Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 19:53, реферат
Когда вы наблюдаете, восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными формами познавательной деятельности, вы проявляете свое отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование.
любезны, предупредительны и тем самым возбуждают мнение, что этот человек с
большим социальным чувством.
Тщеславие сказывается в выборе профессии, в постановке жизненных целей и т.д.
Неудача врага может восприниматься как личная удача. Человек всегда готов
обесценить чужие успехи и достижения пристрастной критикой. Зависть не
позволяет быть объективным.
Тщеславный не только критикует определенных конкретных лиц, но часто вообще
относится критически к людям, к "толпе", и судит о них свысока. Тщеславное
чувство превосходства над людьми находит разнообразнейшие проявления и может
быть вкраплено в переживания в виде отдельных черточек.
Самообман - один из самых распространенных видов жизненной лжи. Это
своеобразная защитная реакция, позволяющая сохранить душевное спокойствие и
чувство уверенности в себе. Развитие тщеславия, как и гордости, зависит от
условий социального существования, от индивидуальных условий развития данного
индивида. Его внешнее проявление и особенности субъективного преломления
могут стоять в связи с интеллектуальным и моральным развитием данной
личности. Оно находится в связи рядом с факторов и представляет реакцию столь
же исторически изменчивую, как и гордость.
О ЛЕСТИ
Неспособность самолюбивого человека критически оценить свою собственную
личность обеспечивает успех лести. "Льстят,- по выражению Н.Г.
Чернышевского,- затем чтобы господствовать под видом покорности".
Каждый человек в какой-то мере самолюбив, каждому приятно то, что говорит о
его ценности, что возвышает его в своих и чужих глазах. Тот, кто идет на
встречу этой потребности, делается приятным, как человек, приносящий радость,
в то время как неприятная "правда глаз колет".
Лесть и интриги всегда были сильнейшими средствами в борьбе за милость
коронованных и иных высоких особ. Лесть находила благодарную почву в
самообольщении, связанном с большой властью.
Успех лести вырастает на почве тщеславия, и понятно, что тщеславные люди
наиболее легко ей поддаются.
ОБИДА
Когда задевается чувство собственного достоинства, когда человек осознает,
что его унижают в его личном мнении или во мнении общества, возникает эмоция
обиды. Оскорбления и обиды вызывают острый аффект, который нередко ведет к
ответному "оскорблению действием" или к более тяжким последствиям. Не следует
думать, что человек, промолчавший и только через некоторый промежуток времени
проявивший свое нетерпение криком, исступлением, ударами, мог в этот период
наблюдать и направлять на что-либо свое внимание. Он ничего не видит и не
слышит. Он весь во власти вихря внутренних вопросов: "Да как он смеет?! Да
что же это такое, неужели я это перенесу?!".
Обида может, конечно, не вызывать столь острой реакции. Может оставаться
затаенной и постепенно изживаться или вести не к вспышке гнева, а ряду
обдуманных разнообразных действий, в том числе к мести. Обиду переживает, и
ребенок, и взрослый, и глупый, и умный. Цицерон сказал: "Оскорбление
причиняет боль, которую с трудом переносят мудрейшие и лучшие люди".
Гордый, тщеславный, самолюбивый человек и человек с повышенным чувством
собственного достоинства, конечно, более обидчивы, у них имеется своего рода
гиперестезия в этом отношении, они видят и подозревают обиду там, где и не
предполагалось причинить ее.
2.2 Теория Шехтер.
С. Шехтер и его соавторы предположили, что эмоции возникают на основе
физиологического возбуждения. Некоторое событие или ситуация вызывают
физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить
содержание ситуации,
которая это возбуждение
эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при
физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в
которой это происходит. Оценка ситуации дает возможность личности назвать
испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или
отвращением или любой другой подходящей к ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же
самое физиологическое
возбуждение может
гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации.
Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и
мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила
название когнитивно - физиологической.
В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных
положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве "лекарства"
физиологически
нейтральный раствор в
одном случае им говорили о том, что данное "лекарство" должно будет вызвать у
них состояние эйфории (приподнятое настроение), в другом - состояние гнева.
После принятия соответствующего "лекарства" испытуемых, через некоторое
время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали,
что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они
рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.
Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний
человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие,
рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут
передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных
качество коммуницируемых переживаний зависит от его личного отношения к тому,
кому он сопереживает.
2.3 Теория Линдсея – Хебба.
Психологическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса -
Ланге и Кеннона - Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием
электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная
теория Линдсея - Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния
определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного
мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в
соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория
базируется на следующих основных положениях:
1. Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях,
является выражением так называемого "комплекса активации", связанного с
деятельностью ретикулярной формации.
2. Работа ретикулярной
формации определяет многие
эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд
других.
Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических
процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и
поведение человека. Эмоции, как, оказалось, регулируют деятельность,
обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и
интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось
экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем
эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической
деятельности.
Между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека
существует криволинейная, "колоколообразная" зависимость. Для достижения
наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и
очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и
для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий
максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального
возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей
выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от
индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком
слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации
деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает
практически неуправляемой.
У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль,
чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические
факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были
предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими
особенностями когнитивных процессов.
2.4 Рудементальная теория.
После выхода этой теории, сразу был дан толчок для двух направлений, по
которым пошла работа психологической мысли: с одной стороны, продолжая в
положительном направлении дарвинские идеи, ряд психологов (частью Г. Спенсер
и его ученики, частью французские позитивисты - Т. Рибо и его школа, частью
немецкая биологически ориентированная психология) стали развивать идеи о
биологическом происхождении человеческих эмоций из аффективных и
инстинктивных реакций животных. Отсюда и создалась Рудиментная теория эмоций.
С точки зрения этой теории выразительные движения, сопровождающие наш страх,
рассматриваются
как рудиментные остатки
обороне, а выразительные движения, сопровождающие наш гнев, рассматриваются
как рудиментные остатки движений, сопровождающих некогда у наших животных
предков реакцию нападения. Страх стал рассматриваться как заторможенное
бегство, а гнев - как заторможенная драка. Иначе говоря, все выразительные
движения стали
рассматриваться
Таким образом, получилось впечатление, что человек будущего - человек
безэмоциональный.
2.5 Теория Шехтер.
С. Шехтер и его соавторы предположили, что эмоции возникают на основе
Информация о работе Эмоция и человеческая деятельность А.С.Пушкин