всех людей) имеется оптимум эмоциональной  возбудимости, обеспечивающий

максимум эффективности  в работе. Оптимальный уровень  эмоционального

возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей

выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от

индивидуальности  включенного в нее человека и  от многого другого. Слишком

слабая эмоциональная  возбужденность не обеспечивает должной мотивации

деятельности, а  слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает

практически неуправляемой.

У человека в  динамике эмоциональных процессов  и состояний не меньшую роль,

чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические

факторы (когнитивные  означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были

предложены новые  концепции, объясняющие эмоции у  человека динамическими

особенностями когнитивных процессов.

     2.4 Рудементальная теория.

После выхода этой теории, сразу был дан толчок для двух направлений, по

которым пошла  работа психологической мысли: с  одной стороны, продолжая в

положительном направлении дарвинские идеи, ряд  психологов (частью Г. Спенсер

и его ученики, частью французские позитивисты - Т. Рибо и его школа, частью

немецкая биологически ориентированная психология) стали  развивать идеи о

биологическом происхождении человеческих эмоций из аффективных и

инстинктивных реакций животных. Отсюда и создалась  Рудиментная теория эмоций.

С точки зрения этой теории выразительные движения, сопровождающие наш страх,

рассматриваются как рудиментные остатки животных реакций при бегстве и

обороне, а выразительные  движения, сопровождающие наш гнев, рассматриваются

как рудиментные  остатки движений, сопровождающих некогда у наших животных

предков реакцию  нападения. Страх стал рассматриваться  как заторможенное

бегство, а гнев - как заторможенная драка. Иначе  говоря, все выразительные

движения стали  рассматриваться ретроспективно.

Таким образом, получилось впечатление, что человек будущего - человек

безэмоциональный.

     2.5 Теория Шехтер.

С. Шехтер и его  соавторы предположили, что эмоции возникают на основе

Информация о работе Эмоция и человеческая деятельность А.С.Пушкин