Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 22:21, курсовая работа
Цель исследования: изучение влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье человека.
Объект исследования: телесно-ориентированная терапия
Предмет исследования – влияние телесно-ориентированной терапии на улучшение психологического здоровья человека
В античном
мире существуют свои традиции ведения
здорового образа жизни. Наличие
хорошего здоровья являлось основным
критерием для обеспечения
В этот период
появляются первые концепции психологического
здоровья личности: “познай самого
себя”, “заботься о самом себе”.
Согласно последней концепции у
каждого человека должен быть определенный
образ действий, осуществляемый по
отношению к самому себе и включающий
заботу о самом себе, изменение, преображение
себя. Особенность античного периода
заключается в том, что на первый
план выходит физический компонент
здорового образа жизни, оттесняя духовный
на второй план. В восточной же философии
четко прослеживается неразрывная
связь между духовным и физическим
состоянием человека. Здоровье здесь
рассматривается как “
Ф.Перлз рассматривает человека как единое целое, считая, что психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в способности к осознанию собственных потребностей, конструктивному поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за самого себя. Зрелая и здоровая личность аутентична, спонтанна и внутренне свободна.
З.Фрейд
считал, что психологически здоровый
человек — это тот, кто способен
согласовать принцип
В уставе
Всемирной Организации
Для философского рассмотрения здоровья важно понимать, что оно отражает необходимость, вытекающую из сущности явлений, а болезнь - это случайность, не имеющая всеобщего характера. Таким образом, современная медицина занимается преимущественно случайными явлениями - болезнями, а не здоровьем, являющимся закономерным и необходимым [9].
В подавляющем
большинстве работ
Н.В.Яковлева выделяет несколько подходов к определению здоровья, прослеживающихся в прикладных исследованиях [66]. Одним из них является подход “от противного”, в котором здоровье рассматривается как отсутствие болезни. В рамках этого подхода осуществляются исследования в медицинской психологии и психологии личности, особенно выполненные медиками. Естественно, такое рассмотрение феномена “здоровье” не может быть исчерпывающим. Разные авторы приводят следующие недостатки такого понимания здоровья: 1) в рассмотрении здоровья как неболезни изначально заложена логическая ошибка, так как определение понятия через отрицание не может считаться полным; 2) данный подход - субъективен, так как в нем здоровье видится как отрицание всех известных болезней, но при этом за бортом остаются все неизвестные болезни; 3) такое определение имеет описательный и механистический характер, что не позволяет раскрыть сущность феномена индивидуального здоровья, его особенности и динамику [30; 54]. Ю. П. Лисицын отмечает: “Можно сделать вывод, что здоровье нечто большее, чем отсутствие болезней и повреждений, это - возможность полноценно трудиться, отдыхать, словом, выполнять присущие человеку функции, свободно, радостно жить” [31; с. 13].
Второй
подход характеризуется Н. В. Яковлевой
как комплексно-аналитический. В
данном случае при изучении здоровья
путем подсчета корреляционных связей
выделяются отдельные факторы, оказывающие
влияние на здоровье. Затем анализируется
частота встречаемости данного
фактора в жизненной среде
конкретного человека и на основании
этого делается заключение о его
здоровье. Автор указывает на следующие
минусы такого подхода: возможность
недостаточности конкретного
В качестве
альтернативы предыдущим подходам к
исследованию проблем здоровья рассматривается
системный подход, принципами которого
являются: отказ от определения здоровья
как неболезни; выделение системных,
а не изолированных критериев
здоровья (гештальт-критериев системы
здороья человека); обязательное изучение
динамики системы, выделение зоны ближайшего
развития, показывающей, насколько
пластична система при
А.Я.Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья: 1) биологический - изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации; 2) социальный - здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру; 3) личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но как “стратегия жизни человека” [22].
Здоровье как способность адаптироваться к условиям окружающей среды, являющуюся результатом взаимодействия со средой рассматривают Р. М. Баевский и А. П. Берсенева [5]. В общем, в отечественной литературе стало традицией связывать состояние здоровья, болезни и переходных между ними состояний с уровнем адаптации. Л. Х. Гаркави и Е. Б. Квакина [14] рассматривают здоровье, донозологические состояния и переходные между ними состояния с позиции теории неспецифических адаптационных реакций. Состояние здоровья в данном случае характеризуется гармоничными антистрессорными реакциями спокойной и повышенной активации [14].
И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой [8]. Он пишет, что “здоровье человека - это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации” [8, с. 27].
Понимание
здоровья как состояния равновесия,
баланса между адаптационными возможностями
(потенциал здоровья) человека и
постоянно меняющимися
Изучением психического и психологического здоровья в настоящее время занимаются русские ученые: К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Б. С. Братусь, В. И. Слободчиков, и многие другие. В Саратове и Саратовской области – это М. М.Орлова, А. А. Понукалин, П. С. Кузнецов, Р. Х. Тугушев, Р. М. Шамионов и другие.
Так, О. В.Хухлаева рассматривает специфически соотношение понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье», считая, что нормой психического здоровья является отсутствие патологии в развитии, «отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе»[61, c. 13].
Таким образом,
О. В.Хухлаева высшим уровнем, процессом
жизнедеятельности считает
Для психологического здоровья норма – это (по Хухлаевой) – «присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться [то есть пассивно приспособиться, как понимает цитируемый автор, – разрядка Т. М.] к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию» альтернативой норме в случае психического здоровья является болезнь, в случае психологического здоровья – «отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности». Рассмотренный выше подход к проблеме взаимосвязи двух основных понятий, безусловно, интересен для науки и полезен с практической точки зрения. Однако, следуя в общем плане за И. В. Дубровиной в понимании отношения феноменов «психического здоровья» и «психологического здоровья», О. В.Хухлаева включает, таким образом, второй феномен в первый, то есть психолого–педагогические и социально–психологические аспекты здоровья – в медико-психологический его «каркас». С нашей точки зрения такое рассмотрение не правомерно. Предполагая уровни психического здоровья (высший – креативный, средний – адаптивный, низший – дезадаптивный или ассимилятивно-аккомодативный), центральным понятием в характеристике которых является «адаптация» (по Хухлаевой), она не выходит из русла самого первого, традиционного подхода – медико-биологического, а также раннего психологического подхода в изучении адаптации человека (Павлов И. П., 1951; Самарин Ю. А., 1962; Сахно А. В., 1973; Шакуров Р. Х., 1969, 1972, 1978 и др.).
Однако
уже в первых отечественных социально-
Нет необходимости специально доказывать, что категория «здоровье» — это культурно-историческое, а не узкомедицинское понятие. В разное время, в разных культурах граница между здоровьем и нездоровьем определялась по-разному, затрагивая телесное существование, душевную жизнь и духовное бытие человека. Термин «психологическое здоровье человека» фиксирует два понятийных словосочетания: психология человека и психология здоровья; это фундаментальные категории для перспектив развития психологии как научно-практической дисциплины.
Информация о работе Изучение влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье