Хср
= 11,9
σ = √
Σ f (Х -Хср )2 / (N-1) = √ 2461,96/19 = 11,38
m = σ/
√N = 11,38/√20 = 2,54
Далее сравним
полученное значение t – критерия с табличным
для числа степеней свободы 38 (t = 2,021) при
допустимой ошибке 5%. У нас этот показатель
равен 2,54, т.е. больше табличного. Следовательно,
можно сделать вывод, что между средними
показателями контрольной группы имеется
устойчивая тенденция к связи. Уровень
депрессии в результате применения массажа
в группе несколько снизился.
Таблица
2
Обработка
полученных данных по методике
Стьюдента в экспериментальной
группе
Хср
= 11,25
σ = √
Σ f (Х -Хср )2 / (N-1) = √ 2990,9/19 = 12,54
m = σ/
√N = 12,54/√20 = 2,80
Далее сравним
полученное значение t – критерия с табличным
для числа степеней свободы 9 (t = 2,704) при
допустимой ошибке 1%. У нас этот показатель
равен 2,80, т.е. больше табличного. Следовательно,
можно сделать вывод, что различия между
средними показателями экспериментальной
группы являются статистически значимыми.
Выводы
В ходе эксперимента
мы выяснили, что при применении
массажа происходит незначительное
снижение депрессии, а в результате
применения массажа и телесно-ориентированной
терапии происходит значительное снижение
депрессии.
Заключение
Целью данной
работы являлось изучение влияния телесно-ориентированной
терапии на психологическое здоровье
человека.
В соответствии
с поставленной целью в работе
решены следующие задачи:
1. Рассмотрена
история возникновения телесно-ориентированной
терапии и основные концепции
и направления телесно-ориентированной
терапии
2. Изучены
особенности психологического состояния
человека, изучено влияние телесно-ориентированной
терапии на психику, рассмотрены
особенности применения телесно-ориентированной
терапии в коррекционной работе
3. Изучена
эффективность применения телесно-ориентированной
терапии для психологического
здоровья человека
Будучи
психологией человеческой телесности
и чувств, телесно-ориентированная
терапия основана на целостном подходе
к разрешению трудностей, стрессов,
кризисов, с которыми мы сталкиваемся
в ходе жизни. Она представляет собой
систему - психологической помощи, поддержки,
исцеления и коррекции - обширного
круга человеческих проблем.
Существенной
особенностью телесно-ориентированной
терапии является то, что работа
с телом создает уникальные возможности
терапевтического воздействия "вне
цензуры сознания", что позволяет обнаружить
истинные истоки наболевших проблем, получить
доступ к глубинным уровням бессознательного,
представленным в теле. В ходе терапевтической
работы становятся осознаваемы и доступны
для изменения негативные состояния и
чувства - ярость, гнев, агрессия, страх,
тревога, сверхконтроль и др. Эта особенность
предопределяет высокую эффективность
телесно-ориентированного подхода в оказании
психологической помощи, в создании условий
разрешения проблем, которыми изобилует
человеческая жизнь.
Экспериментальная
часть работы проводилась в Муниципальном
учреждении социального обслуживания
населения Заельцовского района
г. Новосибирска. Критерием отбора послужили
люди в возрасте 65-80 лет с различными
заболеваниями опорно-двигательного
аппарата по направлению медицинских
учреждений (поликлиник) на реабилитацию
в муниципальный комплексный
цент отделения дневного пребывания.
В работе
применялась следующая методика
исследования: опросник Бека для диагностики
депрессивных состояний.
Коррекционная
работа проводилась в двух группах:
контрольной и экспериментальной.
В контрольной
группе проводился массаж 3 раза в неделю
(в течение месяца) – итого 12 раз,
в экспериментальной группе проводился
массаж 3 раза в неделю и телесно-ориентированная
терапия на следующий день после
массажа в течение трех часов
также в течение месяца 12 раз.
В
ходе исследования было выявлено
некоторое снижение депрессии
в контрольной группе и значительное
снижение в экспериментальной,
что подтверждают результаты
статистического анализа.
Таким образом,
гипотеза, поставленная в начале исследования,
подтвердилась экспериментально: в
работе было выявлено положительное
влияние телесно-ориентированной
терапии на психологическое состояние
пациентов.
Благодаря
данному исследованию можно в
дальнейшем достичь хороших результатов
в ходе терапевтической работы, в
оказании психологической помощи.
Библиографический
список
- Абрамова Г.А. Практическая
психология. Екатеринбург, 1998.
- Адлер А. Практика
и теория индивидуальной психологии. М.,
1993.
- Александер Ф. Психосоматическая
медицина. Принципы и применение. – М.:
Институт Общегуманитарных Исследований,
Серия: Концепции психотерапии, 2000.
- Аршавский И.А.
Ваш малыш может не болеть. – М., 2000
- Баевский Р.М., Баевский
А.Р., Лапкин М.М., Семенов Ю.Н., Шалкин П.В.
Медико-физиологические аспекты разработки
аппаратно-программных средств для математического
анализа ритма сердца. Российский медико-биологичеаский
вестник, 1-2, 1996, с. 104-113.
- Баевский Р.М., Берсенева
А.П. Оценка адаптационных возможностей
организма и риск развития заболеваний.
М., Медицина, 1997, с. 236.
- Баскаков В. Свободное
тело. – М.: Институт общегуманитарных
исследований, 2004. – 224 с.
- Брехман И.И. Введение
в валеологию - науку о здоровье. Л., 1987.
125 с.
- Бодалев А. А. О
предмете акмеологии. //Психологический
журнал.– 1993.– Т. 14–№ 5.
- Братусь Б.С. К
проблеме человека в психологии // Вопросы
психологии. 1997. №5.
- Васильева О.С.,
Журавлева Е.В. Исследование представлений
о здоровом образе жизни // Психологический
вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с.
420-429.
- Вачнов И. Основы
психологии группового треннинга. М. 2000
- Гарбузов В.И.
Человек - жизнь - здоровье // Древние и
новые каноны медицины. СПб, 1995.Герасимова
И.А. Философское понимание танца // Вопросы
философии. 1998. N 4. С.50-63.
- Гаркави Л.Х., Квакина
Е.Б., Кузьменко Т.С. Антистрессорные реакции
и активационная терапия. – М.: «ИМЕДИС»,
1998.
- Григорьев С.И.,
Демина Л.Д., Растов Ю.Е. Жизненные силы человека.
Барнаул, 1996.
- Гроф С. Путешествие
в поисках себя. М, 1994.
- Давидович В.В.,
Чекалов А.В. Здоровье как философская
категория // Валеология. 1997, №1.
- Дубровина И.В.
Практическая психология образования.
– СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
- Дунаев И.В. Основы
лечебного массажа (техника и методики).
Учебное пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг»;ООО
«Издательство ЮКЭА», 2000. – 480 с.
- Журбин В.И. Понятие
психологической защиты в концепциях
З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии.
1990. №4.
- Здоровье и образование:
концептуальные основы педагогической
валеологии. СПб., 1994.
- Иванюшкин А.Я.
Здоровье и болезнь в системе ценностных
ориентаций человека // Вестник НМН СССР,
1982. т. 45, № 4, с. 29-33.
- Карл Рудестам
"Групповая психотерапия" - М, 2000.
- Карла Л. Ханнафорд.
Мудрое движение. Мы учимся не только головой.
// Пер. с англ. Москва, 1999. 238 с.
- Квин В. Прикладная
психология. СПб., 2000.
- Кнастер Мирка.
Мудрость тела. // Москва, ЭКСПО, 2002.
- Коляну Н. Введение
в психотехнику Свободного Дыхания. Переяславль-Залесский,
1992
- Кураев Г.А., Сергеев
С.К. Валеологическая система сохранения
здоровья населения России // Валеология,
1996. № 1, с. 7-17
- Лестер К. Защитные
механизмы человеческой психики. М., 1963.
- Лоуэн А. Секс,
любовь и сердце. Телесноориентированный
биоэнергетический психоанализ любви
и сексуальности. // М.: Изд. В.П.Ильин, 1998.
194с.
- Лабунская В.А.,
Шкурко Т.А. Развитие личности методом
танцевально-экспрессивного тренинга
// Психологический журнал. 1999. N 1. С.31-38.
- Лисицын Ю.П. Образ
жизни и здоровье населения. М., 1982, 40 с.
- Лисицын Ю. П. Слово
о здоровье. - М., 1986. – 192 с.
- Лоуэн А. “Физическая
динамика структуры характера”. М., 1996.
- Лоуэн А. Психология
тела: биоэнергетический анализ тела.
– М.: Институт общегуманитарных исследований,
2000. – 256 с.
- Мак-Нили Д. Прикосновение:
глубинная психология и телесная терапия.
// М.: Институт Общегуманитарных Исследований,
1999. 144с.
- Марк Непп, Джудит
Холл. Мимика, жесты, движения, позы. Невербальное
общение. Учебник. / /М-Спб, 2004.
- Мартынова Н.М.
Критический анализ методологии изучения
и оценки здоровья человека // Философские
науки. 1992, №2.
- Маслоу А. Дальние
пределы человеческой психики. СПб, 1997.
- Минделл А. Сила
безмолвия. Как симптомы обогащают жизнь.
– М.: Институт Общегуманитарных Исследований,
Серия: Концепции психотерапии, 2004.
- Минделл А. Сновидение
в бодрствовании. Методы 24-часововго осознаваемого
сновидения. – М., 2004
- Минделл А. Преобразование
больших групп через конфликт и разнообразие.
– М., 2003.
- Минделл А. Тело
шамана. Новый шаманизм для преображения
здоровья, межличностных отношений и общества.
– М., 2004.
- Михайлов А.Н., Ротенберг В.С.
Особенности психологической защиты в
норме и при соматических заболеваниях
// Вопросы психологии. 1990. №5.
- Никитин В.Н. Психология
телесного сознания. // Москва: Алтейа,
1998. 488 с.
- Никитин В.Н. Пластикодрама.
// Москва: Когито-центр, 2001.
- Психотерапевтическая
энциклопедия /Под редакцией Б. Карвасарского.
СПб., 1998
- Райх В. Анализ
характера. – М., 2000.
- Руководство по
телесно-ориентированной терапии. // СПб:
"Речь", 2000. 256с.
- Романова Е.С. Гребенников Л.Р.
Механизмы психологической защиты. Генезис.
Функционирование. Диагностика. М., 1996.
- Рудестам К.. Групповая
психотерапия. СПб., 1998
- Свободное тело.
Хрестоматия, сост. Баскаков В. // Москва,
Самиздат, 2001.
- Сергеева Л.С. Телесно-ориентированная
психотерапия. СПб. 2000
- Старк А. и Хендрикс
К. "Танцевально-двигательная терапия".
Пер. с англ. // Ярославль, 1994.
- Техника групповой
психотерапии. СПб.: Питер. 2001
- Фельденкрайз
М. Осознавание через движение: 12 практических
уроков. // М.- СПб, 2000. 160с.
- Фельденкрайз
М. Искуство движения. Уроки мастера. //
Москва, ЭКСМО, 2003.
- Фрегер Р., Фейдимен
Д. Теория и практика личностно-ориентированной
психологии. – М., 1996. –76 с.
- Хрестоматия по
телесно-ориентированной психотерапии.
Сост. Баскаков В. // Москва, 1992.
- Хрестоматия по
телесно-ориентированной психотерапии
и психотехнике / Под редакцией В. Баскакова.
М., 19972. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный
тренинг. // Спб: Речь, 2003. 192с.
- Хухлаева О. В.
Основы психологического консультирования
и психологической коррекции. – М., 2001.
- Хорни К. Самосознание.
М., 1996.
- Юнг К.Г. Аналитическая
психология: теория и практика. Тавистокские
лекции. – СПб.: Б.С.К., 1998. – 211 с.
- Юнг К.Г. Психологические
типы. – СПб.: изд-во «Азбука», 1996. – 736 с.
- Юнг К.Г. Четыре
работы о психологической типологии //
Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб.:
изд-во «Азбука», 1996. – 736 с.
- Яковлева Н.В. Анализ
подходов к изучению здоровья в психологии.
Психология и практика. Ежегодник Российского
психологического общества. – Ярославль,
1998. т. 4. Вып. 2. – с. 364-366.
Приложения
Исследование
депрессии до эксперимента (экспериментальная
группа)
Пациент |
Оценка
в баллах |
Итого
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
К |
Л |
М |
Н |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
8 |
2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
3 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
8 |
4 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
25 |
5 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
16 |
6 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
30 |
7 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
8 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
9 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
17 |
10 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
30 |
11 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
12 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
13 |
13 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
8 |
14 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
15 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
16 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
13 |
17 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
13 |
18 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
13 |
19 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
13 |
20 |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
25 |
|