Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:58, курсовая работа
Введение
В последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в динамике здоровья детей. Ухудшению здоровья детского населения способствует целый ряд факторов. Среди них наиболее серьезными является неблагоприятная экономическая, экологическая обстановка, а также такие факторы, как стресс повседневной жизни школьников, увеличение количества социопатических семей, медикаментозная агрессия. Большие нагрузки в школе приводят к хроническому стрессу, последствиями которого становятся повышение невротизации детей, дефицит сна, гиподинамия и гипокинезия.
Анализируя двигательные способности у учеников с нарушением интеллекта, А.С. Самыличев (45) указывает, что эти способности развиваются неравномерно и неодновременно. В младшем школьном возрасте необходимо особое внимание обратить на развитие координационных способностей и гибкости. Целесообразно, по мнению автора, более интенсивно развивать скоростные, силовые способности и выносливость, выявленные в период ускоренного роста в младшем и среднем школьном возрасте.
Ряд авторов (Р.Д. Бабенкова, Н.А. Козленко, В.М. Мозговой, С.Ю. Юровский), (3; 4; 5; 21; 22; 23; 29; 57) указывают, что кинестетическая чувствительность у учеников школы VIII вида развита хуже, чем у детей массовой школы, вследствие чего двигательная недостаточность возрастает при выполнении сложных движений, где требуются управления движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность движений, перекрестная координация движений, пространственно-временная организация двигательного акта, словесное опосредование движений. В этой связи весьма показательны данные Э.П. Бебринга, изучавшего особенности моторики умственно отсталых школьников по показателям силы, быстроты, работоспособности (55). Автор отмечает, что темп движений у умственно отсталых школьников ниже, чем у их сверстников из массовой школы, причем разница увеличивается с возрастом.
Функция
двигательного анализатора
На первый взгляд, представленные выше материалы крайне неоднородны. Здесь – сила мышц, время реакции и частота ритмически повторяющихся движений, точность приземления при прыжке и выносливость при выполнении статических напряжений. Несмотря на кажущееся разнообразие исследуемых форм движений, результаты этих исследований оказались поразительно похожими. Основное, что объединяет все эти исследования – это то, что все они посвящены изучению двигательной функции школьника с нарушением интеллекта, и сравнению характеристик этой функции с таковой их сверстников из массовой школы.
Таким образом, анализ результатов исследований ряда авторов (Н.А. Козленко, А.А. Дмитриев, Б.В. Сермеев, В.М. Мозговой, С.Ю. Юровский), (12; 13; 21; 22; 23; 29; 32; 57), дает основание для вывода о том, что при значительных индивидуальных возрастных различиях в развитии движений у учащихся школы VIII вида наблюдаются специфические, инвариантные при различных формах умственной отсталости двигательные нарушения.
На занятиях физическими упражнениями это проявляется, прежде всего, в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений, затруднениях при выполнении или изменении движения по словесной инструкции. Павлова И.Л. (57) И.М Сеченова (47).
Исследования
физиологов Н.И. Красногорского, А.Г. Иванова-Смоленского
и др. обнаружили, что в основе
свойственной умственной отсталости слабости
замыкательной функции коры лежит
слабость нервных процессов- возбуждения
и торможения. Как известно, у детей-олигофренов
ведущим признаком принято считать нарушение
Ц.Н.С., в частности интеллекта, то есть
нарушение познавательной деятельности.
Однако недоразвитие коры больших полушарий
головного мозга, - считают они, - является
причиной и различного рода двигательных
нарушений (55). Это, по всей вероятности,
и является основным препятствием к выполнению
большого объема тренировочных нагрузок
и, как следствие, к выступлению на соревнованиях,
где требуются высочайшие способности
нервной системы.
1.2. Средства повышения двигательной активности умственно отсталых учащихся
Физическое
воспитание, применительно к системе
специальных коррекционных
В фундаментальной теории физической культуры (Л.П. Матвеев) принято выделять три группы задач, которые с определенной долей условности Самыличев А.С. назвал:
1. оздоровительными;
2. образовательными;
3.
воспитательными.
4. коррекционные (28).
Оздоровительные задачи предполагают следующее:
Образовательные
задачи заключаются в обучении двигательным
действиям и в сообщении
Уроки
физической культуры, их повышенный эмоциональный
фон, особенно при выполнении игровых
и соревновательных упражнений, создают
объективные условия для
Корреляционные
задачи состоят в направлении
нарушений и компенсации
Вспомогательными корреляционными задачами является: улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также других жизненно-важных систем организма, в деятельности которых имеются отклонения у умственно отсталых детей, нормализация тонуса мышц, улучшать подвижность в суставах, улучшать мышечно-суставное чувство, формирование вестибулярных реакций, статистическое и динамическое равновесия, ориентировки в пространстве.
На уроках физической культуры применяются самые разнообразные средства, с помощью которых педагог оказывает воздействие на учащихся. Их можно дифференцировать на две группы:
1. средства
общего педагогического
2. средства
физического воспитания, использующиеся
на уроках физкультуры:
Такое могущественное средство педагогического воздействия, каким является слово, применительно к урокам физической культуры в школе VIII вида используется в виде дидактического рассказа, беседы, инструктирования, сопроводительного пояснения, распоряжений, команд и словесных оценок.
(В ходе дидактического рассказа или беседы).
Словесные
оценки имеют существеннейшие
На занятиях учитель использует также показ физических упражнений (показ может быть фронтальным – учитель стоит лицом к учащимся), когда основное движение данного упражнения выполняется в лицевой плоскости; саггитальным – учитель стоит боком к учащимся; зеркальным; крайне редко – стоя спиной к ученикам). Показ может проходить на возвышении; в нем могут участвовать наиболее подготовленные учащиеся, используются поясняющие жесты.
Показ физических упражнений возможен и с помощью опосредованной наглядности (рисунки, фотографии и т. д.).
Ввиду того, что учащиеся школы VIII вида склонны к подражанию, очень большое значение имеет личный пример учителя. Это относится как к его внешнему виды, так и к особенностям его физической подготовки.
Основные закономерности физического воспитания продиктованы эффектом физических упражнений, физиологическим систем организма детей. Причем необходимо помнить, что существуют ближайший и следовой эффекты упражнений (55). Ближайший эффект характеризуется процессами, происходящими в физиологических системах организма умственно отсталых детей во время выполнения физических упражнений и сразу после их окончания. Следовый эффект представляет ответное реагирование систем организма умственно отсталых детей на воздействие данного упражнения, остающееся после его окончания.
При регулярном воспроизведении двигательных действий на следовый эффект каждого предшествующего упражнения накладывается ближайший эффект последующего, а на их общий следовый эффект – эффект очередного занятия. В результате возникает кумулятивный (суммарный) эффект физических упражнений. А многократная кумуляция эффектов физических упражнений со временем приводит к существенным адаптационным изменениям организма умственно отсталых детей, служащим основой для улучшения их физических качеств, а также к становлению и закреплению двигательных навыков.
Оздоровительные
силы природы упоминаются в
Дополнительным
средством физического
Таким
образом, в школе VIII вида одним из
главных средств коррекции
При
различных дефектах в развитии организм
детей находится в
1.3. Коррекционно-развивающее значение уроков ритмики в школе для детей с нарушением интеллекта
Занятиям ритмикой в школе VIII вида уделяется большое внимание, особенно со школьниками начальных классов. Естественно, в разные годы по программе «Физическая культура» для учащихся вспомогательных школ включались те или иные аспекты занятий ритмикой, в основном, для школьников начальных классов. И сегодня ритмика не утратила своей актуальности, поскольку именно для детей младших классов необходимы разнообразные упражнения, развивающие у них координацию и точность движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма.
ВУ школьной программе по ритмике, которая проводится в 1-4 классах школы VIII вида, рекомендуется вести занятия по пяти разделам, включающим: