Изучение влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье человека.

Объект исследования: телесно-ориентированная терапия

Предмет исследования – влияние телесно-ориентированной терапии на улучшение психологического здоровья человека

Файлы: 1 файл

Изучение влияния телесно.docx

— 142.78 Кб (Скачать)
     
         Х
     
         f
         Х -Хср
         (Х  -Хср )2
         f (Х  -Хср )2
         7
         1
         -4,9
         24,01
         24,01
         4
         2
         -7,9
         62,41
         124,81
         8
         2
         -3,9
         15,21
         30,42
         24
         1
         12,1
         146,41
         146,41
         15
         1
         3,1
         9,61
         9,61
         28
         1
         16,1
         259,21
         269,21
         4
         2
         -7,9
         62,41
         124,81
         9
         1
         -2,9
         8,41
         8,41
         17
         1
         5,1
         26,01
         26,01
         28
         1
         16,1
         259,21
         259,21
         0
         3
         -11,9
         141,61
         424,83
         12
         2
         0,1
         0,01
         0,02
         8
         2
         -3,9
         15,21
         30,42
         0
         3
         -11,9
         141,61
         424,83
         0
         3
         -11,9
         141,61
         424,83
         13
         3
         1,1
         1,21
         3,63
         13
         3
         1,1
         1,21
         3,63
         12
         2
         0,1
         0,01
         0,02
         13
         3
         1,1
         1,21
         3,63
         23
         1
         11,1
         123,21
         123,21
         Хср = 11,9
                    
         2461,96
 

    Хср = 11,9

    σ = √  Σ f (Х -Хср )2 / (N-1) = √ 2461,96/19 = 11,38

    m = σ/  √N = 11,38/√20 = 2,54

    Далее сравним  полученное значение t – критерия с табличным для числа степеней свободы 38 (t = 2,021) при допустимой ошибке 5%. У нас этот показатель равен 2,54, т.е. больше табличного. Следовательно, можно сделать вывод, что между средними показателями контрольной группы имеется устойчивая тенденция к связи. Уровень депрессии в результате применения массажа в группе несколько снизился.

    Таблица 2

     Обработка  полученных данных по методике  Стьюдента в экспериментальной  группе 

     
         Х
     
         f
         Х -Хср
         (Х  -Хср )2
         f (Х  -Хср )2
         7
         1
         -4,25
         18,06
         18,06
         4
         2
         -7,25
         52,56
         105,12
         8
         2
         -8,25
         68,06
         136,12
         20
         2
         8,75
         76,56
         153,12
         15
         1
         3,75
         14,06
         14,06
         25
         1
         13,75
         189,06
         189,06
         4
         2
         -7,25
         52,56
         105,12
         9
         1
         -2,25
         5,06
         5,06
         17
         1
         5,75
         33,06
         33,06
         25
         1
         13,75
         189,06
         189,06
         0
         3
         -11,25
         126,56
         379,68
         12
         2
         0,75
         0,56
         1,12
         8
         2
         -3,25
         10,56
         21,12
         0
         3
         -11,25
         126,56
         379,68
         0
         3
         -11,25
         126,56
         379,68
         13
         3
         1,75
         3,06
         9,18
         13
         3
         1,75
         3,06
         9,18
         12
         2
         0,75
         0,56
         1,12
         13
         3
         1,75
         3,06
         9,18
         20
         2
         8,75
         76,56
         153,12
         Хср = 11,25
                    
         2290,9
 

    Хср = 11,25

    σ = √  Σ f (Х -Хср )2 / (N-1) = √ 2990,9/19 = 12,54

    m = σ/  √N = 12,54/√20 = 2,80

    Далее сравним  полученное значение t – критерия с табличным для числа степеней свободы 9 (t = 2,704) при допустимой ошибке 1%. У нас этот показатель равен 2,80, т.е. больше табличного. Следовательно, можно сделать вывод, что различия между средними показателями экспериментальной группы являются статистически значимыми.

    Выводы

    В ходе эксперимента мы выяснили, что при применении массажа происходит незначительное снижение депрессии, а в результате применения массажа и телесно-ориентированной  терапии происходит значительное снижение депрессии. 

Заключение

    Целью данной работы являлось изучение влияния телесно-ориентированной  терапии на психологическое здоровье человека.

    В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи:

    1. Рассмотрена  история возникновения телесно-ориентированной  терапии и основные концепции  и направления телесно-ориентированной  терапии

    2. Изучены  особенности психологического состояния  человека, изучено влияние телесно-ориентированной  терапии на психику, рассмотрены  особенности применения телесно-ориентированной  терапии в коррекционной работе

    3. Изучена  эффективность применения телесно-ориентированной  терапии для психологического  здоровья человека

    Будучи  психологией человеческой телесности и чувств, телесно-ориентированная  терапия основана на целостном подходе  к разрешению трудностей, стрессов, кризисов, с которыми мы сталкиваемся в ходе жизни. Она представляет собой  систему - психологической помощи, поддержки, исцеления и коррекции - обширного  круга человеческих проблем.

    Существенной  особенностью телесно-ориентированной  терапии является то, что работа с телом создает уникальные возможности  терапевтического воздействия "вне цензуры сознания", что позволяет обнаружить истинные истоки наболевших проблем, получить доступ к глубинным уровням бессознательного, представленным в теле. В ходе терапевтической работы становятся осознаваемы и доступны для изменения негативные состояния и чувства - ярость, гнев, агрессия, страх, тревога, сверхконтроль и др. Эта особенность предопределяет высокую эффективность телесно-ориентированного подхода в оказании психологической помощи, в создании условий разрешения проблем, которыми изобилует человеческая жизнь.

    Экспериментальная часть работы проводилась в Муниципальном  учреждении социального обслуживания населения Заельцовского района г. Новосибирска. Критерием отбора послужили  люди в возрасте 65-80 лет с различными заболеваниями опорно-двигательного  аппарата по направлению медицинских  учреждений (поликлиник) на реабилитацию в муниципальный комплексный  цент отделения дневного пребывания.

    В работе применялась следующая методика исследования: опросник Бека для диагностики  депрессивных состояний.

    Коррекционная работа проводилась в двух группах: контрольной и экспериментальной.

    В контрольной  группе проводился массаж 3 раза в неделю (в течение месяца) – итого 12 раз, в экспериментальной группе  проводился массаж 3 раза в неделю и телесно-ориентированная  терапия на следующий день после  массажа в течение трех часов  также в течение месяца 12 раз.

     В  ходе исследования было выявлено  некоторое снижение депрессии  в контрольной группе и значительное  снижение в экспериментальной,  что подтверждают результаты  статистического анализа. 

    Таким образом, гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась экспериментально: в  работе было выявлено положительное  влияние телесно-ориентированной  терапии на психологическое состояние  пациентов.

    Благодаря данному исследованию можно в  дальнейшем достичь хороших результатов  в ходе терапевтической работы, в  оказании психологической помощи. 

Библиографический список

  1. Абрамова Г.А. Практическая психология. Екатеринбург, 1998.
  2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993.
  3. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, Серия: Концепции психотерапии, 2000.
  4. Аршавский И.А. Ваш малыш может не болеть. – М., 2000
  5. Баевский Р.М., Баевский А.Р., Лапкин М.М., Семенов Ю.Н., Шалкин П.В. Медико-физиологические аспекты разработки аппаратно-программных средств для математического анализа ритма сердца. Российский медико-биологичеаский вестник, 1-2, 1996, с. 104-113.
  6. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М., Медицина, 1997, с. 236.
  7. Баскаков В. Свободное тело. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. – 224 с.
  8. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 1987. 125 с.
  9. Бодалев А. А. О предмете акмеологии. //Психологический журнал.– 1993.– Т. 14–№ 5.
  10. Братусь  Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. №5.
  11. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с. 420-429.
  12. Вачнов И. Основы психологии группового треннинга. М. 2000
  13. Гарбузов В.И.  Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995.Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998. N 4. С.50-63.   
  14. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Кузьменко Т.С. Антистрессорные реакции и активационная терапия. – М.: «ИМЕДИС», 1998.
  15. Григорьев С.И., Демина Л.Д., Растов Ю.Е. Жизненные силы человека. Барнаул, 1996.
  16. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М, 1994.
  17. Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория // Валеология. 1997, №1.
  18. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
  19. Дунаев И.В. Основы лечебного массажа (техника и методики). Учебное пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг»;ООО «Издательство ЮКЭА», 2000. – 480 с.
  20. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. №4.
  21. Здоровье и образование: концептуальные основы педагогической валеологии. СПб., 1994.
  22. Иванюшкин А.Я. Здоровье и болезнь в системе ценностных ориентаций человека // Вестник НМН СССР, 1982. т. 45, № 4, с. 29-33.
  23. Карл Рудестам "Групповая психотерапия"   - М, 2000.
  24. Карла Л. Ханнафорд. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. // Пер. с англ. Москва, 1999. 238 с.   
  25. Квин В. Прикладная психология. СПб., 2000.
  26. Кнастер Мирка. Мудрость тела. // Москва, ЭКСПО, 2002.   
  27. Коляну Н. Введение в психотехнику Свободного Дыхания. Переяславль-Залесский, 1992
  28. Кураев Г.А., Сергеев С.К. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология, 1996. № 1, с. 7-17
  29. Лестер К. Защитные механизмы человеческой психики. М., 1963.
  30. Лоуэн А. Секс, любовь и сердце. Телесноориентированный биоэнергетический психоанализ любви и сексуальности. // М.: Изд. В.П.Ильин, 1998. 194с.   
  31. Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. 1999. N 1. С.31-38.   
  32. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982, 40 с.
  33. Лисицын Ю. П. Слово о здоровье. - М., 1986. – 192 с.
  34. Лоуэн А. “Физическая динамика структуры характера”. М., 1996.
  35. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000. – 256 с.
  36. Мак-Нили Д. Прикосновение: глубинная психология и телесная терапия. // М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. 144с.
  37. Марк Непп, Джудит Холл. Мимика, жесты, движения, позы. Невербальное общение. Учебник. / /М-Спб, 2004.
  38. Мартынова Н.М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека // Философские науки. 1992, №2.
  39. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб, 1997.
  40. Минделл А. Сила безмолвия. Как симптомы обогащают жизнь. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, Серия: Концепции психотерапии, 2004.
  41. Минделл А. Сновидение в бодрствовании. Методы 24-часововго осознаваемого сновидения. – М., 2004
  42. Минделл А. Преобразование больших групп через конфликт и разнообразие. – М., 2003.
  43. Минделл А. Тело шамана. Новый шаманизм для преображения здоровья, межличностных отношений и общества. – М., 2004.
  44. Михайлов А.Н., Ротенберг В.С. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях // Вопросы психологии. 1990. №5.
  45. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. // Москва: Алтейа, 1998. 488 с.   
  46. Никитин В.Н. Пластикодрама. // Москва: Когито-центр, 2001.   
  47. Психотерапевтическая энциклопедия /Под редакцией Б. Карвасарского. СПб., 1998
  48. Райх В. Анализ характера. – М., 2000.
  49. Руководство по телесно-ориентированной терапии. // СПб: "Речь", 2000. 256с.   
  50. Романова Е.С. Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. М., 1996.
  51. Рудестам К.. Групповая психотерапия. СПб., 1998
  52. Свободное тело. Хрестоматия, сост. Баскаков В. // Москва, Самиздат, 2001.   
  53. Сергеева Л.С. Телесно-ориентированная психотерапия. СПб. 2000
  54. Старк А. и Хендрикс К. "Танцевально-двигательная терапия". Пер. с англ. // Ярославль, 1994.   
  55. Техника групповой психотерапии. СПб.: Питер. 2001
  56. Фельденкрайз М. Осознавание через движение: 12 практических уроков. // М.- СПб, 2000. 160с.   
  57. Фельденкрайз М. Искуство движения. Уроки мастера. // Москва, ЭКСМО, 2003.   
  58. Фрегер Р., Фейдимен Д. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. – М., 1996. –76 с.
  59. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии. Сост. Баскаков В. // Москва, 1992.   
  60. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под редакцией В. Баскакова. М., 19972. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. // Спб: Речь, 2003. 192с.   
  61. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М., 2001.
  62. Хорни К. Самосознание. М., 1996.
  63. Юнг К.Г. Аналитическая психология: теория и практика. Тавистокские лекции. – СПб.: Б.С.К., 1998. – 211 с.
  64. Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб.: изд-во «Азбука», 1996. – 736 с.
  65. Юнг К.Г. Четыре работы о психологической типологии // Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб.: изд-во «Азбука», 1996. – 736 с.
  66. Яковлева Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии. Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. – Ярославль, 1998. т. 4. Вып. 2. – с. 364-366.

 

Приложения 

    Исследование  депрессии до эксперимента (экспериментальная  группа) 

     
     Пациент      Оценка  в баллах      Итого      
     А      Б      В      Г      Д      Е      Ж      З      И      К      Л      М      Н
     1      1      0      1      1      0      0      1      0      1      0      1      1      1      8
     2      0      0      1      1      0      0      1      0      1      0      0      0      0      4
     3      1      0      1      1      0      0      1      0      1      0      1      1      1      8
     4      2      2      1      2      2      2      1      2      2      2      2      3      2      25
     5      1      1      1      2      1      2      1      1      2      1      1      1      1      16
     6      3      2      2      2      2      2      2      2      2      2      3      3      3      30
     7      0      0      1      1      0      0      1      0      1      0      0      0      0      4
     8      1      1      0      0      1      1      0      1      0      1      1      1      1      9
     9      2      1      1      1      1      1      1      1      1      1      2      2      2      17
     10      3      2      2      2      2      2      2      2      2      2      3      3      3      30
     11      0      0      0      0      0      0      0      0      0      0      0      0      0      0
     12      1      1      1      1      1      1      1      1      1      1      1      1      1      13
     13      1      0      1      1      0      0      1      0      1      0      1      1      1      8
      

     14

     0      0      0      0      0      0      0      0      0      0      0      0      0      0
     15      0      0      0      0      0      0      0      0      0      0      0      0      0      0
     16      1      1      1      1      1      1      1      1      1      1      1      1      1      13
     17      1      1      1      1      1      1      1      1      1      1      1      1      1      13
     18      1      1      1      1      1      1      1      1      1      1      1      1      1      13
     19      1      1      1      1      1      1      1      1      1      1      1      1      1      13
     20      1      3      2      3      2      2      2      2      2      2      2      1      1      25

Информация о работе Изучение влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье